СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок внеклассного чтения, краеведения, музыки, изобразительного искусства.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Совершенствовать умения выразительно читать стихотворные

                                  произведения; связно рассказывать о своих впечатлениях.

 

                             2. Формировать умения видеть образные языковые средства, сравнивать

                                 и сопоставлять живопись, музыку, поэзию .

 

                            3. Развивать мышление, воображение, эстетическое отношение к

                                окружающему.

 

                           4. Способствовать духовно-эмоциональному обогащению личности.

 

                           5. Воспитывать патриотические чувства.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок внеклассного чтения, краеведения, музыки, изобразительного искусства.»



Интегрированный урок

внеклассного чтения,

краеведения, музыки,

изобразительного искусства.


Тема урока:

Литературная гостиная.

( Пейзажная лирика И.С.Никитина).


Цели урока: 1. Совершенствовать умения выразительно читать стихотворные

произведения; связно рассказывать о своих впечатлениях.


2. Формировать умения видеть образные языковые средства, сравнивать

и сопоставлять живопись, музыку, поэзию .


3. Развивать мышление, воображение, эстетическое отношение к

окружающему.


4. Способствовать духовно-эмоциональному обогащению личности.


5. Воспитывать патриотические чувства.


Оборудование: портрет И.С.Никитина; подсвечник со свечами; рама – « окно» для

репродукций; плакат « Образ моей Родины»; альбомные листы для

творческой работы учащихся; карточки для выполнения домашнего

задания.

Изобразительный ряд: репродукции картин: Б.Щербакова « Иней,

посеребривший поле»; А.Пластова « Первый снег»; А.Саврасова

« Грачи прилетели»; И.Шишкина « Дуб», « Рожь», « Перед грозой»,

« Лес зимой», « Уголок заброшенного сада», « Полдень.» ;

И.Левитана « Вечерний звон», « Вечер на Волге. Плёс»; « Озеро.

Русь», « Берёзовая роща», « Золотая осень»; В.Поленова « Заросший

пруд»; А.Куиджи « Лунная ночь», « Закат»; Н.Дубровской

« Родина».

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский « Времена года» ; Римский-

Корсаков « Встреча зимы»; аудиозапись песни « С чего начинается

Родина» ( слова М.Матусовского, музыка В. Баснера»).


Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.

( Погашен свет. Горят свечи. Звучит пьеса П.И.Чайковского « Январь».)

Под звуки музыки старинной

Войдёт поэзия к нам в дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Мир волшебный и прекрасный

Ожидает нас с тобой.


  1. Сообщение темы урока.

( Доска декорирована под стену гостиной в старинном доме: на « стене» - портрет И.С.Никитина, в центре – « окно» с осенним пейзажем).


















- Сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у замечательного русского поэта, нашего земляка, И.С.Никитина.

В этой старинной гостиной, наполненной волшебными звуками музыки, будут звучать красивые, добрые и проникнутые любовью к Родине стихи.


  1. Осень в поэзии, музыке, живописи.

    1. Чтение стихотворений И.С.Никитина учащимися.

- Родная природа – основная тема стихотворений Никитина. Нарисованные им милые и близкие его сердцу картины – полны скромной красоты и очарования.

Итак, за окном – осень.

( В « окне» появляется осенний пейзаж – репродукция картины Б.Щербакова « Иней, посеребривший поле»).

(Ученик читает стихотворение наизусть:)

19 октября.

Что за утро! Серебряный иней

На зелени луга лежит;

Камыш пожелтевший над речкою синей

Сквозною оградой стоит.


Над чёрною далью безлюдной равнины

Клубится прозрачный туман,

И длинные нити седой паутины

Опутали серый бурьян.


А небо так чисто, светло, безмятежно,

Что вон – далеко в стороне –

Я вижу – мелькнул рыболов белоснежный

И тонет теперь в вышине.


Весёлый, прохладой лугов освежённый,

Я красного солнышка жду,

Любуюсь на пашни, на лес обнажённый

И в сонную чащу вхожу.


Листы шелестят у меня под ногами,

Два дятла где-то стучат…

А солнышко тихо встаёт над полями,

Озёра румянцем горят.


