Сценарий интеллектуальной игры среди 6 классов
«Самый умный»
Цели и задачи:
• развитие коммуникативных качеств личности, интеллектуальной грамотности, сообразительности, быстроты реакции в принятии решений;
• привитие интереса к приобретению знаний в различных областях, воспитание интереса к истории своей страны, народному творчеству, народной мудрости, заложенным в сказках разных народов;
• развитие креативных способностей подростков.
Описание интеллектуальной игры:
Учитель: Дорогие ребята и наши гости! Сегодня у нас необычная встреча — мы постараемся выявить самую интеллектуальную команду шестиклассников. Конечно же, это всего лишь игра, проигравшим нечего расстраиваться, мы ведь хорошо знаем, что среди нас много способных и талантливых ребят. А победители нашей игры смогут гордо носить титул «Самого умного» .
1-й тур. От простого к сложному
Какое самое большое озеро в мире? (Каспийское море)
Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
Как называется прибор для измерения сторон горизонта? (Компас)
Какой самый крупный город на Дону? (Ростов)
Как можно назвать объем, широту интересов, знаний? (Кругозор)
Как называется путь, по которому движется любая планета? (Орбита)
Как называется созвездие на небосклоне, имеющее форму «инструмента для питья»? (Большая Медведица)
Что несла бабушке Красная Шапочка? (Пирожок и горшочек масла)
Что больше всего любил Карлсон? (Варенье и печенье)
Где баба взяла муку на колобок? (По амбарам помела, по сусекам поскребла)
Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)
Как звали пуделя в сказке «Приключения Буратино»? (Артемон)
Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
Назовите имена друзей Незнайки (Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунт ик)
Назовите «цветные» моря мира. (Красное, Желтое, Черное)
Назовите самый маленький материк. (Антарктида)
2-й тур. Обо всем понемногу
Сколько меридианов можно провести через одну точку? (Множество)
Какой самый большой остров в мире? (Гренландия)
Назовите самую полноводную реку Африки. (Конго)
Как назывался народ женщин-воительниц в греческой мифологии? (Амазонки)
Как называется зимнее логовище медведя? (Берлога)
Как можно назвать неповторимый, единственный в своем роде предмет? (Уникум)
Как можно назвать проявление нежности, уважения, любви? (Ласка)
Как называется красивая, гладкая, мягкая, слегка блестящая ткань? (Атлас)
Как именуется медицинское учреждение в воинских частях? (Лазарет)
Как называется подвесная сетка для отдыха? (Гамак)
Как называется искусство составления цветочных композиций? (Икебана)
Какое слово Кай выкладывал из льдинок? (Вечность)
3-й тур. Подумай и отгадай
Какой великий русский ученый был поэтом и художником, химиком и географом, геологом и сталеваром? (М.В. Ломоносов)
Как именовался военачальник или правитель у славянских народов? (Воевода)
Как называется вид местности, открывающийся обычно с высоты? (Панорама)
Кто был первым русским ученым, удостоенным Нобелевской премии? (И. П. Павлов)
Назовите бога огня и кузнечного дела.(Гефест)
Как еще можно назвать тонкую, твердую баранку? (Сушка)
Как назывался на Востоке выкуп, вносимый женихом родственникам невесты? (Калым)
Как именуется мастер по изготовлению художественных гончарных изделий? (Керамист)
Назовите имя богини мудрости и знаний. (Афина).
Как можно назвать резное украшение на крыше избы или верхнюю часть палатки? (Конек)
Как именовалась третья буква в славянском алфавите? (Веди)
Как называется человек, который получил письмо? ( Адресат)
4-й тур. От смекалки до сообразительности
Этимологическая страничка ( 11 слов-11 баллов)-на слайде и на листах
Задумывались ли вы ,почему эти продукты питания названы именно так, а не иначе?Определите,каково происхождение данного слова.Установите соответствие.

Ответы:

5-й тур. От сообразительности до знаний
Как вы думаете , по каким признакам получили свои названия
окунь, омар, паук, барсук? (картинки на слайде)
Ответы:





