СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра, посвященная 200-летию со дня рождения художника Ивана Константиновича Айвазовского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра разработана с целью знакомства школьников с жизнью и творчеством художника Ивана Айвазовского, а также воспитанию интереса к искусству и любви к родной природе.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра, посвященная 200-летию со дня рождения художника Ивана Константиновича Айвазовского»

Внеклассное мероприятие

«Интеллектуальная игра, посвящённая 200-летию художника

Ивана Константиновича Айвазовского»

Цели мероприятия:

  1. знакомство учащихся с биографией и творчеством И.К.Айвазовского,

  2. развитие художественного видения, пространственного и образного мышления, воображения, письменной и устной речи, умения высказаться по поводу увиденного, приводя доказательные оценки и суждения,

  3. воспитание интереса к предметам искусства, любовь к родной природе.


Задачи:

1. Познакомить с творчеством и жизнью Ивана Константиновича Айвазовского;

  • учить детей понимать содержание картины, ее основную мысль и чувства, переданные художником.

  • показать, что изображение изменчивой стихии моря – труднейший мотив живописи.

2. Продолжать развивать связную речь, побуждать детей использовать в своей речи эпитеты и сравнения;

  • обогащать словарь словами: маринист, соотечественник, репродукция.

  • развивать у детей интерес к изобразительному искусству.

3. Воспитывать эстетическое отношение к окружающим предметам; воспитывать эстетический вкус.


Межпредметные связи:

Литература (стихотворения русских поэтов, написанные к картинам И.К. Айвазовского).

География (моря, написанные художником, города и страны, в которых побывал И.К.Айвазовский и их местонахождение на карте).

История (исторические события, изображаемые художником).

Изобразительное искусство (стиль живописи – марина, картины И.К.Айвазовского).


Оборудование:

- персональный компьютер,

- мультимедийная установка,

- демонстрация компьютерной презентации, выполненной в Power Point).


Продолжительность: 45 минут


План игры:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели интеллектуальной игры.

3. Разделение участников игры на четыре группы.

4. Интеллектуальная игра.


Ход игры:

I тур - Биографический

Цель: прочитать биографию художника И.К.Айвазовского и записать главные вехи биографии художника, а также основные его произведения.

Комментарий: каждой группе даётся подробная информация о каком-либо периоде жизни И.К.Айвазовского, из данной информации ребята должны выделить самое основное. Затем выступающий от группы сообщает краткую информацию, которая отражается на слайдах презентации. (Приложение №1)


II тур – Самый внимательный

Цель: по словесному описанию картины И.К.Айвазовского узнать картину.

Комментарий: каждой группе раздаются карточки со словесными описаниями картин художника, а на слайдах представлены сами картины. Ребята, глядя на картину, должны соотнести с ней одно из словесных описаний. (Приложение №2)


III тур – Поэтический

Цель: узнать о картинах И.К.Айвазовского, посвящённые Александру Сергеевичу Пушкину; из предложенных стихотворений русских поэтов выбрать те, которые наиболее подходят к предложенным в презентации картинам И.К.Айвазовского.

Комментарий: подготовленный заранее ученик рассказывает об А.С.Пушкине и картинах Айвазовского «А.С.Пушкин на берегу Чёрного моря», «Пушкин в Гурзуфе», «Прощай, свободная стихия», «Прощание Пушкина с морем», об истории их создания. (Приложение №3)

Далее группы работают со стихотворениями и картинами. (Приложение №4)


IV тур – Творческий

Цель: попробовать наиболее точно самостоятельно воспроизвести одну из картин И.К.Айвазовского.

Комментарий: при помощи кистей, красок каждый участник игры должен нарисовать морской пейзаж близкий к одной из картин И.К.Айвазовского. (Приложение №5)


5. Заключительная часть

Слово учителя: Молодцы, ребята. Вы сегодня узнали много нового: познакомились с жизнью и творчеством великого художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, попробовали себя в роли художников, тем самым приблизились к бессмертному наследию. А сегодняшнюю игру хотелось бы закончить стихотворением поэта Вадима Константинова:

Во власти полотна его

Мы удовольствуемся малым,-

И дивной гаммой цветовой,

И чёткостью мазков...

До той поры, как океан

Накроет нас девятым валом,

И ощутим мы на себе,

Сколь нрав его суров!























Приложение №1


Период 1

Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность. Как бывает у музыканта абсолютный слух, так у Айвазовского была абсолютная память. Он писал свои марины по памяти, исключительно точно передавая различные состояния моря.

Айвазовский прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами.

Родился Айвазовский 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Древний город, разрушенный недавней войной, пришел в полный упадок из-за эпидемии чумы в 1812 году. На старинных рисунках мы видим на месте когда-то богатого города груды развалин с едва различимыми следами пустынных улиц да отдельные уцелевшие дома.

Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы, увитой виноградной лозой, открывалась широкая панорама на плавную дугу феодосийского залива, северо-крымские степи с древними курганами, на Арабатскую стрелку и Сиваши, встающие как марево на горизонте. У берега лежало кольцо хорошо сохранившихся старинных крепостных стен и башен с грозными бойницами. Здесь смолоду будущий художник научился распознавать в черепках старинной посуды, обомшелых архитектурных обломках и позеленевших монетах черты давно отшумевшей, полной грозными событиями жизни.

Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы - боевые корабли Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг "Меркурий", слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ.

С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: "Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин... Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море".

Романтика подвигов сражающихся на море героев, правдивая молва о них, граничащая с фантастикой, пробудила у Айвазовского стремление к творчеству и определила формирование многих своеобразных черт его таланта, ярко проявившихся в процессе развития его дарования.

Счастливая случайность привела Айвазовского из глухой Феодосии в Петербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств, в пейзажный класс профессораМ.Н. Воробьева.

Дарование Айвазовского раскрылось необыкновенно рано. В 1835 году за этюд "Воздух над морем" ему уже была присуждена серебряная медаль второго достоинства. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств, который постановил: "Как I-ой ст. академист, Гайвазовский (фамилию Гайвазовский художник в 1841 году изменил на Айвазовский) удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования". За молодостью лет он был в 1838 году послан на два года в Крым для самостоятельных работ.

За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: "Лунная ночь в Гурзуфе" (1839), "Морской берег" (1840) и другие.

Первые произведения Айвазовского свидетельствуют о внимательном изучении позднего творчества известного русского художника С.Ф. Щедрина и пейзажей М.Н. Воробьева.

В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного корабля он познакомился с прославленными русскими флотоводцами: М.П. Лазаревым и героями будущей обороны Севастополя, в те годы молодыми офицерами, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. С ними он сохранил дружественные отношения на протяжении всей жизни. Смелость и отвага, проявленными Айвазовским в боевой обстановке во время десанта в Субаше, вызвали к художнику симпатии среди моряков и соответствующий отклик в Петербурге. Эта операция запечатлена им на картине "Высадка в Субаши".И.К. Айвазовский. Автопортрет со скрипкой (рисунок).

За границу Айвазовский поехал в 1840 году сложившимся мастером-маринистом. Успех Айвазовскому в Италии и европейскую славу, сопутствовавшую ему во время командировки, принесли романтические морские пейзажи "Буря", "Хаос", "Неаполитанская ночь" и другие. Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника.

В 1844 году, на два года раньше намеченного срока, Айвазовский вернулся в Россию. Здесь ему за выдающиеся успехи в живописи было присуждено звание академика и поручен "обширный и сложный заказ" - написать все русские военные порты на Балтийском море. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.

В течение зимних месяцев 1844/45 года Айвазовский выполнил правительственный заказ и создал еще ряд прекрасных марин. Весной 1845 года Айвазовский отправился с адмиралом Литке в путешествие к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. Во время этого плавания он сделал большое количество

рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. По окончании путешествия Айвазовский задержался в Крыму, приступив к постройке в Феодосии на берегу моря большой художественной мастерской и дома, который с этого времени стал местом его постоянного жительства. И таким образом, несмотря на успех, признание и многочисленные заказы, на стремление императорской фамилии сделать его придворным живописцем, Айвазовский оставил Петербург.

В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил далекое путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Но где бы ни был Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Черного моря.

Жизнь Айвазовского протекала в Феодосии спокойно, без каких-либо ярких событий. Зимой он обычно уезжал в Петербург, где устраивал выставки своих произведений.

Несмотря на, казалось бы, замкнутый, уединенный образ жизни в Феодосии, Айвазовский сохранял близость со многими выдающимися деятелями русской культуры, встречаясь с ними в Петербурге и принимая их в своем Феодосийском доме. Так, еще во второй половине 30-х годов в Петербурге Айвазовский сближается с замечательными деятелями русской культуры - К.П. Брюлловым, М.И. Глинкой, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, а во время своего путешествия в Италию в 1840 году он знакомится с Н.В. Гоголем и художником А.А. Ивановым.

Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С Брюлловым Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин "Чесменский бой", написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению.

После того как в 1770 году произошел Чесменский бой, Орлов в своем донесении в Адмиралтейство-Коллегию писал: "...Честь Всероссийскому флоту. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили... а сами стали быть во всем архипелаге господствующими..." Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. При первом взгляде на картину нас охватывает чувство радостного волнения как от праздничного зрелища - блестящего фейерверка. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них - в момент взрыва. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. А сбоку, на переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. А если подойти ближе к картине, мы различим на воде обломки турецких судов с группами матросов, взывающих о помощи, и другие детали.

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та "музыка боя", без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.

Но духом эпической героики овеяны не только батальные картины Айвазовского. Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40-50-х годов являются: "Буря на Черном море" (1845), "Георгиевский монастырь" (1846), "Вход в Севастопольскую бухту" (1851).И.К. Айвазовский. Автопортрет (рисунок).

Еще ярче романтические черты сказались в картине "Девятый вал", написанной Айвазовским в 1850 году. Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный "девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт.

Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым - в воде. Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов. Ярко отражено это в стихах Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в его стихах:

Так ныне, океан, я жажду бурь твоих -

Волнуйся, восставай на каменные грани,

Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,

Как зов давно желанной брани,

Как мощного врага мне чем-то лестный гнев...

Таким море вошло и в сформировавшееся сознание молодого Айвазовского. Художник сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и значимость своему искусству.


Период 2

У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. "Живописец, только копирующий природу, - говорил он, - становится ее рабом... Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры... Художник должен запоминать их... Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью..."

Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно. На формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала поэзия А.С. Пушкина, поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памяти возникают пушкинские строфы. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено. Создавая свои произведения, он опирался только на свою, действительно необыкновенную, зрительную память и поэтическое воображение.

Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.

В.С. Кривенко очень хорошо передал свои впечатления от работы Айвазовского над большим полотном, оживавшим под кистью мастера: "...По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд - истинное наслаждение". Это, конечно, было возможно благодаря глубокому знанию разнообразных технических приемов, какими пользовался Айвазовский.

У Айвазовского был длительный творческий опыт, и поэтому, когда он писал свои картины, на его пути не вставали трудности технического порядка, и его живописные образы возникали на холсте во всей цельности и свежести первоначального художественного замысла.

Для него не было секретов в том, как писать, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн. Он прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы зритель увидел прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы.

Наконец, он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогло ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения.


Период 3

Пятидесятые годы связаны с Крымской войной 1853-56 годов. Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Выставку посетил адмирал Нахимов; высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: "Картина чрезвычайно верно сделана". Посетив осажденный Севастополь, Айвазовский написал также ряд картин, посвященных героической обороне города.

Много раз в дальнейшем возвращался Айвазовский к изображению морских сражений; его батальные картины отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов и пониманием тактики морского боя. Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота, в них нашли яркое отражение исторические победы русского флота, легендарные подвиги русских моряков и флотоводцев ["Петр I на берегу Финского залива" (1846), "Чесменский бой" (1848), "Наваринский бой" (1848), "Бриг 'Меркурий' ведет бой с двумя турецкими судами" (1892) и другие].

Айвазовский обладал живым, отзывчивым умом, и в его творчестве можно встретить картины на самые разнообразные темы. Среди них - изображения природы Украины, он смолоду полюбил беспредельные украинские степи и вдохновенно изображал их в своих произведениях ["Чумацкий обоз" (1868), "Украинский пейзаж" (1868) и других], близко подойдя при этом к пейзажу мастеров русского идейного реализма. В этой привязанности к Украине сыграла свою роль близость Айвазовского к Гоголю, Шевченко, Штернбергу.

Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования Айвазовского. В эти годы он создал ряд замечательных полотен. "Буря ночью" (1864), "Буря на Северном море" (1865) относятся к наиболее поэтическим картинам Айвазовского.

Изображая широкие просторы моря и неба, художник передавал природу в живом движении, в бесконечной изменчивости форм: то в виде ласковых, спокойных штилей, то в образе грозной, разбушевавшейся стихии. Чутьем художника он постиг скрытые ритмы движения морской волны и с неподражаемым мастерством умел их передать в образах увлекательных и поэтических.

1867 год связан с крупным событием, имевшим большое общественно-политическое значение, - восстанием жителей острова Крит, находившегося в вассальном владении султана. Это был второй (при жизни Айвазовского) подъем освободительной борьбы греческого народа, которая вызвала широкий сочувственный отклик среди прогрессивно мыслящих людей всего мира. Айвазовский отозвался на это событие большим циклом картин.

В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. Он писал предгорья Кавказа с жемчужной цепью снеговых гор на горизонте, панорамы горным массивов, уходящих вдаль, как окаменевшие волны, Дарьяльское ущелье и затерявшийся среди скалистых гор аул Гуниб - последнее гнездо Шамиля. В Армении он написал озеро Севан и Араратскую долину. Им создано несколько прекрасных картин, изображающих Кавказские горы со стороны восточного побережья Черного моря.

В следующем, 1869, году Айвазовский отправился в Египет для участия в церемонии открытия Суэцкого канала. В результате этого путешествия была написана панорама канала и создан ряд картин, отражающих природу, жизнь и быт Египта, с его пирамидами, сфинксами, караванами верблюдов.

В 1870 году, когда отмечалось пятидесятилетие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинзгаузеном и М.П. Лазаревым, Айвазовский написал первую картину, изображающую полярные льды - "Ледяные горы". Во время чествования Айвазовского по случаю пятидесятилетия его творчества П.П. Семенов-Тян-Шанский в своей речи сказал: "Русское географическое общество давно признало Вас, Иван Константинович, выдающимся географическим деятелем..." и действительно, многие картины Айвазовского совмещают в себе художественные достоинства и большую познавательную ценность.

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга". В сюжете этой картины - буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, - нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: "Буря... г. Айвазовского... изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер - без соперников... В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре..."

В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно проследить появление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную, изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ Лермонтова:

Белеет парус одинокий...

Вся прелесть подобных картин заключается в хрустальной ясности, искрящемся сиянии, которое они излучают. Недаром этот цикл картин принято называть "голубыми Айвазовскими".

Неповторимы ночные марины Айвазовского. "Лунная ночь на море", "Восход луны" - эта тема проходит через все творчество Айвазовского. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью. Образы ночной природы Айвазовского - одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Часто они вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.


Период 4

Задолго до организации передвижных выставок Айвазовский стал устраивать выставки своих картин в Петербурге, Москве, а также во многих других больших городах России. В 1880 году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею.

В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений - картину "Черное море". Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Недаром Крамской писал об этом произведении: "Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю". Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи ее.


Период 5

Жизнь Айвазовского была поглощена огромным творческим трудом. Его творческий путь - это непрерывный процесс совершенствования живописного мастерства. Вместе с тем нельзя не отметить, что именно на последнее десятилетие падает основное количество неудачных работ Айвазовского. Это объяснимо и возрастом художника и тем, что как раз в это время он начал работать в не свойственных его дарованию жанрах: портрет и бытовая живопись. Хотя и среди этой группы произведений есть вещи, в которых видна рука большого мастера.

Взять, например, небольшую картину "Свадьба на Украине" (1891). На фоне пейзажа изображена веселая деревенская свадьба. У хаты, крытой соломой, идет гулянье. Толпа гостей, молодые музыканты - все высыпали на воздух. И здесь, в тени больших развесистых деревьев, под звуки нехитрого оркестра продолжается пляска. Вся эта пестрая масса людей очень удачно вписана в пейзаж - широкий, ясный, с прекрасно изображенным высоким облачным небом. Трудно поверить, что картину создал художник-маринист, настолько вся жанровая часть ее изображена легко и просто.

До глубокой старости, до последних дней жизни Айвазовский был полон новых замыслов, волновавших его так, будто это был не восьмидесятилетний многоопытный мастер, написавший шесть тысяч картин, а молодой, начинающий художник, только вставший на путь искусства. Для живой деятельной натуры художника и сохранившейся непритупленности чувств характерен его ответ на вопрос одного из друзей: какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей. "Ту, - не задумываясь, ответил Айвазовский, - что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать..."

В его переписке последних лет есть строки, говорящие о глубоком волнении, сопутствовавшем его труду. В конце одного большого делового письма в 1894 году имеются такие слова: "Простите, что пишу на кусочках (бумаги). Пишу большую картину и ужасно озабочен". В другом письме (1899): "Я очень много в этом году написал. 82 года заставляют меня спешить..." Он был в том возрасте, когда ясно сознавал, что время его истекает, но он продолжал работать со все возрастающей энергией.

В последний период творчества Айвазовский неоднократно обращается к образу А.С. Пушкина ["Прощание Пушкина с Черным морем" (1887), фигура Пушкина написана И.Е. Репиным, "Пушкин у Гурзуфских скал" (1899)], в стихах которого художник находит поэтическое выражение своего отношения к морю.

В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии. В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: "Обвал скалы" (1883), "Волна" (1889), "Буря на Азовском море" (1895), "От штиля к урагану" (1895) и другие. Одновременно с этими огромными картинами Айвазовский написал ряд произведений, близких к ним по замыслу, но выделяющихся новой красочной гаммой, предельно скупой по цвету, почти что монохромной. Композиционно и сюжетно эти картины очень просты. На них изображен бурный прибой в зимний ветреный день. О песчаный берег только что разбилась волна. Бурлящие массы воды, покрытые пеной, стремительно сбегают в море, унося с собой клочья тины, песок и гальку. Навстречу им поднимается очередная волна, которая является центром композиции картины. Чтобы усилить впечатление нарастающего движения, Айвазовский берет очень низкий горизонт, которого почти касается гребень большой надвигающейся волны. Вдали от берега на рейде изображены корабли с убранными парусами, стоящие на якорях. Над морем нависло тяжелое свинцовое небо в грозовых тучах. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Все они в сущности являются вариантами одного и того же сюжета, отличающимися только в деталях. Этот значительных цикл картин объединен не только общностью сюжета, но и цветовым строем, характерным сочетанием свинцово-серого неба с оливково-охристым цветом воды, чуть тронутой у горизонта зеленовато-голубыми лессировками.

Такая простая и вместе с тем очень выразительная красочная гамма, отсутствие каких-либо ярких внешних эффектов, ясная композиция создают глубоко правдивое изображение морского прибоя в бурный зимний день. В конце жизни Айвазовский написал довольно много картин в серой красочной гамме. Некоторые были небольшого размера; они написаны в течение одного-двух часов и отмечены очарованием вдохновенных импровизаций большого художника. Новый цикл картин обладал не меньшими достоинствами, чем его "голубые марины" семидесятых годов.

Наконец, в 1898 году Айвазовский написал картину "Среди волн", которая была вершиной его творчества.

Художник изобразил бушующую стихию - грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением. "Среди волн" как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины "Черное море": если в одном случае изображено взволнованное море, в другом - уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии. Мастерство картины "Среди волн" - плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка. Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина "Среди волн" значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.

Картина "Среди волн" не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В следующем, 1899, году он написал небольшую картину, прекрасную по ясности и свежести колорита, построенного на сочетании голубовато-зеленого цвета воды и розового в облаках - "Штиль у Крымских берегов". А буквально в последние дни жизни, готовясь в поездке в Италию, он написал картину "Морской залив", изображающую Неаполитанский залив в полдень, где с покоряющей тонкостью в жемчужной красочной гамме передан влажный воздух. Несмотря на совсем малые размеры картины, в ней ясно различимы черты новых колористических достижений. И, быть может, проживи Айвазовский еще несколько лет, эта картина стала бы новой ступенью в развитии мастерства художника.


