СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра ко дню языков народов Казахстана " Моя Родина-Казахстан"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование заботливого отношения педагогов и воспитанников друг к другу, к своему классу, к окружающим людям, создание атмосферы творчества, доброты и взаимопонимания;

Воспитание уважения к национальным традициям, любви к родному краю.

 

Вед: С?леметсiзбе!

Вед: Добрый день дорогие друзья!

Вед: Здоровеньки булы!

Вед: Guten tag!

 

Вед: Среди прекраснейших полей,

Где хлебные поля,

Есть славный город – Костанай,

Здесь Родина моя.

Родным стал город наш для всех:

Для немцев, для татар,

Азербайджанцев и армян,

Евреев и славян.

Нет нации у доброты,

У счастья и любви!

Пусть дружбу нашу воспоёт

Акын моей страны.

Просмотр содержимого документа
«интеллектуальная игра ко дню языков народов Казахстана " Моя Родина-Казахстан"»


Интеллектуальная игра ко дню языков народов Казахстана

«Моя Родина- Казахстан!»


Цель: формирование заботливого отношения педагогов и воспитанников друг к другу, к своему классу, к окружающим людям, создание атмосферы творчества, доброты и взаимопонимания;

Воспитание уважения к национальным традициям, любви к родному краю.


Вед: Сәлеметсiзбе!

Вед: Добрый день дорогие друзья!

Вед: Здоровеньки булы!

Вед: Guten tag!


Вед: Среди прекраснейших полей,

Где хлебные поля,

Есть славный город – Костанай,

Здесь Родина моя.

Родным стал город наш для всех:

Для немцев, для татар,

Азербайджанцев и армян,

Евреев и славян.

Нет нации у доброты,

У счастья и любви!

Пусть дружбу нашу воспоёт

Акын моей страны.

(Учащиеся исполняют песню на казахском языке)

Вед: Здравствуйте, ребята. Сегодня нас всех собрал в одну семью Праздник языков народов РК.

Этот праздник является особенным в жизни государства, т.к. объединяет людей разной национальности, выражает внимание и уважение к их родным языкам.

Ведь язык – святая святых у всех народов. Он достояние и создание каждого народа.

Вед: Как же так получилось, что люди говорят и пишут на разных языках? Почему так многообразна человеческая речь? Люди часто над этим задумывались, и в те далекие времена, когда еще не зародилась наука, они вместо ответа сочиняли мифы. Эти мифы любопытно читать, в них, безусловно, есть мудрые мысли. Взять хотя бы мысль о том, что различия в языке разделяют людей, а если они не могут понять друг друга, то не легко им стать друзьями. Когда нет понимания, существует опасность, что люди станут врагами.

Послушайте легенду о Вавилонской башне.

( На фоне рассказа дети показывают пантомиму)

Вед: Народ Вавилонии был богат и могущественен. И это был счастливый народ. Все друг друга любили и с радостью трудились бок о бок. Для полного счастья им не хватало одного: Они владели лишь землей, но им хотелось владеть и небом.

Царь Вавилона повелел выстроить огромную башню неслыханной высоты, чтобы доставала до неба. 600000 человек принялись лепить кирпичи, мешать раствор и строили башню все выше и выше. Каждый день с утра до ночи люди тащили кирпичи и раствор вверх по ступенькам, а потом спускались за новой ношей. Так все и шло 42 года подряд, пока башня не поднялась на 27 миль в высоту. С земли на верх башни люди несли кирпичи целый год –такая она была высокая.

Вед: И вот башня поднялась чуть не до небес, и Бог понял, что надо что-то делать, как-то оградить себя от не званных гостей. Пожалуй, если помешать людям работать сообща, они не сумеют достроить башню.

Чтобы исполнить свой замысел, бог послал на землю 70 ангелов, которым было велено отобрать у людей единый, понятный всем язык, потом разбить людей на группки, и пусть в каждой говорят на новом, только им понятном языке.

Вед: И вмиг все разделилось: те, кто лепил кирпичи, уже не могли разговаривать с теми, кто их носил. А люди, носившие кирпичи, не могли втолковать ни слова людям, которые складывали из этих кирпичей башню. Старший среди плотников, не мог сказать своим подчиненным, что им делать дальше. Все перепуталось, и каждый обвинял остальных в том, что они не понимают ничего. Так и начался беспорядок. Работа остановилась. Строители разбрелись по свету. И каждая группа осталась при своем новом языке.

Вед: С тех пор в разных странах света говорят на разных языках. Эта легенда говорит о том: когда люди разделяются, расходятся, они теряют общий язык. А чтобы люди жили в мире и понимании, они должны с уважением относиться к другим языкам. И стараться понимать друг друга. Ведь знание одного родственного языка является мостиком для понимания других.

Вед: А сейчас ребята я предлагаю вам испытать свои знания в конкурсе «Полиглот». Итак, команды, займите свои места.


