СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИОТ - индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с высокими познавательными способностями при подготовке к предметной олимпиаде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение по индивидуальному учебному плану предназначено для особенных детей. Говоря об особенных учениках, мы подразумеваем детей с высокими интересами, потребностями, успехами в какой-то области (или нескольких областях) знаний.

Просмотр содержимого документа
«ИОТ - индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с высокими познавательными способностями при подготовке к предметной олимпиаде»

Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий – с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте.

Как подготовиться к олимпиаде по английскому языку? Что потребует строгое жюри? С какими трудностями участники могут столкнуться? Как научиться побеждать в этих сложных и важных соревнованиях?

Участники олимпиады и их педагоги должны четко представлять из каких заданий состоит олимпиада, какие критерии будет предъявлять жюри для оценивания работ. Во-первых, задания олимпиады не повторяют экзамены по английскому языку, однако соответствуют всем требованиям тестовых заданий. Во-вторых, для обеспечения комплексного характера проверки уровня коммуникативной компетенции участников проводятся школьный и муниципальный этапы олимпиады по четырем конкурсам:

  • конкурс понимания устной речи (Listening)

  • конкурс понимания письменной речи (Reading)

  • лексико-грамматический тест (Use of English)

  • конкурс письменной речи (Writing).

Задания соответствуют уровню сложности A1 и A2 (для 5-6 классов), A2 и B1 (для 7-8 классов), В2 и С1 (для 9-11 классов). Где, A1 — Beginner — начальный уровень. Человек может представиться, задать элементарные вопросы и ответить на них. Понимает английскую речь, если собеседник говорит медленно и очень чётко. Читает небольшие тексты с короткими предложениями без сложных конструкций. A2 — Elementary — продолжение начального уровня. Пользуясь им, можно рассказать о себе, узнать дорогу и объясниться в простых бытовых ситуациях. Можно прочитать и понять простое письмо на английском языке. Словарный запас — 1500-2000 слов. B1 — Pre-intermediate — средний уровень владения языком. С ним можно объяснитсья в большинстве ситуаций, которые возникают в туристической поездке по англоговорящим странам. Словарный запас — до 3200 слов. B2 — Intermediate — средне-продвинутый уровень. На нём можно понять сложный текст, поддержать беседу по специальности и свободно общаться на отстранённые темы. Словарь до 3750 слов. C1 — advanced — продвинутый уровень. На нём люди говорят свободно, без проблем с подбором слов и выражений, могут использовать язык в профессиональной деятельности. Хорошо ориентируются в сленге и идиомах. Словарь до 4500 слов. C2 — Proficiency — владение в совершенстве. Человек понимает всё прочитанное и услышанное, свободно пишет грамотные структурированные тексты. Может говорить на любую тему без подготовки.

Проведению олимпиады на иностранном языке предшествует, как правило, большая и кропотливая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося. Эффективными формами подготовки обучающихся являются различные занятия: индивидуальные с учителем-наставником, факультативные занятия в группах для одаренных детей. Этапы подготовки к олимпиаде включают в себя несколько важных моментов. Как правило, начинается эта работа с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. В этом учителю помогут его наблюдения в ходе уроков английского языка, и организация кружковой, исследовательской работы, и проведение других внеклассных мероприятий по предмету. Имеет значение для оценки способности школьников и анализ их успеваемости по другим филологическим предметам, изучение которых начинается раньше, чем английского языка.

Что же необходимо школьнику для успешного участия в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности английского языка, можно выделить составляющие такого успеха:

  • развитый лингвострановедческий кругозор, знание языкового и страноведческого материала;

  • умение выполнять грамматические и лексические упражнения различной степени трудности, владение необходимым для этого языковым запасом;

  • практические умения и навыки, знание основных приемов аудирования, чтения, говорения.

Эти ключевые моменты определяют основные направления подготовки школьника.

В процессе подготовки учащиеся знакомятся с форматом олимпиады и практикуются в выполнении разнообразных олимпиадных заданий. Педагогами школы был разработан курс занятий, который способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.

