Мы живём в быстро меняющимся мире, где постоянный информационный поток и преобразующие все стороны жизни цифровые технологии являются данностью. Происходит также и переход к другому типу труда, где важны не специализированные знания и навыки, а общие «компетенции 21 века» - когнитивные, социально-эмоциональные и цифровые. Следовательно и содержание образования должно претерпеть изменения, в котором целью и основным результатом станет «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС начального общего образования, п. 7).
В связи с этим изучение иностранных языков в школе не должно сводиться только лишь к формированию коммуникативной иноязычной компетенции, но и к воспитанию интереса обучающихся использовать иностранный язык как средство получения новых знаний из других предметных областей. Научить школьников пользоваться этим инструментом нам следует уже в начальной школе.
В этой статье я хотела бы поделиться своим опытом проведения занятий-экспериментов по принципу предметно-языкового интегрированного обучения в начальной школе.
Курс занятий был реализован в группах 3 класса по теме „Солнечные часы“ в тандеме с учителем географии.
Цели курса:
повышение мотивации обучающихся к изучению предмета, поскольку предметно-языковой интегрированный подход (CLIL = Content and Language Integrated Learning), получивший широкое распространение во многих странах мира, позволяет ребятам по иному взглянуть на предмет, изучая не только систему языка, но и приобретая новые знаниях об окружающем мире. Изучение иностранного языка в таком случае приобретает личностный смысл для обучающихся и становится более целенаправленным.
создание условий для активной и успешной коммуникации, так как интегрированное обучение фокусируется в первую очередь на содержательной стороне речи, а не на формальной (грамматическая корректность), что позволяет обучающимся преодолеть свой страх перед ошибкой.
создание условий для формирования у обучающихся уверенности в своих силах и способностях особенно для тех, у кого на языковых занятиях не всегда всё успешно складывается.
Важная роль на занятиях-экспериментах отводится кооперативному обучению, развивающему умения взаимодействовать с одноклассниками и с учителем при решении проблем. Работая в парах или в малых группах, обучающиеся получают возможность учиться друг с другом и друг у друга. Учителю данные формы организации занятий позволяют опираться на имеющийся у детей опыт, побуждать их к активной мыслительной деятельности.
Каждое занятие я выстраиваю по следующей схеме:
Вводная часть (На этом этапе я стараюсь увлечь, заинтриговать обучающихся, а также актуализировать их знания.)
Работа над активными лексическими единицами (Я знакомлю обучающихся со всеми ключевыми лексическими единицами и даю им возможность поработать с ними в игровых упражнениях в парах или в мини-группах.)
Презентация этапов эксперимента с определенным языковым сопровождением в виде „Chunks“ (часто используемые речевые обороты, фразы).
Приведу несколько примеров:
Повелительные предложения: Nimm…/ Tropfe…/Schreibe auf… (Nimm Zitronensaft und tropfe ihn in den Rübensaft.)
Проведение эксперимента обучающимися по инструкции при моей поддержке
Заполнение протокола
Презентация обучающимися своих результатов эксперимента
Подведение итогов (Рефлексия „Was haben wir heute erfahren?“ может осуществляться и на родном языке в зависимости от уровня владения языком, а также от степени сложности материала)
С целью создания ситуации успеха для разных типов обучающихся при организации учебной деятельности используется мультисенсорный подход, учитывающий особенности восприятия информации визуалами, аудиалами и кинестетами. Так, на этапе работы с новыми лексическими единицами обучающимся предлагаются разного рода игры с карточками: „Was fehlt?“ („Что пропало?“), „Memory“, „Dominospiel“ oder „Wort-Puzzle“, а подвижные игры помогают им формировать абстрактные понятия и удовлетворяют их потребность в движении. Кроме того, интерактивные доска SMART Board предлагает обучающимся широкий спектр возможностей увлекательно и с видимым результатом поупражняться в использовании активного лексического запаса, а учителю сэкономить время в создании множества упражнений, поскольку в программное обеспечение SMART Notebook уже включены готовые шаблоны, которые учителю остаётся лишь заполнить соответствующим содержанием (примеры шаблонов Вы найдете в приложении 1). (Если учитель не располагает необходимым оснащением, то достаточно скачать программное обеспечение http://go.smarttech.com/ov9dbe6d9c_ru_web_product_notebook и презентовать подготовленные упражнения с компьютера, поделив материалы, например, по станциями, где одной из станций и будет выполнение интерактивного задания. Впечатление это произведет на обучающихся такое же яркое. Использование песен, рифмовок и стихотворений также плодотворно влияет на запоминание слов в контексте. Эти материалы я с удовольствием включаю в учебный процесс и на занятиях-экспериментах (пример работы с текстом песни о сторонах света Вы найдете в приложении 2).
Максимальное использование разных видов наглядности помогает обучающимся лучше понять изучаемые процессы и явления и даёт возможность участвовать в совместных исследованиях всем обучающимся, не зависимо от уровня владения иностранным языком, создаёт условия для формирования у обучающихся уверенности в своих силах и способностях.
В заключении я хотела бы поделиться материалами, которыми я активно пользуюсь, которые я нахожу крайне полезными и интересными: