Внекласное мероприятие по математике
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
«Трудных предметов нет, но есть бездна вещей,
которых мы просто не знаем...»
А. И Герцен
Аннотация:
В игре принимают участие 6 человек, учащиеся 8 -11 классов.
Игра основана на соревновании учащихся – знатоков и зрителей.
В каждом классе выбирается участник 1 человек, который, непосредственно принимает участие в игре.
Остальные учащиеся классов составляют группы поддержки своих команд.
В игре задействованы 2 учителя для ведения учета очков команд по каждому вопросу и вынесения черного яшика.
Ведущий мероприятия – учитель математики.
Цели мероприятия:
Повышение познавательного интереса и мотивации к предмету математики.
Способствовать воспитанию патриотизма, "чувство локтя" и дружбы среди учащихся.
Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску
размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.
Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.
Правила игры:
Игра состоит из 8 секторов (вопросов), 1-го видео и интернет вопроса и 3 музыкальных пауз.
В каждом раунде знатокам предлагается вопрос из сектора, выпавшего на игровом столе.
После обдумывания (1 минуты) капитан называет имя игрока, который будет давать ответ.
Если команда отвечает сразу, то время остается в запасе, и команда может взять дополнительное время в любом раунде.
Если команда дает правильный ответ, то ей засчитывается одно очко.
Оформление: круг, разбитый на сектора; волчок; конверты с указанием номера сектора; скрипичнй ключ; мелодия к игре, песочные часы, интерактивная доска, компьютер, черный ящик, презентация; кубик-рубик; циркуль; стеклянная статуэтка.
Ход игры
Звучит мелодия.
Ведущая: Добрый день, уважаемые гости и знатоки. Интеллектуальный клуб школы имени Нурлыбека Баймуратова представляет интеллектуальную игру по математике “Что? Где? Когда?”.
Президент клуба – президент детско-юношеской организации «Жас Ұлан» - Шарипканов Алишер.
Президент: В моих руках стеклянный петух – символ 2017 года, символ мудрости и отважности всех времен и народов. В конце нашей игры мы вручим его самому лучшему знатоку интеллектуального клуба “Что? Где? Когда?”.
Ведущая: Ассистент клуба – Айдын Серикпаевич Бакатаев.
Наша интеллектуальная игра посвящена самой великой науке – математике. “Царица всех наук” - так назвал математику великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Эту игру мы также посвящаем всем тем, кто внес вклад в развитие этой науки. Я, как преподаватель математики, не только люблю ее, но и уважаю людей умных и любознательных, а значит Вас, уважаемые знатоки. Я желаю вам удачи! А для вас, уважаемые гости, вместе со знатоками мы попытаемся доказать, что математика – это не только цифры, а самая удивительная наука из всех наук.
- Уважаемые знатоки, занимайте свои места за игральным столом. Игру представляет сборная команда учащихся:
Капитан команды – Мукатаева Мадина – ученица 11б класса
Айткенев Алем – ученик 10б класса
Амантаева Амина – ученица 11а класса
Кенеспек Ануар – ученик 8а класса
Аубакиров Мерей – ученик 9а класса
Саду Айжан – ученица 10а класса
Сектор №1.
Вопрос от учителя математики, который посвятил свои годы изучению, познанию и обучению других математике. Этот вопрос от всеми Вами уважаемой, учителя математики – Балтаковой Байсаны Тургалиевны. Внимание вопрос! (на слайде появляется фотография, зачитывается вопрос)
Внимание на экран: Дошкольники решают эту задачу за 5-10 минут. У некоторых программистов уходит на неё до часа. Но многие люди, исписав несколько листов бумаги, сдаются.
Ответ: Маленькие дети не могут составлять уравнения или искать математические закономерности, поэтому они замечают, что значение зависит от количества кружочков в каждой цифре. В "9" один кружочек, в "8" — два, в "1" — ни одного, а, значит, 2581 = 2.
Сектор №2.
Внимание, черный ящик! (выносится черный ящик) Внутри черного ящика лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе “игральная кость”. Используется этот предмет в игре, как маленькими детьми, так и вполне взрослыми. Что лежит внутри черного ящика?
Ответ: Ку́бик Ру́бика — механическая головоломка, изобретённая и запатентованная в 1974 году венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрнё Рубиком. Считается, что кубик Рубика — лидер среди игрушек по общему количеству продаж: по всему миру было продано порядка 350 млн. кубиков Рубика, как оригинальных, так и различных аналогов. Интересный факт: если их поставить в ряд, то они протянутся почти от полюса до полюса Земли.
Сектор №3.
Уважаемые знатоки! Следующий вопрос Вам хочет задать человек, который с математикой на Ты. Она передала свои знания нескольким поколениям людей – Вашим родителям, сестрам и братьям. Итак, следующий вопрос от многоуважаемой - Мухамеджановой Бакыт Каиржановны.
Внимание вопрос! Двенадцатый месяц у нас называется “декабрь”. Это слово происходит от греческого “дека” - десять. Отсюда также слово “декалитр” – 10л, “декада” - 10 дней и т. п. Выходит, что месяц декабрь носит название “десятый”? Чем объяснить это несоответствие?
