Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ордена «Знак Почета» гимназия №5 им. Луначарского А.В.
Примерная модель воспитательной деятельности
участника
III Всероссийского конкурса
работников образовательных учреждений
«Воспитать человека – 2013»
Номинация:
«Есть ценности, которым нет цены»
Умрет человек в человеке –
заменить его будет некем.
Автор: Учитель географии
первой категории,
Купеева Ирина Славиковна,
г. Владикавказ,ул.Церетели,7
+7(918)826-67-67,
+7(867)253-00-25
Цель работы, воспитания: дать учащимся первоначальное представление о жизненных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни, затронуть и обсудить такие важные понятия, как "ценность", "жизненная ценность", " истинные и мнимые ценности".
Методы, приёмы, формы работы: интегрированный метод, словесно-
иллюстративный (интерактивный диспут), практический.
Оборудование: использование ИКТ, мультимедийное сопровождение.
Использованы: притчи, стихи Р.Гамзатова, М. Борисовой, Н. Озерова и других поэтов.
"ЕСТЬ ЦЕННОСТИ, КОТОРЫМ НЕТ ЦЕНЫ"
(Расул Гамзатов)
В веках искали люди счастья
В почете, славе и богатстве.
Хоть аргументы те сильны,
Есть ценности, которым нет цены.
Есть Рембрандт, Рафаэль и Айвазовский.
Творенья их в веках оценены.
Но гением не правит доллар жесткий!
Есть ценности, которым нет цены!
Есть Цвингер, Эрмитаж и Эйфелева башня,
И башня Спасская у зубчатой стены.
Есть лес и степь, луга, поля и пашня -
Есть ценности, которым нет цены!
И всех богатств ценней на свете -
Лишь сон ребенка на рассвете,
И годы мирной тишины...
Есть ценности, которым нет цены!
Есть Родина, великая Отчизна,
Которой не убить, и не отнять.
Сыны её своей ценою жизни
Сумели защитить и отстоять.
И мы их памяти верны.
Есть ценности, которым нет цены!
Есть Честь и Долг. И Силы Здравой мера,
Есть Родины Великие Сыны.
Святая Русь. И нравственность. И Вера.
Есть Ценности, которым нет цены!
Серьезная проблема современности состоит, в том числе, в забвении золотого правила нравственности, в утрате взаимной зависимости и ответственности в условиях положительного значения свободы, в подмене ценностей. Причины этого могут быть устранены в процессе образования, поэтому с воспитанием связывается дальнейшее духовное возрождение российского общества.
Именно на воспитание молодежи делается сегодня акцент, именно образованию предназначается ведущая роль в осуществлении насущных и будущих социальных реформ в обществе, решении глобальных проблем человеческой цивилизации.
Система ценностей влияет на всю жизнь, на каждую ее сферу. Хотя, нередко многие из нас далеко не в полной мере отдают себе отчет, насколько сильно и определяюще это влияние. Нередко, значение некоторых жизненных ценностей нами не осознается, поскольку мы переняли их от родителей, учителей, что называется "по умолчанию". Вместе с тем, даже неосознаваемые, наши отношения, поведение, нас самих формируют наши жизненные ценности. Принимая любое решение, мы ориентируемся на свою личную систему ценностей. Задачи, которые мы ставим перед собой, которыми проникаемся, придают жизни смысл, наполняют ее, делают содержательной.
Для российской ментальности, для нашей местной ментальности, традиционны ценностные ориентации образования и воспитания, связанные с обращённостью к внутренней духовно-нравственной сфере человека, с идеей формирования общечеловеческих ценностей, познанием смысла и цели человеческого существования, раскрытия свойственных природе человека стремлений к Истине, Добру, Справедливости.
Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, мир, красота, образование, любимая работа привлекали людей во все времена.
Эффективным для формирования нравственных ориентаций, считаю следующие формы работы с классным коллективом:
1. тематические классные часы;
2. дискуссии;
3. читательские конференции;
4. организация циклов бесед «Уроки нравственности», «Человеческие ценности»;
5. кинопремьеры по нравственной тематике;
6. изучение золотых правил нравственности, заповедей и законов;
7. знакомство с историями жизни людей, оставивших след в истории страны и мира.
-В данной модели формирование нравственных ценностных ориентаций мне представляется наиболее эффективным при использовании следующих форм, методов и приемов работы с обучающимися - это общение, размышления, беседы, упражнения, игры, выставки рисунков. Целесообразным считаю проведение системы этических занятий, в процессе проведения которых необходимо использовать отдельные фрагменты для анализа, осмысления и нахождения ценностей, значимых для человека.
Например, проведение беседы «Добрым быть совсем не просто»: способствует формированию убеждений о доброте, как ценностном качестве человека; развитию умений совершать добрые дела, анализировать ситуации; воспитанию доброжелательных отношений. Детям в ходе беседы предлагается отвечать на вопросы: «Что значит добрый человек?», «Что такое отзывчивость?», приводить свои примеры. Содержание литературных произведений, пословиц и поговорок способствует тому, что школьники будут учиться видеть проявление ценностных качеств.
Час размышлений «С чем ассоциируется качество - доброта», направлен на выявление правильности усвоения школьниками понятия «доброта», понимания его смысла на основе рисунков. Учащимся для обсуждения предлагаются вопросы: «Как вы представляете доброту?», «Какого цвета, по-вашему, доброта?», «С каким овощем, фруктом или блюдом ассоциируется доброта?». При этом, ребята свои мысли и образы должны представить в рисунках. В итоге важно прийти к выводу, что от доброты люди испытывают только радостные и светлые чувства, которые можно получить в ответ на добрый поступок.
Игры-упражнения в добрых поступках можно проводить с целью расширения представлений школьников о добрых поступках, воспитания доброжелательных отношений в классе. После обсуждения и анализа пословиц о доброте и ситуаций проявления этого ценностного качества, следует обобщить понятие «добрый поступок», что необходимо проявлять добрые чувства по отношению к другим. Прежде всего, нужно радовать своих родителей, друзей в классе, помогать им, радоваться их успехам, чаще говорить, что ты их ценишь. Нужно замечать: кому и где нужна помощь, и тогда окружающие тоже будут относиться к тебе доброжелательно.
Кроме того, эффективным будет использование системы упражнений, воспитывающих проблемных ситуаций. Для того чтобы учащиеся ярче видели и подчеркивали качества и достоинства других людей, для формирования доброжелательных отношений в классе целесообразно проводить тренинговые упражнения. Например «Волшебные очки». Учитель объясняет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, что человек иногда прячет от всех. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих одноклассников.
Например, игра-упражнение «Торопись обрадовать» направлена на проявление нравственного ценностного отношения к одноклассникам. Учитель показывает ленту, передавая которую друг другу, учащиеся смогут порадовать своего соседа по парте, сказать, что больше всего в нем ценят, что приятно в его характере, поступках.
Также ценностному восприятию окружающей действительности способствует, на наш взгляд, выставка рисунков. Например, можно предложить такую тему: «Больше всего я ценю…». Учащимся предлагается нарисовать то, что они ценят больше всего, без чего не могут жить. Так делается вывод, что является самым ценным для детей в данном возрасте.
Игру с этическим содержанием «Ценность окружающих предметов» целесообразно проводить для развития ценностного восприятия окружающих предметов. Классу представляется какой-либо предмет из окружающей школьника действительности и предлагается описать роль этого предмета в жизни: зачем он нужен людям, какую роль играет в реализации стремлений человека к счастью. Нужно подчеркнуть все достоинства предмета. Например, на столе ― очки, яблоко ― на красивом блюдце, иголка с ниткой, кусочек мела. Пусть ребята представят жизнь без этих предметов, порассуждают, чем они полезны или бесполезны. Предметное восприятие характерно для школьников, поэтому важно, чтобы дети поняли, что самое важное и главное для человека.
Чтобы выяснить, что для детей значимо в жизни, как они выражают свое отношение к этому, можно предложить написать небольшое сочинение о том, что в их жизни значимо и важно, почему это так, как они выражают своё отношение к тому, что ценят, чем дорожат. Можно предложить школьникам, например, кроссворд на тему: «Человеческие ценности». Он ставит своей целью ― содействовать формированию умения детей оперировать словами, которые относятся к общечеловеческим ценностям; выяснить, насколько они понимают смысл этих понятий. Все воспитательные мероприятия должны создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищённости, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что позволит каждому ребёнку ощутить ценностную значимость.
На мой взгляд, система предложенных занятий способствует эффективному усвоению школьниками понятий и представлений о человеческих ценностях; развитию умения видеть ценность в предметах, действиях, в отношениях человека к окружающему миру; умения рассуждать, обобщать, делать выбор в пользу нравственных ценностей. Таким образом, огромное значение для ребёнка имеет систематическая внутренняя работа по формированию ценностных ориентаций. Основной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, других людей. Главное в содержании работы ―это организация общения, обмен ценностями.
Примерный урок, интерактивный диспут «Мои жизненные ценности» или «Ценности, которым нет цены».
Умрет человек в человеке –
заменить его будет некем.
I часть. «Жизненные ценности».
(Весь диспут сопровождается презентацией о жизненных ценностях…)
-Ребята, я приглашаю вас в путешествие по дороге «Жизненные ценности
Человека» или «Ценности, которым нет цены».
-Как вы считаете, действительно ли ценности так важны в жизни человека?
(Ответы)
-Что именно вы считаете ценностью? (ответы)
-Вот видите, какие разные у всех нас понятия о ценностях. У нас, на Кавказе (вернее, в Закавказье, в Грузии) есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года», или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».
Что на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?
(ответы)
- Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека.
(ответы)
-Мы всё говорим «ценность», «Жизненная ценность» а может быть, кто-нибудь знает. Что же такое «ценность»? Может это, то же самое,что цена?
(ответы)
- Так какие же бывают ценности?
(ответы)
-А считаете ли Вы различными понятия ценности и жизненные ценности. Если да, то почему, если нет, то в чем их сходство?
(ответы)
-А как вы думаете, зачем нам вообще нужны жизненные ценности, может без них значительно проще?
(ответы)
-Что Вы понимаете под словами «жизненные ценности»?
(ответы)
-Представьте такую ситуацию.
Собака, яростно лая, припадала на задние лапы. А перед ней, умирая от ужаса,
сидел маленький, беззащитный котёнок. Он умирал от страха. Рядом стояли два
мальчика и наблюдали, что же будет дальше. Вдруг на улицу выбежала
женщина, она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам: «Как вам не
стыдно? » «А что стыдного, мы же ничего не делали, - » ответили мальчики.
«Вот это и плохо, - » гневно сказала женщина.
Почему разгневалась женщина? Ведь не мальчики же натравили собаку?
(ответы)А теперь вернемся к нашему эпиграфу.
Умрет человек в человеке –
заменить его будет некем.
-Вот какое определение слова «ценность» я нашла в Википедии – свободной энциклопедии.
Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
(Делаем общий вывод с ребятами.)
Так что скажем проще: это индивидуальные(у каждого человека они свои, особенные) особо дорогие мыслительные вещи, которым придается огромное значение.
-Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны смыслы. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.
-И сейчас я вам предлагаю составить свой список ценностей: что для вас наиболее важно, а что не очень.
(ответы)
-Как уже говорилось, жизненные ценности у всех разные и сейчас я хочу попросить вас ответить на вопросы: с вашей точки зрения-
1.Преуспевающий человек – это человек, который…
2.Неудачник – это человек, который…
3.Человек в жизни состоялся, если он имеет…
4.Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…
5.Истинные ценности – это …
6.Мнимые ценности – это …
(ответы)
-Притча о царе Соломоне (о двух женщинах, деливших ребенка)
Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка.
Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки.
Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч.
Меч немедленно был принесен. Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:
- Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.
Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:
- Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!
Другая же, напротив, согласилась с решением царя.
- Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, - решительно сказала она.
