Интеллектуальная игра-викторина по правилам дорожного движения на тему «Знаки на дороге».
Очень важно использовать на уроке или во внеурочной деятельности в начальной школе игру. Причём игровая деятельность носит иной характер, чем в дошкольном учреждении. В школе эта деятельность становится обучающей. Именно поэтому на уроках использую различные интеллектуальные игры. Игры становится основным средством познания окружающего мира, в привычной для ребёнка обстановке, с учётом возрастных особенностей урок становится ярким, насыщенным, познавательным, развивающим.
Цели: повторить основные правила дорожного движения, сигналы светофора, познакомить с видами знаков, их обозначениями.
Оборудование: презентация, экран, проектор, знаки дорожного движения, их обозначения (карточки), круги светофора, клей, альбомные листы.
Ход игры:
(класс делится на группы)
Прочитайте стихотворение:
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят.
Ведь знают все, что правила едины
Для взрослых, пешеходов и ребят.
-Что за единые правила, которые знают и взрослые и дети? (правила дорожного движения)
-Сегодня мы поиграем, вспомним и познакомимся с некоторыми правилами дорожного движения и знаками. Игра будет у нас в форме путешествия. Мы побываем с вами на станциях:
Светофорчиково
Игралкино
Знаково
Задачкино
Загадкино
Станция «Светофорчиково»
На этой станции надо собрать модель светофора. Приклеить в нужной последовательности и цвете сигнала светофора и после рассказать их значение (защитить свой проект о сигналах светофора). (задание выполняется ко командам/группам)
Станция «Игралкино».
(На этой станции учащимся предлагается поиграть в две игры «Разрешается, запрещается» и «Да, нет»).
Игра «Разрешается-запрещается»
Правило: дополнить предложения одним словом:
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу …
Быть примерным пешеходом…
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать зайцем, как известно …
Уступать старушке место …
Переход при красном цвете …
При зелёном даже детям …
По проезжей части бегать …
А ходить по тротуару …
Игра «Да или нет»
Правило: ответить на вопросы словами: да или нет.
Быстрая в городе езда? -Да!
Правила знаешь движения? -Да!
Вот в светофоре горит красный свет
Можно идти через улицу? - Нет!
Ну а зеленый горит, вот тогда
Можно идти через улицу? -Да!
Сел в трамвай, но не взял билет.
Так поступать полагается? - Нет!
Старушка, преклонные очень года,
Ты место в трамвае уступишь ей? - Да!
Лентяю ты подсказал ответ,
Что ж, ты помог ему этим? - Нет!
Учитель.
Молодцы, ребята, запомним,
Что «нет» и что «да»,
И делать, как нужно,
Старайтесь всегда.
Станция «Знаково».
(На этой станции учащимся предлагается выслушить рассказ учителя и в конце для закрепления материала выполнить практические задания).
Дорожные знаки применяются во всех странах мира. Водитель приезжая в другую страну, не зная языка, прекрасно понимает содержание знаков и имеет возможность вести машину по дороге.
Все знаки делятся на несколько групп:
Предупреждающие знаки говорят водителям и пешеходам об опасности на пути следования. Эти знаки имеют треугольную форму, они белого цвета с красной каймой.
Запрещающие знаки вводят те или иные ограничения. Они имеют круглую форму, окрашены в белый цвет с красной каймой.
Предписывющие знаки разрешают движение только определённым видам транспорта или с определённой скоростью. Они тоже круглые, но голубого цвета.
Информационно-указательные знаки содержат сведения или разъяснения, помогающие водителю лучше ориентироваться на дороге. Они прямоугольной формы голубого цвета.
Для закрепления материала надо взять набор карточек, розданной каждой команде, и разбить на 4 группы по виду дорожных знаков. Потом попробуй догадаться, что это за знак?
Станция «Задачкино».
(На этой станции учащимся предлагается картинки с различными дорожными ситуациями, вопросом и выбором ответа. Учащиеся самостоятельно прочитывают и дают один из ответов на вопрос. Отвечают поочерёдно от каждой команды по человеку).
Картинка 1.
Ситуация: Школьники перешли к регулируемому перекрёстку, где включён зелёный сигнал светофора. В это время они услышали звуковой сигнал («сирену») приближающейся машины с включённым маячком. Как пешеходы должны поступить в данной ситуации?
Ответы:
Быстро перебежать дорогу, пока машина не приблизилась к перекрёстку.
Воздержаться от перехода проезжей части, пропустить машину, потом перейти дорогу.
Добежать до середины перекрёстка, остановиться, пропустить машину, потом закончить переход.
(Правильный ответ: 2)
Картинка 2.
Ситуация: Пешеход подошёл к перекрёстку. Загорелся красный сигнал светофора, на дороге машин нет. Как должен поступить пешеход?
Ответы:
Перейти дорогу, так как на ней нет машин.
Подождать, пока загорится разрешающий сигнал светофора.
Перейти дорогу на жёлтый сигнал светофора.
(Правильный ответ: 2)
Картинка 3.
Ситуация: Школьники начали переходить дорогу на зелёный сигнал светофора. Вдруг сигнал изменился. Как пешеходам поступить?
Ответы:
Продолжать переходить дорогу.
Вернуться назад.
Остановиться на линии, разделяющий транспортные потоки противоположных направлений, дождаться разрешающего сигнала светофора (или регулировщика), а потом перейти дорогу.
(Правильный ответ: 1)
Картинка 4.
Ситуация: Школьник находится на тротуаре и пытается перейти проезжую часть по обозначенному переходу. В это время он замечает, что к переходу приближается автомобиль. Что должен сделать пешеход?
Ответы:
Подождать пока проедет автомобиль, потом перейти дорогу быстрым шагом, строго поперёк проезжей части, постоянно осматривая дорогу в обе стороны.
Быстро без задержки перейти улицу.
Действовать по своему усмотрению.
(Правильный ответ: 1)
Станция «Загадкино».
(На этой станции учащимся загадывается загадка и команда отгадывает их).
Перед домом на дороге
Ждет давно она подмоги.
Не залили в бак бензина —
Не поехала... (машина)
Это что за богатырь
Вдоль дороги поднял пыль?
По асфальту напрямик
Едет с грузом... (грузовик)
Две педали я кручу,
На колесах вдаль качу.
Что за транспорт, дай ответ.
Быстрый мой... (велосипед)
Едет он по рельсам с шумом,
А рога скользят по струнам.
Ну-ка, ветер, догоняй!
Нас с тобою мчит... (трамвай)
Едет он, усатый,
Полный и пузатый.
Люди в нём сидят,
Смотрят и стоят. (троллейбус)
Вот на шинах из резины
Подкатился странный дом.
Он гремит, дыхнет бензином -
Как конь огненный – огнем.
Остановка опустела.
Все у домика внутри.
Ух, теперь еще полдела –
По домам всех развести. (автобус)
-Как назвать одним словом все отгадки? (транспорт)
Подведение итогов игры:
-Далее вы узнаете, что транспорт бывает специальный. Об особенностях движения специального транспорта узнаем на следующем занятии. А сегодня я вижу, что вы хорошо разбираетесь В правилах дорожного движения. Надеюсь, что светофор и дорожные знаки станут вашими настоящими друзьями, и вы не станете нарушителями правил дорожного движения.