СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать ребёнка можно на чём угодно: походы, экскурсии, музеи, зоопарки, посещение театра, выезд за город, в лес. Всё это помогает ребёнку увидеть , услышать что то новое. неожиданное. Сколько желаний, сколько открытий! Но это развитие познавательных открытий происходит на отвлечённом, т.е. оторванном от школьной программы материале. А  учителю выгоднее всего вырабатывать  познавательные процессы именно на учебном материале. Я считаю, что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов и выбрала для этого урок русского языка.Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуще предрасположенность к языку. Без особого труда у них формируется речевой слух и артикуляция, они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты,  овладевают различными лингвистическими конструкциями.  Аналогично развиваются внимание, восприятие, формы мышления. Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической деятельности - всё  это дало возможность  создать систему "комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка", по которой я работаю уже 4 года.Развивать ребёнка можно на чём угодно: походы, экскурсии, музеи, зоопарки, посещение театра, выезд за город, в лес. Всё это помогает ребёнку увидеть , услышать что то новое. неожиданное. Сколько желаний, сколько открытий! Но это развитие познавательных открытий происходит на отвлечённом, т.е. оторванном от школьной программы материале. А  учителю выгоднее всего вырабатывать  познавательные процессы именно на учебном материале. Я считаю, что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов и выбрала для этого урок русского языка.Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуще предрасположенность к языку. Без особого труда у них формируется речевой слух и артикуляция, они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты,  овладевают различными лингвистическими конструкциями.  Аналогично развиваются внимание, восприятие, формы мышления. Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической деятельности - всё  это дало возможность  создать систему "комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка", по которой я работаю уже 4 года.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.»

Тема: Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

Серова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ лицей №1 г. Пролетарска



Жизнь не стоит на месте. Общество постоянно развивается, использует новейшие технологии. И развитие это не возможно, если в процессе обучения не реализовывать кроме образовательной ещё и развивающую функции. Сегодня на уроке мы отходим от созерцания. Мы включаем ребёнка в процесс познания, в самостоятельные акты открытий, установления связей и закономерностей, развиваем умение находить и вычленять существенное, строить рассуждения.

Развивать ребёнка можно на чём угодно: походы, экскурсии, музеи, зоопарки, посещение театра, выезд за город, в лес. Всё это помогает ребёнку увидеть , услышать что то новое. неожиданное. Сколько желаний, сколько открытий! Но это развитие познавательных открытий происходит на отвлечённом, т.е. оторванном от школьной программы материале. А учителю выгоднее всего вырабатывать познавательные процессы именно на учебном материале. Я считаю, что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов и выбрала для этого урок русского языка.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуще предрасположенность к языку. Без особого труда у них формируется речевой слух и артикуляция, они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Аналогично развиваются внимание, восприятие, формы мышления. Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической деятельности - всё это дало возможность создать систему "комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка", по которой я работаю уже 4 года.

Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой. Содержание изменяется за счёт:

-введение дополнительной лексики во время словарно - орфографической работы, закрепления, повторение и обобщение изученного;

-увеличение масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока;

-расширения работы с понятиями и терминами;

-включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно- познавательного характера.

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития используются традиционные типы уроков ( изучение нового материала, закрепление, учётно-контрольные, комбинированные) с сохранением основных этапов урока ( минутка чистописания, словарно- орфографическая работа, физминутки и т.д.). Однако существенно меняется методика их проведения, а в первом классе вводится новый этап - мобилизующий.

Цель мобилизующего этапа быстрое включение ребят в работу. В его содержание входит 3 группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образы). Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты каждого урока и признаны совершенствовать один из видов мышления ребёнка наглядно- действенный или словесно- логический. Одновременно с мышлением развиваются внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность. На каждом уроке используется одна группа упражнений.

Пример 1.

На наборном полотне карточки с буквами расставлены следующим образом








Н

Н

Т




у. Скажите, какие две перестановки карточек нужно сделать в нижнем ряду, чтобы и в нижнем и в верхнем ряду буквы стояли в одинаковом порядке?

Д. Карточку с буквой Н в нижнем ряду надо поставить в пустой кармашек. Карточку с буквой Т поставим в освободившийся кармашек, где была карточка с буквой Н. Теперь карточки в верхнем и нижнем ряду стоят в одинаковом порядке.

Со временем учащиеся переходят к выполнению заданий более характера, увеличиваются количество карточек с буквами и количество их перестановок. На ряду с этим дети придумывают свои задания на каждом этапе их усложнения.

Пример 2.

Расположение карточек с буквами на наборном полотне

З


Р

М





М

Р

З




У. Какие три перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково?

На минутке чистописания изменились структура и методика по сравнению с традиционной. Теперь она состоит из двух частей. На первой части учащиеся с помощью специально разработанных приёмов разнящихся от урока к уроку, самостоятельно определяют букву (буквы), предназначенные для письма.

Например:

У. Внимательно посмотрите на данное изображение и скажите, какую букву мы сегодня будем писать? Они встречаются чаще, чем другие. Сколько раз? Какая это буква?

Р

С

Б

Р

В

А



М

Г

А

К


Р

Р

Н

С

Г

К

Е

Р

Д




Н



Учащиеся мобилизуя внимание, наблюдательность, сообразительность выявляют искомую букву (буквы) и дают полный обоснованный ответ, одновременно формулируя тему минутки чистописания: " Сегодня мы будем писать букву Р. Она отображена чаще других, а точнее 6 раз".

Для проведения второй части учитель пишет на доску цепочку букв (или букв и их элементов) для каждого урока составленную по новому принципу и предлагает детям новое задание.

Например:

"Определите порядок написания букв в данном ряду:

Рра Рре Ррё Рр

Таким образом на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют графические навыки, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналико- синтетические способности.

В словарно- орфографической работе также изменились структура и методика проведения урока. С помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, определяют слово с которым им предстоит познакомиться самостоятельно. Например, учитель сообщает "Новое слово, с которым Вы сегодня познакомитесь спряталось в цепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги СГ, СГС, СГС. Сложив их в указанном порядке, вы узнаете слово:

клмнстткавгдщшранвсбвжппрднсмдашклфчннмтс

У. Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, зашифровано. Чтобы его прочитать, надо ориентироваться на прямоугольники - от самых больших к маленьким. Какое зто слово?



Б









А



Р



А


Б


А


Н



Д. Зашифровано слово барабан.

Пример 3.

У. Сегодня мы познакомимся с двумя новыми словами. Они зашифрованы с помощью чисел.

1 слово: 3, 11, 6, 12, 13, 1

2 слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.

Каждому числу соответствует определённая буква:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А

Г

К

О

Р

У

Ф

Ь

Л

Е

П

С

Т

У. Какие слова здесь зашифрованы?

Д. Зашифрованы слова капуста и картофель.

Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично- поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление и обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова. Если позволяют новая тема и учебный материал, вводятся два слова одновременно. Например, ворона и воробей. В этом случае ознакомление с лексическим значением слов осуществляется на фоне сравнения двух предметов. После коллективного рассуждения, учащиеся самостоятельно формулируют лексическое значение каждого слова. Такой вид работы развивает интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению орфографией слова, изменяют методику ознакомления учащихся с написанием нового слова. Дети самостоятельно находят его в орфографическом словаре, записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчёркивают непроверяемые безударные гласные. Этот структурный элемент словарно- орфографической работы приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Для введения нового слова в активный словарь детей разработан ряд способов, каждый из которых совершенствует определённую сторону мышления ребёнка.

Например:

- первый способ- сопоставление двух изученных слов, несвязанных между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков. Он учит сравнивать предметы, устанавливать ассоциативные связи между понятиями, улучшает процесс понимания новых слов, вырабатывает умение правильно выражать свои мысли;

- второй способ -поиск противоположных предметов путём сопоставления их существенных и не существенных признаков. Данный способ эффективен в плане развития детского воображения, наблюдательности, усвоения навыка первичного анализа так же, как и совершенствования речи учащихся;

- третий способ - поиск третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных , но не связанных между собой по смыслу. В такой ситуации учащиеся выискивают самые непредсказуемые ассоциативные связи, они учатся видеть окружающий мир под непривычным для нас углом зрения, у них развивается нестандартное мышление;

- четвёртый способ- исключение лишнего слова из трёх возможных - способствует развитию у детей склонности к анализу, синтезу и классификации;

- пятый способ - поиск промежуточных звеньев, по смыслу соединяющих два знакомых ученикам слова и два слова, изученных на данном уроке;

- шестой способ - нахождение вариантов реального и фантастического использования предмета - развивает речь и творческое мышление.

Примет: Новое слово, с которым мы сегодня познакомились - пальто

У. Скажите, как можно использовать пальто в жизни?

Д. Пальто надевают в холодное время года.

Д. Пальто можно укрыться вместо одеяла.

Д. Пальто можно подстелить, чтобы было теплее и мягче.

Д. Пальто можно использовать, как перегородку.

Д. Пальто можно применить в дождь, как зонтик. и т.д.

У. Придумайте примеры фантастического характера.

Д. Пальто можно использовать, как ковёр - самолёт.

Д. Из пальто можно соорудить скатерть - самобранку.

Д. С помощью электрических деталей создать пальто - электрогрелку. и т.д.

Практическое применение всех способов позволяет учителю систематически решать лингвистические задачи, поскольку в каждом случае от учащихся требуется рассуждение, доказательство и конкретное решение. Рациональное использование каждого способа является важнейшим фактором комплексного интеллектуального развития школьников.

























Используемая литература:

1. Г. А. Бакулина "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка" - Москва. 2001 г.

2. Л.Ф. Тихомирова "Развитие познавательных способностей детей" - Ярославль 1997г.

3. Л.Б.Ермолаева - Томина "Рабочая программа развивающего обучения" - Москва 1994г.