СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра для старшеклассников "Поклонимся великим тем годам"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра расчитана на учащихся 8-11 классов (формируются смешанные команды). В разработке вы найдёте сценарий и презентацию. Проверяются знания карты, дат, полководцев, боевых наград. Используются музыкальные фрагменты

 

Просмотр содержимого документа
«Поклонимся великим тем годам»

Конкурс методических разработок,

посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне








Интеллектуальная игра для старшеклассников

Тема: «Поклонимся великим тем годам…»






Автор: Ласточкина Лариса Николаевна, учитель истории и обществознания 5-11 классов

МОУ «Верхне - Кубинская средняя общеобразовательная школа»



«Поклонимся великим тем годам»

Цели:

  1. в игровой форме закрепить знания по истории Великой Отечественной войны;

  2. посредством использования нетрадиционных форм работы стимулировать проявление творческой активности учащихся;

  3. продолжить формирование интереса к героическому прошлому своей Родины,

воспитывать чувство национальной гордости.


Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование. Презентация «Интеллектуальная игра для старшеклассников»

  2. Карта «Великая Отечественная война 1941-1945»

  3. Аудио-техника


Предварительная подготовка:

  1. Повторение истории Великой Отечественной войны

  2. Изучение дополнительной литературы

  3. Формирование двух смешанных команд из учащихся 8-11 классов

  4. Выбор капитана команды и названия команды


Ход игры

1-й слайд

Учитель (ведущий): Накануне празднования юбилея Победы нашего народа в Великой Отечественной войне хочется обратиться к вам, ребята, словами поэта Юлии Друниной:

Я порою себя ощущаю связной между теми, кто жив,

И кто отнят войной.

И хотя год за годом бегут, торопясь,

Все тесней эта связь,

Все прочней эта связь.

Сегодня на всех нас лежит большая ответственность за сохранение памяти о войне. Каждый из нас в ответе за то, чтобы с годами правда о страшной войне не покрылась пылью времен, чтобы наши потомки тоже знали и помнили то, что пришлось пережить тем, кто выстоял и выдержал. Чтобы те, кто будет жить после нас, помнили о тех, кто в 1941 – 1945 не вернулись с полей войны. Давайте послушаем песню, которая стала знаменитой после фильма «Белорусский вокзал». Чаще её называют «Нам нужна одна Победа». Слушайте и представляйте. (Звучит песня)

Ребята, какими словами автор передает тяготы и ужас войны?.(«Горит и кружится планета», «Бьёт пулемёт неутомим», «Лишь только бой угас – звучит другой приказ», «Мы за ценой не постоим».

Я предлагаю вспомнить основные события самой кровавой из всех войн в истории человечества. Сегодня проверить свои знания собрались учащиеся 8 – 11 классов. Пожалуйста, представьтесь.

(Команды представляют капитана, членов команды, объясняют выбор названия)

Первый конкурс «Разминка»

2-й слайд. Команды по очереди отвечают на вопросы. Вопросы появляются на слайде по щелчку. Если одна из команд не может ответить, может отвечать другая.

Вопросы:

1.Для похода на Восток гитлеровское командование разработало 2 плана. Один назывался «Барбаросса». А как назывался второй план? (Ост)

2.Уже в июне 1941 года появилось стихотворение, ставшее словами известной песни. Какая это песня? (Священная война)

3.Для захвата СССР немцы сосредоточили 3 группы армий: «Север», «Центр» и …(Юг)

4. Героями на войне становились не только люди, но и целые города. Героем стал даже целый оборонительный объект. Что это было? (Брестская крепость)

5. «Невский», «Кутузов» и «Суворов» тоже воевали на фронтах. Но в виде чего? (наград)

6.В 1945 году проходили 2 конференции союзников. Вторая была в пригороде Берлина, а где состоялась первая? (В Ялте)

7.Что такое ленд-лиз? (договор о поставках союзниками военной техники и продовольствия)

8. Уже в июне 1941 года многие промышленные объекты стали вывозиться на Урал, в Среднюю Азию для налаживания военного производства. Как назывался этот процесс? (эвакуация)

9. После этой битвы окончательно был развеян миф о непобедимости немецкой армии. Какая это была битва? (Московская)

10.Это был первый советский город, который даже окружив, немцы не смогли взять. (Ленинград)

11.На войне за немцев сражались не только люди, но и «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (военная техника)

12. 30 апреля 1945 года в Берлине произошли 2 исторических события: над рейхстагом было водружено Знамя Победы и… А какое второе событие? (Застрелился Гитлер)

13.Какое название получила международная организация, созданная по решению Крымской конференции?(ООН)

14.Какую европейскую страну советские войска освободили от фашистов последней? (Чехословакию)

Второй конкурс «Перелистаем страницы». Слайд 4.

