Просмотр содержимого документа
«Интеллеутальные игры для развития мышления»
2. Интеллектуальные игры для развития мышления
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
1. Игра «Кто кем (чем) будет?»
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.), цыпленок – петухом, мальчик – мужчиной, теленок - коровой или быком, бумага – книгой, снег –водой, вода – льдом, семечко – цветком и т.д.
Игра-наоборот: «Кто кем был?»
Лошадь – жеребенком, цветок – семенем и т.д.
2. Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор).
3. Игра «Что мы видели не скажем, а что делали покажем».
Все дети становятся в круг, а один человек выходит в соседнюю комнату и закрывает дверь. Остальные собираются в кучу и тихо решают, что они делали, например, они решили кататься на лыжах. После они опять становятся в круг и зовут сидящего в комнате. Он выходит и спрашивает:
- Что вы видели?Дети в кругу отвечают:
- Что мы видели не скажем, а что делали покажем.
После дети показывают задуманное действие, Если водящий угадает, то он называет имя того, кто следующий пойдёт в комнату.