СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для интеллектуального развития младшего школьника с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении показаны условия для интеллектуального развития  младшего школьника с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для интеллектуального развития младшего школьника с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения»

Уважаемые коллеги!

слайд 1

Тема моего выступления Создание условий для интеллектуального развития младшего школьника с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – детей с ограниченными возможностями здоровья».

слайд 4

Интерес к учению есть там, утверждает В. А. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как добиться этого успеха? Как вызвать интерес у "особых"детей к учёбе, заставить ребёнка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитать личность?

В речевых классах нашей школы обучаются дети, имеющие тяжёлые речевые патологии. К ним относят нарушения темпа речи, звукопроизношения и фонематического слуха, а также связанные с этими патологиями отклонения в психическом развитии ребенка. Обучаются в этих классах и дети с ЗПР, дети-инвалиды.


Говорят, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. И это совершенно справедливо.

Сегодня я хочу поделиться с вами методами и приёмами, которые использую на уроках русского языка и чтения, вызывающими у детей интерес к предмету, активность на занятиях, развивающими речь, повышающими орфографическую грамотность.

Они направлены на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.).


Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении. Ведь успехи в его изучении во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Предлагаемые мной методы и приёмы обучения могут применяться как на всех предметах, так и на различных этапах урока: подведение к теме урока, словарно-орфографическая работа, изучение нового материала, закрепление и другие.

По времени такие задания занимают небольшую часть урока (от 1 до 5 мин.), но приносят большую пользу и эффективность для развития высших психических функций.



слайд 5

Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарно-орфографическая работа.

Особенность её проведения - увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект.

слайд 6

1-й приём - это поиск предназначенного для ознакомления слова, который осуществляется на основе точных установок учителя.

В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные. Учитель на доске помещает изображение

1). Например, при закреплении материала о глухих и
звонких согласных предлагаю зачеркнуть или мысленно убрать глухие согласные в данной цепочке

"Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?"

слайд 7 (БЕРЁЗА).



2) При изучении непарных согласных

Внимательно посмотрите на это изображение.

слайд 8

Мысленно зачеркните непарные согласные по твёрдости-мягкости, и вы узнаете новое слово с непроверяемыми написаниями. Назовите это слово

слайд 9

(огород)



слайд 10

3) Вставьте недостающую букву в это изображение, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое прочитали слово? В чём секрет чтения?

слайд 11 (яблоко - читается против часовой стрелки)

Этот приём, наряду с формированием лингвистических знаний и умений , увеличивает объём внимания, развивает аналитико-синтетическое мышление и оперативную память.



слайд 12

2-й приём заключается в уменьшении количества конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово.

1) Например: "Вы прочитаете новое слово, с которым мы познакомимся, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв слова".

Какое слово вы прочитали и каким образом это осуществили?"


слайд 13

"Мы прочитали слово КОРАБЛЬ. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький . Затем искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них написаны".


слайд 14

3-й приём состоит в полном отсутствии указаний учителя.

Например: "Внимательно посмотрите на данную запись и определите два новых слова из словаря"

Какие это слова? Как вы их нашли?"

"Это слова ЗАВТРАК и ОБЕД. Чтобы их определить, надо соединить буквы, над которыми вверху стоят точки. Затем соединить буквы, под которыми внизу поставлены точки ".

слайд 15

С помощью второго и третьего приёмов совершенствуются интеллектуальные качества учащихся. Вместе с тем уменьшение или отсутствие установок учителя заставляет детей более сосредоточенно мыслить, развивает их речь, сообразительность, наблюдательность.

Для развития логического мышления использую и другие коррекционные приёмы и упражнения:

слайд 16

Приём на использование знаний по изобразительному искусству.
Расположить квадраты с буквами по цветам радуги.

слайд 17 (ПЛАНЕТА)







Ребусы

слайд 18



Немаловажное значение имеют коррекционные приёмы и при закреплении изученного материала на любом другом этапе урока.



слайд 19

При закреплении знаний об именах существительных использую

приём «Слова в разных направлениях»

- Определите род существительных и запишите их в три столбика

слайд 20


Приём «клякса» можно использовать при изучении любой темы.

Например, «Род имён существительных» (клякса упала на слова, остались только окончания)











слайд 21

Работу с текстом провожу в виде SМS -сообщения:

Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаонподарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила.

разбиваем запись на предложения, записываем в тетрадь. Находим изученные орфограммы.

слайд 22

Этот приём развивает внимание, сосредоточенность, мышление.


Чтение

Процесс овладения чтением детьми с ОНР протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. Хочу отметить, что в любых случаях, когда имеются сомнения относительно понимания прочитанного, обучающимся надо оказывать помощь: словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом), привлекаю внимание детей к пониманию прочитанного с первых их шагов в чтении, учу ставить вопросы по содержанию прочитанного. Детям сразу же даю установку: «прочел — понял».

Вот некоторые приёмы работы по чтению, которые я использую в своей работе.

Предупреждение ошибок чтения на уровне буквы.


слайд 23

Все уроки начинаем с артикуляционной гимнастики


В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности:


слайд 24

1) Определи правильные буквы



слайд 25

2) Найти недостающие элементы букв. Игра "Буква спряталась"


слайд 26

3) "Перевёртыши" (демонстрация букв в разном положении)



4) слайд 27-28

"Буква сломалась"



Предупреждение ошибок чтения на уровне слова.

слайд 29-30

1) Работа с изографами

слайд 31

2) "Собери слово"

Для каждого ученика я стараюсь ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития.

Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.


















































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!