СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные средства обучения как инструмент организации образовательного процесса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на индивидуализацию образовательных программ.

Будучи Президентом Российской Федерации, Д. А. Медведев, выступая на заседании Совета по развитию информационного общества, подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий: «это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления, и даже вопросов укрепления демократии в стране». Говоря далее о развитии информационных технологий в социальной сфере, Медведев подчеркнул: «…нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям, в том числе и информационным…».

Сегодня компетентным в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) должен быть любой учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, какие технологии обучения использует. Направления использования информационных и коммуникационных технологий в настоящее время должны быть не такими, как несколько лет назад. ИКТ должны быть не только средством представления учебного материала, инструментом, облегчающим работу преподавателя, они должны стать средством изменения всего учебного процесса.

В условиях информатизации всех сфер жизни общества приоритетное значение имеет использование информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Нет никакого сомнения, что для вывода образования на качественно новый уровень сегодня нужно увеличить эффективность труда преподавателей с помощью информационных технологий. Уже давно ушли в прошлое уроки, на которых используются только доска и мел. При проведении учебных занятий в последнее время большое внимание уделяется выбору различных приемов, форм и средств подачи материала. Здесь на помощь приходят новые интерактивные (предусматривающие диалог, взаимодействие с пользователем) средства обучения.

Реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ, административных работников.

Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию и традиционных средствах обучения,  в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. Достичь цели образования помогут новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Мотивация и вовлеченность учащихся на уроке и эффективность труда преподавателей может быть увеличена за счет использования интерактивных средств обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразные материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, то есть приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Интерактивные средства обучения – средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. О.Г. Смолянинова рассматривает три формы интерактивности:

1. Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа используются в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом.

2. Действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.

3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире. Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.

В настоящее время аппаратное и программное  обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Мультимедиа – это комплекс аппаратных программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация). Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивная доска – устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор.

По мнению психологов в обучении необходимо задействовать все основные сенсорные системы человека – визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную). Последняя имеет особое значение, именно с ней связано такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма, то есть перевести на уровень подсознания.

Применение интерактивных средств обучения сулит немалые выгоды, но требует смены методических подходов к преподаванию.

Современный учитель должен уметь разработать тематический план уроков и задания для выполнения в классе, включающие использование ИКТ,

помогать учащимся развивать навыки коммуникации и совместной работы, используя ИКТ;

помогать учащимся на основе имеющихся у них знаний и соответствующей практической деятельности самим получать новые знания с помощью ИКТ, а также для улучшения результатов их работы и обучения;

разрабатывать интерактивные материалы и задания, предполагающие вовлечение учеников в решение задач, научную и творческую деятельность;

помогать учащимся использовать в своих проектах мультимедийные и сетевые средства, издательские технологии так, чтобы содействовать непрерывному созданию знания и общению с другими учащимися;

помогать ученикам осмыслить собственный процесс познания;

Приведенный перечень умений свидетельствует о том, что использование ИКТ в обобщенном виде должно позволить учителю:

  • создавать такую информационно-образовательную среду в рамках своего учебного предмета, когда содержание обучения формируется на солидарной основе: не только обучающим, но и обучающимися;
  • менять способы взаимодействия с коллегами, обучающимися и родителями в учебном процессе, выстраивать учебный процесс на основе сотрудничества, совместного решения задач, взаимного обучения, создания и функционирования сетевых сообществ;
  • ориентироваться на новые способы работы с информацией, сосредотачивая внимание на умении ее анализировать, систематизировать, сравнивать, оценивать.

Современное интерактивное оборудование, по мнению создателей, при организации учебного процесса позволяет осуществлять:

  • поддержку индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
  • поддержку коллективной работы учащихся;
  • интерактивный диалог;
  • поддержку процесса создания учебных материалов совместно учителем и учащимися;
  • поддержку процесса взаимодействия ученик – учитель в реальном масштабе времени;
  • реализовывать полный доступ к электронным вариантам учебных материалов;
  • получать информацию об усвоении предмета в режиме реального времени.

 

Обучающимся интерактивное оборудование позволяет

  • осваивать новые области знаний и приобретать новые навыки (технологии, программное обеспечение, Интернет);
  • осуществлять совместную работу с другими учащимися через Интернет;
  • расширяет возможности для наверстывания пропущенных занятий и для дополнительного образования;
  • предоставляет возможность быстро включаться в учебный процесс;
  • предоставляет доступ к любым учебным материалам и тестам, представленным в локальной сети или сети Интернет.

Для преподавателей использование интерактивного оборудования важно потому, что можно

  • использовать такие технологические приемы преподавания, которые облегчают общение с учащимися;
  • обеспечивать соответствие между учебными стандартами, задачами и планами;
  • реализовывать дифференцированный подход к обучению разных учеников (групп учеников);
  • готовить и использовать учебные материалы в привычных форматах приложений (PowerPoint, Word, Excel, веб-страницы, MyTest);
  • осуществлять интеграцию электронных учебных материалов и проверочных заданий к ним;
  • быстро получать отклики от учащихся и автоматически вести статистику обучения и отчетов об успеваемости.

Примеры использования средств ИКТ для организации образовательного процесса.

  1. Самый любимый и чаще всего используемый на уроках учителями программный продукт - MS PowerPoint.  В последнее время использование презентаций на уроках стало своего рода «хорошим тоном», но, часто презентация не только не помогает, но и препятствует восприятию учащимися материала. Используя презентацию на уроке, учитель должен руководствоваться принципом «не навреди». Презентация должна привлекать внимание учащихся к изучаемому материалу, мотивировать их к работе. Целесообразно использовать презентацию для проведения устного счета.

 

 

   

 

  

 

На 1-3 слайде ответы появляются на экране после ответов учеников. Презентацией управляет учитель. Для этого использовались эффекты анимации. Последний слайд с выбором ответа. Ответ выбирает ученик и переходит на слайд с сообщением о правильности решения. Для этого использовались гиперссылки и управляющая кнопка «ВОЗВРАТ», возвращающая ученика к исходному слайду.

            Следующий способ эффективного использования презентации – проведение самостоятельных работ и само или взаимопроверка.

   

 

   

 

Для реализации перехода к проверке и ответу также использовались гиперссылки.

  1. Использование MS Excel для создания программы контроля знаний.

 

   

 

Для создания программы использовались гиперссылки для удобства перехода к следующему заданию и условная функция для оценивания результатов.

  1. Создание тестов в программе MyTest Х.

MyTest X это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

    

 

Программа MyTest X работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа (чисел), ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. Задание типа да/нет легко можно получить, используя тип с одиночным выбором. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).

 

Использование интерактивных средств обучения на уроках дает возможность:

  • Повысить у учащихся интерес к предмету;
  • Подготовить к самостоятельному усвоению материала;
  • Овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  • Интеллектуально развивать учащихся;
  • Подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
  • Расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;
  • Повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся.

Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому, применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные средства обучения как инструмент организации образовательного процесса»

Интерактивные средства обучения – как инструмент организации образовательного процесса

Интерактивные

средства обучения –

как инструмент организации

образовательного процесса

 «…Никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий: это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления, и даже вопросов укрепления демократии в стране».  «…Нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям, в том числе и информационным…». Д.А. Медведев

«…Никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий: это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления, и даже вопросов укрепления демократии в стране».

«…Нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям, в том числе и информационным…».

Д.А. Медведев

 Уже давно ушли в прошлое уроки, на которых используются только доска и мел.  Для вывода образования на качественно новый уровень сегодня нужно увеличить эффективность труда преподавателей с помощью информационных технологий.

Уже давно ушли в прошлое уроки, на которых используются только доска и мел. Для вывода образования на качественно новый уровень сегодня нужно увеличить эффективность труда преподавателей с помощью информационных технологий.

 Реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ, административных работников.

Реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ, административных работников.

Интерактивные средства обучения – средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

Интерактивные средства обучения – средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

В настоящее время аппаратное и программное обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Мультимедиа – это комплекс аппаратных программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация).

В настоящее время аппаратное и программное обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Мультимедиа – это комплекс аппаратных программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация).

Современный учитель должен уметь разработать тематический план уроков и задания для выполнения в классе, включающие использование ИКТ,  помогать учащимся развивать навыки коммуникации и совместной работы, используя ИКТ; помогать учащимся на основе имеющихся у них знаний и соответствующей практической деятельности самим получать новые знания с помощью ИКТ, а также для улучшения результатов их работы и обучения.

Современный учитель должен уметь разработать тематический план уроков и задания для выполнения в классе, включающие использование ИКТ, помогать учащимся развивать навыки коммуникации и совместной работы, используя ИКТ; помогать учащимся на основе имеющихся у них знаний и соответствующей практической деятельности самим получать новые знания с помощью ИКТ, а также для улучшения результатов их работы и обучения.

Современное интерактивное оборудование при организации учебного процесса позволяет осуществлять:    поддержку коллективной работы учащихся;  интерактивный диалог;  поддержку процесса создания учебных материалов совместно учителем и учащимися;  поддержку процесса взаимодействия ученик – учитель в реальном масштабе времени;  реализовывать полный доступ к электронным вариантам учебных материалов;  получать информацию об усвоении предмета в режиме реального времени.

Современное интерактивное оборудование при организации учебного процесса позволяет осуществлять:

  • поддержку коллективной работы учащихся;
  • интерактивный диалог;
  • поддержку процесса создания учебных материалов совместно учителем и учащимися;
  • поддержку процесса взаимодействия ученик – учитель в реальном масштабе времени;
  • реализовывать полный доступ к электронным вариантам учебных материалов;
  • получать информацию об усвоении предмета в режиме реального времени.
Обучающимся  интерактивное оборудование позволяет:    осваивать новые области знаний и приобретать новые навыки (технологии, программное обеспечение, Интернет);  осуществлять совместную работу с другими учащимися через Интернет;  расширяет возможности для наверстывания пропущенных занятий и для дополнительного образования;  предоставляет возможность быстро включаться в учебный процесс;  предоставляет доступ к любым учебным материалам и тестам, представленным в локальной сети или сети Интернет.

Обучающимся интерактивное оборудование позволяет:

  • осваивать новые области знаний и приобретать новые навыки (технологии, программное обеспечение, Интернет);
  • осуществлять совместную работу с другими учащимися через Интернет;
  • расширяет возможности для наверстывания пропущенных занятий и для дополнительного образования;
  • предоставляет возможность быстро включаться в учебный процесс;
  • предоставляет доступ к любым учебным материалам и тестам, представленным в локальной сети или сети Интернет.
 Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому, применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.

Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому, применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей