СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инттеллектуальная игра по русскому языку "Брейн - ринг"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инттеллектуальная игра по русскому языку "Брейн - ринг"»

 БРЕЙН-РИНГ  ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ

БРЕЙН-РИНГ ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД

Как будто целый мир тебе знаком,  Когда владеешь русским языком.  Вот почему всем близок чистый, ясный,  Народа русского язык прекрасный.

Как будто целый мир тебе знаком, Когда владеешь русским языком. Вот почему всем близок чистый, ясный, Народа русского язык прекрасный.

Я люблю свой родной язык!  Он понятен для всех,  Он певуч,  Он как русский народ многолик,  Как держава наша, могуч!

Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он как русский народ многолик, Как держава наша, могуч!

Если ты хочешь судьбу переспорить,  Если ты ищешь отрады цветник,  Если штурмуешь познания кручи,  Выучи русский язык!

Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если штурмуешь познания кручи, Выучи русский язык!

НАШ ДЕВИЗ:  «ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК!»

НАШ ДЕВИЗ: «ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК!»

 РАУНД ПЕРВЫЙ  БЛИЦОПРОС

РАУНД ПЕРВЫЙ

БЛИЦОПРОС

Отгадать загадки: с 3-х попыток.   А) он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (1 попытка); его советуют искать в поле (2 попытка); на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка).

Отгадать загадки: с 3-х попыток.

А)

он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (1 попытка);

его советуют искать в поле (2 попытка);

на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка).

Б) его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Б)

его вешают, приходя в уныние;

его задирают, зазнаваясь;

его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

  Составить предложение так, чтобы каждое слово начиналось с одной и той же буквы. 

  Составить предложение так, чтобы каждое слово начиналось с одной и той же буквы. 

Черный ящик  Предмет, лежащий в этом ящике, известен людям очень давно, когда-то он являлся самым необходимым в доме. И сейчас без него не обходится практически ни одно семейное торжество. Он бывает маленьким и большим, белым и цветным, и даже плавающим. С ним тепло и уютно, он вызывает на откровенный разговор. Может применяться в количестве от одного до бесконечности. Что в ящике?

Черный ящик Предмет, лежащий в этом ящике, известен людям очень давно, когда-то он являлся самым необходимым в доме. И сейчас без него не обходится практически ни одно семейное торжество. Он бывает маленьким и большим, белым и цветным, и даже плавающим. С ним тепло и уютно, он вызывает на откровенный разговор. Может применяться в количестве от одного до бесконечности. Что в ящике?

РАУНД ВТОРОЙ   СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

РАУНД ВТОРОЙ СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

Не спеши языком; делу время; труд человека кормит; что посеешь; ученье – свет; по одёжке встречают; терпение и труд; любишь кататься.  Неученье – тьма; по уму провожают; а лень – портит; торопись делом; то пожнёшь; потехе час; люби и саночки возить; всё перетрут.

Не спеши языком; делу время; труд человека кормит; что посеешь; ученье – свет; по одёжке встречают; терпение и труд; любишь кататься. Неученье – тьма; по уму провожают; а лень – портит; торопись делом; то пожнёшь; потехе час; люби и саночки возить; всё перетрут.

ПРОВЕРКА 1. Не спеши языком, торопись делом. 2. Делу время – потехе час. 3. Труд человека кормит, а лень – портит. 4. Что посеешь, то пожнёшь. 5. Ученье – свет, а неученье – тьма. 6. По одёжке встречают, по уму провожают. 7. Терпение и труд всё перетрут. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить.

ПРОВЕРКА

1. Не спеши языком, торопись делом.

2. Делу время – потехе час.

3. Труд человека кормит, а лень – портит.

4. Что посеешь, то пожнёшь.

5. Ученье – свет, а неученье – тьма.

6. По одёжке встречают, по уму провожают.

7. Терпение и труд всё перетрут.

8. Любишь кататься – люби и саночки возить.

НАШ ДЕВИЗ:  «ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК!»

НАШ ДЕВИЗ: «ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК!»