Информация расположена в 2 столбика. В одном кодовые названия военных операций (учащимся нужно назвать к каким военным событиям относились эти названия, а также немецкие или советские). Во втором столбике имена. Нужно назвать должность и роль этого человека в войне.

  • «Уран» (контрнаступление советских войск под Сталинградом, советская)

  • «Тайфун» (наступление немцев под Москвой)

  • «Цитадель» (Наступление немцев под Курском)

  • «Багратион»(освобождение Белоруссии)

  • «Кремль» (дезинформация немецким командованием советского правительства в 1942 году)



  • Н. Гастелло (летчик, совершивший подвиг в небе над Москвой)

  • У.Черчилль (премьер-министр Великобритании, участник «большой тройки»

  • П.Пономаренко (Глава Центрального штаба партизанского движения)

  • И.Сталин (Верховный главнокомандующий)

  • И.Риббентроп (министр иностранных дел Германии)


Третий конкурс «Военная доблесть» Слайд 5.

Ребятам нужно определить названия орденов и медалей. Каждая команда выполняет отдельно, затем передает ответы жюри.

  1. – Орден Красной Звезды

  2. – Орден Ленина

  3. – Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза

  4. – Ордена Славы трех степеней

  5. - Орден Красного Знамени

  6. – Орден Победы


В это время идет конкурс капитанов. Им предложена контурная карта, на которой нужно отметить :

  1. Ледовая «дорога жизни»

  2. Сталинград

  3. Курск

  4. Открытие Второго фронта


Четвертый конкурс «Исторические документы» Слайды 6 и 7.

Командам по очереди предъявляются документы. Нужно определить событие, о котором идет речь (6-й слайд) и автора (7-й слайд). 1- Сталинградская битва, 2 – И. В. Сталин.

Пятый конкурс «Маршалы Победы»

Командам предстоит соотнести фотографию полководца и его имя.

  1. - 4

  2. -3

  3. -1

  4. – 2


Во время, пока команды готовят ответ, в течение всей игры зрители тоже отвечают на вопросы.

  1. Сколько длилась Великая Отечественная война? (1418 дней)

  2. С кем дольше воевал СССР6 с Германией или с Японией? (С Германией)

  3. Сколько длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

  4. На каком направлении было самое тяжелое для СССР время летом 1942 года? ( на южном)

  5. Этот предмет спас жизнь многим солдатам в годы войны. В переводе с испанского он означает «череп». (каска)

  6. Как назывался приказ № 227 от июля 1942 года? ( «Ни шагу назад!»)

  7. Перечислите полководцев Великой отечественной войны.


Вопросов может быть больше, на усмотрение учителя. Жюри отмечает лучшего знатока среди зрителей.

В заключение, пока жюри подводит итоги, все вместе поют песню «В землянке». Слайд 9. (Фонограмма подбирается заранее.)

Просмотр содержимого презентации
«Интеллектуальная игра»

Интеллектуальная игра  для старшеклассников «Поклонимся великим тем годам…»

Интеллектуальная игра для старшеклассников

«Поклонимся великим тем годам…»

Разминка 1.Для похода на Восток гитлеровское командование разработало 2 плана. Один назывался «Барбаросса». А как назывался второй план? 2.Уже в июне 1941 года появилось стихотворение, ставшее словами известной песни. Какая это песня? 3.Для захвата СССР немцы сосредоточили 3 группы армий: «Север», «Центр» и … 4. Героями на войне становились не только люди, но и целые города. Героем стал даже целый оборонительный объект. Что это было? 5. «Невский», «Кутузов» и «Суворов» тоже воевали на фронтах. Но в виде чего? 6.В 1945 году проходили 2 конференции союзников. Вторая была в пригороде Берлина, а где состоялась первая? 7.Что такое ленд-лиз?

