СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интеллектуальное развитие младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы учителя по интеллектуальному развитию учащихся на основе организации урока. Новые принципы проведения урока.

Просмотр содержимого документа
«"Интеллектуальное развитие младших школьников"»

      Интеллектуальное развитие младших школьников МБОУ «СОШ № 9» учитель начальных классов  Крылова Ольга Викторовна  

Интеллектуальное развитие младших школьников

МБОУ «СОШ № 9»

учитель начальных классов Крылова Ольга Викторовна

 

Интеллект Психолог И.А. Домашенко:

Интеллект

Психолог И.А. Домашенко: "Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности.  к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 – наполовину, а к 12 годам – на три четверти.

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 – наполовину, а к 12 годам – на три четверти.

Интеллектуальные особности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности: память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание.

Интеллектуальные особности – это

способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности:

  • память,
  • восприятие,
  • воображение,
  • мышление,
  • речь,
  • внимание.
В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико- синтетической деятельности, критичность ума.

В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:

  • самостоятельность мышления,
  • быстрота и прочность усвоения учебного материала,
  • быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
  • умение отличить существенное от несущественного,
  • различный уровень аналитико- синтетической деятельности,
  • критичность ума.
система работы учителя по интеллектуальному развитию учащихся на основе организации урока должна включать в себя следующие компоненты:   диагностику уровня интеллектуального развития младших школьников; создание психолого-педагогических условий для реализации интеллектуального потенциала младших школьников; организацию учебно-познавательной деятельности школьников по их интеллектуальному развитию через использование различных комбинаций способов практической деятельности .

система работы учителя по интеллектуальному развитию учащихся на основе организации урока должна включать в себя следующие компоненты:

  • диагностику уровня интеллектуального развития младших школьников;
  • создание психолого-педагогических условий для реализации интеллектуального потенциала младших школьников;
  • организацию учебно-познавательной деятельности школьников по их интеллектуальному развитию через использование различных комбинаций способов практической деятельности .
Диагностика  учащихся в классе Результаты обследований и их анализ  Высокий уровень  средний уровень  низкий уровень Сформированность лексико–грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений, богатый объем словаря

Диагностика учащихся в классе

Результаты обследований и их анализ

  • Высокий уровень
  • средний уровень
  • низкий уровень

Сформированность

лексико–грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений, богатый объем словаря

     Новые принципы проведения урока: Принцип разностороннего развивающего воздействия  на интеллект ребенка предполагает использование учителем таких методов и приемов, такого рода упражнений, при выполнении которых у учащихся одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств (например: развитие словесно–логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей.) Принцип действенного подхода к обучению предполагает поиск детьми собственных неординарных путей решения заданий. Принцип обоснованного ответа п редполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполнения ими упражнений Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам одноклассников.

Новые принципы проведения урока:

  • Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка предполагает использование учителем таких методов и приемов, такого рода упражнений, при выполнении которых у учащихся одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств (например: развитие словесно–логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей.)
  • Принцип действенного подхода к обучению предполагает поиск детьми собственных неординарных путей решения заданий.
  • Принцип обоснованного ответа п редполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполнения ими упражнений
  • Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам одноклассников.
    Разноуровневые задания, направленные на поиск новых знаний Высокий уровень           - Внимательно прочитайте написанные слова, найдите разницу в их написании и сформулируйте правило. Дичь, грач, сторож, молодежь, уж, печь. Средний уровень             – Внимательно прочитайте написанные столбики слов и объясните принцип их группировки, сформулируйте правило их написания.                   дичь                       грач                   молодежь              сторож                   печь                       уж Низкий уровень             - Внимательно прочитайте слова в первом и во втором столбиках :                 дичь                       грач                   молодежь              сторож                   печь                       уж Ответьте на следующие вопросы: К какой части речи относятся все написанные слова? Определите род имен существительных 1 и 2 столбиков. Какие согласные буквы стоят в конце имен существительных? На конце каких существительных, и в каком случае пишется ь?

Разноуровневые задания, направленные на поиск новых знаний

  • Высокий уровень

          - Внимательно прочитайте написанные слова, найдите разницу в их написании и сформулируйте правило.

