Реферат по литературе
Ирония в творчестве
Александра Сергеевича Пушкина.
Автор: Потылицын Роман,
ученик 10 А класса.
Руководитель: Ладынина А.Л.
г. Абакан
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
2. ИРОНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА………………………………….....4
2.1. ОБ ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………….4
2.2. О ПРОСВЕЩЕНИИ…………………………………………………..6
2.3. О МОНАРХАХ………………………………………………………..7
2.4. ОБ ОБРАЗАХ………………………………………………………….7
2.5. О ЛЮБВИ……………………………………………………………...9
2.6. О СМЕРТИ…………………………………………………………….10
3. ЛЕГЕНДАРНЫЕ АНЕКДОТЫ О ПУШКИНЕ……………………………....11
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..18
1. ВВЕДЕНИЕ.
"Наша память хранит с малолетства веселое имя Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни". Это слова Александра Блока.
Мы привычно называем Пушкина «солнцем русской поэзии», говорим о его жизнелюбии, оптимизме. А действительно ли Александр Сергеевич был наделен, кроме поэтического гения, и богатым чувством юмора? Этот вопрос и стал целью моего исследования.
Задачи, определенные мною для этой работы:
- перечитать некоторые произведения Пушкина, обращая большее внимание на юмористические (иронические) ситуации и авторские комментарии;
- познакомиться с точкой зрения на этот вопрос современников А.С.Пушкина и литературоведов.
По словарю В.И. Даля: «Ирония - речь, смысл или значение, которой противоположно буквальному смыслу слова, насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание, глумь». По словарю С.И. Ожегова: «Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме».
Однажды на вечеринке на вопрос, как он себя чувствует, Пушкин ответил, не долго думая: «И кюхельбеккерно, и тошно». Обладатель оскорбленной первым определением фамилии тотчас же вызвал обидчика на дуэль, а тот, вообще говоря, отчаянный задира. Говорят, гадалка предсказала Пушкину смерть на дуэли, после чего он постоянно испытывал судьбу, не смел возражать. Драться решили на пистолетах. Выехали загород. Пока готовились к поединку, Пушкин все увещевал Дельвига, стоявшего рядом с Кюхельбекером: «Смотрите, как бы он не попал вам в голову! Идите лучше ко мне, здесь значительно безопаснее», тем самым намекая на меткость противника. Вспыльчивый Кюхельбеккер настолько разволновался, что, размахивая пистолетом, прострелил-таки Дельвигу шляпу. Этот в частности и множество других случаев подтверждают, что Александр Сергеевич был весьма острым на язык человеком, отнюдь не лишенным чувства юмора.
Шутки встречаются во многих его произведениях, но лишь некоторые из них - проявление доброжелательности и юмора по отношению к своим героям. В подавляющем же большинстве своем - это ирония, иногда чрезвычайно горькая и едкая. Темой нашего исследования стала ирония в произведениях Александра Сергеевича Пушкина 1826-1836 гг. Именно в этот период были написаны наиболее значительные произведения: закончен роман в стихах «Евгений Онегин», поэмы «Медный всадник» и «Полтава», «Повести Белкина», «Пиковая Дама», романы «Дубровский» и «Капитанская дочка» и т.д. При рассмотрении темы будет удобнее следовать не произведениям, но направленности, которую получила ирония в процессе творчества. Мишенями для острот поэта стали общество и любовь, смерть и просвещение, монархи и друзья. Кроме того, достаточно часто ирония оказывается одной, обычно самой яркой, из красок, с помощью которых Пушкин обрисовывает своих героев.
2. ИРОНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА
2.1. ОБ ОБЩЕСТВЕ
В своем незаконченном историческом романе «Арап Петра Великого» Пушкин, вырисовывая французское общество, добавляет частицу иронии в этот обобщенный портрет: « Между тем общества представляли картину самую занимательную. Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. Богатство, любезность, слава, таланты, самая странность, все, что подавало пищу любопытству или обещало удовольствие, было принято с одинаковой благосклонностью. Литература, ученость и философия оставляли тихий свой кабинет и являлись в кругу большего света угождать моде. Женщины царствовали, но уже не требовали обожания».
Но чаще всего ирония показывает пороки российского общества, современного поэту. «Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтоб разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеупотребительного правила чин чина почитай, ввелось в употребление другое ум ума почитай?» Какие возникли бы споры! И слуги с кого начинали бы кушанье подавать? Здесь мы видим прозрачный намек на несоответствие чина с умственными способностями его носителя.
Поведение современных ему помещиков Александр Сергеевич также не обходит вниманием. В повести «Барышня-Крестьянка» он, описывая встречу двух поссорившихся помещиков, говорит следующие слова: «Делать нечего. Муромский, как образованный европеец, подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал. Берестов отвечал с таким же усердием, с каковым цепной медведь кланяется господам, по приказанию своего вожатого. Муромский не мог отказаться, ибо чувствовал себя обязанным, и таким образом Берестов возвратился домой со славою, затравив зайца и ведя своего противника раненым и почти военнопленным». Нравы поместного дворянства поэт справедливо осмеивает, как пороки общества в целом.
