Кошелева Елена Анатольевна,
преподаватель,
ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум»,
г. Волжский, Волгоградская область
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОВАСНОСТИ СТУДЕНТОВ
Концепция модернизации системы образования России определила задачу качественного совершенствования процесса преподавания и инновационности учебной работы. Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, способствующих эффективному обучению.
В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «…все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика»[2]. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. В общем, интерактивные методы можно рассматривать как самую современную форму активных методов.
С точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении естественнонаучных дисциплин наиболее важными интерактивными методами являются: метод проектов, кейс-метод, исследовательский метод, дискуссии, игровые методики, метод «мозгового штурма».
В педагогической деятельности преподавателей ПЦК физико-математических дисциплин ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум» в течение ряда лет одной из важнейших задач является активизация познавательной деятельности студентов на занятии и умение добиться включения всех студентов в работу на всех этапах деятельности.
В образовательный процесс нашего техникума активно внедряется компетентностный подход, важным условием которого является широкое использование межпредметных связей.
Владея той или иной образовательной компетентностью, студент усваивает не просто определенные знания и умения, а комплексную процедуру, которая включает совокупность образовательных элементов для успешного осуществления определенных видов деятельности.
Остановлюсь на одном из наиболее результативных интерактивных методов, который используют преподаватели ПЦК физико-математический дисциплин ГБ ПОУ «ВПТ» – методе проектов.
Метод проектов мы рассматриваем как одну из личностно-ориентированных развивающих технологий. Проектная работа способствует развитию познавательных навыков студентов, творческой инициативы, умению самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности.
Формирование у студентов ключевых образовательных компетенций с успехом решается в нашем образовательном учреждении с помощью проектной деятельности межпредметного характера.
Межпредметные связи в обучении есть выражение инновационных процессов, которые происходят в образовании, науке и социуме. Они повышают практическую и научно-теоретическую подготовку студентов, помогают овладевать навыками познавательной и поисковой деятельности.
При всем многообразии видов межпредметного взаимодействия выделяют три направления, которые реализуются в проектной деятельности:
– изучение одного явления или объекта разными науками;
– использование методов одной науки для изучения различных явлений и объектов в других науках;
– привлечение разными науками одних и тех же теорий и законов для изучения различных явлений и объектов.
Рассматривая аспекты установления межпредметных связей в проектных работах студентов, связанных с различными учебными предметами, одним из которых является математика, можно выделить следующие.
Математика, информатика и информационно-коммуникативные технологии. Осуществление поиска информации в Интернете, обработка результатов исследования, создание и качественное оформление проектной работы, проектного продукта в различной форме (статьи, рекомендаций, электронных и печатных пособий, буклетов и т.д.), презентация результатов проектной деятельности.
Математика и физика. Выполнение математических расчетов, анализ и обработка результатов исследования, построение графиков зависимости физических величин, составление графов, гистограмм и диаграмм.
На базе нашего техникума в соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области в декабре 2015 г. организована Региональная инновационная площадка «Формирование культуры экологической безопасности студентов как средство повышения инновационного потенциала региона».
Студенты ГБ ПОУ «ВПТ» используют в проектной деятельности проекты практической направленности, которые могут быть использованы для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве. Практико-ориентированные задачи увеличивают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивации к освоению той области знаний, которая проявляется только в личностно значимых для студента условиях. Студенты нашего техникума при изучении математики и физики выбирали следующие темы проектов: «Влияние Волжской ГЭС на гидросферу региона», «Математическое изучение рака», «Вред газировки. Миф или правда», «Энергетика будущего», «Электронный мусор», «Космический мусор», «Волжский – ноосферный город», «Осторожно-отработанная батарейка», «Глобальное потепление», «Решение проблемы энергосбережения».
Во время работы над проектом студенты оказываются вовлеченными в активный познавательный процесс, в ходе которого происходит закрепление имеющихся знаний по предмету и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умение работы в команде и др.
Таким образом, метод проектов как вид интерактивных методов обучения активно применяется нашими преподавателями в ходе реализации инновационных педагогических технологий, которые обеспечивают подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров.
Источники:
1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. –236 с.
2. Иоффе А.Н. Активная методика–залог успеха/Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2000. –382с.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения
4. technomag.edu.ru/doc/172651.html