Дичь, грач, сторож, молодежь, уж, печь.

  • Средний уровень

            – Внимательно прочитайте написанные столбики слов и объясните принцип их группировки, сформулируйте правило их написания.

                  дичь                       грач

                  молодежь              сторож

                  печь                       уж

  • Низкий уровень

            - Внимательно прочитайте слова в первом и во втором столбиках :

                дичь                       грач

                  молодежь              сторож

                  печь                       уж

Ответьте на следующие вопросы: К какой части речи относятся все написанные слова?

Определите род имен существительных 1 и 2 столбиков. Какие согласные буквы стоят в конце имен существительных? На конце каких существительных, и в каком случае пишется ь?

  Большими возможностями в развитии интеллектуальных умений обучающихся располагают уроки окружающего мира.  К.Д.Ушинский говорил, что «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». загадки, анаграммы, определяют, что можно сказать про слово-отгадку, выделяя его признаки, т.е. идет процесс анализа. Анаграммы (цель: развивать мыслительные операции анализа и синтеза). упражнения, направленные на узнавание предмета по заданным признакам.  дифференцировать объекты по родовому и видовому признаку: Пример: «Зашифрованное слово?» «Составить слова, переставив буквы»: АЛИГ -ЕОСЛ -ОТЛЕ

  Большими возможностями в развитии интеллектуальных умений обучающихся располагают уроки окружающего мира. К.Д.Ушинский говорил, что «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».

загадки, анаграммы, определяют, что можно сказать про слово-отгадку, выделяя его признаки, т.е. идет процесс анализа.

  • Анаграммы (цель: развивать мыслительные операции анализа и синтеза).
  • упражнения, направленные на узнавание предмета по заданным признакам.
  • дифференцировать объекты по родовому и видовому признаку:

Пример: «Зашифрованное слово?» «Составить слова, переставив буквы»: АЛИГ -ЕОСЛ -ОТЛЕ

Игра «А ну-ка, отгадай!» Тема: объекты живой и неживой природы Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только “да” или “нет”.

Игра «А ну-ка, отгадай!»

Тема: объекты живой и неживой природы

Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только “да” или “нет”.

Упражнения на развитие мышления на уроках математики   Для группы детей  Разделите ребят на две команды. Дайте каждому участнику карточку с цифрой. Зачитайте арифметические примеры (14+12; 12+11 и т. д.). Из команды выходят двое детей с карточками, цифры на которых составят правильный ответ (в первом случае выходят ребята с карточками 2 и 6, во втором – 2 и 3).  Работа в парах Развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений. Продолжить строчку, выявить закономерность и воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор.

Упражнения на развитие мышления на уроках математики

  • Для группы детей

Разделите ребят на две команды. Дайте каждому участнику карточку с цифрой. Зачитайте арифметические примеры (14+12; 12+11 и т. д.). Из команды выходят двое детей с карточками, цифры на которых составят правильный ответ (в первом случае выходят ребята с карточками 2 и 6, во втором – 2 и 3).

  • Работа в парах

Развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений.

Продолжить строчку, выявить закономерность и воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор.

      Развитие пространственной ориентировки, умение действовать по правилу, закрепить знания геометрических фигур.   1. Задание. “Геометрические ковры”. Составить на альбомном листе коврик, украшенный геометрическим орнаментом. 2. Игра “Магазин ковров” Найти ковер по описанию. 3 . Ленивые восьмерки . Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими сразу. 4. Упражнение по сенсомоторики. Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки. Привычные движения «Непривычной рукой»

Развитие пространственной ориентировки, умение действовать по правилу, закрепить знания геометрических фигур.

  • 1. Задание. “Геометрические ковры”.

Составить на альбомном листе коврик, украшенный геометрическим орнаментом.

  • 2. Игра “Магазин ковров” Найти ковер по описанию.
  • 3 . Ленивые восьмерки .

Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими сразу.

  • 4. Упражнение по сенсомоторики.

Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки.