Период 6

Говоря о творчестве Айвазовского, нельзя не остановиться на большом графической наследии, оставленном мастером, потому что его рисунки представляют широкий интерес как со стороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого метода художника. Айвазовский всегда много и охотно рисовал. Среди карандашных рисунков выделяются своим зрелым мастерством работы, относящиеся к сороковым годам, ко времени его академической командировки 1840-1844 годов и плавания у берегов Малой Азии и Архипелага летом 1845 года. Рисунки этой поры гармоничны по композиционному распределению масс и отличаются строгой проработкой деталей. Крупные размеры листа и графическая законченность говорят о большом значении, которое Айвазовский придавал рисункам, сделанным с натуры. Это были в основном изображения прибрежных городов. Острым твердым графитом Айвазовский рисовал лепящиеся по уступам гор, уходящие вдаль городские постройки или отдельные, понравившиеся ему здания, вкомпоновывая их в пейзажи. Самыми простыми графическими средствами - линией, почти не пользуясь светотенью, он достигал тончайших эффектов и точной передачи объема и пространства. Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе.

В молодости он часто пользовался рисунками для композиции картин без всяких изменений. Позднее он свободно перерабатывал их, и часто они служили ему только первым толчком для выполнения творческих замыслов. Ко второй половине жизни Айвазовского относится большое количество рисунков, выполненных в свободной широкой манере. В последний период творчества, когда Айвазовский делал беглые путевые зарисовки, он стал рисовать свободно, воспроизводя линией все изгибы формы, часто едва касаясь мягким карандашом бумаги. Его рисунки, утратив былую графическую строгость и отчетливость, приобрели новые живописные качества.

По мере того как выкристаллизовывался творческий метод Айвазовского и накапливались огромный творческий опыт и мастерство, в процессе работы художника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительных рисунках. Теперь он создает набросок будущего произведения по воображению, а не по натурному рисунку, как он это делал в ранний период творчества. Не всегда, разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением. Имеются три варианта эскиза к последней его картине "Взрыв корабля". Он стремился к лучшему решению композиции даже в формате рисунка: два рисунка сделаны в горизонтальном прямоугольнике и один в вертикальном. Все три выполнены беглым штрихом, передающим схему композиции. Подобные рисунки как бы иллюстрируют слова Айвазовского, относящиеся к методу его работы: "Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей". Графика Айвазовского обогащает и расширяет наше привычное представление о его творчестве и о его своеобразном методе работы.

Для графических работ Айвазовский пользовался разнообразными материалами и техническими приемами.

К шестидесятым годам относится ряд тонко написанных акварелей, сделанных одним цветом - сепией. Пользуясь обычно легкой заливкой неба сильно разжиженной краской, едва наметив облака, чуть тронув воду, Айвазовский широко, темным тоном прокладывал передний план, прописывал горы второго плана и рисовал лодку или корабль на воде глубоким тоном сепии. Такими простыми средствами он иногда передавал всю прелесть яркого солнечного дня на море, накат прозрачной волны на берег, сияние легких облаков над глубокой морской далью. По высоте мастерства и тонкости переданного состояния природы такие сепии Айвазовского далеко выходят за рамки обычного представления об акварельных эскизах.

В 1860 году Айвазовский написал подобного рода прекрасную сепию "Море после бури". Этой акварелью Айвазовский был, видимо, удовлетворен, так как послал ее в подарок П.М. Третьякову. Широко пользовался Айвазовский мелованной бумагой, рисуя на которой он достиг виртуозного мастерства. К таким рисункам относится "Буря", созданная в 1855 году. Рисунок сделан на бумаге, тонированной в верхней части теплым розовым, а в нижней - серо-стальным цветом. Различными приемами процарапывания тонированного мелового слоя Айвазовский хорошо передал пену на гребнях волны и блики на воде.

Виртуозно рисовал Айвазовский также пером-тушью.


Период 7

Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает огромный отрезок времени - шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, Айвазовский пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии, создав картину "Среди волн".

До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.

Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран.

Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года, восьмидесяти двух лет от роду. Иван Константинович скончался внезапно, ночью, от кровоизлияния в мозг, оставив на мольберте картину «Взрыв корабля», начатую накануне. Художник был похоронен с воинскими почестями, местный гарнизон возложил на гроб адмиральскую шпагу. На могиле высекли надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».


Приложение №2

Картина «Ветряная мельница на берегу моря»

Картина «Ветряная мельница на берегу моря» датируется 1837 годом. Как и многие другие работы, данная картина выполнена маслом на холсте. Сейчас увидеть произведение можно в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Как и в большинстве картин Айвазовского, значимая роль уделяется морю. Вроде бы оно просматривается только на заднем плане, но его никак нельзя назвать второстепенным элементом этой картины. Море здесь спокойное, синее, приветливое. Вокруг кипит жизнь, каждый занимается своим делом, а вдали виднеются корабли, которые бороздят просторы моря. И центральный элемент картины – это мельница. Она может показаться немного унылой и обветшалой, но на самом деле, если посмотреть на людей, которые находятся вокруг, понимаешь, что они работают, работают ради получения муки, ради того, чтобы на каждом столе был хлеб.

Картина «Морское сражение при Наварине»

Поражающе сильная, с неимоверной энергетикой, которой славятся все полотна великого художника, эта картина чрезвычайно ярко рисует нам события тех далеких грозных лет, когда корабли объединенного англо-французско-русского флота сошлись в сражении с кораблями турков. Эпическое сражение развернулось в одной из бухт Ионического моря, именуемой Наварской. Из-за чего и битва была названа этим именем. На переднем плане картины – русский флагман «Азов», сражающийся с вражескими кораблями. Вокруг – огонь и пороховой дым, сполохи выстрелов и темное от дыма небо. Картина является очередным доказательством безусловного гения художника.

