Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горьковского муниципального района Омской области
«Лежанская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрена» Утверждаю на педагогическом совете ОО Директор МБОУ МБОУ «Лежанская СОШ» «Лежанская СОШ» Протокол № от …. 09.2022 ………………../ Лагойская И. В. Приказ №… от «…..»…………..2022г |
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА 2022-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тема: «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации»
Кожушко Юлии Николаевны
учителя истории, обществознания
без квалификации
Стаж педагогической работы: 4 года
2022-2025 гг.
Содержание программы профессионального роста
Пояснительная записка……………………………………………….3
Индивидуальная тема самообразования…………………………...3
Направления самообразования……………………………………....4
Основные этапы работы по самообразованию………………….…5
План реализации проблемы………………………………………….6
Предполагаемые результаты самообразования…………………...8
«Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто.»
Паскаль Блез
Пояснительная записка
ФИО: Кожушко Юлия Николаевна
Образование: средне – специальное,
Высшее 2 курс ОмГПУ, факультет « Истории, философии и права»
Специальность: «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»
Квалификация: Руководитель творческого коллектива, преподаватель «социально-культурной деятельности и народного художественного творчества»
Прошла профессиональную переподготовку по программе: «Теория и методика обучения истории и обществознанию в общеобразовательной организации»
Стаж педагогической работы: 4 года
Индивидуальная тема самообразования:
«Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации».
Работа над темой начата в 2022 году
Предполагается закончить работу над темой в 2025 году.
Цели и задачи:
1) развитие интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе обучения;
2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4) повышение своего методического уровня.
5) передача наработанного опыта педагогическому коллективу, в особенности, молодому педагогу.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся по истории и обществознанию;
повышения мотивации к занятиям историей и обществознанием.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории по темам. 4. Проводить открытые уроки и мастер-классы. 5. Организовать кружковую и внеклассную деятельность по предмету. 6. Участвовать в вебинарах по проблемам преподавания истории и обществознания. 7. Принимать участие в профессиональных семинарах, конференциях разного уровнях. | 2022-2025 регулярно |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся по истории и обществознанию 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания 3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района 10. Выступать с докладами по теме самообразования. 11.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории. | регулярно регулярно регулярно ежегодно регулярно регулярно 2022-2025 |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии. 3. Мастер-класс «Использование дидактических игр на уроках истории», «Создание интерактивных заданий для мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания». 2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии. 3. Публикации на личном мини-сайте (странице) | регулярно регулярно 2022 - 2025 |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2022-2023 | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла 3.Изучение литературы: -Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. Пособие. М.: НП - «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. -Клименко А.В., Подколозина О.А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 9 -Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности «Технологии активного обучения» Мылова И.Б., |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2022 - 2023 | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла по темам: "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как фактор формирования ключевых компетентностей» |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. 4. Система подготовки к ГИА и ЕГЭ по обществознанию. -Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ЕГЭ, ГИА - Разработка памятки для обучающихся средней школы «Как писать эссе по истории » | 2022-2023 | 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках истории для учебного успеха». 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2022-2023 | 1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла по теме «Обновление исторического образования в контексте перехода на новый учебный план». 2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках истории» 4.Консультативная помощь учителям и обучающимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2022 - 2023 | Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте; Разместить информацию на своей страничке на образовательном портале. |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
1. Источники самообразования:
1. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»;.
2. Научно-методический журнал «История»;.
3. .Приложение газеты «Первое сентября» по истории;.
4. .Методические пособия и учебники.
5. .Интернет; интернет - сообщества учителей.
6. Библиотека, интернет -библиотеки
7. Мероприятия по обмену опытом;
8. Курсы повышения квалификации.
2. Изучить литературу по данной проблеме:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
4. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
5. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя истории»
6. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
7. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. – 212, 214, 204-206 с.
8. Смолкин А.М. Методы активного обучения Науч.-метод. пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 176 с.
9. Сомина, Л.Е. Что такое активные методы? / Л.Е. Сомина // Начальная школа. - 2006. - №4. - С.26- 27.
10. Ковязина А.З. Методическое пособие: Технология активных методов обучения.- Майкоп, 2015 (сборник активных методов)
3. Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
Творческое сотрудничество с учителями информатики.
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО гуманитарного цикла, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования:
Повысить качество преподавания предмета до 70%.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном и школьном сайтах.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
План действий (дорожная карта) по достижению индикаторов программы развития на 2022-2023 учебный год.
