МБОУ «Костинская СШ»
Педагогический опыт
Интеллект-карта как инструмент формирующего оценивания
Старикова И.Н.,
учитель математики
с. Костино, 2017 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Цели и задачи……………………………………………………………..4
Методы графического изображения информации
Карты понятий…………………………………………………….5
Интеллект-карты…………………………………………………..6
Кластер……………………………………………………………..8
Технология опыта………………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………….14
Приложение (Интеллект-карты учащихся МБОУ «Костинская СШ»)
Введение
Образовательный процесс в школе не возможен без оценивания результатов деятельности учащихся.
Новые образовательные стандарты заставляют по-новому взглянуть на оценку учебных результатов. Они задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию.
В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» появились метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.
Как же можно оценить «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы»? Такие образовательные результаты требуют построения новой системы оценивания.
На мой взгляд, решению этого вопроса поможет реализация формирующего подхода к оценке учебных достижений.
Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивания происходит по завершении того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для
обучения».
Формирующее оценивание:
- это механизм для обеспечения учителя информацией, необходимой для того, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные методы, мотивировать учащихся активно включаться в своё учение.
- это обратная связь, которая информирует учителя о том, чему научились и как усваивают материал учащиеся, достигнуты ли запланированные цели.
Пройдя дистанционное обучение по курсу «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта» (автор М.А. Пинская) в рамках проекта ШЦВ, я решила применить в своей деятельности, заинтересовавшие меня методики формирующего оценивания.
Цели и задачи
Для практической реализации своих планов, необходимо было определиться с целью и задачами.
Цель: внедрение в практику своей работы методики «Карты понятий».
Задачи:
1)изучить данную методику;
2) апробировать её в рамках одного класса и, проанализировав результаты, сделать вывод о возможности её применения в моей работе;
3) в случае положительных результатов распространить методику «Карты понятий» на другие классы нашей школы и, возможно, на другие предметы.
Изучая материалы по данному вопросу, я обнаружила, что наряду с Картами понятий существует и другие методы, а именно: интеллект-карты, кластеры.
Методы графического изображения информации
Карты понятий
Методика «Карты понятий» опирается на критериальное оценивание. Карты позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
«Карта понятий» представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному.
Рассматривая карту от вершины к основанию, учитель может:
1) проникнуть в то, как ученики воспринимают пройденную тему;
2) проверить уровень понимания и возникшее у них ложное толкование понятий;
3) оценить сложность установленных структурных взаимосвязей.
Карту может составлять ученик самостоятельно или в паре. Карта также может быть результатом общей работы группы учеников.
Она может составляться вместе со всем классом в ходе одного или
нескольких уроков.
Можно обозначить следующие основные цели использования данной методики в целях обучения:
- изучение терминов, фактов и понятий конкретного предмета;
- организация информации в точные категории;
- синтез и интеграция информации, понятий, идей;
- видение «широкой панорамы» и связей между отдельными понятиями;
- развитие креативного мышления в конкретном предмете;
- расширение возможностей долговременной памяти и усвоение новых знаний;
- развитие сложных мыслительных навыков, стратегий и привычек;
- эффективное использование графических иллюстраций.
Интеллект - карта
Интеллект - карта является графическим изображением процессов мышления, это инструмент, который позволяет структурировать и обрабатывать информацию.
Данный метод был предложен американским психологом Т. Бьюзеном.
С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского
Интеллект-карты представляют собой схемы, на которых изображены слова, идеи, понятия, связанные ветвями с центральным понятием, в них отражается процесс ассоциативного мышления того, кто строит данную карту.
Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации:
• легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
• внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
• чётко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
• быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счёт её разноцветного и многомерного представления;
• структурный характер карты позволяет без труда дополнять её новой информацией (без вычёркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);
• отсутствие границ карты стимулирует эвристику.
Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя интеллект-карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют сообразный с их природой (индивидуальный) способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.
Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
Для того чтобы составить ментальную карту, необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
- От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
- От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.
- По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты.
- Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