Разминка

1.Для похода на Восток гитлеровское командование разработало 2 плана. Один назывался «Барбаросса». А как назывался второй план?

2.Уже в июне 1941 года появилось стихотворение, ставшее словами известной песни. Какая это песня?

3.Для захвата СССР немцы сосредоточили 3 группы армий: «Север», «Центр» и …

4. Героями на войне становились не только люди, но и целые города. Героем стал даже целый оборонительный объект. Что это было?

5. «Невский», «Кутузов» и «Суворов» тоже воевали на фронтах. Но в виде чего?

6.В 1945 году проходили 2 конференции союзников. Вторая была в пригороде Берлина, а где состоялась первая?

7.Что такое ленд-лиз?

8. Уже в июне 1941 года многие промышленные объекты стали вывозиться на Урал, в Среднюю Азию для налаживания военного производства. Как назывался этот процесс? 9. После этой битвы окончательно был развеян миф о непобедимости немецкой армии. Какая это была битва? 10.Это был первый советский город, который даже окружив, немцы не смогли взять. 11.На войне за немцев сражались не только люди, но и «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? 12. 30 апреля 1945 года в Берлине произошли 2 исторических события: над рейхстагом было водружено Знамя Победы и… А какое второе событие? 13.Какое название получила международная организация, созданная по решению Крымской конференции? 14.Какую европейскую страну советские войска освободили от фашистов последней?

8. Уже в июне 1941 года многие промышленные объекты стали вывозиться на Урал, в Среднюю Азию для налаживания военного производства. Как назывался этот процесс?

9. После этой битвы окончательно был развеян миф о непобедимости немецкой армии. Какая это была битва?

10.Это был первый советский город, который даже окружив, немцы не смогли взять.

11.На войне за немцев сражались не только люди, но и «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было?

12. 30 апреля 1945 года в Берлине произошли 2 исторических события: над рейхстагом было водружено Знамя Победы и… А какое второе событие?

13.Какое название получила международная организация, созданная по решению Крымской конференции?

14.Какую европейскую страну советские войска освободили от фашистов последней?

«Уран» «Тайфун» «Цитадель» «Багратион» «Кремль» Н. Гастелло У.Черчилль П.Пономаренко И.Сталин И.Риббентроп
  • «Уран»
  • «Тайфун»
  • «Цитадель»
  • «Багратион»
  • «Кремль»
  • Н. Гастелло
  • У.Черчилль
  • П.Пономаренко
  • И.Сталин
  • И.Риббентроп
А В Д Б Г Е

А

В

Д

Б

Г

Е

События войны  в исторических документах «Кольцо окружения с каждым днем сжимается. Фашистское командование посылает в “котел” продовольствие и боеприпасы. Летчики сбрасывают “подарки” в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как к городу, к “котлу”, под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолетов противника. Навстречу поднимались наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолеты. Тридцать четыре немецких летчика спаслись на парашютах и были взяты в плен… Теперь господство в воздухе принадлежало нам…»

События войны в исторических документах

«Кольцо окружения с каждым днем сжимается. Фашистское командование посылает в “котел” продовольствие и боеприпасы. Летчики сбрасывают “подарки” в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как к городу, к “котлу”, под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолетов противника. Навстречу поднимались наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолеты. Тридцать четыре немецких летчика спаслись на парашютах и были взяты в плен… Теперь господство в воздухе принадлежало нам…»

Оценка войны  в исторических документах « У нашего правительства было немало ошибок. Были у нас моменты отчаянного положения в 1941 – 1942 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города… потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: «Вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой». Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!»

Оценка войны в исторических документах

« У нашего правительства было немало ошибок. Были у нас моменты отчаянного положения в 1941 – 1942 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города… потому что не было другого выхода.

Иной народ мог бы сказать правительству: «Вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой». Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!»

А Б В Г

А

Б

В

Г

  • Г. К. Жуков
  • К. К. Рокоссовский
  • И. С. Конев
  • А. М. Василевский
В землянке Слова А. Суркова, музыка К. Листова 1. Бьётся в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. 2. Ты сейчас далеко-далеко, Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви.

В землянке

Слова А. Суркова, музыка К. Листова

1. Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

2. Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!