  1. Задание. Из предложенных слов найти созвучные казахским татарские слова. (соеденить стрелками)

1 карточка

АПА (мама) АНИ

ҰЛ БАЛА(мальчик) КЕН

КҰН (день) ИР БАЛА

2 карточка

БОСТОРҒАЙ (жаворонок) ГЮЛЬ

БАС (голова) ТУРГАЙ

ГҰЛ (цветок) БАШ

  1. Задание. Отгадайте белорусские и украинские загадки:

(для каждой команды предлагаются три белорусские и три украинские загадки)

Белорусские

  • Без рук, без сякеры зроблена хата и дзвери (гнездо)

  • Без рук, без ног, а маляваць умее (мороз)

  • Сее, вее, подсявае. След зимою замятае (снег)

  • Без окон, без дзвярей, подна хата людзей (огурец)

  • С крылом, а не птушка, ляциц, гудзе, а не пчела (самолёт)

  • Не доктор, а не дрэва лечыць (дятел)

Украинские

  • Усе житя ходить, а з лйсця не сходить (часы)

  • Що то за виз, що везе без колис (сани)

  • Летить, як стрила. Гуде, як бджола (самолёт)

  • Без рук, без оливця-малюэ без кинця (мороз)

  • Деревяни кони по снигу скакають, а в сниг не проваливаються (лыжи)

  • В день у неби гуле, а вечер на землю стдае (солнце)


Вед: Сравнивая, как одна и та же мысль в разных языках по- разному выражена, мы становимся более внимательными к особенностям и тонкостям языка.

Есть пословицы и поговорки, имеющие для всех народов общее содержание. Например русская пословица «Руби дерево по себе» схожа с казахской «Дубину, которую не поднимешь, за пояс не затыкай». А казахская пословица «В одном казане две бараньи головы не поместятся» - перекликается с азербайджанской «На одном троне два царя не сидят» и с русской: «В одной берлоге два медведя не уживутся». Все это говорит о том, что разные народы имеют много общего в жизни, быту и традициях.


Вед: Итак, 3 задание.

Подберите из предложенных вам пословиц подходящие по смыслу русскую, казахскую и немецкую пословицы и поговорки.

(Каждая пословица записана на отдельной карточке. Командам дается 3 каз., 3 рус., 3 нем. пословицы.)

Немецкие: Прилежание пробивает лед.

Ленивый получает мало в рот.

Один все равно, что никто.

Учатся до тех пор, пока живут.

С красноречивым языком не пропадешь.

Мал да удал.

Русские: Язык до Киева доведет.

Терпение и труд все перетрут.

Лень человека не кормит.

Один в поле не воин.

Век живи, век учись.

Мал золотник да дорог.

Казахские:

Один батыр битву не выиграет, один джигит спор не выиграет.

Ремеслом сапожника овладевает настойчивый.

Не работающий не жует.

Чем рост с верблюда, лучше с пуговку ума.

Куда глаза не доглядят, туда слово приведет.

Знания набирай с пеленок и накапливай до последних дней.

4.Конкурс «Пословицы шутят»

Вед: Пословица тебя мы знаем,

Но не такою ты была!

Не уж то буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

Задание: Быстро исправить неправильно звучащую пословицу, найти нужную букву.

1. Два сапога тара

2.Ус хорошо, а два лучше

3.Голод не щётка

4.Один в золе не воин

5.Трус своей лени боится

6.Жди у горя погоды

7.Рождённый ползать мечтать не может

8.Не зная броду не суйся в моду

9.Крутится как булка в колесе

10. От добра бобра не ищут.

11.Голода не бойся, по пояс мойся.

12.Нашла коза на камень.

13.Сашу маслом не испортишь.

14. Не ноги горшки обжигают.

  1. Конкурс «Укрась слово»

За определённое время к заданному слову надо подобрать как можно больше прилагательных. Например слово МИР- удивительный, прекрасный, целый и т.д.

Вашим командам предлагаются слова: ДРУГ и ЯЗЫК.

6. Следующий конкурс называется «Корректор», т.е. вам нужно исключить из текста лишние слова.

  • Петя ушиб колено ноги.

  • Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

  • Собрание будет в декабре месяце.

  • Многие города были превращены в руины и развалины.

  • Путь короблю преградил ледяной айсберг.

  • Он написал свою автобиографию.

А пока ребята думают для зрителей тоже есть задание. Отгадайте фразу. (В ряд вывешены иллюстрации: ножницы, арбуз, мяч, нож, утюг, желудь, ель, носок, машина, игла, рыбы). Из начальных букв складывается фраза: «Нам нужен мир».


Конкурс «Байга»

В игре участвуют отдельные игроки или команды.

Условия игры: игрокам предлагаются вопросы, победное очко получает тот, кто опередит своих соперников.