Задания конкурса связаны с историей древнего мира. Здесь вам понадобятся знания истории Древнего Рима, Древней Греции и Древнего Египта.
Я предлагаю вам послушать истории и узнать, о каком животном, пресмыкающемся или птице идёт речь.
Итак, вот эти животные на слайде рисунки(найти): волчица, гуси, конь, слоны, змеи, коза, павлин; змея, обвившая посох; паук, дельфин, черепаха, конь крылатый. (Термины можно называть после объяснения ребят.)
Правильные ответы:
Волчица («капитолийская»). Статуя ее установлена в Риме в Капитолии за то, что, по легенде об основании города, она якобы выкормила братьев-близнецов Рема и Ромула, основателей Рима в 753 г. до н. э.
Гуси. Есть крылатое выражение: «Гуси Рим спасли», связанное с тем, что якобы гуси разбудили своим криком римских воинов в момент начала штурма Капитолия при нападении галлов на Рим в 390 г. до н. э.
Конь. Конь-сенатор — это почетное звание своему любимому коню по кличке Инцитатус Быстроногий присвоил римский император Гай Юлий Цезарь (Калигула) (37— 41 гг. н. э.), прославившийся за три года своего правления растратой казны, кровожадностью, казнями, убийствами и непомерным восхвалением своей личности и обожествлением при жизни.
Слоны карфагенского вождя Ганнибала, прославились в войнах, особенно в походе 218 г. до н. э.
Змеи, убившие жреца и прорицателя Трои Лаокоона и двух его сыновей. Эта трагическая гибель была уготована ему за то, что он призывал сограждан уничтожить деревянного троянского коня, не ведая, что гибель Трои была предрешена самими богами.
Коза. Есть миф, рассказывающий о том, что молоком божественной козы Амалфеи нимфы, охранявшие покой младенца Зевса на о. Крите, вскормили будущего громовержца.
Павлин — священная птица богини Геры. Легенда гласит, что Гера, обуреваемая ревностью, заставила Аргуса — стоглазое чудовище — днем и ночью стеречь любимицу Зевса Ио. Рассерженный Зевс поручил богу Гермесу убить ненавистного стража, что тот и сделал, усыпив предварительно все глаза чудовища. Опечалилась Гера, собрала все сто глаз убитого и разместила их на хвосте павлина.
Змея, обвившая посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа), считалась символом обновления (выздоровления), так как она ежегодно меняла кожу.
Паук. Разгневанной богиней Афиной была превращена в паука Арахна — смертная девушка из Лидии. Эта кара постигла ее за то, что она, будучи превосходной ткачихой, бросила вызов самой Афине, научившей людей этому ремеслу.
Дельфин — священное животное, по одной из легенд, он был первым свидетелем рождения из морской пены у берегов Кипра прекраснейшей из богинь — Афродиты.
Черепаха. Среди многочисленных животных, посвященных Афродите, черепаха — символ целомудрия.
Конь (белый, крылатый) Пегас, ударом копыта выбивающий глубокий след — «источник коня» — Гипокрену. Пегас — олицетворение поэтического вдохновения.
Вопросы на игру командам-соперникам
1.В известной сказке . Поди туда не знаю куда , принеси то не знаю что . Царь послал стрелка Андрея за тридевять земель . Внимание вопрос! Тридевять – это сколько? (Тридевять – это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам. Тридевять – это девять умножить на три)
2. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? (Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы - копейка)
3. Название какого государства заканчивается на три –я?(Австрия)
Фразеологизмы (на слайде и листах)
Что значит выражения:
жаба душит? (мучит чувство жадности или зависти)
хлебом не корми?(Хлеб- важнейшая еда ,ничего другого человеку не надо, кроме как …
положить зубы на полку?((голодать, перестать достаточно питаться)
Охота пуще неволи? (Желание сильнее запрета)
Водой не разольешь
Как в воду опущенный
Набрал в рот воды
Как в воду глядел
Как две капли воды
Прошли огонь и воду
Седьмая вода на киселе
Толочь воду в ступе
Ответы:
неразлучные друзья
грустный человек
молчаливый человек
угадал, предсказал
очень похожи
все испытали
дальний родственник
бесполезная работа
Пословицы 9на слайде и листах)
Один в поле …
На чужой каравай …
Всякий кулик…
С миру по нитке …
Куй железо…
Маленькое дело лучше…
Терпение и труд …
Как аукнется …
Ответы:
не воин
рта не разевай
свое болото хвалит
голому рубашка
пока горячо
большого безделья
все перетрут
так и откликнется
Что ещё могут сочинять композиторы, кроме музыки? (Композитором ещё называют человека, составляющий шахматные композиции -шахматный композитор).
Почему отпуск, который даётся женщине по беременности и родам , в народе называют декретным? (Раньше все указы и постановления именовались декретами).
Почему вертолёт называется вертолётом?(Вертикально взлетает)
Кто такой ямщик?(Тот, кто на своих лошадях перевозит почту).
Кто такой бортник? (Тот, кто собирает мёд диких пчёл).
В каких отношениях, с точки зрения языка, находятся между собой сын сестры и дочь брата? (Двоюродные брат и сестра-кузен и кузина).
Кого на Руси в 17-18 веках называли вором? (Имело широкое значение-преступник -и разбойник, и изменник и др.).
Кто такой кум?( Это крёстный отец по отношению к родителям ребёнка и к куме (крёстной матери)).
Учитель учит, читает, мыслитель мыслит, мечтатель мечтает. А что делает предприниматель? (Предприниматель-владелец предприятия- занимается предпринимательством, т. е. бизнесом).
Чем сито отличается от решета? (Сито-решето с частой сеткой, а решето-крупное сито).
С помощью каких частей тела можно выразить недоумение?(Плечи -пожать плечами, руки- развести руками, глаза- закатить глаза).
Сын моего отца , а не брат?(Я сам)
Определяется победитель конкурса болельщиков. Затем слово предоставляется членам жюри и объявляется победитель шоу. Учитель благодарит всех за активное участие и награждает победителей грамотой.
(напечатать-см.образцы)