Кластер(кластерные карты)
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Основные принципы составления кластера:
- кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.
- в центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.
-вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Работа по этим методикам позволяет формировать и развивать у учащихся следующие умения:
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Технология опыта
В практике своей работы я объединила данные методы.
Цель создания Карт – упорядочить полученные знания, найти связи между ними, выявить и оценить структуру знаний по определённой теме.
Они дают возможность сделать наглядным процесс мышления учащегося.
Когда я предложила учащимся в 7 классе построить первый раз интеллект-карту по теме «Треугольник», то результаты были удручающими. Некоторые принесли листы с разрозненными рисунками и записями, часть детей не смогли сделать даже этого, хотя я рассказала о них и показала примеры Карт, но все они были не по математике.
Я поняла свою ошибку и теперь первую Карту строю вместе с детьми, объясняя принцип построения доступным языком.
Строю мелом на школьной доске, а каждый из них на отдельном листе – простым карандашом. Домашнее задание – раскрасить интеллект-карту. Этот вид работы применяю с 5 класса.
Последующие интеллект - карты прошу детей построить дома, можно по желанию объединиться в пары или группы, но не больше 4 человек. В классе мы с помощью документ-камеры просматриваем их и анализируем.
Прошу высказываться детей по её содержанию, по качеству изображения, после этого высказываю своё мнение. Прошу детей выбрать лучшую, на их взгляд, карту и аргументировать своё мнение. В 5-8 классах данную работу я не оцениваю, но за лучшую работу, по мнению всего класса, могу поставить положительную оценку.
Чтобы мотивировать учащихся на выполнение данной работы, мы приняли с ними такое соглашение: в случае спорной оценки за диагностическую самостоятельную работу я учитываю наличие интеллект – карты и выставляю оценку в пользу ученика.
При составлении Карт учащиеся 5-8 классов пользуются Инструкцией.
1.Запиши в центре листа основное понятие. Выдели его, используя рамку, круг и т.д. 2.Вспомни с какими другими понятиями оно связано, какими свойствами обладает, где применяется и т.д. Каждое слово изображай знаком, символом, фигурой, т.е. кодируй информацию. 3.Соедини их линиями (стрелками), подпиши связи (если знаешь). 4.Раскрась Карту. Помни: Карта это самостоятельная форма представления твоих знаний и понимания предмета, сделай её непохожей на другие! Используй цветные карандаши. |
Данную методику я использую на уроках математики при изучении нового, обобщении, систематизации материала, при повторении, при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. Некоторые интеллект-карты – это результат проектной деятельности учащихся (проектный продукт).
Если уровень когнитивных способностей в классе низкий, то я предлагаю заполнить Карты. Предварительно строю Карту понятий, а затем убираю все подписи в рамках (т.е. собственно названия понятий), сохраняя подписанные связи. Учеников прошу подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.
Тематика интеллект – карт в 5-9 классах по математике:
«Натуральные числа», «Дроби», «Проценты» (5 кл.);
«Обыкновенные дроби», «Пропорции», «Целые числа» (6кл.);
«Функция», «Степень», «Равнобедренный треугольник», «Параллельные прямые» (7 кл.);
«Квадратный корень», «Уравнения», «Неравенства», «Функция», «Площади», «Прямоугольный треугольник», «Окружность» (8кл.).
«Векторы», «Треугольник», «Функция», «Неравенства» (9кл.).
Некоторые учащиеся в старших классах переделывают свои карты, сделанные раньше, или добавляют новый материал.
Начиная с 9(10) класса ввожу критерии оценивания интеллект-карт.
При анализе интеллект-карт оценивается наличие:
яркого, объемного центрального образа;
чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и ключевых фраз;
ассоциаций, наполняющих структуру;
рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование;
блоков, подчёркивающих структуру;
связей между элементами структуры.
Далее отмечается:
полнота или бедность содержания интеллект-карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз;
богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций, выраженных наличием заполненных ответвлений разного уровня;
наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.
Данные критерии известны учащимся.
Чтобы они были понятны, открыты и доступны всем учащимся была разработана таблица критериев, которая состоит из трёх блоков.
Система оценок интеллект - карт:
Содержание | Качество составления | Новизна |
Критерий | Балл | Критерий | Балл | Критерий | Балл |
«Ширина» (диапазон охваченных понятий, свойств, связей) | 4 | Цвет | 3 | Оригинальность, собственные идеи. | 5 |
«Глубина» (детализация понятий) | 4 | Символы, знаки, рисунки | 3 |
Связи(названы и указаны) | 4 |
Первые карты оцениваем вместе с учащимися, в дальнейшем оценка
складывается из самооценки, взаимооценки (в паре), оценки учителя.
В журнал выставляется оценка, исходя из следующих результатов:
«5» - от 20 баллов до 23 баллов; «4» - от 16 баллов до 19 баллов;
«3» - от 12 баллов до 15 баллов.
Неудовлетворительную оценку за данный вид работ я не выставляю, даю возможность внести изменения, переделать.
По данным критериям мы оцениваем следующие карты:
«Синус», «Косинус», «Тангенс», «Котангенс» (проект «Тригонометрические функции») , «Производная», «Многогранники» (проект), «Тела вращения» (10-11кл.).
Примеры интеллект-карт:
Иванов А., 7 класс «Треугольник», повторение и систематизация знаний
Смагина Е., 10 класс «Косинус»

Полкова К, 10 класс «Силы в механике», изучение нового материала

При построении карт учащиеся учатся обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, представлять информацию в виде рисунков, символов, тем самым формируя метапредметные умения.
Огромный плюс данной методики я вижу в том, что при выполнении данной работы учащиеся используют свой интеллектуальный потенциал, так как в интернет - ресурсах они не могут найти примеры таких Карт.
Это одновременно метод контроля и коррекции знаний, который в отличие от контрольных работ не является стрессовым.
Работая над Картами памяти, учащиеся:
- развивают личностные, метапредметные и предметные компетенции;
- включают в работу оба полушария головного мозга;
- улучшают память;
- развивают мыслительные операции, креативность.
Учитель имеет возможность:
- проверить уровень понимания учащимся пройденного материала, выявить затруднения и их корректировать;
- осуществлять критериальное оценивание.
Заключение
Как показал опыт, использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.
Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее. Карты памяти помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Данная методика может применяться в любом классе основной и старшей школы и в рамках любого предмета.
Использование этого метода способствует:
1. Обучению. Хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении.
2. Концентрации. Внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания.
3. Запоминанию. На запоминание ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором.
4. Мышлению. Мышление становится более четким и гибким. Творческие способности также активизируются.
Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом ее элементов. Свернутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. С помощью интеллект-карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и учатся выделять ключевые слова, моменты систематизировать, группировать.
Используемая литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2013.
М.А. Пиская «Оценивание в условиях введения требований новогоФедерального государственного образовательного стандарта»:– М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
Интернет-ресурсы:
http://www.zavuch.ru/methodlib/107/111122/#sthash.ixQtDhBY.dpbs
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/940816
https://infourok.ru/ispolzovanie_metoda_intellekt-kart_na_urokah_russkogo_yazyka_s_celyu_formirovaniya-189458.htm
12