Вот ярко блеснули лучи золотые

И крадутся в чащу берёз

Всё дальше и дальше, - ветки сырые

Покрылися каплями слёз.

- А вот другое стихотворение:

( Ученик читает наизусть:)

Настала осень. Скучен город.

Дожди, туманы, резкий холод,

Ночь чёрная и серый день –

И по нужде покинуть лень

Свой тёплый угол. Вечерами

Вороны, галки над садами

Кричат, сбираясь на ночлег.

Порой нежданный, мокрый снег

Кружится, кровли покрывает,

К лицу и платью пристаёт,

И снова мелкий дождь пойдёт,

И ветер свистом досаждает.

Куда ни глянешь – ручейки

Да грязь и лужи. Окна плачут,

И, морщась, пешеходы прячут

Свои носы в воротники.


- Какова тема этих стихотворений? ( Поздняя осень).

- А одинаковое ли настроение создал поэт в своих произведениях? Как вы думаете, почему?

( В 1-ом стихотворении хоть и слышна лёгкая грусть по увяданию природы, но поэт находит в ней свою прелесть: « У осени поздней, порою печальной, есть чудные краски свои…» Его бодрит утренний воздух, он любуется на чёрные пашни, обнажённый лес.

Второе стихотворение пронизано печалью. Поэту скучно, уныло в дождливом городе. Его удручает свист ветра, лужи, грязь, мелкий холодный дождь.)


2. Беседа по картине В.Серова « Октябрь».

  • Рассмотрите осенний пейзаж художника Б.Щербакова. что мы видим на этой картине?

( Поле, посеребрённое инеем, тихая гладь реки, деревья вдали, ещё не успевшие сбросить свой осенний наряд, высокое серое небо).

  • Какие краски преобладают?

( На картине преобладают холодные тона).

  • Какой изобразил осень художник?

( Художник изобразил осень тихой, задумчивой, загрустившей).

  • Как вы считаете, на создание какого стихотворения мог бы вдохновить Никитина этот пейзаж?


3. Слушание « Осенней песни» П.И.Чайковского.

- Различные чувства может вызвать осень в душе человека. Разной мелодией может звучать осенний дождь, шум опадающей листвы.

Послушайте « Осеннюю песню» П.И.Чайковского. Как вы считаете, какому из стихотворений Никитина созвучна эта мелодия?

( Слушание музыки).

- Какое настроение передаёт эта музыка?

( Печальное, грустное, мечтательное, задумчивое).

- Что вы услышали в этой музыке?

( Шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого дождя.)

- Тишина и покой слышатся в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно…и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлёт – и снова падение. Не вздохнуть полной грудью… И хочется плакать от непонятной обиды.

Какие музыкальные краски использует композитор?

( Тусклые, блеклые).

- Какой лад в музыке имеет такую же окраску?

( Минор).

- Осень…Природа постепенно теряет свои краски. Она затихла и замерла, словно в ожидании чего-то…


IV.Зима в поэзии, музыке, живописи.

( В « окне» появляется зимний пейзаж – репродукция картины А.Пластова « Первый снег»).

1. Чтение учащимися наизусть отрывка из стихотворения Никитина « Встреча зимы» под музыку Римского-Корсакого.

- Чему посвящено стихотворение Никитина? Какие чувства оно вызывает у слушателей?

2. Беседа по картине А.Пластова « Первый снег».

- Посмотрите на картину за « окном». Одинаковые ли чувства вызывает у поэта и художника приход зимы?

- Эту картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё стихотворение И.С.Никитин. Но, посмотрите, как созвучны эти два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть морозного утра, первого снега.

  • Как поэт величает зиму?

( « Гостья зима», « просим милости к нам»).

- Почему зиму встречают как гостью? Чего ждут от неё?

( Подарков – снега, льда, катания на санках, коньках, отдыха от тяжёлого сельскохозяйственного труда.)


V. Физкультминутка.

- Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли.

( Дети произносят заклички, выполняя соответствующие движения).


Приди, зима! Принеси снега.

Будем мы снежки лепить,

Тебя, зимушка, хвалить.

