СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Йога .как средство формирования и развития интересов у школьников к хореографии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ об асанах хатха йоги в занятиях по хореографии в кружковой работе.

Просмотр содержимого документа
«Йога .как средство формирования и развития интересов у школьников к хореографии»

Межмуниципальная научно-методическая конференция педагогов

«Инновации и традиции в современном образовании»

___________________________________________________________

Секция : Дополнительное образование детей





Исследовательская работа





Йога как средство формирования и развития интересов у школьников к хореографии



Автор: Учитель музыки, педагог дополнительного образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа с. Куриловка Новоузенского района Саратовской области»

Хабарова Татьяна Андреевна















Новоузенск 2018



Восточная пластика-это целая культура ,самобытность, которой можно постигнуть постепенно, шаг за шагом, движение за движением. В красивых, чувственных движениях, позах скрыта загадка и великое множество тайн. Современный танец вобрал в себя огромное количество разнообразных и даже целые группы движений восточных танцев стран буддийского Востока. Это смесь нескольких танцевальных культур. Современные хореографы очень активно внедряют в свои постановки базовые элементы восточных практик, и это не только активные динамичные движения и связки, это и статичные и экспрессивно – выразительные. Это и свободные движения тайцзицюань, и мудры индийских танцев, и легкие утонченные движения японских и корейских танцев.

Одной из форм медитации и релаксации, где все движения обязательно должны сочетаться с дыханием, является танцевальная йога. На сегодняшний день многие исследователи рассматривают связь йоги с различными видами деятельности: психологией, медициной. Исследование системы йоги в области хореографического искусства редки. А ведь связь между ними бесспорно есть. Это, в первую очередь, осознание своего тела, раскрепощение, правильное дыхание, выносливость, растяжка. И поэтому, вопрос о том, каким образом система йоги может воздействовать на танцевальное творчество, наиболее актуален сегодня.

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей потребностью как хореографов так и танцовщиков, развивать творческий потенциал, как у себя, так и у подрастающего поколения.

Предметом настоящего исследования является: Хатха – йога как средство формирования и развития интересов у школьников к хореографии.

Цель работы: определить методы воздействия системы йоги на хореографическое искусство.

Задачи: 1. Рассмотреть происхождение и историю йоги.

2. Выявить общие черты и различия системы йоги и хореографического творчества.

Практическая значимость исследования состоит в разработке практических рекомендаций по использованию элементов йоги в процессе обучения танцу детей

Йога вошла в наш повседневный ритм жизни сравнительно недавно. Йога, в самом общем смысле — учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. Йога в танце сродни искусству цигун и другим динамическим техникам, основанным на работе с внутренней энергией. Она сродни таким восточным практикам, как цигун или тайчи, а также другим техникам, которые подразумевают работу с внутренней энергией и самосознанием.

Движения в танце йога строятся по линиям и векторам сакральной геометрии, науки о соотношении геометрических форм в мироздании. В танце йога, движения тела осуществляются по направлениям потоков энергии. Достаточно часто именно так и рождаются новые направления йоги и танца. Йога в танце как форма динамической медитации и релаксации, как искусство управления телом и дыханием. Кроме того, она развивает гибкость и подвижность суставов, улучшает кровообращение.

На определенной ступени освоения йоги в танце достигается состояние, когда движения основываются уже не на теоретическом знании и повторении, но на тонком чувствовании структуры танца.

В подготовке современного танцовщика йога используется как метод работы с собственным телом, дыханием, мышлением и сознанием, позволяющий танцовщику в процессе танца управлять своими эмоциями, достигать физического и психологического равновесия, постоянно изучать в процессе обучения самого себя и происходящие изменения.

Известно, что йога повышает производительность труда, помогаем концентрации внимания, сосредоточенности, вырабатывает гибкость и пластичность тела. Правильно спланированные тренировки йоги могут подготовить как к повседневным делам, так и к хореографическим занятиям. Хореография также совершенствует тело человека, и поэтому йога может принести несомненную пользу танцевальному творчеству.

Она открывает дополнительные возможности в процессе развития природных физических данных, таких как шаг, выворотность, растяжка, гибкость, осанка, выносливость. В области психофизики использование йоги способствует развитию памяти, воли, внимания, а также формирует способность к сосредоточенности и навыки расслабления.

