СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок. Статистика и анализ стихотворного произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы и математики в 9 классе. Тема: Статистика и анализ стихотворного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок. Статистика и анализ стихотворного произведения.»

Поэт тем талантливее, чем более математичен его дар.  Э.По  Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии.  А.Пушкин

Поэт тем талантливее, чем более математичен его дар. Э.По

Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии.

А.Пушкин

 Статистика  и  анализ стихотворного  произведения   Интегрированный урок литературы и математики в 9 классе

Статистика и анализ стихотворного

произведения

Интегрированный урок

литературы и математики

в 9 классе

Цели урока:    1. Установить метапредметные связи «литература – математика». 2. Освоить элементы структурного анализа поэтического текста, используя математико-статистический метод. 3. Сравнить филологический и структурный анализ поэтического текста.  

Цели урока:

1. Установить метапредметные связи «литература – математика».

2. Освоить элементы структурного анализа поэтического текста, используя математико-статистический метод.

3. Сравнить филологический и структурный анализ поэтического текста.

 

Композиторы ГЛИНКА, ДАРГОМЫЖСКИЙ, РУБИНШТЕЙН, МУСОРГСКИЙ, БОРОДИН, РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, КЮИ, ЧАЙКОВСКИЙ, ГЛАЗУНОВ, ПРОКОФЬЕВ, СВИРИДОВ, ШАПОРИН, ШЕБАЛИН, ШОСТАКОВИЧ. Украина (В. Борисов, В. Кирейко, Б. Лятошинский, Ф. Надененко и др.), Белоруссия (Н. Аладов, А. Богатырев, В. Оловников), Азербайджан (Ф. Амиров, Ш. Ахундова, С. Гаджибеков, А. Гусейнзаде, Д. Джангиров, К. Караев, А. Рзаева), Грузия (Д. Аракишвили, О. Барамишвили, Р. Габичвадзе, В. Гокиели, Н. Гудиашвили, О. Тактакишвили, Ш. Тактакишвили, И. Туския, А. Шаверзашвили), Латвия (Як. Медынь), Эстония (В. Капп, Э. Капп).

Композиторы

  • ГЛИНКА, ДАРГОМЫЖСКИЙ, РУБИНШТЕЙН, МУСОРГСКИЙ, БОРОДИН, РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, КЮИ, ЧАЙКОВСКИЙ, ГЛАЗУНОВ, ПРОКОФЬЕВ, СВИРИДОВ, ШАПОРИН, ШЕБАЛИН, ШОСТАКОВИЧ.
  • Украина (В. Борисов, В. Кирейко, Б. Лятошинский, Ф. Надененко и др.), Белоруссия (Н. Аладов, А. Богатырев, В. Оловников), Азербайджан (Ф. Амиров, Ш. Ахундова, С. Гаджибеков, А. Гусейнзаде, Д. Джангиров, К. Караев, А. Рзаева), Грузия (Д. Аракишвили, О. Барамишвили, Р. Габичвадзе, В. Гокиели, Н. Гудиашвили, О. Тактакишвили, Ш. Тактакишвили, И. Туския, А. Шаверзашвили), Латвия (Як. Медынь), Эстония (В. Капп, Э. Капп).
Филологический анализ

Филологический анализ

Структурный анализ

Структурный анализ

Проблемные вопросы   1 . Не противоречат ли друг другу разные виды анализа стихотворного произведения? 2. Как математико-статистический метод поможет понять стихотворение? 3. Почему многие стихотворения А.С.Пушкина стали романсами?

Проблемные вопросы

1 . Не противоречат ли друг другу разные виды анализа стихотворного произведения?

2. Как математико-статистический метод поможет понять стихотворение?

3. Почему многие стихотворения А.С.Пушкина стали романсами?

Уверждение Верно – «+» Неверно – «-» СТИХОСЛОЖЕНИЕ - СПОСОБ, ИСКУССТВО ОРГАНИЗАЦИИ СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ (ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ - ВЕРСИФИКАЦИЯ, ПРОСОДИЯ). Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. РАЗМЕР СТИХА - СПОСОБ ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТИХА. По числу слогов в стопе стихотворный размер делится на двусложный и трехсложный.  ДВУСЛОЖНЫЕ: РАЗМЕРЫ: ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ Трехсложные: ямб и хорей. ПИРРИХИЙ - СТОПА ЯМБА ИЛИ ХОРЕЯ С «ЛИШНИМ», СВЕРХСХЕМНЫМ УДАРЕНИЕМ. Спондей - стопа ямба или хорея с пропущенным ударением. РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ОСНОВНЫХ ВИДА РИФМ : МУЖСКИЕ, ЖЕНСКИЕ И ДАКТИЛИЧЕСКИЕ. СПОСОБЫ РИФМОВКИ . ОНИ РАЗНООБРАЗНЫ, НО НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛИШЬ ТРИ: ПАРНАЯ, ПЕРЕКРЁСТНАЯ И КОЛЬЦЕВАЯ. Ямб - стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог стопы: /-/-/- Хорей - стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог стопы: -/-/-/ + + + + - - + + - -

Уверждение

Верно – «+»

Неверно – «-»

СТИХОСЛОЖЕНИЕ - СПОСОБ, ИСКУССТВО ОРГАНИЗАЦИИ СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ (ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ - ВЕРСИФИКАЦИЯ, ПРОСОДИЯ).

Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах.

РАЗМЕР СТИХА - СПОСОБ ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТИХА.

По числу слогов в стопе стихотворный размер делится на двусложный и трехсложный. 

ДВУСЛОЖНЫЕ: РАЗМЕРЫ: ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ

Трехсложные: ямб и хорей.

ПИРРИХИЙ - СТОПА ЯМБА ИЛИ ХОРЕЯ С «ЛИШНИМ», СВЕРХСХЕМНЫМ УДАРЕНИЕМ.

Спондей - стопа ямба или хорея с пропущенным ударением.

РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ОСНОВНЫХ ВИДА РИФМ : МУЖСКИЕ, ЖЕНСКИЕ И ДАКТИЛИЧЕСКИЕ.

СПОСОБЫ РИФМОВКИ . ОНИ РАЗНООБРАЗНЫ, НО НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛИШЬ ТРИ: ПАРНАЯ, ПЕРЕКРЁСТНАЯ И КОЛЬЦЕВАЯ.

Ямб - стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог стопы: /-/-/-

Хорей - стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог стопы: -/-/-/

+

+

+

+

-

-

+

+

-

-

Задание по литературе: определите размер стихотворения; охарактеризуйте рифму в зависимости от расположения ударений; определите количество строф и охарактеризуйте эти строфы.

Задание по литературе:

  • определите размер стихотворения;
  • охарактеризуйте рифму в зависимости от расположения ударений;
  • определите количество строф и охарактеризуйте эти строфы.
Задание по математике: подсчитайте количество слов разной буквенной длины; подсчитайте количество слов разной слоговой длины; подсчитайте количество гласных, сонорных согласных (Й, Л, М, Н, Р), остальных согласных и количество мягких знаков; найдите среднее арифметическое, моду, медиану и постройте полигоны.

Задание по математике:

  • подсчитайте количество слов разной буквенной длины;
  • подсчитайте количество слов разной слоговой длины;
  • подсчитайте количество гласных, сонорных согласных (Й, Л, М, Н, Р), остальных согласных и количество мягких знаков;
  • найдите среднее арифметическое, моду, медиану и постройте полигоны.
      1 группа «На холмах Грузии»  Числовой ряд по длине слова   Длина слова 1 2 3 4 5 6 7 8 Кол-во слов 1 1 3 5 5 2 11 16 Числовой ряд по слоговой длине Слоговая длина 1 2 3 Количество слов 12 8 24

1 группа «На холмах Грузии» Числовой ряд по длине слова

Длина слова

1

2

3

4

5

6

7

8

Кол-во слов

1

1

3

5

5

2

11

16

Числовой ряд по слоговой длине

Слоговая длина

1

2

3

Количество слов

12

8

24

      2 группа «Ты и вы»  Числовой ряд по длине слова   Длина слова 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 2 4 1 0 3 4 Кол-во слов 6 4 3 Числовой ряд по слоговой длине Слоговая длина 1 2 3 4 13 Количество слов 4 5 12

2 группа «Ты и вы» Числовой ряд по длине слова

Длина слова

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7

2

4

1

0

3

4

Кол-во слов

6

4

3

Числовой ряд по слоговой длине

Слоговая длина

1

2

3

4

13

Количество слов

4

5

12

  1 группа  Числовой ряд по категории букв   Категория букв Количество слов Гласные 8 4 Сонорные согласные 47 Остальные согласные 61 Мягкий знак 5 Всего 197

1 группа Числовой ряд по категории букв

Категория букв

Количество слов

Гласные

8 4

Сонорные согласные

47

Остальные согласные

61

Мягкий знак

5

Всего

197

  2 группа  Числовой ряд по категории букв   Категория букв Количество слов Гласные 68 Сонорные согласные 33 Остальные согласные 57 Мягкий знак 1 Всего 159

2 группа Числовой ряд по категории букв

Категория букв

Количество слов

Гласные

68

Сонорные согласные

33

Остальные согласные

57

Мягкий знак

1

Всего

159

«На холмах Грузии» Среднее арифметическое по длине слова: Мода: 5 Медиана: 5 Среднее арифметическое по слоговой длине : Мода: 2 Медиана: 2

«На холмах Грузии»

Среднее арифметическое по длине слова:

Мода: 5

Медиана: 5

Среднее арифметическое по слоговой

длине :

Мода: 2

Медиана: 2

«Ты и вы» Среднее арифметическое по длине слова: Мода: 4 Медиана: 4 Среднее арифметическое по слоговой длине : Мода: 1 Медиана: 2

«Ты и вы»

Среднее арифметическое по длине слова:

Мода: 4

Медиана: 4

Среднее арифметическое по слоговой длине :

Мода: 1

Медиана: 2

«На холмах Грузии»  полигон по длине слова

«На холмах Грузии» полигон по длине слова

  «На холмах Грузии»  полигон по слоговой длине

«На холмах Грузии» полигон по слоговой длине

«Ты и Вы»  полигон по длине слова

«Ты и Вы» полигон по длине слова

«Ты и Вы»  полигон по слоговой длине

«Ты и Вы» полигон по слоговой длине

  Полигоны по категории букв

Полигоны по категории букв

Проблемные вопросы   1 . Не противоречат ли друг другу разные виды анализа стихотворного произведения? 2. Как математико-статистический метод поможет понять стихотворение? 3. Почему многие стихотворения А.С.Пушкина стали романсами?

Проблемные вопросы

1 . Не противоречат ли друг другу разные виды анализа стихотворного произведения?

2. Как математико-статистический метод поможет понять стихотворение?

3. Почему многие стихотворения А.С.Пушкина стали романсами?

 Рефлексия Напиши, о чем ты расскажешь, если тебя спросят про сегодняшний интегрированный урок. Сочини синквейн или диаманту по ключевым словам: «филологический анализ» и «структурный анализ».

Рефлексия

  • Напиши, о чем ты расскажешь, если тебя спросят про сегодняшний интегрированный урок.
  • Сочини синквейн или диаманту по ключевым словам: «филологический анализ» и «структурный анализ».