8 класс
Учитель русского языка Калугина О.Ю.
Учитель-логопед Ясиновская Л.В.
Сценарий интегрированного урока по теме:
«Обобщение знаний о второстепенных членах предложения»
I. Эмоциональный настрой слайд 1
- Мне всегда хочется, чтобы на каждом уроке вы могли познавать неведомое, открывать для себя законы языка, с удовольствием пользоваться приобретенными знаниями.
II. Постановка учебной задачи слайд 2-3
- Весь курс русского языка в 8 классе предполагает изучение синтаксиса. Вы уже изучили словосочетания, главные члены предложения, а на прошлых уроках второстепенные члены предложения. «Итак, …» как будет звучать тема сегодняшнего занятия? Откройте тетради и листы самооценивания запишите число и тему урока.
III. Актуализация знаний
- Сейчас я предлагаю вам вспомнить теорию: каждый ряд
получает пакет с одинаковым набором слов - терминов, имеющих
отношение к второстепенным членам предложения. Вам
необходимо выбрать только те термины, которые характеризуют
1 ряд – дополнение, 2 ряд – определение, 3 ряд –
обстоятельство. Итогом вашей работы будет считаться пять
правильно отобранных карточек.
Озвучивание ответов, выставление отметок в листы самооценивания.
IV Обобщение знаний
Как сказал немецкий поэт Гёте, «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас переходим от теории к практическим заданиям. А первое задание будет таким.
Индивидуально работа ребенка с ОВЗ с логопедом (слоговая карточка)
1.Работа с карточками – цифрами для класса слайд 4
Работа в парах
У каждой пары набор карточек с цифрами. Вам потребуются цифры от 1 до 5. На слайде записано пять предложений. Я назову определённое языковое явление, а вам нужно будет поднять номер предложения, в котором оно встречается.
Предложения:
Гости просили Татьяну спеть.
Несмотря на поздний час, в доме никто не спал.
На другой день Пьер приехал проститься.
Осетин – извозчик неутомимо погонял лошадей.
Лестница на чердак была очень крутая.
В этом предложении есть несогласованное определение(5)
В этом предложении есть обстоятельство уступки(2)
В этом предложении есть приложение(4)
В этом предложении дополнение выражено инфинитивом (1)
В этом предложении есть обстоятельство времени(3)
- Подведём итоги. Оценки за работу с карточкам.
2. «Цифровой диктант» слайд 5
- На слайде записаны условные обозначения:
1- согласованные определения.
2- несогласованные определения.
3- приложение.
Я называю пример, а вы пишите соответствующую цифру. Записываем слово «Код: ». Приступим.
Примеры: газета «Степь», улица - змея, разбитая ваза, изумлённый взгляд, Москва – река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, врач – стоматолог, носки из шерсти , карие глаза.
-Взаимопроверка. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте работу своего соседа. Код: 3,3,1,1,3,2,3,2,3,2,1 (Код записан на слайде). Слайд 6
Озвучивание оценок.
Логопедическая физминутка слайд 7
Индивидуально работа ребенка с ОВЗ с логопедом (карточка с предложениями)
3.Выполнение минитеста слайд 8-13
- Вы успешно справились с предыдущим заданием, и впереди вас ждёт работа с минитестом по теме «Второстепенные члены предложения», который состоит из пяти вопросов. (Учащиеся выполняют тест)
Тест
Укажите предложение, в котором определение выражено инфинитивом.
А. Спорить с ними я не мог.
Б. Земля от зноя покрылась трещинами.
В. Пришла пора опомниться.
2. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосо-
четанием.
А. Летом я прочитал много книг.
Б. Семья приготовилась к отъезду.
В. Брат не писал мне письма.
3. Укажите предложение с прямым дополнением.
А. Я взял ручку и начал писать сочинение.
Б. Полученному письму рады.
В. За поворотом мы остановились.
4. Пишется через дефис приложение.
А. сосед художник
Б. Нева река
В. Река Нева
5. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено сравни-
тельным оборотом.
А. Не очень – то я его боюсь.
Б. За печкою тикал, как ходики, сверчок.
В. Чуден Днепр при тихой погоде.
Ключ к тесту: 1 – В, 2 – А, 3 – А, 4 –Б, 5 – Б. слайд 14
Озвучивание оценок.
Творческое задание. Слайд 15-16
- Молодцы. Ребята, я думаю, что интересно каждому из вас побыть конструктором, смоделировать что – то новое и получить результат своих поисков. Итак, конструируем предложение, записывая его в тетради.
- Из первого предложения (Осенью птицы улетают на юг) возьмите обстоятельство времени, употребив его в именительном падеже, единственного числа. (Осень)
- Из второго предложения ( Осенний морозец разрумянил щёки) возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени. (румянит)
-Из третьего предложения ( Кисти винограда свисают до земли) возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребив его в качестве дополнения.(кисти)
- Из четвёртого предложения (Рябины украшают наши леса) возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже. (рябин)
- Какое предложение у вас получилось? (Осень румянит кисти рябин)
- Подчеркните второстепенные члены предложения. Назовите их.(кисти –дополнение, рябин – дополнение)
V. Рефлексия. Слайд 17
- Ребята, давайте сыграем в игру «Ромашка»: ваш ответ верю - не верю
Верите ли вы, что…
*Второстепенные члены не входят в грамматическую основу предложения?
*Предложение может быть без второстепенных членов?
*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?
*Определение не может быть выражено глаголом?
*Подлежащее всегда выражается существительным?
*В предложении всегда есть подлежащее?
Урок подошёл к концу. Чем же мы сегодня занимались? (Повторяли и обобщали знания по теме «Второстепенные члены предложения»)
VI. Подведение итогов. Выставление оценок. Слайд 18
Домашнее задание: 1. Написать небольшое сочинение-рассуждение о значении второстепенных членов предложения. 2. Продолжить текст из 5-6 предложений по заданному началу, указав все второстепенные члены предложения.
-Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте,
философствуйте – живите!!!
Спасибо за внимание слайд 19