Ответ: Первоначально у римлян был лунный год в 10 месяцев, начинавшийся мартом и заканчивавшийся декабрём; на что указывают, между прочим, и названия месяцев. Так, например, название последнего месяца - декабря происходит от латинского "deka" (дека), что означает десятый.
Сектор №4
Внимание, черный ящик! Внутри черного ящика лежит предмет, который был изобретен в Древней Греции. Умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. Что лежит внутри черного ящика?
Ответ: циркуль.
Сектор №5.
Внимание следующий вопрос! Этот вопрос задаст житель нашего села. Всеми уважаемый и любимый, настоящий знаток игры Что? Где? Когда? – Баширов Казбек Сейдахметович.
Внимание вопрос! Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово “геометрия”?
Ответ: Землемерие
Сектор №6. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. (Айткенев Алем)
Сектор №7.
Итак, вопрос сектора 7 – интернет вопрос.
Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. Цифры -условные знаки для обозначения чисел. По римской нумерации: М-1000, D– 500, C – 100, L – 50, X – 10, V – 5, I -1.
Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX , скажите, уважаемые знатоки, через 1 минуту в каком году этот дом был построен?
Ответ: 1789г.
Сектор №8.
Уважаемые знатоки! Разрешите предложить вам небольшую логическую задачу президента детско-юношеской организации «Жас Ұлан» - Шарипканова Алишера.
Внимание вопрос! Математик, оказавшись случайно в небольшом городе и желая хоть как-то убить время, решил подстричься. В городке имелось лишь 2 мастера (и у каждого из них своя парикмахерская). Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его был безукоризненно одет и аккуратно подстрижен... Поразмыслив, математик отправился стричься к первому мастеру. Уважаемые знатоки! Не можете ли вы объяснить причину столь странного на первый взгляд решения математика?
Ответ. Поскольку в городке лишь 2 парикмахера, каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того мастера, кто лучше подстриг своего конкурента.
Сектор №9.
Этот вопрос от зам.директора по ВР Солтангазиной Тумархан Кадиржановны
Внимание вопрос: Какое число скрыто под машиной на парковке?
Ответ: Как часто бывает в подобных случаях, проблема взрослых заключается в том, что они идут слишком сложным путем. Например, пытаются высчитать закономерность, согласно которой расположены номера парковочных мест.
В действительности же, картинку надо просто перевернуть.
Сектор №10.
Этот вопрос отправил нам учитель географии и организатор молодежного движения – Калдаманов Мейраш Сулейманович.
Итак, вопрос: Когда ОН был маленький, он спрашивал о дивном небесном явлении взрослых, но ему или вовсе не давали ответа, или, говорили:
- Да кто ж его знает. То Бог сотворил.
И страсть как ему хотелось самому додуматься – допытаться, почему появляется во мраке поднебесья такая красота.
Он не только объяснил природу северного сияния, но и стал великим русским ученым. Ему были подвластны все науки: математика, физика, химия, география, история, металлургия, астрономия, геология и др. Он открыл первый в России университет. О каком великом русском ученном идет речь?
Ответ: М.В. Ломоносов.
Сектор №11.
Уважаемые знатоки! В следующей игре против Вас играет директор нашей школы – Жексенаев Мейрамгали Кенеспекович!
Я хочу рассказать вам одну старинную историю. В шляпную лавку вошел господин средних лет и объявил, что желает купить шляпу за 30 рублей. Свою покупку он оплатил 100 рублевой банкнотой. У хозяина лавки не было сдачи, он послал приказчика в соседний магазин разменять банкноту. Когда приказчик вернулся, покупателю была выдана понравившаяся ему шляпа, 70 рублей сдачи, и он удалился. Примерно через час прибежал хозяин соседнего магазина, сообщил, что 100 рублевая банкнота оказалась фальшивой, и потребовал, взять ее назад.
Хозяину лавки, ни чего не оставалось, как выплатить соседу 100 рублей настоящих денег. Вечером опечаленный хозяин лавки сел подсчитывать убытки.
Помогите ему уважаемые знатоки и скажите: сколько всего рублей он потерял в этот день?
Ответ. 100 рублей: он потерял шляпу за 30 рублей и сдачу 70 рублей. Других убытков нет.
Сектор №12. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. ( дуэт девочек из 8а класса)
Сектор №13.
Внимание видео вопрос от учителя информатики – Садыковой Шинар Тлеукеновны.
Уважаемые знатоки! Не хотите ли Вы сообщить нам точно, когда начнется 22 век?
Ответ. Некоторые считают, что XXII век начнется 1 января 3000 года. Это неверно. Дело в том, что 3000 год принадлежит XXI веку (ведь нулевого года в первом веке не было). Поэтому правильный ответ таков: XXII век начнется 1 января 3001 года.
На этом игра окончена со счетом, в пользу...
Уважаемые знатоки, спасибо вам за вашу интересную игру. Я желаю вам, удачи в изучении математических наук. А вам, уважаемые гости, огромное спасибо за ваше внимание. До новых встреч!