Изучение элементов йоги начинается с асан. Позы йоги ("асаны") - идеальный вид упражнений, которые при их правильном выполнении придают телу лёгкость, работоспособность, вырабатывают сопротивляемость организма к болезням. Они стимулируют гармоничное функционирование всех внутренних систем.

Йоговские "асаны" (позы) и "пранаяма" (дыхательные упражнения) выдержали многовековое испытание временем, и по сей день лучшей и более полной системы оздоровления организма ещё не придумано.

Асаны йоги - это искусство, ориентированное на анатомию человеческого тела, в то время как спорт - это форма движения, обращенная лишь к мышцам тела. Асаны представляют собой в основном статичные позы тела. Принимать необходимую позу следует медленно и без напряжения. Изучение и выполнение асан проводится медленно, постепенно; каждое занятие следует начинать с одних и тех же упражнений. Позы помогают научиться контролю через пассивное внимание. Асаны дают возможность разрабатывать мышцы тела и поддерживать их в хорошей форме. Их можно применять специально для развития определенных групп мышц.

Подражание - еще один метод обучения детей. Названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме. Например, "кузнечик", "цапля", "лягушка", "кошечка", "дерево" и т.д. повышают их интерес к окружающему миру, развивают внимание и наблюдательность.

В отличие от многих других видов физической нагрузки, йога максимально бережно относится к растущему организму: минимизирован риск травм мышц, костей и суставов; упражнения помогают развить координацию и гибкость. Немаловажно то, что йога способствует формированию правильной осанки, это особенно актуально для детей дошкольного и школьного возрастов.

Йога помогает развить концентрацию внимания. Гиперактивные дети со временем учатся самостоятельно успокаиваться, становятся более усидчивыми и сосредоточенными; в психоэмоциональном плане йога помогает формировать адекватную оценку самого себя. Так излишне скромные, замкнутые и тревожные дети начинают лучше понимать свои возможности и становятся увереннее; существует отдельная практика детской йоги с элементами нейрокоррекции, которая сконцентрирована на работе с различными неврологическими особенностями в развитии ребенка.

Детской йогой называют облегченную хатха-йогу. Основной принцип хатхи – это подготовка физического тела к медитациям. В хатха-йоге много физических и дыхательных упражнений, также она предполагает психологическую работу над собой (медитации, тренировка внимания).

Специалисты, практикующие йогу, не приемлют такого понятия, как детская и бэби-йога. Последнюю даже правильнее называть просто гимнастикой. Но если рассматривать йогу в самом высоком смысле, то есть, как практику, необходимую для работы со своим подсознанием, то станет очевидным, что дети в силу возраста не могут заниматься настоящей йогой. Для того чтобы измениться при помощи йоги (а именно это и является ее основным назначением), нужно достигнуть определенной зрелости, ощутить потребность в развитии. Дети слишком малы, чтобы практиковать медитации и общаться со своим внутренним «Я».

Есть и другие преимущества у детской йоги. На занятиях дети учатся быть внимательными к своему физическому телу, к настроению, общему состоянию. Именно здесь они получают первые знания об анатомии и подсознании. Это своего рода подготовка ребенка к взрослению. Когда-то ему придется столкнуться с тем, что есть жизнь духовная и материальная, а школа йоги дает хорошую теоретическую базу. Родители должны хотя бы отчасти проповедовать те же принципы, что и йога, иначе ожидаемого результата не будет. Это не просто гимнастика, на которой учат правильно дышать, это еще и азы самопознания.

Занятия йогой способствуют укреплению позвоночника и мышц, развитию гибкости, формированию правильной осанки. Упражнения помогают улучшить концентрацию внимания, восстановить эмоциональное равновесие. Дети, которые длительное время занимаются йогой, меньше болеют, более стрессоустойчивы и спокойны, чем их сверстники, находятся в хорошей физической форме. Ребенок, познающий принципы йоги, с детства учится воспринимать себя гармоничной, целостной и уникальной личностью.

Детская йога, как уже было сказано, предусматривает и дыхательные упражнения. Они способствуют улучшению кровообращению мозга, вентиляции легких[1]. Если у ребенка есть хроническое заболевание органов дыхания, то, как правило, благодаря йоге, состояние здоровья постепенно улучшается.