  • Привычные движения «Непривычной рукой»
Игра «Танграм» изобретена в Китае. К 1817 году танграм стал популярной головоломкой в Европе, Англии и Америке. Китайцы производили и экспортировали большое количество наборов танграм из слоновой кости, упакованные в красивые резные коробочки. В этих изданиях насчитывалось около 343 задач.

Игра «Танграм»

изобретена в Китае. К 1817 году танграм стал популярной головоломкой в Европе, Англии и Америке. Китайцы производили и экспортировали большое количество наборов танграм из слоновой кости, упакованные в красивые резные коробочки. В этих изданиях насчитывалось около 343 задач.

На уроках изобразительного искусства

На уроках изобразительного искусства

На литературном чтении  Игры и задания для развития функций мышления   «Составление предложений, рассказов, сказок»

На литературном чтении Игры и задания для развития функций мышления

  • «Составление предложений, рассказов, сказок»
Определите два новых слова озабевтбракдк  На уроках русского языка Словарно-орфографическая работа. Цель: увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на интеллект. Словарные слова в ребусах

Определите два новых слова

озабевтбракдк

На уроках русского языка Словарно-орфографическая работа.

  • Цель: увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на интеллект.
  • Словарные слова в ребусах
минутки чистописания Определите последовательность букв в данном ряду: Ааб Аав Ааг Аа… ( д ) Заглавная А, строчная а чередуются с согласными буквами алфавита. Напишите этот ряд до конца строки, соблюдая указанную последовательность На доске слова : нос, лак, лён. Задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать сегодня. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? (Л)

минутки чистописания

  • Определите последовательность букв в данном ряду:

Ааб Аав Ааг Аа… ( д )

Заглавная А, строчная а чередуются с согласными буквами алфавита.

Напишите этот ряд до конца строки, соблюдая указанную последовательность

  • На доске слова : нос, лак, лён.

Задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать сегодня. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? (Л)

    Словарно-орфографическая работа  Тема: МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА Задание: Если расположите данные прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них, получится новое словарное слово. Ответ: медведь.

Словарно-орфографическая работа Тема: МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА

Задание:

  • Если расположите данные прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них, получится новое словарное слово.

Ответ: медведь.

Развитие речи

Развитие речи

реализуется через внеурочную деятельность…Вот почему: Учебный процесс. Внеурочная деятельность       Интерес - Безотметочное обучение (нет страха) - Свобода общения - В основе нестандартные задания - Временные рамки расширены - Расширение кругозора за рамки программы - Опора на опыт - Получение опыта в общении с разными детьми в деятельности (команда) - Развитие толерантности - Разные формы занятий (КВН, «Поле чудес», «Что, где, когда?») - Опыт общения с другими педагогами - Обязательство - Отметки - Дисциплина - Стандарт - Ограничение во времени

реализуется через внеурочную деятельность…Вот почему:

Учебный процесс.

Внеурочная деятельность 

  •     Интерес
  • - Безотметочное обучение (нет страха)
  • - Свобода общения
  • - В основе нестандартные задания
  • - Временные рамки расширены
  • - Расширение кругозора за рамки программы
  • - Опора на опыт
  • - Получение опыта в общении с разными детьми в деятельности (команда)
  • - Развитие толерантности
  • - Разные формы занятий (КВН, «Поле чудес», «Что, где, когда?»)
  • - Опыт общения с другими педагогами
  • - Обязательство
  • - Отметки
  • - Дисциплина
  • - Стандарт
  • - Ограничение во времени

Квест - (англ. quest) приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Задачей всех квестов, является поиск целей, и чем их количество больше, тем лучше. Чтобы достигнуть своей цели, игрокам нужно уметь сотрудничать друг с другом, правильно изучать предоставленную информацию, применять ловкость, размышление и любые полезные личные навыки.

Квест - (англ. quest) приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

  • Задачей всех квестов, является поиск целей, и чем их количество больше, тем лучше. Чтобы достигнуть своей цели, игрокам нужно уметь сотрудничать друг с другом, правильно изучать предоставленную информацию, применять ловкость, размышление и любые полезные личные навыки.
Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
  • Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
 Благодарю  за внимание И  желаю всем удачи!

Благодарю

за внимание

И

желаю всем удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!