  •  

Кружись, снежок,

Укрой лужок.

На землю спустись,

До весны затаись.

  • Как вы думаете, почему русский народ не боится зимы?

VI. Весна в поэзии, музыке, живописи.

- Каждое время года дарит природе свои краски.

Посмотрите внимательно на эту пёструю палитру.

( На доске карточки:)


белый светло-голубой серый светло-зелёный

- Какое время года может быть окрашено этими цветами? ( Ранняя весна).

  1. Беседа по картине А.Серова « Грачи прилетели».

( В « окне» появляется весенний пейзаж – репродукция картины А.К.Серова « Грачи прилетели».)

- Известный художник А.К.Саврасов изобразил раннюю весну в картине « Грачи прилетели». По каким признакам можно определить, что здесь изображена именно ранняя весна?

  • Какие светлые краски вы здесь увидели?

( Белая, сине-голубая, прозрачная…)

- А какие тёмные краски вы заметили?

( Коричневая, серая: берёзы; крыши домов; колокольня и грачи.)

- Как вы думаете, почему для изображения ранней весны художник использовал и светлые, и тёмные краски?

- Используя разнообразие красок, автор даёт понять, что царству зимы постепенно приходит конец, в природе наступают радостные перемены.


  1. Слушание пьесы П.И.Чайковского « Март. Песня жаворонка».

- В народе говорят: « Грачи весну открывают». Почему?

- А какие ещё птицы прилетают из тёплых стран в марте, оповещая о приходе весны?

- Однажды композитор П.И.Чайковский, гуляя по полю, услышал необыкновенное пение птицы. Он поднялась в небо так высоко, что её невозможно увидеть. Но чудесная мелодия разносилась далеко-далеко. Очарованный, композитор остановился и слушал…

Послушаем и мы эту песню.

( Звучит пьеса « Песня жаворонка» из сборника « Детский альбом»).

- Как вы думаете, пение какой птицы изобразил П.И.Чайковский?

- Выберите из данных прилагательных те, которые, на ваш взгляд, более точно определяют характер музыки.


мужественная скорбная таинственная нежная печальная


светлая мелодичная


- С помощью какого инструмента передаются в музыке весенние трели жаворонка?

- Эта мелодия удивительно созвучна весеннему обновлению природы. В ней ощущается парение жаворонка высоко в небе, простор полей, степей, пробуждающихся от зимнего сна.


  1. Чтение стихотворения И.С.Никитина « Полно, степь моя…»

- А вот как описал наступление весны поэт И.С.Никитин.

( Ученик читает стихотворение наизусть).

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

  • созвучно ли оно характеру звучащей музыки Чайковского, краскам картины Саврасова?

  • Используя различные средства выражения( музыку, живопись, поэзию), композитору, художнику и поэту удалось удивительно точно передать приподнятое, радостное настроение, вызванное весенним пробуждением природы.


VII. Лето в поэзии Никитина и в картинах русских живописцев.

( В « окне» появляется летний пейзаж – репродукция картины И.Левитана « Луг на опушке леса»).

- Робкая зелень за окном сменилась буйным летним цветением. Летнее раздолье, бурная жизнь природы, разноцветье трав и цветов, ясные, солнечные дни, зеркало рек, озёр, прудов, белоснежные ромашки, кувшинки – такие картины предстают перед нами, когда мы читаем стихотворения И.С.Никитина о лете. Все они – настоящий гимн лету с его сочной зеленью, бескрайними полями, тишиной и таинственностью ночных прудов.

Послушайте несколько стихотворений Никитина. Выберите из представленных здесь репродукций знаменитых художников те, которые, на ваш взгляд, могли бы послужить иллюстрациями к этим поэтическим произведениям.

Учащиеся читают стихотворения:

« В чистом поле»; « Вечер ясен и тих»; « В синем небе плывут над полями…»; « Ярко звёзд мерцанье»; « Дуб».

На доске – репродукции картин:

И.Шишкина « Рожь», « Перед грозой»; И.Левитана « Вечерний звон», « Вечер на Волге»; В.Поленова « Заросший пруд»; А.Куиджи « Лунная ночь», « Закат».