Все лучшее, что есть в нашем обществе оно стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства. Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при проблемных экологических и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата. Проведя в нашей общеобразовательной школе медицинский осмотр и выявив большое количество детей, имеющих нарушение осанки, уплощение стопы, плоскостопие (количество детей с этим диагнозом увеличивалось год от года).

Мы искали пути работы по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия и решили обратиться к Хатха-йоге. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Это упражнения заключительной части комплекса: такие как «Поза Мудреца» (сиддхасана), эта асана - одна из лучших поз для релаксации, »Поза Героя»(вирасана), которая выполняется сидя и лежа, »Поза лотоса»(падмасана).После освоения ,эта асана становится одной из самых лучших поз для расслабления и отдыха[1].

Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений. Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.

Йоговские упражнения требуют особой сосредоточенности, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Несмотря на то, что на занятиях ритмикой в партерной гимнастике тоже используются растяжки с образными названиями лягушка, рыбка как и на занятиях йогой, хотелось бы выявить отличия между партерной гимнастикой и комплексами йоги. Если в гимнастике основная цель – развитие тела (растяжение мышц и связок, наращивание мышц, развитие выносливости и равновесия), то в йоге основной целью является развитие способностей сознания, развитие навыка удержания внимания на своих ощущениях, повышение сознательности (или присутствия) во всех действиях (движения тела) и внутренних проявлениях.

Йога - это не вид гимнастики и не название комплекса физических упражнений. Это скорее сочетание философии и искусства, призванных в совокупности дать человеку возможность раскрыться, познать самого себя. Занятия йогой высвобождают скрытый внутренний потенциал тела, души и сознания. На самом деле, йога, в отличие от гимнастических упражнений, в первую очередь тренирует мозг, а не тело. В отличии от обычных физических упражнений, где состояние сознания не важно, асаны в йоге - это психофизиологические упражнения, в которых участвует и мозг, и тело, и душа.

Правильное выполнение движений в йоге концентрирует внимание на всем, что происходит у нас внутри. Целью асан является сохранение физического и психического здоровья и устранение препятствий, мешающих осознавать окружающую действительность такой, какая она есть. Занимаясь партерной гимнастикой, ребенок может отвлекаться, к нему могут приходить различные мысли, он может отвлекаться на рядом находящегося учащегося. Ритмический настрой музыки иногда отвлекает учащегося от «осознанного» выполнения упражнения.



Принцип выполнения асан совершенно другой, даже можно сказать, противоположный. Находясь в асане, мы смотрим не на внешний мир, а «внутрь себя», развивая внутреннее зрение, созерцая состояние своего тела, сосредотачивая внимание на дыхании. Выполнение асан требует от ученика точности и уравновешенности, в то же время упражнения нужно делать мягко и без напряжения.

Упражнения партерного экзерсиса несут разогревающую направленность перед занятиями, асаны же йоги могут разогревать или охлаждать тело, а другие - успокаивать, или наоборот, возбуждать. Главными качествами при занятиях балетной гимнастикой является приобретение физических качеств, таких как гибкость, сила, выносливость. При занятиях йогой все эти качества несут иную направленность - это побочный эффект от занятий.

Зачастую упражнения партерного экзерсиса выполняются вызывая дискомфорт у учащегося, такие как боль связок и мышц, в йоге-это недопустимо. Напряжение, боль, усталость, дрожь не должны присутствовать в асане. Работа ведется с ощущениями и дыханием, которое должно быть ровное и спокойное, при принятии определенных поз сидя стоя или лежа. «Асаны приводят к устойчивости тела и разума, создают чувство благополучия, так как способствуют здоровью и долголетию. Таким образом, асана помогает преодолевать изменчивость и неустойчивость. Для этого вход и выход из поз должен быть плавным, неторопливым, без резких движений, свободным, легким. Приняв позу, нужно максимально расслабить тело (но асана от этого не должна меняться) и сознание. Названия асан носят названия растений («Поза дерева», «Поза лотоса» и другие) или животных («Поза змеи «, «Поза черепахи» и другие)[Рис.1]. В этом сила асан йогов. Они взяты из природы и имеют историческую и генетическую связь с позами растений и животных, а не выдуманы ради забавы, хотя есть асаны, названные по их внешнему сходству с какими-либо предметами: «Дханурасана» («Поза лука»), или по имени Йогов: «Матиендрасана» («Поза рыбы»)», пишет Очаповский А.П., врач, специалист по лечебной физкультуре и иглорефлексотерапии[2].