При реализации данного курса следующие задачи:

  • сформировать коммуникативные знания для письменного и устного общения на английском языке;

  • изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части олимпиады;

  • ознакомить с форматом олимпиады;

  • развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий;

  • сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий, а именно: в области говорения – обучать высказыванию по предложенной теме, аргументированно выражать своё мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы, корректно ставить вопросы; в области письма – учить писать связные тексты сложной структуры на различные темы, излагать и обосновывать своё мнение по широкому кругу общекультурных и общественно значимых вопросов; в области аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием; в области чтения – формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием;

  • для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;

  • научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;

  • построить индивидуальную образовательную траекторию обучающихся, предъявляющих высокие образовательные потребности в области филологии.

Обучение по индивидуальному учебному плану предназначено для особенных детей. Говоря об особенных учениках, мы подразумеваем детей с высокими интересами, потребностями, успехами в какой-то области (или нескольких областях) знаний. В то время как обычные учащиеся поэтапно и медленно осваивают изученный материал, такие дети склонны к быстрому усвоению материала многих последующих занятий, что приводит к неравномерности обучения в процессе получения образования. Стоит отметить, что одаренные дети тоже входят в категорию особенных детей. При взаимодействии с ними в процессе обучения тоже нередко встречаются сложности. По сути, одаренные дети ничем не отличаются от обычных, кроме более раннего проявления личностных особенностей и способностей в той или иной сфере. На решение определенных заданий у них уходит гораздо меньше или больше времени и сил, чем у остальных учащихся (все зависит от того, чем они занимаются). Такие дети на уроке более активны, так как у них лучше (быстрее) развиты такие познавательные процессы как память, внимание, мышление, речь. Индивидуальный учебный план может быть необходим и для них, поскольку это позволит раскрыть их таланты, способности и возможности быстрее, чем при условиях традиционного обучения. Это позволит освободить время для углубления в учебный материал или для других занятий.

Индивидуальный учебный план строится для учета пожеланий обучающегося и его родителей, развития личностных свойств и особенностей учащегося, для ликвидации задолженности по предмету (если она имеется) и для повышения уровня его обученности.

При этом учитель предпринимает следующие действия:

  • определяет уровень развития ребенка, его диагностика. На основе результатов диагностики, учитель решает, является ли необходимым привлечение других специалистов к индивидуальной работе с ребенком (если, например, по результатам диагностики оказалось, что у ребенка есть психические особенности, то к работе с ним необходимо привлечь психолога).

  • Определяет длительные и кратковременные цели и пути к их достижению;

  • Определяет сроки, за которые учащийся освоит базовую и специальную программу;

  • Определяет роль родителей;

  • Разрабатывает учебно-тематического плана;

  • Определяет способы оценки успехов ребенка (контрольная работа, тест, зачет, и др.).

Учитель вместе с учеником обсуждает и оценивает его успехи и трудности, и желательно проводить такие анализы на каждом этапе усвоения учебного материала.

При проектировании работы ученика по индивидуальному учебному плану следует учитывать как учебную, так и внеучебную его деятельность. Поскольку внеучебная деятельность мотивирует ученика, помогает в освоении и углублении материала, а также позволяет учителю лучше узнать своего ученика. Этому способствует, например, проектная деятельность, участие в конкурсах иностранной песни, неделе иностранных языков и мероприятиях конкурсного характера (олимпиады, дистанционного характера) и др. Важным является то, что взаимодействие учителя с учеником начинается уже в процессе составления ИОТ.

Также следует отметить, что если работа со старшеклассниками (обычными) и отдельными учениками основной школы имеет единые подходы (имеются нормативно-правовые и организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных программ и маршрутов), то имеются сложности в составлении индивидуального учебного плана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, т.к. нет единых взглядов как в отношении структуры, так в вопросах содержания. В соответствии с установленными целями и возрастом обучающегося, структура индивидуального образовательной траектории (ИОТ) может быть разной. Поэтому при разработке, как структуры, так и содержания ИОТ, учитываются возрастные особенности каждого учащегося и определяются требуемые задачи и указания к педагогической деятельности.

Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы. С одной стороны, — это форма проверки знаний, так как задания нацелены на проверку владения обучающимися всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, а с другой стороны — олимпиада показывает возможности и перспективы, которые открывает перед человеком владение иностранным языком. Олимпиады разного уровня сегодня стали не только важной частью обучения, но и ключом к поступлению в самые престижные вузы.