Направление | Ожидаемый результат | Мероприятие | Сроки/ Периодич ность | Отметка о выполне нии |
Массовость достижения базовых результатов | Сохранить процент качества при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. | Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию | июнь 2023 | |
Составление справки | июнь 2023 | |
Участвовать в ВКС по плану. | в течение года | |
Распечатать анализ. | июнь 2023 | |
Снимать фрагменты уроков истории (различных этапов) | в течение года. | |
Организовать участие учеников в онлайн тестировании «Фоксфорд», «Решу ОГЭ», « Решу ЕГЭ» Организовать участие учеников в НОУ, конкурсах, проектах. | в течение года | |
Вести постоянный учет за успеваемостью по выбранным предметам | в течение года. | |
Организовать дополнительные занятия по истории и обществознанию для слабоуспевающих обучающихся по плану. Организовать дополнительные занятия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ Изучить рекомендации от ИРОО по совершенствованию преподавания предмета «обществознания» и «история» в 2022 г. – 2023г. | в течение года. 1 час в неделю с 01.10.2022г по май 2023г. До апреля 2023г. | |
Сохранить процент качества при мониторинговых исследованиях по предметам история, обществознание. | Провести анализ мониторинговых исследований. (ВПР по истории и обществознанию) | в течение года. | |
Составить справки мониторинговых исследований. | в течение года | |
Участвовать в методической неделе «История», «Обществознание» | по плану ОО | |
Применить технологии проблемного обучения, ИКТ в учебном процессе, отработать использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации, а так же технологию критического мышления. | в течение года | |
Провести методический семинар (ШМО) | По плану ШМО | |
Участие в онлайн- пробниках ОГЭ | февраль 2023 | |
Провести пробную контрольную по ВПР в 6, 8 классах. | январь 2023 | |
Организация участия в ВПР по истории и обществознанию в 6 классе, в режиме апробации. | по плану ОО | |
Повысить процент качества итоговых результатов по преподаваемым предметам | Изучить литературу по теме «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации». | | |
Использовать современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания. | в течение года на уроках | |
По рекомендациям с курсов изучить заинтересовавший вопрос. | в течение года | |
(Провести), принять участие в муниципальном мастер-классе, конференции. | по плану РМО | |
Провести предметную неделю по истории и обществознанию. | по плану ОО | |
2.Развитие таланта | | Организовать обсуждение литературы по актуальной теме «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации». | по плану ШМО | |
| | Участвовать в семинарах по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ | по плану ОО | |
| | Участие в различных интеллектуальных конкурсах | в течение года | |
| Участие в районной НПК | по графику | |
3.Прозрач ность и объектив ность образовательного процесса | Повысить системность работы в ЕОС «Дневник. ру» до 100 % | Заполнять электронный дневник регулярно после занятий (тематическое планирование, домашнее задание, оценки) | регулярно в течение года | |
Участвовать в обновлении разделов официального сайта школы (методическая копилка) 1 раз в 10 дней | Своевременно предоставлять информацию для новостей на сайт организации | в течение года | |
Участвовать в повышении методической копилки школы на сайте ОУ | в течение года | |
4.Качество образовательной среды | Продолжить использование Интернет-ресурсов в образователь ном процессе | Использовать Интернет-ресурсы при организации учебно-воспитательного процесса не менее 2 раз в неделю | в течение года | |
| Участие в диагностичес ких процедурах своей профессиональной компетентнос ти | Участие в диагностических процедурах, проводимых БОУ ДПО «ИРООО», муниципальной методической службой, своей профессиональной компетентности по истории и обществознанию | по плану БОУ ДПО «ИРООО», | |
| Пройти профессиональную переподготовку по преподаваемым предметам | Пройти профессиональную переподготовку по преподаваемым предметам (история и обществознание). | 2022 - 2023 | |
| Получить 1 категорию. | Снять видео уроки на аттестацию | 2022- 2023 | |
| | Подготовит пакет документов на аттестацию | 2022 - 2023 | |
| | Предоставить пакет материалов в аттестационную комиссию | 2022- 2023 | |
5.Индиви- дуализация образова- тельного процесса | Разработать программу курса внеурочной деятельности | Подобрать задачи и литературу для разработки рабочей программы по краткосрочному курсу внеурочной деятельности по преподаваемым предмету обществознание на углублённом уровне | апрель 2023 | |
Изучить литературу по теме | | |
| | |
| Продолжить участие в инновационной деятельности на уровне школы и муниципалите та | Участвовать на уровне ОО в инновационной деятельности. Участвовать на уровне ОО в социальном проекте по профориентации школьников (2022года разработки) и в проекте «Цифровая школа» | В течение года | |
| Разместить опыт своей работы в сети интернет | Опубликовать опыт работы по профессиональному развитию на методической страничке сайта школы. | По возможности | |
| Представить опыт работы на муниципаль ной презентацион ной площадке. | Снять видеофрагменты по применению технологий равных возможностей для представления опыта работы | В течение года | |
| | Подготовить папки для представления наработанных листов наблюдений по применению педагогических технологий. | | |
6.Качество реализации программы перевода образовательной организации в эффективный режим развития | Разработать программу профессионального развития на основе индикативного подхода и проводить своевременную корректировку | Разработать программу профессионального развития на 2022-2023 учебный год | июнь, июль 2022 | |
Участвовать в педсовете. | По плану ОО | |
Принять участие в разработке программы развития по переводу школы в эффективный режим работы. | В течение года | |
| Своевременно подготовить необходимую отчетную документацию | Сдача индивидуальных отчетов по реализации ИППР | май 2023 | |
| | Отчет как учителя-предметника | май 2023 | |
| | Отчет по ТИ | май 2023 | |
| | Отчет по одаренным детям | май 2023 | |
| | Справки по результатам ОГЭ и ЕГЭ | июнь 2023 | |
Справки по результатам диагностических работ | май 2023 | |
Годовой отчет по реализации программы развития (самооценка по итогам года, лучшие практики за истекший период) | май 2023 | |
| Публично представить опыт своей образователь ной деятельности | Дать открытые уроки по применению современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания на уровне школы | в течение года | |
| | Провести мастер-класс по применению технологии использования современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания. | 2022 -2023 | |
Результаты оценки (таблица, диаграмма)
Результаты оценки (таблица, диаграмма)
Массовость достижения базовых результатов.
Развитие таланта
Прозрачность и объективность образовательного процесса
Качество образовательной среды
Индивидуализация образовательного процесса
Результаты участия в региональных и федеральных программ
Качество реализации программы перевода ОУ в эффективный режим
23