Игрок № 1 (или команда)
  1. Когда возникло казахское ханство? (XV в., 1465 г.)

  2. Когда Казахстан стал независимым? (1991 г.)

  3. Какой праздник отмечается в РК 30 августа? (День Конституции)


Игрок № 2

  1. Что такое суверенитет? (Дословно:высший, верховный. «Осуществляющий верховную власть» и «Обладающий самостоятельностью, незвисимостью»)

  2. Назовите символы РК (Герб, флаг, гимн)

  3. Какой праздник отмечается 25 октября (День Республики)


Игрок № 3

  1. Как называется документ, в котором записаны права человека? (Конституция)

  2. Как называется высший законодательный орган страны? (Парламент)

  3. Какое самое главное право человека, записанное в статье 15 Конституции РК (На жизнь)


Игрок № 4

1. Сколько лет существует РК как независимое государство? (15 лет)

  1. Какой праздник в нашей стране отмечается 16 декабря? (День

Независимости)

  1. Какой символ (животное) изображен на штандарте Президента? (Барс)


Игрок № 5

  1. Какой язык в РК является государственным, а какой официальным?

Казахский – русский

  1. Как называется глава государства в РК? (Президент)

  2. Что такое правовое государство?

(в котором правит Закон)



Конкурс «Оратор» (можно играть командами или

отдельными игроками). Тема выбирается по жеребьевке.

Тема № 1

Если бы я был (а) президентом страны, то в первую очередь я бы сделал (а)…

Тема № 2

Положительное, чего достигла РК за 15 лет независимости.

Негативное, что появилось (или не преодолела) РК за 15 лет независимости.

Тема № 3

Представьте, что Вы – депутат Мажилиса. Какие животрепещущие вопросы Вы подняли бы в своих первых выступлениях на его заседаниях?

Тема № 4

К праву или морали можно отнести выражение Цицерона: «Высший суд – суд совести»?


Критерии оценки выступления ораторов:

    • выступление: интересно ли, использован ли прием привлечения внимания?

    • весь ли материал относится к делу? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?

    • логичность, четкость изложения.

Конкурс «Маска, я вас знаю»

1. Этот батыр более сорока лет сражался за свободу казахского народа, принял участие в 103 сражениях. В год «великого бедствия» (1723 г.) был назначен начальником обороны священного города Туркестан. При его участии был составлен свод законов Тауке хана «Жеты жаргы» («Семь истин»). Кто же он?

(Богенбай батыр)

2. Он родился в Тургайском уезде в бедной семье, батрачил, затем стал кузнецом. Меткий стрелок, отличный наездник, энергичный, вольнолюбивый батыр подвергался преследованиям со стороны аульных заправил и царских чиновников. Возглавил восстание тургайских казахов против царизма и был избран сардарбеком повстанческих войск. В 1918 г. стал военным комис-саром Тургайского уезда, формировал первые в Казахстане красноармейские части.

(Амангельды Иманов)

3. Родился в 1946 году в Карагандинской области. В 15 лет пошел работать токарем на завод, одновременно учился в вечерней школе. Окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков и служил в ВВС. Освоил более 50 типов самолетов, получил звание «Заслуженный летчик- испытатель СССР.

Прошел подготовку к полету на корабле «Союз ТМ» и на орбитальном комплексе «Мир». Он считает, что сейчас нам очень нужен космос для развития экономики, военного дела, экологии; поэтому призывает казахстанцев всемерно поддерживать развитие космической науки.

(Тохтар Аубакиров)


4. Он сын крупного феодала. Образование получил в Семипалатинске, где сблизился с представителями русской демократической интеллигенции. Изучил передовую русскую литературу и стал пропагандистом ее идей.

Его стихи – крупнейшее явление общественной мысли и национальной культуры. Переложенные на музыку, они облетели всю казахскую степь еще при жизни автора. Переводил произведения русских поэтов, особенно любил роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Ненависть к социальному угнетению, призыв к активному переустрой-ству общества, прославление труда и тружеников – все это сделало его крупнейшим явлением в общественной жизни Степи.

(Абай Кунанбаев)

7. Конкурс «Анаграмма». Вам даны следующие слова. 1 команде- замок, тропа, товар, топор, роман; 2 команде- пакля, среда, садок, забор, фирма. Необходимо переставить в этих словах буквы так, чтобы получились новые слова. (ответы: мазок, апорт, отвар, ропот, норма, капля, адрес, доска, образ, рифма.)

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Пожалуй, можно поставить точку.

Вед: Конечно, тайны языка не все открыли мы пока. Уверена, что научившись легко преодолевать головоломки речи и письма, вы будете получать удовольствие там, где раньше испытывали муки и страдания. Ведь любой язык удивительный, интересный, увлекательный и совсем не скучный. Вы согласны со мной?

Вед: Слово предоставляется жюри.

Награждение.