Картина «Лунная ночь на Капри»

Эта картина была создана Айвазовским в период пребывания его в Италии. По сюжету она относится к ночным картинам. Как и другие произведения художника, она поражает своей реалистичностью: и луна, и ее свет на море, как он падает через тучи - все это необычайно точно прорисованно. Очень часто такие ночные картины Айвазовского вдохновляли и поэтов и композиторов на новые дарования. "На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся... Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя!.. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!" (Уильям Тернер).

Картина «Хаос. Сотворение мира»

Эта картина была написана в далеком 1841 году маслом на небольшом хосте бумаги. На данный момент эта картина принадлежит музею армянской конгрегации Мхитаристов. На картине изображено море и первые лучи солнца. В этот момент, создается все живое в этом мире. И в тучах, при свете солнца, виден силуэт, напоминающий человека, а тут создателя всего. Очень часто художник использовал библейскую тематику, как и в случае с «Хаос. Сотворение мир». Так как он, еще никто не изображал стихии, вода была как настоящая и свет, можно было увидеть воздух. Все это было настолько реалистично, что до сих пор удивляешься этому человеку, его гениальности. Картина была результатом желания найти свой стиль в живописи, новые методы для отображения света, воды, воздуха, как передать это всё наиболее реалистично. Стихия, на этой картине, необузданная, неудержимая, она властвует над всем. Темная вода с мощными волнами символизирует тьму, светлые отблески солнца символизирует свет, а вместе – это вечная борьба между светом и тьмой, с самых древних времен. Среди всего этого хаоса и противоборства возникает фигура Создателя, которая дает надежду, что всё утихнет и вновь на землю спустится тишина и покой.



Картина «Венеция»

Полотно было написано Иваном Константиновичем в 1844 году, маслом на холсте. На полотне изображен один из венецианских портов, на восходе солнца. Чуть брезжит рассвет, переливаясь теплыми оттенками, несколько гондол курсируют между кораблями, несколько лодок уже стоит, спустив паруса, крупный фрегат спешит зайти в порт. По мостовой прогуливаются ранние парочки, раскладывают товары барахольщики. Все выполнено в теплых золотистых оттенках. Полотно проникнуто одухотворенностью, очарованием предрассветной дымки. Художник преклоняется перед красотами Венеции, перед окружающим миром. В этой картине Айвазовский продолжает вести свою линию романтизма, большинство фигур расположено к нам спиной, этот прием использовали ранние художники-романтики. Такое расположение фигур говорит нам об открытости людей будущему, взгляды парочек обращены к восходящему солнцу, как к некой мечте, навстречу которой стремится каждый человек. Главным героем картин Айвазовского является, конечно, не человек, а природа, с ее неимоверной красотой, с грандиозным масштабом, величием.

Картина «Берег моря. Штиль»

Картина пропитана теплом к родине, такой любимой, и такой далёкой, недосягаемой, как корабль для малыша на берегу. Пока он мал, и может лишь мечтать о кругосветных плаваниях, однако скоро он подрастёт и сможет стать моряком, а может даже и капитаном. Можно предположить, что писатель сравнивает себя с малышом, а корабль с родиной. Женщина на берегу олицетворяет искусство. Именно она, женщина, не даёт малышу попасть на корабль, именно оно, искусство, не даёт творцу вернуться на родину. Картина выполнена маслом. На ней можно проследить истинный стиль художника: преобладание одной цветовой гаммы, мягкое и чёткое исполнение мелких деталей, которые являются невзрачными, и на первый взгляд никакой роли не играют, чёткая передача солнечных бликов на воде, и само её исполнение. Что касается сюжета на картине, то мы можем только догадываться, что хотел сказать автор.

Картина «Кораблекрушение»

В годы создания полотна, Айвазовский начинает придерживаться более реалистичных сюжетов. Одной из главных задач, которые он ставит перед собой, это наиболее точная и достоверная прорисовка моря. Вместе с тем, полотно выполнено в традициях романтической живописи, с присущими данному стилю нотками меланхолии. Главный посыл, который несет в себе тематика картины - беспомощность человека перед могуществом природы. Но вместе с тем, как бы жестоко природа не обращалась с человеком, всегда есть надежда на спасение, всякие трудности преодолимы, именно поэтому на вершину скалы Айвазовский помещает небольшой храм. И людям, в тонущем корабле, среди обломков мачт, есть куда плыть. Им даровано спасение, стихия сжалилась над своими детьми, и их взгляды обращены именно вверх, на гору.

Картина «Константинополь при Луне»

На картине Айвазовский изобразил окраину города Константинополя, которая очень плотно заставлена жилыми домами и всевозможными зданиями. Черты окраины очерчены берегом моря. Оно практически спокойно, по нему идёт лишь едва заметная рябь, от плавающих лодок. По небу плывут только редкие воздушные облака. Ярко сияет Луна, но в эту ночь от нее исходит весьма необычный свет. Вместо привычного бело-голубого блеска всё как будто закутано в дымку красно-оранжевого цвета, которое гораздо привычнее видеть на закате солнца. Может показаться, что в Константинополе сейчас песчаная буря, которая так сильно изменила цвет, исходящий от луны либо и вовсе пожар. А еще возникает ощущение, что над городом повис туман, так как люди в лодках и все строения видны совсем нечётко и даже немного размыто.

Картина «Тонущий корабль»

В картине «Тонущий корабль» отчетливо видно мастерство художника. Он смог изобразить сильные волны и интенсивный ветер с помощью карандаша и гуаши. Этот величественный и эмоциональный шедевр был написан в 1854 году. Кораблекрушение настолько реалистично, что заставляет переживать за всех членов экипажа корабля. Огромные волны угрожают кораблю. Мощные и большие волны с легкостью могут опрокинуть такое маленькое судно. Эти холодные и пенящиеся волны как будто пронизывают тебя изнутри. Серые грозовые тучи, буянящее море с громадными волнами швыряют небольшой корабль. Они передают волнение, в связи с возможностью смертельной опасности, но в то же время чувствуется романтический подъем. Чайки, летающие над кораблем, создают небольшое чувство, что надежда еще не потеряна. Ощущается тихая грусть перед мощной силой, неподчинимой человеку стихии. Вы можете увидеть кропотливо зарисованные детали, которые никого не оставят равнодушным. лядя на картину просто растворяешься в морских пучинах. Серое небо и брызги от волн усиливают впечатление бушующего урагана. Картина выполнена в одном цветовом стиле: серые и черные оттенки. Каждый мазок художника предает все больший драматизм.

Картина «Девятый вал»

Эта картина является вершиной первого творческого периода Айвазовского. На картине изображен рассвет над морем, которое только что начало стихать после шторма. По существующим предположениям считается, что каждая девятая волна шторма является самой мощной и сильной. Мы видим высокую волну с бурлящей пеной. Море местами угрожающе черное и пугающее. На переднем плане - небольшая группа людей, которая пытается спастись в этой пучине волн на единственно оставшемся обломке корабля. Бушующие волны поднимаются высоко над ними, готовые вот-вот поглотит таких маленьких перед стихией людей. Один из героев, еле удерживаясь за мачту, пытается держать своего товарища, из последних сил, не давая ему упасть. Героизм, мужество, воля, сплочение - все это поможет спасению в опасных ситуациях. Взбушевавшаяся стихия не может ни восторгать. Вода на солнце отражается различными цветами. Создается ощущение самых настоящих волн, как будто вот-вот ты их видишь в разгар бури.







Приложение №3

Стихотворение к картине Айвазовского «Черное море»

Валентина Пальчик - Фурсова

В  большом,  суровом  океане,
Белеет  парус,  как  мишень.
Жизнь  беззащитна  -  всё  в  тумане,
Мы  видим  море  в  хмурый  день...

Свинцово-серые  оттенки,
Сгущаются  до  черноты,
И  ты,  как  будто  бы  в  застенках,
Высоких  волн  и  глубины...

Морской  стихии  здесь  раздолье,
Шторм  беспощаден  -  он  в  пути.
Нельзя  мириться  с  жалкой  ролью,
Но  море  Черное  гудит...

Волна  и  небо  -  две  стихии,
И  лишь  молиться  Небесам...
И  волны  в  пене  все  седые,
Могучий  стонет  океан...

Картина «Черное море» создана И. К. Айвазовским в 1881 году. Она является одним из самых значительных произведений художника. Крамской признавал «Черное море» «одной из самых грандиозных картин», какие он видел.
Рождаясь где-то на горизонте, большие валы волн словно движутся на нас, создавая особый, торжественный строй полотна. Художник восхищается мощью морской стихии. Только крошечный силуэт рыбачьей лодки далеко на горизонте напоминает нам о присутствии в этой стихии человека.


Стихотворение к картине Айвазовского «Девятый вал»


Их было двадцать человек
На потерпевшей бригантине,
Но штормовых валов набег
Разбил корабль и предал тине.

Их было десять, кто сумел
Вскочить в спасательные шлюпки,
Но шторм неистово гремел,
Ломая шлюпки на обрубки.

И вот теперь их пять всего,
Кто стойко борется с пучиной,
Но вновь морское божество
Волной взмахнуло, как дубиной.

Сейчас огреет их и съест,
И лишь заря несет надежду,
Что чудотворный мачты крест
Спасет их волн смертельных между.

Стихотворение к картине Айвазовского «Черное море»

Его мы видели лазурным,

Его мы видели зеленым.

Но миг – и море стало бурным,

И неприветливым, и черным.

Вы слышите, как ветер воет?

А море страшное. Живое.

Того гляди, сейчас волна

На нас нахлынет с полотна.

Стихотворение к картине Айвазовского «Радуга»

Андрей Усачёв

Дождь сорок дней над миром лил,

Стучали волны в борт ковчега.

Но Бог знамение явил,

Что он прощает человека.

И засияли средь небес

Тончайших красок переливы…

И Бог послал другую весть-

Голубку с веткой оливы.

Так было много лет назад.

Но моряков извечен жребий:

И люди в бездну вновь скользят,

И вновь взбираются на гребень.

Разбил корабль жестокий шторм.

Надежды нет на Божью милость…

И вдруг из волн цветным мостом

Пред ними радуга явилась.

Ещё идёт за валом вал,

Грозя крушеньем ветхой шлюпке.

Но Бог знамение послал,

И не хватает лишь голубки.


Стихотворение к картине Айвазовского «Прощание»

Белый Филин

«Прощай» не стану говорить,
Любовь не уменьшают расстоянья,
Разлука это разве расставанье?
Ведь время нас не сможет разделить.

