СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные таблицы по орфографии (часть 3)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данных таблицах содержится поясняющий, тренировочный или иллюстративный материал по темам правописание чередующихся корней, Ь - показатель грамматической формы (автор Нефедова О.Н.).

Просмотр содержимого документа
«Аннотация»


Нефедова Оксана Николаевна


учитель русского языка и литературы

лицей №2

г.Мурманск


В своей работе для оптимизации учебного процесса на базе новых информационных технологий я по-разному применяю компьютер: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе и как классный руководитель. Я применяю компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

Но для меня уже недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Хочется в короткие сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе.

Я составляю свои ЭОР с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.

Например: программа МS PowerPoint дает учителю великолепную возможность создавать интерактивные таблицы. Например, созданные мною таблицы по орфографии демонстрируются как кадры диафильма. Сначала высвечивается тема. Затем в разных местах таблицы появляются теоретические сведения. Учителя – филологи знают, что многие темы «растянуты» на несколько лет обучения. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.


Хочу отметить, что данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных в своё время своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т.к. они в единственном экземпляре. А эти материалы копируются легко и мгновенно.


И я рада поделиться ими.


Просмотр содержимого документа
«Пояснения к таблицам»


Нефедова Оксана Николаевна


учитель русского языка и литературы

лицей №2

г.Мурманск



Пояснения к таблицам


Данные интерактивные обучающие таблицы по орфографии выстроены следующим образом:

  • первые 1-3 кадра занимает полный вариант таблицы (Эти слайды предназначены для неоднократного возвращения к данной теме на уроках повторения)

  • затем демонстрируются этот же материал, как кадры диафильма: сначала высвечивается тема, затем в разных местах таблицы появляются теоретические сведения. (Эти слайды предназначены для первичного ознакомления с данной темой)

Учителя – филологи знают, что многие темы «растянуты» на несколько лет обучения. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые, начиная показ презентации с любого кадра, соответствующего теме конкретного урока.


В данных таблицах есть много гиперссылок, в которых содержится поясняющий, тренировочный или иллюстративный материал.




Просмотр содержимого презентации
«Чередующиеся корни»

Интерактивные таблицы по орфографии Нефёдова Оксана Николаевна учитель русского языка и литературы лицей №2 г. Мурманск

Интерактивные таблицы по орфографии

Нефёдова Оксана Николаевна

учитель русского языка и литературы

лицей №2

г. Мурманск

Чередующиеся корни 1 группа       4 группа   - лаг - // - лож - - гор -  - раст - // - ращ - // - рос -    - клон -  - скак - // - скоч -     - твор -  2 группа      - позд - - бер -//- бир а- - стел -//- стил а- - зар - - дер -//- дир а- - жег -//- жиг а-  - плав - - пер -//- пир а- - блест -//- блист а- 5 группа - мер -//- мир а- - чет -//- чит а- - мак - // - мок - - тер -//- тир а- -… ня -// -… ним а-  - равн - // - ровн - 3 группа - кос -//- кас а-

Чередующиеся корни

1 группа 4 группа

- лаг - // - лож - - гор -

- раст - // - ращ - // - рос - - клон -

- скак - // - скоч - - твор -

2 группа - позд -

- бер -//- бир а- - стел -//- стил а- - зар -

- дер -//- дир а- - жег -//- жиг а- - плав -

- пер -//- пир а- - блест -//- блист а- 5 группа

- мер -//- мир а- - чет -//- чит а- - мак - // - мок -

- тер -//- тир а- -… ня -// -… ним а- - равн - // - ровн -

3 группа

- кос -//- кас а-

Чередующиеся корни 1 группа зависит от согласной в корне:  -лаг- // -лож-  -раст- // -ращ- // -рос-  -скак- // - скоч-

Чередующиеся корни

1 группа зависит от согласной в корне:

-лаг- // -лож-

-раст- // -ращ- // -рос-

-скак- // - скоч-

Чередующиеся корни 2 группа зависит от суффикса А (Е//И)  -бер-//-бира- -стел-//-стила-  -дер-//-дира- -жег-//-жига-  -пер-//-пира- -блест-//-блиста-  -мер-//-мира- -чет-//-чита-  -тер-//тира- -…ня-// -…нима-

Чередующиеся корни

2 группа зависит от суффикса А (Е//И)

-бер-//-бира- -стел-//-стила-

-дер-//-дира- -жег-//-жига-

-пер-//-пира- -блест-//-блиста-

-мер-//-мира- -чет-//-чита-

-тер-//тира- -…ня-// -…нима-

Чередующиеся корни  3 группа зависит от суффикса А (О//А)   - кос -//- кас а-  коснулся касаться

Чередующиеся корни

3 группа зависит от суффикса А (О//А)

- кос -//- кас а-

коснулся касаться

Чередующиеся корни  4 группа зависит от ударения:    -г о р-   -з а р-   -кл о н-   -пл а в-   -тв о р-   -п о зд-  О А Без ударения пиши эти корни!

Чередующиеся корни

4 группа зависит от ударения:

-г о р- -з а р-

-кл о н- -пл а в-

-тв о р-

-п о зд-

О А

Без ударения пиши эти корни!

Чередующиеся корни  5 группа зависит от смысла:    -мок-//-мак-   -ровн-//-равн-

Чередующиеся корни

5 группа зависит от смысла:

-мок-//-мак-

-ровн-//-равн-

Чередующиеся корни - лаг - - лож - искл.  пролог предлагать предложить полог располагать расположить

Чередующиеся корни

- лаг - - лож - искл.

пролог

предлагать предложить полог

располагать расположить

Чередующиеся корни - раст - - рос - искл. - ращ - росток  Ростов вырастить выросла Ростислав  выращенный заросли ростовщик  подростковый  отрасль

Чередующиеся корни

- раст - - рос - искл. - ращ - росток

Ростов

вырастить выросла Ростислав

выращенный заросли ростовщик

подростковый

отрасль

Чередующиеся корни  - скак - - скочи - искл.   скачу  скакать    выскочить   скачок  поскакать   наскочить скачкообразный   скакун

Чередующиеся корни

- скак - - скочи - искл.

скачу

скакать выскочить скачок

поскакать наскочить скачкообразный

скакун

Чередующиеся корни  - бер -//- бир а- - стел -//- стил а-  - дер -//- дир а- - жег -//- жиг а-  - пер -//- пир а- - блест -//- блист а-  - мер -//- мир а- - чет -//- чит а-  - тер -// тир а- - …ня -// - …ним а- Н: наберу - выбирать Н: нанять - нанимать

Чередующиеся корни

- бер -//- бир а- - стел -//- стил а-

- дер -//- дир а- - жег -//- жиг а-

- пер -//- пир а- - блест -//- блист а-

- мер -//- мир а- - чет -//- чит а-

- тер -// тир а- - …ня -// - …ним а-

Н: наберу - выбирать

Н: нанять - нанимать

Чередующиеся корни без ударения под ударением ИСКЛ.  пригарь  - гор - - гар - выгарки  Н: горит Н:загар

Чередующиеся корни

без ударения под ударением ИСКЛ.

пригарь

- гор - - гар - выгарки

Н: горит Н:загар

Чередующиеся корни без ударения под ударением ИСКЛ.         зоревать  - зар - - зор -  - зар - Н: озаряет Н: зарево  зорька

Чередующиеся корни

без ударения под ударением ИСКЛ.

зоревать

- зар - - зор -

- зар -

Н: озаряет Н: зарево

зорька

Чередующиеся корни без ударения ИСКЛ.     пловец     - плав - пловчиха Н: плавучий

Чередующиеся корни

без ударения ИСКЛ.

пловец

- плав - пловчиха

Н: плавучий

Чередующиеся корни  - мак - - мок - «погружать в жидкость»  «пропитаться жидкостью» Н: макать Н: намокать  обмакнуть промокают

Чередующиеся корни

- мак - - мок -

«погружать в жидкость» «пропитаться жидкостью»

Н: макать Н: намокать

обмакнуть промокают

Чередующиеся корни  - равн - - ровн - «равный, одинаковый»  «гладкий, прямой, ровный» Н: равномерный Н: подровнять (волосы)  ровнять (газон) ИСКЛ.: поровну ИСКЛ.: равнина

Чередующиеся корни

- равн - - ровн -

«равный, одинаковый» «гладкий, прямой, ровный»

Н: равномерный Н: подровнять (волосы)

ровнять (газон)

ИСКЛ.: поровну ИСКЛ.: равнина

Просмотр содержимого презентации
«Ь - показатель грамматической формы»

Ь – показатель грамматической формы Определи часть речи  сущ . краткое. прил . глагол  3 скл. – Ь никогда Ь всегда -Ь  до чь могу ч  (ий) н.ф.гл. - бере чь  1, 2 скл. – Ь во 2 л. - бежи шь  мн.ч. - Ь в пов. накл.-ре жь  из ту ч    наречие  частицы  Ь Ь  вска чь ли шь , би шь , ви шь Искл .: у ж заму ж невтерпё ж

Ь – показатель грамматической формы

Определи часть речи

сущ . краткое. прил . глагол

3 скл. – Ь никогда Ь всегда -Ь

до чь могу ч (ий) н.ф.гл. - бере чь

1, 2 скл. – Ь во 2 л. - бежи шь

мн.ч. - Ь в пов. накл.-ре жь

из ту ч

наречие частицы

Ь Ь

вска чь ли шь , би шь , ви шь

Искл .: у ж заму ж невтерпё ж

Ь – показатель грамматической формы

Ь – показатель грамматической формы

Ь – показатель грамматической формы Определи часть речи

Ь – показатель грамматической формы

Определи часть речи

Ь – показатель грамматической формы Определи часть речи  сущ .  3 скл. – Ь  до чь   1, 2 скл. – Ь  мн.ч. - Ь  из ту ч

Ь – показатель грамматической формы

Определи часть речи

сущ .

3 скл. – Ь

до чь

1, 2 скл. – Ь

мн.ч. - Ь

из ту ч

Ь – показатель грамматической формы Определи часть речи  сущ . краткое. прил . глагол  3 скл. – Ь всегда -Ь  до чь   н.ф.гл. - бере чь  1, 2 скл. – Ь во 2 л. - бежи шь  мн.ч. - Ь в пов. накл.-ре жь  из ту ч

Ь – показатель грамматической формы

Определи часть речи

сущ . краткое. прил . глагол

3 скл. – Ь всегда -Ь

до чь н.ф.гл. - бере чь

1, 2 скл. – Ь во 2 л. - бежи шь

мн.ч. - Ь в пов. накл.-ре жь

из ту ч

Ь – показатель грамматической формы Определи часть речи  сущ . краткое. прил . глагол  3 скл. – Ь никогда Ь всегда -Ь  до чь могу ч  (ий) н.ф.гл. - бере чь  1, 2 скл. – Ь во 2 л. - бежи шь  мн.ч. - Ь в пов. накл.-ре жь  из ту ч

Ь – показатель грамматической формы

Определи часть речи

сущ . краткое. прил . глагол

3 скл. – Ь никогда Ь всегда -Ь

до чь могу ч (ий) н.ф.гл. - бере чь

1, 2 скл. – Ь во 2 л. - бежи шь

мн.ч. - Ь в пов. накл.-ре жь

из ту ч

Ь – показатель грамматической формы Определи часть речи  сущ . краткое. прил . глагол  3 скл. – Ь никогда Ь всегда -Ь  до чь могу ч  (ий) н.ф.гл. - бере чь  1, 2 скл. – Ь во 2 л. - бежи шь  мн.ч. - Ь в пов. накл.-ре жь  из ту ч    наречие   Ь  вска чь  Искл .: у ж заму ж невтерпё ж

Ь – показатель грамматической формы

Определи часть речи

сущ . краткое. прил . глагол

3 скл. – Ь никогда Ь всегда -Ь

до чь могу ч (ий) н.ф.гл. - бере чь

1, 2 скл. – Ь во 2 л. - бежи шь

мн.ч. - Ь в пов. накл.-ре жь

из ту ч

наречие

Ь

вска чь

Искл .: у ж заму ж невтерпё ж

Ь – показатель грамматической формы Определи часть речи  сущ . краткое. прил . глагол  3 скл. – Ь никогда Ь всегда -Ь  до чь могу ч  (ий) н.ф.гл. - бере чь  1, 2 скл. – Ь во 2 л. - бежи шь  мн.ч. - Ь в пов. накл.-ре жь  из ту ч    наречие  частицы  Ь Ь  вска чь ли шь , би шь , ви шь Искл .: у ж заму ж невтерпё ж

Ь – показатель грамматической формы

Определи часть речи

сущ . краткое. прил . глагол

3 скл. – Ь никогда Ь всегда -Ь

до чь могу ч (ий) н.ф.гл. - бере чь

1, 2 скл. – Ь во 2 л. - бежи шь

мн.ч. - Ь в пов. накл.-ре жь

из ту ч

наречие частицы

Ь Ь

вска чь ли шь , би шь , ви шь

Искл .: у ж заму ж невтерпё ж


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!