ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ
« СЛАВА ХЛЕБУ И РУКАМ, ЧТО ЕГО РАСТИЛИ».
подготовила:
Мамонтова Н.Н.
2013г.
Оформление класса:
каравай
букет колосков
весы – 125 г. Хлеба
«чаша изобилия» - печенье, булочки, пирожки
список хлеборобов района
На доске: Хлеб – это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина.
Р. Гамзатов.
Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, - тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час найдётся воля его выполнить и силы для этого.
Жюль Верн.
ПЛАН УРОКА:
Хлеб – всему голова.
Владыка мира – труд!
Хлеб – народное добро – береги всегда его.
«В сытости не забывай о голоде».
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!
Сегодня мы речь поведём о хлебе. О хлебе, который нам сдетства знаком. Вслушайтесь в себя!
Хлеб – такое короткое и ёмкое слово, одно из многих тысяч слов, но если подумать, что стоит за каждым из них, взвесить их значимость на точных весах, хлеб по праву займёт одно из первых мест.
Хлеб… Недаром в народе так говорят «Без хлеба не было бы жизни на земле». Вся история народа связана с историей хлеба, с искусством сеять его, растить, косить, молотить, молоть, ставить тесто, следить - как оно всходит, печь, с уважительным и воспитанным с детства умением есть хлеб.
Хлеб всегда был важнейшим продуктом мерилом всех ценностей.
2
Ученики:
Первый хлеб, который нашли учёные на земле, оказался в гробнице египедского фараона Рамсеса 3, жившего более чем за тысячу лет до нашей эры. В ту пору даже для влвстителя пекли его из растёртых ручными жерновами в виде грубых пресных лепёшек. Не очень то они были вкусны, да разгрысть такую лепёшку можно было, только размочив её в воде.
Печь хлеб из кислого теста умели уже культурные народы древности. А в западную Европу такой хлеб пришёл вначале средних веков.
Почётна была и профессия хлебороба, древняя и очень важная. Тех, ктонамеренно изготовлял хлеб низкого качества, жестоко наказывали. В Византии, например, их брили наголо, ставили у позорного столба, пороли плетьми и даже изгоняли…
Рождение хлеба – всегда чудо: и много веков назад, когда далёкие наши предки впервые отведали обугленные на кострах комки твёрдой зерновой каши – прородительницы первого хлеба.
И в наши дни, когда на огромных хлебозаводах мощные печные агрегаты непрерывно выносят из своих недр золотистые потоки пшеничных калачей, батонов, булок, караваев и буханок ржаного хлеба.
Когда-то на Руси к празднику пекли каравай – круглый хлеб.
Хлебом – солью встречали дорогих гостей. Этот обычай живёт и в наши дни. Почему же хлеб нельзя ничем заменить?
Ученики:
В 100г. Хлеба содержится от 40 до 45% углеводов, а это озночает, что он обеспечивает около 1000 – 1600 калорий в день. Значит от 1/3 до ½ необходимой для жизни энергии человек, получает с хлебом.
В 100г. Хлеба содержится от 4,7 до 7% белка, значит это 40% белка, которое нужно человеку в сутки. При разнообразии и ценном питании достаточно 300 – 400г. хлеба в день. Вот почему хлеб так дорог человеку, вот почему хлеб – всему голова!
3
ВЛАДЫКА МИРА – ТРУД.
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят.
Г. Серов.
Ученик:
Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозрй
Сколько в ней заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра,
Нет дороже хлеба ничего
Он из сердца вырастает моего.
Нелегко хлеборобу под дождём и солнцем в пургу и мороз. Трудная досталась им профессия, но и прекрасная.
Проворные руки и добрые лица
С трудом хлеброрба, что может сравниться
Ведь нет благодарней труда на земле
Чем сеять зерно и выращивать хлеб.
Слава и честь хлеборобам района /ученики называют по1-й фамилии/. Посмотрите на труд пахаря, умеющего любить землю, и чувствующего величайшую ответственность за неё.
Он на великом поприще. Он кормит всех работников и творцов на свете. Он несёт нам хлеб через века, через войны и голод, через снега и ливни, через засуху. Несёт хлеб чёрный и белый.
Мудрено, не правда ли, по одному зёрнышку собрать 110 тыс. т. золота.
Задание №1. Сколько хлеба получится из зерна намолоченного комбайнерами района, если выход муки 96%, припек составляет 34%.
960000т. – муки
128640т – хлеба
4
Задание №2. На сколько дней хватит полученного хлеба жителям района, если ежедневно одному человеку нужно 600г. хлеба, а в районе 39100 жителей?
Буханка хлеба впитала в себя не только хлеборобский труд, но и труд шахтёра, металлурга,конструктора,химика, машиностроителя – всего рабочего класса, всего общества. Мало, кто задумывался над тем, сколько рук человеческих, сколько машин участвуют в создании обычной булочки или каравая хлеба. А знаете ли вы, что земледельцы всего мира ежегодно при обработке почвы переворачивают болеетысячи кубических километров земли.
ХЛЕБ – НАРОДНОЕ ДОБРО – БЕРЕГИ ВСЕГДА ЕГО.
Ученики:
Говорят в народе верно:
«Бросил хлеб – обидел свет
Слову – вера,
Хлебу – мера, А для счастья меры нет!»
Признаёмся вслух со стыдом и тоской
Бывает, мы хлеб не жалеем порой –
Мы топчем его, забывая о том,
Что каждая крошка добыта струдом.
Мальчишке было десять лет,
Он шёл по переулку
И нёс домой в плетёнке хлеб,
Жуя дорогой булку,
В пути, гружёную песком,
Он встретил пятитонку
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку…
Но если б думал мальчик тот
О зёрнышке – о чуде, И сколько мыслей и забот
В него вложили люди,
О том, что знает вся страна:
Путь от озимой травки, Путь от проросшего зерна
До хлеба на прилавке;
5
О том, что хлеб пришёл не вдруг
От копен желтокудрых,
А через сотни сильных рук
И мехенизмов мудрых…
А вот сбирал бы паренёк
Колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами…
/Н. Кончаловская/.
Каждый, беря в руки булку, кусок хлеба, не должен забывать о его длинном пути к столу, о тех трудолюбивых людях, чьи руки вырастили зерно, смололи его и выпекли.
Задание №1. Если каждый ученик в столовой возмёт 100г. кусочек хлеба и половину его не доест. Сколько хлеба пойдёт в отходы, если в школе питается ежедневно 220 учащихся? за месяц? /задачу решить в обыкновенных дробях: 50г. = х 1/20 кг./.
Задание №2. В городе проживает 5700 человек. Сколько хлеба пойдёт в отходы, если каждый из нас выбросит в день полломтика хлеба /50г./ ?
Значит, зря трудились хлебороб, мукомол, и напрасно стоял у жаркой печи пекарь. Это дни и ночи, усталость и пот, труд, которым пренебрегать нельзя. Бережно относиться к хлебу в столовой, дома. У каждого есть маладшие сестрёнки, братишки. Наш долг – приучить их к бережливости.
Бережно надо относиться не только к хлебопродуктам, но и к каждому колоску, к каждому зёрнышку, выращенному на полях.
Потеря одного колоска – это утрата 1,35г. зерна. Мы подсчитали, если потеря только по одному колоску на 1 м. 2 посевов, то на гектаре ущерб составит уже 5кг.
Задание №3. Если на каждом квадратном метре посевов будет потеряно по одному колоску на площади 42000га. Занятые под посевами зерновых культур в нашем районе, то каков недобор урожая?
Ученик зачитывает домашнее сочинение:
Хлеб – народное богатство. Каждому надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется
6
деньгами, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание зерна и изготовление хлеба. На Руси всегдп было особое, почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек.
Не бросайте хлебом, обращайтесь с ним бережно! Если остались несьеденные куски, сделайте из них сухари, испеките запеканку, оладьи.
Помните: если каждый из нас выбросит в день полломтика хлеба, то за год наберётся 7кг., или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5млн. человек, участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Государство, из – за нашего небрежного отношения к хлебу, понесло убыток более 97млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры.
4. РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА ГОВОРИТ: «В СЫТОСТИ НЕ ЗАБЫВАЙ О ГОЛОДЕ».
Сколько голода без хлеба пришлось пережить во
время войны!
Был хлеб всегда в почёте на Руси –
Её просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Безграничным было мужество жителей Ленинграда, переживших 900 дней блокады. Пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день - 250г., а остальные жители – 125г. И люди жили, воевали и не покорились врагу. На пискаревском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, еслиб я могла дать его тебе тогда…»
Яркие цветы, слёзы, ломтик чёрного хлеба, рецепт которого всегда был один и тот же: небольшое количество муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И такого граммы.
7
Хлеба, которого не имели возможности дать 641803 ленинградцам, умершим от голода в блокадные дни.
Журналист Плотников В. П.
«Будучи в Германии мы заехали в Бухенвальд, страшный фашистский лагерь смерти, в котором кажется, и сейчас ещё бродят тени замученных.
Вместе с небольшой группой экскурсантов мы шли вдоль чёрных квадратов на земле, нетронутых зеленью, обозначивших белые бараки, и смущали девушку – экскурсовода. Голос её был, тих и печален, будто всё, что было здесь, она пережила сама.
- Немногим удалось выжить. Этих товарищей, - она показала на портреты в одном из залов музея, мы знаем по именам. В числе выживших, и поэт Григорий Люшнин.
Позже, уже вернувшись из командировки, я нашёл его стихи. И одно из них, написанное в лагере смерти, буквально потрясло меня:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало
Где-то в поле, неубранном нашем,
Сколько зёрен лежит у пашень.
Вот собрать бы их вместе – да в кучу,
Хлеб бы вышел белый похучий
Мы окрепли и сильными стали,
Мы тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой под бомбёжку,
Да, жалеть надо хлебную крошку!
Говорят, когда Бухенвальд освободили наши воины и юного поэта на руках вынесли из барака, в нём было всего 26 кг. веса. Можно ли когда-нибудь забыть об этом?
Борьба за хлеб рождает подвиги и в мирное время. Рассказ о рязанском парне Анатолии Мерзлове.
Такова она трудная, горькая, неизмеримая, но истинная цена каравая.
Разговор о хлебе может быть бесконечным. Можно рассказывать о царском хлебном дворце, какой хлеб берут с собой полярники, а какой космонавты.
8
Когда наш Гагарин на старте
Вошёл в звездолёт стальной,
В кармане его скафандра
Покоился хлеб земной.
Буханка, ростом с напёрсток,
Космический спец-заказ,
Впервые рванулась к звёздам
Пришёл её звёздный час.
Быть может на дальней планете
Придёт долгожданный час!
Его мы разломим с кем-то
Кто очень похож на нас.
Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье.
Запомни как дважды два народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит
и если ты не глуп, не слеп, цени народный, трудный хлеб».
Самостоятельная работа на 2 варианта. (зашифровать в примерах).
9
Геннадий Лутков.
Нам нужно стоя говорить о хлебе
И стоя резать хлеб
Хлеб это заслужил
Его судьба в земле, в мозолях наших, в небе,
В работе зоревой до перетяга жил.
И у прилавка возле горки розовой
Весёлых булок, радостно налей
О дальнем вспомни, до озноба грозном,
Об очереди белой от мороза,
О горьком хлебе града на неве
Бессмертна нива, не уйти ей в небыль
Ей волноваться, ей тучнеть, ей быть
Детей бы нам учить любви нелёгкой к хлебу,
Так как, мы учим родину, любить.
Чтоб всё путём, чтоб знали это свято!
Есть хлеб – и человек здоров и жив
Чтоб не футболили батон ребята,
Портфели, возле школы положив.
Ученица с караваем на расшитом полотенце
Вот он, хлебушко душистый,
С хрустной корочкой витой,
Вот он – тёплый, золотистый-
Словно солнцем, налитой.
Слава хлебу и рукам, что его растили!
Песня «Хлеб всему голова».