СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе раскрывается организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития.

Просмотр содержимого документа
««интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».»

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА».

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

Русский язык – важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Многие прогрессивные общественные деятели, лингвисты, методисты XIX века (Ф.И. Буслаев, В.Г.Белинский, Л.И.Поливанов, Д.И. Тихомиров и др.) в своих трудах писали об огромном развивающем значении родного языка как школьного учебного предмета.

Современные методисты, учителя изучают проблему интеллектуального развития детей на уроках русского языка. Этой проблеме посвящена и книга Г.А.Бакулиной «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».

Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:

  1. эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

  2. способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным : творчеству и абстрагированию;

  3. способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

  4. вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.


Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:


1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Реализовать эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

Этот метод используется с 1 класса, однако в 3 и 4 классах увеличивается доля самостоятельных действий учащихся. Их роль возрастает как при проведении беседы-рассуждения, так и при формулировании вывода и обобщения.

К концу третьего года обучения заметно возрастает степень осознанности восприятия и самостоятельного воспроизведения обучающимися учебного материала. Они:

  • овладевают новыми приёмами запоминания;

  • формируется способность мышления к осуществлению операций обобщающего характера;

  • речь становится более логичной, доказательной, аргументированной;

  • наблюдается прогресс в становлении таких свойств внимания, как устойчивость,

  • распределение, переключение, объём.

Четвёртый год обучения обеспечивает дальнейшую интенсификацию интеллектуального развития обучающихся на уроках русского языка, в первую очередь за счёт нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса. Используемые мною способы и приёмы, призванные всё более активно включать детей в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, на каждом структурном этапе урока имеют свою специфику.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!