При выполнении поз йоги, при малейшем дискомфорте следует выйти из асаны, заменив её на более простой вариант исполнения или воспользовавшись набором определенных предметов: ремней, подставок, сложенных вдвое или втрое ковриков. На занятиях гимнастикой, этот инвентарь отсутствует. На занятиях йогой не интересуют достижения, как сложиться "в три погибели". Цель занятий - это получение ментального покоя и физического здоровья. Упражнения на расслабления, такие как «Поза Лотоса» или «Поза Алмаза» могут сопровождаться дыхательными упражнениями, с закрытыми глазами, для лучшего концентрация внимания.

Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей[рис .2 ].

В результате многолетней практики йоги, мы пришли к выводу что необходимо использовать элементы и комбинации хатха-йоги в процессе обучения танцоров, а именно, вводить эти элементы не только в партерный экзерсис, но и в качестве разминки в начале урока, а также заминки в заключительной части урока.

Уроки балетной гимнастики включают в занятия элементы хатха - йоги в разминочной серии стоя и в партере. Эти занятия включают в себя разогрев всего тела, путем выполнения комплекса «Сурья Намаскар», что в переводе с санскрита, означает «Поклонение солнцу». Этот комплекс включает в себя наклоны и вытяжение корпуса стоя и лежа.

Вторая часть представляет собой разучивание танцевальных элементов и комбинаций, на основе йоговских поз, таких как поза «орла»», дерева», верблюда». Они развивают творческую фантазию, повышают физическую выносливость учащихся, обязательно сопровождаются рассказом об определенных позах, наглядным показом с дальнейшим выполнением их детьми.

Комплекс упражнений выполняется как в динамическом режиме, так и в статическом. В конце занятия выполняются упражнения на восстановлением дыхания, дыхательных техники «йоговского дыхания». Дыхание в йоге состоит из трех основных частей: вдох (пурака), выдох (речака), задержка дыхания (кумбхака) не выполняется. «В возрасте до 18 лет «пранаямой» заниматься нельзя», - рекомендует А.Н.Зубков, советский и российский лингвист, первый дипломированный йог высшей квалификации[3].

Для правильного дыхания необходимо принять любую позу на расслабления. Вначале следует медленный вдох животом; чтобы почувствовать, как воздух наполняет нижний отдел легких, считать до 4, надувая живот на вдохе. Далее выдыхать, снова считая до 4-х. Повторить 3 раза. Теперь средний отдел легких: вдохнуть на 2-3 счета только грудью, т.е. средней частью легких. Выдох тоже на 2-3 счета. И наконец, верхний отдел. Вдохнуть на один-два счета, поднимая ключицы. На выдохе опускаете ключицы на 1-2 счета. Эти раздельные упражнения помогут вам научиться чувствовать разные отделы грудной клетки и легких, «растренировывая» их.

Во всех асанах нужно дышать только носом, а не через рот. «Когда дыхание под контролем, сердце пребывает в спокойствии, при судорожном же дыхании сердце беспокойно», учит нас Б К.С.Айенгар[4]. Необходимо выполнять дыхание в определённом ритме. На 4 счёта – вдох, 4 счёта – выдох, на 2-вдох, на 2 выдох. И т.д. Продолжительность пауз после вдоха и выдоха в йоге должна быть одинаковой. Точно так же равна длительность выдоха и вдоха. Продолжительность последних должна быть вдвое длиннее пауз. При выполнении асан на расслабление и правильного дыхания, необходимо следить чтоб дыхание было полным, что означает соотношения вдоха (пураки) и выдоха (речаки) в равных пропорциях. Например, если в данном непрерывном цикле вдох занимает 5 секунд, то выдох должен занимать столько же времени.

