СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок учителя русского языка и логопеда "Второстепенные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совместная разработка урока учителя русского языка и логопеда для урока-обобщения знаний по теме "Второстепенные члены предложения". В ходе урока приведены образцы речевой разминки для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок учителя русского языка и логопеда "Второстепенные члены предложения"»

8 класс

Учитель русского языка Калугина О.Ю.

Учитель-логопед Ясиновская Л.В.

Сценарий интегрированного урока по теме:

«Обобщение знаний о второстепенных членах предложения»

I. Эмоциональный настрой слайд 1

- Мне всегда хочется, чтобы на каждом уроке вы могли познавать неведомое, открывать для себя законы языка, с удовольствием пользоваться приобретенными знаниями.


II. Постановка учебной задачи слайд 2-3

- Весь курс русского языка в 8 классе предполагает изучение синтаксиса. Вы уже изучили словосочетания, главные члены предложения, а на прошлых уроках второстепенные члены предложения. «Итак, …» как будет звучать тема сегодняшнего занятия? Откройте тетради и листы самооценивания запишите число и тему урока.

III. Актуализация знаний

- Сейчас я предлагаю вам вспомнить теорию: каждый ряд

получает пакет с одинаковым набором слов - терминов, имеющих

отношение к второстепенным членам предложения. Вам

необходимо выбрать только те термины, которые характеризуют

1 ряд – дополнение, 2 ряд – определение, 3 ряд –

обстоятельство. Итогом вашей работы будет считаться пять

правильно отобранных карточек.

Озвучивание ответов, выставление отметок в листы самооценивания.

IV Обобщение знаний

  • Как сказал немецкий поэт Гёте, «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас переходим от теории к практическим заданиям. А первое задание будет таким.

Индивидуально работа ребенка с ОВЗ с логопедом (слоговая карточка)




1.Работа с карточками – цифрами для класса слайд 4

Работа в парах

У каждой пары набор карточек с цифрами. Вам потребуются цифры от 1 до 5. На слайде записано пять предложений. Я назову определённое языковое явление, а вам нужно будет поднять номер предложения, в котором оно встречается.

Предложения:

  1. Гости просили Татьяну спеть.

  2. Несмотря на поздний час, в доме никто не спал.

  3. На другой день Пьер приехал проститься.

  4. Осетин – извозчик неутомимо погонял лошадей.

  5. Лестница на чердак была очень крутая.

  • В этом предложении есть несогласованное определение(5)

  • В этом предложении есть обстоятельство уступки(2)

  • В этом предложении есть приложение(4)

  • В этом предложении дополнение выражено инфинитивом (1)

  • В этом предложении есть обстоятельство времени(3)

- Подведём итоги. Оценки за работу с карточкам.

2. «Цифровой диктант» слайд 5

- На слайде записаны условные обозначения:

1- согласованные определения.

2- несогласованные определения.

3- приложение.

Я называю пример, а вы пишите соответствующую цифру. Записываем слово «Код: ». Приступим.

Примеры: газета «Степь», улица - змея, разбитая ваза, изумлённый взгляд, Москва – река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, врач – стоматолог, носки из шерсти , карие глаза.


-Взаимопроверка. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте работу своего соседа. Код: 3,3,1,1,3,2,3,2,3,2,1 (Код записан на слайде). Слайд 6

Озвучивание оценок.


Логопедическая физминутка слайд 7


Индивидуально работа ребенка с ОВЗ с логопедом (карточка с предложениями)

3.Выполнение минитеста слайд 8-13

- Вы успешно справились с предыдущим заданием, и впереди вас ждёт работа с минитестом по теме «Второстепенные члены предложения», который состоит из пяти вопросов. (Учащиеся выполняют тест)

Тест

    1. Укажите предложение, в котором определение выражено инфинитивом.

А. Спорить с ними я не мог.

Б. Земля от зноя покрылась трещинами.

В. Пришла пора опомниться.

2. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосо-

четанием.

А. Летом я прочитал много книг.

Б. Семья приготовилась к отъезду.

В. Брат не писал мне письма.

3. Укажите предложение с прямым дополнением.

А. Я взял ручку и начал писать сочинение.

Б. Полученному письму рады.

В. За поворотом мы остановились.

4. Пишется через дефис приложение.

А. сосед художник

Б. Нева река

В. Река Нева

5. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено сравни-

тельным оборотом.

А. Не очень – то я его боюсь.

Б. За печкою тикал, как ходики, сверчок.

В. Чуден Днепр при тихой погоде.

Ключ к тесту: 1 – В, 2 – А, 3 – А, 4 –Б, 5 – Б. слайд 14

Озвучивание оценок.

  1. Творческое задание. Слайд 15-16

- Молодцы. Ребята, я думаю, что интересно каждому из вас побыть конструктором, смоделировать что – то новое и получить результат своих поисков. Итак, конструируем предложение, записывая его в тетради.

- Из первого предложения (Осенью птицы улетают на юг) возьмите обстоятельство времени, употребив его в именительном падеже, единственного числа. (Осень)

- Из второго предложения ( Осенний морозец разрумянил щёки) возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени. (румянит)

-Из третьего предложения ( Кисти винограда свисают до земли) возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребив его в качестве дополнения.(кисти)

- Из четвёртого предложения (Рябины украшают наши леса) возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже. (рябин)

- Какое предложение у вас получилось? (Осень румянит кисти рябин)

- Подчеркните второстепенные члены предложения. Назовите их.(кисти –дополнение, рябин – дополнение)

V. Рефлексия. Слайд 17

- Ребята, давайте сыграем в игру «Ромашка»: ваш ответ верю - не верю

Верите ли вы, что…

*Второстепенные члены не входят в грамматическую основу предложения?

*Предложение может быть без второстепенных членов?

*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?

*Определение не может быть выражено глаголом?

*Подлежащее всегда выражается существительным?

*В предложении всегда есть подлежащее?

Урок подошёл к концу. Чем же мы сегодня занимались? (Повторяли и обобщали знания по теме «Второстепенные члены предложения»)

VI. Подведение итогов. Выставление оценок. Слайд 18

Домашнее задание: 1. Написать небольшое сочинение-рассуждение о значении второстепенных членов предложения. 2. Продолжить текст из 5-6 предложений по заданному началу, указав все второстепенные члены предложения.

-Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте,

философствуйте – живите!!!


Спасибо за внимание слайд 19





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!