Тут же царь Соломон изрек:
- Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.
Материнская любовь – одно из самых священных и сильных чувств.
- Послушайте еще одну древнюю притчу о каменотесах.
Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.
─Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.
─Зарабатываю себе на жизнь, ─пожал плечами другой.
─Я строю храм! – гордо ответил третий.
Как вы думаете, у кого из каменотёсов самая благородная цель?
(Ответы)
Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.
Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на хлеб.
Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.
Храмы строятся по всей России, и наша республика не является исключением. Народ, который живет в нашей многонациональной республике, как один из тех каменотёсов - преследуя самые благородные цели, приносят духовно-нравственные ценности, а они необходимы как хлеб…
Я вам желаю, чтобы вы всегда помнили о том, что только от вас самих, от ваших жизненных ценностей и целей зависит. Каким будет ваш жизненный путь…
-Да, ценности сформировались в истории человечества, как некие духовные
опоры, которые помогают нам выстоять в трудные минуты жизни, не сломаться.
-Вот как определяли ценности философы разных времен.
1. Демокрит – древнегреческий философ: Бог. Демократия. Культура. Знания.
Творчество.
2. Э. Кант – немецкий философ: Бог. Свобода. Добро. Счастье.
3. Л. Толстой – русский писатель, мыслитель: Любовь. Отечество. Свобода.
Труд. Здоровье. Природа.
-А почему именно эти ценности так важны? А теперь среди 10 определите для
себя самые важные и поставьте их в порядке убывания. Прокомментируйте.
Здоровье
Природа
Труд
Знание
Любовь
Творчество
Дружба
Милосердие
Религия
Патриотизм
Жизнь, достойная человека – это жизнь, построенная на общечеловеческих
ценностях, так как именно они делают нас людьми.
II часть. Ценности.
-Мы продолжим разговор о ценностях.
-Есть ли у вас или в вашем доме что-то такое, что вы можете считать действительно ценным? Назовите это?
(Ответы ребят)
Человечество не может существовать без чего-то для него святого, а значит,
ценного. Каждый сам определяет, что для него свято и дорого. Однако многие святыни одинаковы для всех.
Давайте попробуем назвать то, что является ценным для большинства людей. Да, ценности сформировались в истории человечества как некие духовные опоры.
Есть ценности которым нет цены…
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в твоей школьной сумке
И письма не вернувшихся с войны…
Но если занят ты одной заботой
Приобретать вещественное что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви.
Преуспевай! Не покушайся только
На ценности, которым нет цены.
-Среди общечеловеческих ценностей неоспоримыми является искусство, например, живопись.
Любите живопись, поэты,
Ведь ей единственной дано
Души восторженной приметы
Переносить на полотно…
-Искусство живописи - это одно из достижений гения человека.
Особенность художника - в обостренной зоркости его восприятия. Он
видит то, что бывает скрыто от равнодушного взора, видит красоту в будничном, неожиданное – в привычном. Давно созданные полотна будоражат наши сердца, заставляют восхищаться и преклоняться перед творениями мастеров, разгадывать загадки, оставленные в веках.
-Почему мы любим природу?
То ласковая, то грозная и величественная, природа всегда влечет нас, манит,
потому что в ней – гармония и красота, потому что мы сами – часть её.
Общение с природой вносит в нашу душу мир и покой, доставляет нам
духовную и физическую радость.
-Также нет цены воздуху, которым мы дышим, цены нет воде, которую мы пьем, бесценно тепло, необходимое нам для обогрева и поддержания жизни, сама жизнь бесценна, бесценна любовь.
-Мы живем на планете, представляющей собой раскаленный шар, на поверхности которого держится тончайшая пленка остывшего вещества, на котором мы и существуем. Этот баланс создавался многие миллиарды лет, а разрушить его можно в одно мгновенье, потеряв при этом все, что не имеет цены.
-Если на планете исчезнет жизнь, некому будет платить и некому будет получать прибыль. Это абсолютное отсутствие цены тоже можно назвать ценностями без цены, но в этом случае вещи и явления не будут бесценны, просто они будут уже никому не нужны.
Природу как важнейшую ценность мы должны беречь.
-И в заключении хочу рассказать вам ещё одну притчу. В одном собрании заспорили, что на свете для человека хуже всего. Кто говорил — болезни, кто говорил— смерть, кто говорил— бедность… Много всякого было сказано. Спросили и Ходжу Насреддина:
— А ты что думаешь? — Плохо, когда не сбывается то, чего хочешь, — ответил Насреддин. — Но куда хуже, когда сбывается то, чего не хочешь, — подумав, добавил он. Пусть в вашей жизни сбывается только то, чего вы хотите и желаете и пусть ваши желания опираются на истинные, а не мнимые ценности.
Приложение №1(презентация)
Приложение №2
Ожидаемые результаты:
Уровни результатов (для обучающихся):
первый – приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
второй - опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
третий – опыт самостоятельного общественного действия.
Система мониторинга как ведущего компонента анализа успешности выполнения программы.
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседы.
Пример диагностики: Система ценностных ориентаций для учащихся
Критерии оценки и показатели | Самооценка | Оценка родителей | Оценка экспертной группы | Итоговая оценка |
I. Интеллектуальный уровень: - эрудиция; - культура речи; - логика мышления (доказательность, аргументация); - самостоятельность. | | | | |
II. Нравственная позиция 1. Милосердие: - доброта и сострадание вообще; - доброта и сострадание к семье, близким, друзьям. 2. Ответственность: - долг перед родителями и старшими; - долг по отношению к обществу. 3. Справедливость: - равенство полов; - следование нормам внутришкольной жизни; - следование закону. 4. Характер: - щедрость к слабым, больным, нуждающимся; - умение прощать; - честность. | | | | |
Как проводить оценивание?
1. Необходимо ознакомить учащихся с ценностными ориентациями, по каждой из них провести обсуждение на различных формах занятий (классных часах, диспутах, устных журналах, «круглых столах»), с тем, чтобы учащиеся осознали смысл показателей.
2. По критерию «интеллектуальный уровень» выводится средняя оценка, а по критерию «нравственная позиция» - итоговая оценка за каждый показатель.
3. Экспертная группа избирается самими учащимися (2-3 ученика, 1-2 учителя).
4. Оценивание проводится по 5-балльной системе:
5 – это есть всегда; 3 – редко; 1 – у меня другая позиция
4 – часто 2 – никогда.
Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, самоуправлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.
После выставления оценок каждый ученик имеет 5 оценок. Сумма 5 оценок делится на 5. Средний балл определяет уровень воспитанности:
5,0 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности
4,4 – 3,9 балла – хороший уровень воспитанности
3,8 – 2,9 балла – средний уровень воспитанности
2,8 – 2 балла – низкий уровень воспитанности
Перечень общечеловеческих, гражданских и христианских ценностей
Определить свое отношение к данным ценностям по следующей шкале: очень значимы – «3», значимы «2», не очень значимы – «1», неприемлемы – «-», непонятны – «0».
Ценности | Балл | Ценности | Балл |
1. Верность поставленной цели | | 17. Великодушие | |
2. Способность к состраданию | | 18. Готовность прийти на помощь | |
3. Участливость | | 19. Святость | |
4. Чувство надежности, безопасности | | 20. Честность | |
5. Убежденность | | 21. Смирение | |
6. Стремление сотрудничать с другими | | 22. Инициативность и находчивость | |
7. Мужество | | 23. Оптимизм | |
8. Упорство в достижении цели | | 24. Доброта | |
9. Энтузиазм, активное отношение к жизни | | 25. Любовь | |
10. Справедливость | | 26. Преданность в дружбе | |
11. Вера | | 27. Послушание | |
12. Верность | | 28. Терпение | |
13. Чувство товарищества | | 29. Миролюбие | |
14. Способность прощать | | 30. Настойчивость | |
15. Дружелюбие | | 31. Радостное восприятие жизни | |
16. Вежливость | | 32. Готовность уповать на Бога | |