VIII. Тема Родины в поэзии И.С.Никитина, музыке, живописи.

- Четыре времени года предстали перед нами во всей красе в поэзии воронежского поэта И.С.Никитина.

Красота родной природы, её состояние в разное время года предстаёт перед нами в изображении поэта, русских композиторов и художников.

А какое время года вам ближе и почему?

- Каждый находит что-то своё, близкое только ему, в величавой красоте русской зимы, тихой прелести золотой осени, ярком цветении лета и радостном весеннем пробуждении.

Читая прекрасные стихотворения Никитина, слушая чарующие звуки музыки русских композиторов, рассматривая полотна известных живописцев, мы не только ощущаем их восхищение красотой родной природы, но и огромную любовь к своему родному краю, своей Родине.

Безгранично любя свою Родину, свою Россию, многие талантливые люди стремились воплотить в своём творчестве её образ.

( Звучит мелодия песни « С чего начинается Родина?». Учитель демонстрирует репродукции картин русских живописцев).

- Для некоторых Родина – это берёзки в белых сарафанов (И.Левитан « Берёзовая роща»), погрузившийся в тихий сон зимний лес (И.Шишкин « Лес зимой»), розовый закат солнца над озером ( А.Куиджи « Закат»), уголок сада, заросший полевыми цветами ( И.Шишкин

« Уголок заброшенного сада»), бревенчатые избы маленькой деревушки ( И.Левитан

« Золотая осень. Слободка.»).

Для других она – бескрайние поля под высоким небом с проплывающими по нему белоснежными облаками ( И.Шишкин « Полдень. В окрестностях Москвы»).

А какой предстаёт перед нами Россия в описании И.С.Никитина?

( Чтение уч-ся под музыку отрывка стихотворения Никитина « Русь»).

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

( На доске – репродукции картин Н.Дубровской « Родина», И.Левитана « Озеро. Русь»).

- Рассмотрите репродукции картин Н.Дубровской и И.Левитана.

Как вы думаете, созвучны ли эти произведения изобразительного искусства стихотворению Никитина?

- А что для вас Родина?


IX. Коллективное создание плаката « Образ моей Родины» на основе эмоционального отклика учащихся.

( На доске вывешивается лист ватмана с заголовком « Образ моей Родины».

Перед каждым учеником – четверть чистого альбомного листа).

- Какие образы возникают перед вами, когда вы слышите слово « Родина»?

Напишите, что вы представляете.

( Уч-ся работают 1-2 минуты, записывая слова: мой город; родной дом; бескрайнее поле; речка т.д. Учитель наклеивает заполненные листы на плакат).


X. Итог урока.

- Гаснут свечи. Стихают звуки музыки. Закрываются двери старинной гостиной. Но чувства, рождённые чудесной поэзией Никитина, произведениями русских художников и композиторов, остаются с нами, и будут светить в нашей душе, подобно ярким звёздам.

Какие чувства «зажглись» в вашей душе, благодаря сегодняшнему уроку?

( На доске – вырезанные из цветной бумаги звёзды. Дети по очереди снимают их с доски и высказывают своё отношение к уроку).


XI. Домашнее задание. Написание творческой работы « Моё любимое стихотворение Никитина».


Моё любимое стихотворение Никитина.

Моё любимое стихотворение И.С.Никитина __________________________

Это стихотворение о _______________________________________________

_________________________________________________________________

Оно вызывает у меня ______________________________________________

чувства. Читая его, я представляю____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________




Мой рисунок.
















Литература.

  1. Байкова М., Гостимская Е. Поурочные разработки по чтения для 3 класса. – М., 2004.

  2. Интегрированные уроки в начальной школе. Сост. Гребенщикова О., Мудрова Л. – Воронеж, 2004.

  3. Кузин В., Кубышкина Э. Изобразительное искусство в 1-2 классах. – М., 1995.

  4. Никитин И.С. Избранные произведения. Воронеж, 1969.

  5. Никитин И.С. Ярко звёзд мерцанье…Воронеж, 1983.

  6. Фокина С.Л. Беседы о музыке // Начальная школа. – 1990. - № 10. – с. 77-78, 89.