Следующая задача — соединить их в единый вдох и выдох. Это называется полное йогическое дыхание. При выполнении упражнений на дыхание, недопустимо впалая грудная клетка или округлость позвоночника, для того чтобы дыхание было свободным и чистым, необходимо следить за ровной осанкой и выпрямленным позвоночником. Очаповский А.П.указывает: «При выполнении дыхательных упражнений ноздри, мышцы лица и шеи, а также всего тела должны быть расслаблены.Никогда не стремитесь вдыхать и выдыхать до отказа, всегда должен оставаться небольшой резерв для вдоха или выдоха. Положение головы, шеи, туловища должно быть строго вертикальным, угол наклона таза к вертикальной линии должен составлять около 30 градусов. Самыми подходящими позами для этого являются Лотос, Полулотос или Удобная поза».

При выполнении дыхательных упражнений нормализуется работа не только дыхательного центра, но и уравновешиваются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, устанавливается спокойное гармоническое мышление. Ребенок становится более внимательным, меньше устает. Внимание и концентрация, важные элементы, необходимые в учебном процессе, заменили рассеянность и «несобранность» мыслей. Это помогло выявить и проанализировать дальнейшее развитие и проведение занятий в определенном режиме. Учитывая изложенное, было принято решение проводить занятия с элементами йоги на уроках ритмики, гимнастики, классического и танца модерн.

В результате использования определенных комплексов хатха- йоги, хореографические номера и исполнительская техника обучающихся приобрела большую выразительность, легкость, чистоту и яркость. Следует отметить, что внимательность и умение выслушивать не только педагога и друг друга, вышло на новый уровень. Дети научились слушать себя, что нашло отражение в некоторых импровизационных моментах. У некоторых учащихся это проявилось в создании небольших хореографических фрагментов в хореографических постановках. Если говорить о физическом аспекте йоги, то этот вид активности в отличии от спорта менее травматичен. Движения плавные и неторопливые, что практически исключает травматизм во время занятий. Эффективности занятий способствует сопровождение музыкой с индийскими или китайскими ритмо-интонациями, что дополнительно создает атмосферу спокойствия и уравновешенности.

Выводы: Таким образом, взаимодополнение отдельных направлений буддийских практик помогает в работе хореографа, обогащая и насыщая занятия новыми красками, превращая обучение в увлекательный процесс[рис.3].

Учитывая положительную динамику развития учащихся, в работе с которыми использовались элементы йоги, можно утверждать, что подобная работа эффективна на уроках ритмики, гимнастики, классического и танца модерн[рис.4 ]. Она способствует повышению интенсивности качественного освоения хореографической техники, развитию памяти, физических показателей, дисциплины, а прикосновение педагога к нетрадиционным пластическим элементам восточной культуры, таких как йога, не только, расширит круг его собственных знаний и умений, но и обогатит интеллект начинающих танцовщиков, дополнит их исполнительские возможности, обогатит их духовный мир особым поиском внутренней гармонии, умением слушать и воспринимать себя в контексте многомерного мира. Использование йоги на занятиях способствует формированию и развитию интересов у школьников к хореографии.



















Список использованной литературы



1. Левшинов, А.А. Йога для детей/А.А. Левшинов -М.: АСТ , 2011. – 256 с

2. Очаповский, А.П. Крия Йога и Хатха Йога для начинающих/ А. П. Очаповский–М.: Самиздат, 2006. – 104 с.

3. Зубков, А.Н. Хатха-йога для начинающих /А.Н.Зубков, А.П.Очаповский– М.: Медицина,1991.-192с.

4. Айенгар, Б. К. С. Йога Дипика: прояснение йоги / Б.К.С.Айенгар - Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2010.- 494 с.



































Приложение

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

рис.1Элементы йоги детей7-8 лет

рис.2 Элементы йоги детей 10-12 лет(а,б)

рис 3. Фотография с концерта детей 7-8 лет ДШИ.с. Куриловка

рис 4. Фотография детей с концерта 12-15 лет хореографического кружка «Радуга». МОУ СОШ с.Куриловка





Рис.1Элементы йоги детей7-8 лет







Рис.2 Элементы йоги детей 10-12 лет(а)



Рис.2 Элементы йоги детей 10-12 лет(б)





Рис 3.Фотография с концерта детей 7-8 лет ДШИ.с. Куриловка

Рис 4. Фотография детей с концерта 12-15 лет хореографического кружка «Радуга». МОУ СОШ с.Куриловка