 РАУНД ТРЕТИЙ  ОРФОЭПИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ

РАУНД ТРЕТИЙ

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ

Свекла Торты  Досуг Квартал  Балуясь Звонит  Щавель Каучук  Красивее Начатый  Вы правы Она начала

Свекла Торты Досуг Квартал Балуясь Звонит Щавель Каучук Красивее Начатый Вы правы Она начала

ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА  Свёкла Торты  Досуг Квартал  Балуясь Звонят  Щавель Каучук  Красивее Начатый  Вы правы Она начала

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

Свёкла Торты

Досуг Квартал

Балуясь Звонят

Щавель Каучук

Красивее Начатый

Вы правы Она начала

 РАУНД ЧЕТВЁРТЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ

РАУНД ЧЕТВЁРТЫЙ

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ

1. Бул..он кур..ный  2. К..тлеты св..ные  3. П..льмени  4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе  5. К..мпот груш..вый  6. К..сель клюкв..ый  7. П..рожное б..сквитное  8. Пиро..ки с печ..нкой

1. Бул..он кур..ный 2. К..тлеты св..ные 3. П..льмени 4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе 5. К..мпот груш..вый 6. К..сель клюкв..ый 7. П..рожное б..сквитное 8. Пиро..ки с печ..нкой

ПРОВЕРКА 1. Бульон куриный 2. Котлеты свиные 3. Пельмени 4. Шампиньоны в масляном соусе 5. Компот грушевый 6. Кисель клюквенный 7. Пирожное бисквитное 8. Пирожки с печёнкой

ПРОВЕРКА

1. Бульон куриный

2. Котлеты свиные

3. Пельмени

4. Шампиньоны в масляном соусе

5. Компот грушевый

6. Кисель клюквенный

7. Пирожное бисквитное

8. Пирожки с печёнкой

НАШ ДЕВИЗ:  «ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК!»

НАШ ДЕВИЗ: «ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК!»

 РАУНД ПЯТЫЙ  ФРАЗЕОЛОГИЯ

РАУНД ПЯТЫЙ

ФРАЗЕОЛОГИЯ

1. Диву даваться…  2. На ночь глядя…  3. Выходить из себя…  4. Водить за нос…  5. Капля в море…  6. Куры не клюют…  7. Ни свет ни заря…  8. Надуть губы…  9. Повесить нос…  10. Яблоку негде упасть….

1. Диву даваться… 2. На ночь глядя… 3. Выходить из себя… 4. Водить за нос… 5. Капля в море… 6. Куры не клюют… 7. Ни свет ни заря… 8. Надуть губы… 9. Повесить нос… 10. Яблоку негде упасть….

 1. Диву даваться - удивляться  2. На ночь глядя - поздно  3. Выходить из себя - сердиться  4. Водить за нос - обманывать  5. Капля в море - мало  6. Куры не клюют - много  7. Ни свет ни заря - рано  8. Надуть губы - обидеться  9. Повесить нос - грустить  10. Яблоку негде упасть - тесно

1. Диву даваться - удивляться 2. На ночь глядя - поздно 3. Выходить из себя - сердиться 4. Водить за нос - обманывать 5. Капля в море - мало 6. Куры не клюют - много 7. Ни свет ни заря - рано 8. Надуть губы - обидеться 9. Повесить нос - грустить 10. Яблоку негде упасть - тесно

ІХ. « Замени фразеологизмы » Команды отвечают по очереди. Если команда не сможет ответить на свой вопрос, за нее отвечает другая команда.(5 баллов)  Опозориться А)кишка тонка Б)сесть в калоши В)смазать пятки Запутать А)крутить хвостом Б)с три короба В)сбить с толку Обмануть А)как с гуся вода Б)в час по чайной ложке В)водить за нос Мало А)не куда яблоку упасть Б)кот наплакал В)ни два ни полтора Испугаться А)кривить душой Б)не из робкого десятка В)от страха душа в пятки ушла Неожиданно А)на краю света Б)голова как решето В)как снег на голову

ІХ. « Замени фразеологизмы »

Команды отвечают по очереди. Если команда не сможет ответить на свой вопрос, за нее отвечает другая команда.(5 баллов)

Опозориться

А)кишка тонка

Б)сесть в калоши

В)смазать пятки

Запутать

А)крутить хвостом

Б)с три короба

В)сбить с толку

Обмануть

А)как с гуся вода

Б)в час по чайной ложке

В)водить за нос

Мало

А)не куда яблоку упасть

Б)кот наплакал

В)ни два ни полтора

Испугаться

А)кривить душой

Б)не из робкого десятка

В)от страха душа в пятки ушла

Неожиданно

А)на краю света

Б)голова как решето

В)как снег на голову

. « Пантонима » Каждая команда получает по два фразеологизма, которые должна показать, не называя. Засучив рукава .Видно как на ладони. Кот наплакал .Во весь дух. .Вешать лапшу на уши Море по колено Медведь на ухо наступил Сесть в калошу

. « Пантонима »

Каждая команда получает по два фразеологизма, которые должна показать, не называя.

Засучив рукава .Видно как на ладони.

Кот наплакал .Во весь дух.

.Вешать лапшу на уши

Море по колено

Медведь на ухо наступил

Сесть в калошу

РАУНД ШЕСТОЙ   ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ  СЦЕНКА

РАУНД ШЕСТОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СЦЕНКА

РАУД СЕДЬМОЙ РАЗГАДАЙ АНАГРАММУ

РАУД СЕДЬМОЙ

РАЗГАДАЙ АНАГРАММУ

 1. Тапир 6. Тёрка  2. Чурка 7. Мазок  3. Роман 8. Барон  4. Ропот 9. Товар  5. Атлас 10. Среда

1. Тапир 6. Тёрка 2. Чурка 7. Мазок 3. Роман 8. Барон 4. Ропот 9. Товар 5. Атлас 10. Среда

 1. Тапир - пират  2. Чурка - ручка  3. Роман - норма  4. Ропот - топор  5. Атлас - салат  6. Тёрка - актёр  7. Мазок - замок  8. Барон - набор  9. Товар - автор  10. Среда - адрес

1. Тапир - пират 2. Чурка - ручка 3. Роман - норма 4. Ропот - топор 5. Атлас - салат 6. Тёрка - актёр 7. Мазок - замок 8. Барон - набор 9. Товар - автор 10. Среда - адрес

НАШ ДЕВИЗ:  «ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК!»

НАШ ДЕВИЗ: «ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК!»

Х. « Кто быстрее? » Перед вами слова: 1. Омиверскад  2.Пемуфокарт. Из букв этого слова составить как можно больше слов, записывая их с маленькой буквы через запятую. У какой команды больше слов-5 баллов, другой-2 балла.

Х. « Кто быстрее? »

Перед вами слова:

1. Омиверскад 2.Пемуфокарт.

Из букв этого слова составить как можно больше слов, записывая их с маленькой буквы через запятую. У какой команды больше слов-5 баллов, другой-2 балла.

РАУНД ВОСЬМОЙ КОРРЕКТОР

РАУНД ВОСЬМОЙ

КОРРЕКТОР

 Жалоба  Дядя, прашу тебя, помаги  Твоей плимяннице Оле,  А то небудет её наги  В этой пративной школе.  Мне вчера за дектант на слова  Учитель паставил «два»,  А сам сказал, что маю работу  Даже несмок прочитать.  Попраси его, дядя, исправить двойку  И паставить мне пять.

Жалоба Дядя, прашу тебя, помаги Твоей плимяннице Оле, А то небудет её наги В этой пративной школе. Мне вчера за дектант на слова Учитель паставил «два», А сам сказал, что маю работу Даже несмок прочитать. Попраси его, дядя, исправить двойку И паставить мне пять.

 Жалоба  Дядя, прошу тебя, помоги  Твоей племяннице Оле,  А то не будет её ноги  В этой противной школе.  Мне вчера за диктант на слова  Учитель поставил «два»,  А сам сказал, что мою работу  Даже не смог прочитать.  Попроси его, дядя, исправить двойку  И поставить мне пять.

Жалоба Дядя, прошу тебя, помоги Твоей племяннице Оле, А то не будет её ноги В этой противной школе. Мне вчера за диктант на слова Учитель поставил «два», А сам сказал, что мою работу Даже не смог прочитать. Попроси его, дядя, исправить двойку И поставить мне пять.

РАУНД ДЕВЯТЫЙ  ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ

РАУНД ДЕВЯТЫЙ

ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ

  Конец…  Холод…  Злость…  Сила…  Счастье…  Наказание…  Молодость…  Аккуратность…

Конец… Холод… Злость… Сила… Счастье… Наказание… Молодость… Аккуратность…

ПРОВЕРКА Конец – начало Холод – жара Злость – доброта Сила – слабость Счастье – горе Наказание – награда Молодость – старость Аккуратность - неряшливость

ПРОВЕРКА

Конец – начало

Холод – жара

Злость – доброта

Сила – слабость

Счастье – горе

Наказание – награда

Молодость – старость

Аккуратность - неряшливость

1.В «списке» вы мой обнаружите корень,   Суффикс в «собрании» встретите вскоре.     В слове «рассказ» вы приставку найдёте,     В целом – по мне на уроки пойдёте.                   2.Корень мой находится в «цене»,     В «очерке» – найди приставку мне,     Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,     Вся же – в дневнике я и в журнале                      

1.В «списке» вы мой обнаружите корень,

  Суффикс в «собрании» встретите вскоре.

    В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

    В целом – по мне на уроки пойдёте.   

              

2.Корень мой находится в «цене»,

    В «очерке» – найди приставку мне,

    Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

    Вся же – в дневнике я и в журнале

                

 

  

       4. КОНКУРС «Дерево мудрости».  Задание : игрок берет листок с вопросом. Если отвечает верно, то прикрепляет лист на дерево. Правильный ответ – 1 балл.  Список вопросов.  1. Назовите сына-предателя Тараса  2. Какой рассказ Тургенев назвал кличкой собаки  3. С кем воевали казаки в повести  4. Какими строками начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила»?  5. Кто спас генералов, которые оказались на необитаемом острове?  6. Местность на реке Днепр, куда Т. Бульба решил отправиться со своими сыновьями?  7. Фамилия Хамелеона  8. Из чего сделал мужик силки, чтобы накормить генералов  9. Герои рассказа Тургенева «Бежин луг»?  10. Автор «Песни о купце Калашникова»?  11. Что выдернул Андрий из-под головы спящего брата?  12. Какими строками начинается стихотворение Лермонтова «Бородино»?  13. На чём генералы вернулись домой?  14. Название духовного училища, где учились сыновья Т. Бульбы?  15. Кого укусила собака в рассказе Чехова «Хамелеон»?  16. Как генералы отблагодарили мужика?  17. Что скрыл Кирибеевич от царя на пиру?  18. Кто написал «Песнь о вещем Олеге»?  19 . Кто ездил с русским царем в Англию.

4. КОНКУРС «Дерево мудрости». Задание : игрок берет листок с вопросом. Если отвечает верно, то прикрепляет лист на дерево. Правильный ответ – 1 балл. Список вопросов. 1. Назовите сына-предателя Тараса 2. Какой рассказ Тургенев назвал кличкой собаки 3. С кем воевали казаки в повести 4. Какими строками начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила»? 5. Кто спас генералов, которые оказались на необитаемом острове? 6. Местность на реке Днепр, куда Т. Бульба решил отправиться со своими сыновьями? 7. Фамилия Хамелеона 8. Из чего сделал мужик силки, чтобы накормить генералов 9. Герои рассказа Тургенева «Бежин луг»? 10. Автор «Песни о купце Калашникова»? 11. Что выдернул Андрий из-под головы спящего брата? 12. Какими строками начинается стихотворение Лермонтова «Бородино»? 13. На чём генералы вернулись домой? 14. Название духовного училища, где учились сыновья Т. Бульбы? 15. Кого укусила собака в рассказе Чехова «Хамелеон»? 16. Как генералы отблагодарили мужика? 17. Что скрыл Кирибеевич от царя на пиру? 18. Кто написал «Песнь о вещем Олеге»? 19 . Кто ездил с русским царем в Англию.

 КОНКУРС. «Они говорят...»  Задание: узнать по фразе произведение и автора.   «Над Москвой великой, златоглавою...»  2. «Ох ты гой  3. «Мы в ответе за тех, кого приручили»  4. «Я тебя породил – я тебя и убью  5. «Сам верёвочку свил и дал себя связать»

КОНКУРС. «Они говорят...» Задание: узнать по фразе произведение и автора.

«Над Москвой великой, златоглавою...» 2. «Ох ты гой 3. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

4. «Я тебя породил – я тебя и убью 5. «Сам верёвочку свил и дал себя связать»

8. Конкурс.  Даны окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а задача команд – вспомнить и прочитать стихотворения, из которых взяты эти слова, и указать авторов и произведение.   - Одинокий, голубом, далёкой,  - Кроет, крутя, завоет,  - Сырой, молодой, крылом, под окном   2).- Странники, жемчужною, изгнанники, южную ,  - Не даром, пожаром, отдана  - Зелёный, том, ученый, кругом   3).- Ядрёный, бодрит, студёной, лежит  - Золотой, в лесу, ногой, красу

8. Конкурс. Даны окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а задача команд – вспомнить и прочитать стихотворения, из которых взяты эти слова, и указать авторов и произведение.

  • - Одинокий, голубом, далёкой, - Кроет, крутя, завоет, - Сырой, молодой, крылом, под окном
  • 2).- Странники, жемчужною, изгнанники, южную , - Не даром, пожаром, отдана - Зелёный, том, ученый, кругом
  • 3).- Ядрёный, бодрит, студёной, лежит - Золотой, в лесу, ногой, красу