СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок в школе как средство повышения мотивации обучающихся.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мире идет полная инте­грация наук (внутрипредметная и межпредметная); объем знаний возрастает; несоответствие программ различных учебных предметов между собой ведет к «языковому барьеру» между предметами; вследствие всего вышеуказанного возникает формализм в получении знаний. По­тому современная российская педагогика настойчиво развивает и культивирует идеи интегративного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в школе как средство повышения мотивации обучающихся.»

Интегрированный урок в школе как средство повышения мотивации обучающихся.


Предлагаю небольшую игру. Встаньте те учителя, чей опыт работы в школе менее 5 лет. 5 – 10 лет. 10 – 20 лет. У кого больше? Все мы разного возраста и опыт работы у нас разный, но можно с уверенностью сказать, что сегодня мы разновозрастная группа.

А теперь учителя математики. Русского языка и литературы. Истории (и т. д.). Заметьте, все мы ведем разные предметы, но участие в Рождественских чтениях с интегрировало нас в одну большую группу. Опыт проведения интегрированных уроков (математики и физики) мы хотим вам сегодня представить.

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

В.А. Сухомлинский.

В настоящее время одной из важнейших проблем, на наш взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью физики и математики. К тому же, вызывает неудовлетворённость, недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика физики и математики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции.

Интеграция – это объединение в одно целое.

Интеграция в обучении – это, во-первых, создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, - это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

В последнее время мы столкнулись с тем, что дети снижают качество не потому, что чего-то недопонимают или не могут усвоить, но в большей степени у них часто отсутствует желание учиться.

Формирование мотивации – одна из центральных проблем обучения. Каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики хорошо усваивали материал, с желанием готовились и занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Преподаватели знают, что ученика нельзя успешно учить, если он относится к этому равнодушно, не осознает потребности в науках. Поэтому задача по формированию и развитию у детей положительной мотивации к учебной деятельности выходит на первое место.


Каковы же причины снижения мотивации? Причин этому множество. Основные - перегруженность программ, оторванность изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся, незаинтересованность детей в изучаемом предмете. Также предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения учащегося, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.


Аргументы в пользу интеграции достаточно веские: в мире идет полная инте­грация наук (внутрипредметная и межпредметная); объем знаний возрастает; несоответствие программ различных учебных предметов между собой ведет к «языковому барьеру» между предметами; вследствие всего вышеуказанного возникает формализм в получении знаний. По­тому современная российская педагогика настойчиво развивает и культивирует идеи интегративного обучения.


Одним из средств и способов формирования мотивов учения является интегрированный урок.


Понятие «интеграция» может иметь два значения:

А) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

Б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Отсюда пришла идея совмещения интеграции предметов.

    1. Мы приступили к определению педагогических условий её реализации. Для этого были проанализированы рабочие программы и календарно – тематические планирования на совпадение тем по разным предметам и классам и составлена общая сводная таблица по школе.

По физике и математике получилось следующее:

ТАБЛИЦА


Форма: межпредметный интегрированный урок


Приёмы: «Интервью», «Корзина идей», «Нестандартный вход в урок», «Лови ошибку».



Предлагаю вам представить себя учениками, участниками такого урока.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Обобщая полученные знания по проведенным урокам, мы выделили преимущества и недостатки таких занятий.

Преимущества интегрированных уроков:

1. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

3. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

4. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся из-за переключений на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учеников.

5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

6. Формируют убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике.

7. В результате использования интегрированного обучения происходит развитие ключевых компетенций учащихся, что и требует от нас ФГОС.

1. Предметные компетенции:

  • знания и умения, полученные на разных предметах;

  • развитие способностей к осмысливанию и оцениванию ситуаций, возникающих в процессе работы.

2. Межпредметные компетенции:

  • информационная, т.е. умение обрабатывать полученную информацию и применять её на практике.

3. Личностные компетенции:

  • формирование критического отношения к своему опыту;

  • осознание собственных стереотипов и готовность к их смене в случае необходимости;

  • умение работать в коллективе;

  • умение самостоятельно получать знания и умения;

  • коммуникативные.


Конечно же, при подготовке и проведении таких уроков мы столкнулись и с некоторыми трудностями:

  • сложность отбора учебного материала;

  • подробное структурирование занятия;

  • составление плана, технологической карты урока;

  • согласованное применение одинаковых терминов и понятий.



Несомненно, интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Но и от детей отдача большая. На интегрированных уроках они работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей.

Таким образом, изучая и постоянно открывая для себя что-то новое, мы повышаем своё педагогическое мастерство, а наши ученики, чувствуя свою успешность на уроке, становятся заинтересованными и мотивированными на обучение. «Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон!»- считал С. Л. Соловейчик, и я не могу не согласиться с этим мнением.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!