Твоя судьба на берегу,
Моя - солёный ветер моря,
Когда мой парусник волною быстрой гонит.
Иной судьбы я для себя не изберу.

Не первый раз на золоте песка
Вот так с тобою мы стояли,
И крепко за руки друг друга мы держали,
А чайки нам кричали свысока.

Смотри! Смотри! Какое нынче утро!
Жемчужно-розовый сияющий восход,
И в ореоле Солнца свет плывет,
И мир всё ярче с каждою минутой.

Ну всё, пора! Мой долг меня зовёт,
И в паруса подул попутный ветер,
Я буду дни считать до нашей встречи,
Пусть твоё Сердце, как и раньше, ждёт.

Твоя любовь мой оберег в пути,
С ней не страшны ни грозы, и ни бури,
Всегда со мной твоя молитва будет,
И Света луч дорогу осветит!

Пушкин и море – картины Айвазовского

Пушкин и море – это картины Айвазовского и, конечно, стихотворение "К морю", начинающееся словами "Прощай свободная стихия".

Из картин самая известная "Прощание Пушкина с морем". Здесь соединились таланты Айвазовского и Репина. Первый писал море, второй – фигуру поэта. Картина появилась в год 40-летия гибели поэта.

Потом Айвазовский написал две картины под одним названием "А.С. Пушкин на берегу Черного моря". Ими он отметил печальные даты 50-ти и 60-летия гибели поэта.

Были и "неурочные" картины. Одна из них – А.С. Пушкин в Гурзуфе.




Стихотворение Пушкина "К морю"

Стихотворение написано А.С. Пушкиным в 1824 г. перед отъездом из Одессы в новую ссылку – в Михайловское.


Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.


Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!


Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый, –
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.

Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.


Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.


Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Приложение №4

1. Валентина Пальчик - Фурсова

В  большом,  суровом  океане,
Белеет  парус,  как  мишень.
Жизнь  беззащитна  -  всё  в  тумане,
Мы  видим  море  в  хмурый  день...

Свинцово-серые  оттенки,
Сгущаются  до  черноты,
И  ты,  как  будто  бы  в  застенках,
Высоких  волн  и  глубины...

Морской  стихии  здесь  раздолье,
Шторм  беспощаден  -  он  в  пути.
Нельзя  мириться  с  жалкой  ролью,
Но  море  Черное  гудит...

Волна  и  небо  -  две  стихии,
И  лишь  молиться  Небесам...
И  волны  в  пене  все  седые,
Могучий  стонет  океан...


2. ***

Его мы видели лазурным,

Его мы видели зеленым.

Но миг – и море стало бурным,

И неприветливым, и черным.

Вы слышите, как ветер воет?

А море страшное. Живое.

Того гляди, сейчас волна

На нас нахлынет с полотна.


3. ***

Их было двадцать человек
На потерпевшей бригантине,
Но штормовых валов набег
Разбил корабль и предал тине.

Их было десять, кто сумел
Вскочить в спасательные шлюпки,
Но шторм неистово гремел,
Ломая шлюпки на обрубки.

И вот теперь их пять всего,
Кто стойко борется с пучиной,
Но вновь морское божество
Волной взмахнуло, как дубиной.

Сейчас огреет их и съест,
И лишь заря несет надежду,
Что чудотворный мачты крест
Спасет их волн смертельных между.


4. Андрей Усачёв

Дождь сорок дней над миром лил,

Стучали волны в борт ковчега.

Но Бог знамение явил,

Что он прощает человека.

И засияли средь небес

Тончайших красок переливы…

И Бог послал другую весть-

Голубку с веткой оливы.

Так было много лет назад.

Но моряков извечен жребий:

И люди в бездну вновь скользят,

И вновь взбираются на гребень.

Разбил корабль жестокий шторм.

Надежды нет на Божью милость…

И вдруг из волн цветным мостом

Пред ними радуга явилась.

Ещё идёт за валом вал,

Грозя крушеньем ветхой шлюпке.

Но Бог знамение послал,

И не хватает лишь голубки.


5. ***

«Прощай» не стану говорить,

Любовь не уменьшают расстоянья,

Разлука это разве расставанье?

Ведь время нас не сможет разделить.


Твоя судьба на берегу,

Моя - солёный ветер моря,

Когда мой парусник волною быстрой гонит.

Иной судьбы я для себя не изберу.


Не первый раз на золоте песка

Вот так с тобою мы стояли,

И крепко за руки друг друга мы держали,

А чайки нам кричали свысока.


Смотри! Смотри! Какое нынче утро!

Жемчужно-розовый сияющий восход,

И в ореоле Солнца свет плывет,

И мир всё ярче с каждою минутой.


Ну всё, пора! Мой долг меня зовёт,

И в паруса подул попутный ветер,

Я буду дни считать до нашей встречи,

Пусть твоё Сердце, как и раньше, ждёт.


Твоя любовь мой оберег в пути,

С ней не страшны ни грозы, и ни бури,

Всегда со мной твоя молитва будет,

И Света луч дорогу осветит!








Приложение №5

Группа 1. Картина «Морской пролив с маяком»


Группа 2. Картина «Неополитанский залив»







Группа 3. Картина «Буря»


Группа 4. Картина «Берег моря»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!