Вот как описывается окружение села Горюхина: «Страна, по имени столицы своей Горюхином называемая, занимает на земном шаре более 240 десятин. Число жителей простирается до 63 душ. К северу граничит она с деревнями Дериуховом и Перкуховом, его обитатели бедны, тощи и малорослы, а гордые владельцы преданы воинственному упражнению заячьей охоты. К югу река Сивка отделяет ее от владений карачевских вольных хлебопашцев - соседей беспокойных, известных буйной жестокостью нравов. К западу облегают ее цветущие поля захарьинские, благоденствующие под властью мудрых и просвещенных помещиков. К востоку примыкает она к диким, необитаемым местам, к непроходимому болоту, где произрастает одна клюква, где раздается лишь однообразное кваканье лягушек и где суеверное предание предполагает быть обиталищу некоего беса». Здесь ирония перерастает в сатиру. Это обобщенный образ России, пусть утрированный, но, тем не менее, горький.
В повести «Рославлев» очень удачно сопоставлены материальные интересы маменек, заинтересованных повыгоднее выдать дочек замуж, с патриотизмом. «Приезд государя усугубил общее волнение. Восторг патриотизма овладел, наконец, и высшим обществом. Гостиные превратились в палаты прений. Везде толковали о патриотических пожертвованиях. Повторяли бессмертную речь молодого графа Мамонова, пожертвовавшего своим имением. Некоторые маменьки после того заметили, что граф уже не такое завидный жених, но все мы были от него в восхищении».
В поэме «Езерский» Пушкин легко, словно играючи, говорит о серьезных вещах, показывая настоящую причину падения интереса его поколения к деяниям предков.
Кто б ни был ваш родоначальник,
Мстислав Удалый, иль Ермак,
Или Митюшка целовальник,
Вам все равно - конечно так,
Вы презираете отцами,
Их древней славою,
правами Великодушно и умно,
Вы отреклись от них давно,
Прямого просвещенья ради,
Гордясь, как общей пользы друг,
Ценою собственных заслуг,
Звездой двоюродного дяди
Иль приглашением на бал
Туда, где дед ваш не бывал.
О столь серьезном и даже несколько удручающем факте, как утрате памяти о великих предках, поэт говорит не без доли юмора, что даже приободряет читателя.
Роман в стихах «Евгений Онегин» просто таки пестрит ироническими выпадами в сторону современного поэту общества. Вот лишь один пример, в котором он говорит о недалекости светских господ:
Вот мой Онегин на свободе,
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет
- И наконец, увидел свет.
Он по-французски совершенно,
Мог изъясняться и писал,
Легко мазурку танцевал,
И кланялся непринужденно.
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
2.2. О ПРОСВЕЩЕНИИ
Состояние просвещения в России довольно часто делается мишенью для нападок поэта.
«Таким образом, достиг я шестнадцатилетнего возраста, оставаясь при первоначальном моем образовании и играя в лапту с моими потешными, единственная наука, в коей приобрел я достаточное познание во время пребывания моего в пансионе» («История села Горюхина»).
Об уровне образования в дворянских семьях поэт все чаще отзывается отрицательно. «Образование литератора всегда казалось для меня самым завидным. Родители мои, люди почтенные, но простые и воспитанные по-старинному, никогда ничего не читывали, и во всем доме, кроме Азбуки, купленной для меня, календарей и Новейшего письмовника, никаких книг не находилось» («История села Горюхина»). Или из «Капитанской дочки»: «С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году жизни я выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла».
Из вышеприведенных отрывков пушкинской прозы мы можем судить об отношении к просвещению в России в то время. Родители не заботились о том, чтобы их дети получили хорошее образование, пуская все на самотек, и это приводило к тому, что молодых дворян учили играть в лапту или же судить о свойствах борзого кобеля, а не наукам.
Также объектом иронии становится отношение общества к родному языку. Вот строки из Евгения Онегина:
«Я знаю, дам хотят заставить,
Читать по-русски, право, страх!
Могу ли их себе представить,
С Благонамеренным в руках!
Я шлюсь на вас, мои поэты,
Не правда, ль милые предметы,
Которым за свои грехи,
Писали втайне мы стихи,
Не все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,
И в их устах язык чужой,
Не обратился ли в родной?»
2.3. О МОНАРХАХ
При всем своем уважении к Петру I, Александр Сергеевич не идеализирует этого бесспорно великого человека. Довольно часто в своих произведениях поэт иронизирует над самим Императором и его творением – городом Санкт-Петербургом. Вот как описывается город Петра в незаконченном историческом романе «Арап Петра Великого»: «Дома казались, наскоро построены. Во всем городе не было ничего великолепного, кроме Невы, не украшенной еще гранитною рамой». Весьма странное отношение Петра к собственному чину также не ускользает от внимания Пушкина: « На другой день Петр по своему обещанию разбудил Ибрагима и поздравил его капитан-лейтенантом бомбардирской роты Преображенского полка, в коей сам был капитаном» («Арап Петра Великого»).
2.4. ОБ ОБРАЗАХ
Довольно часто ирония является важным инструментом для раскрытия образа того или иного героя. Вот как, например, это происходит в повести «Дубровский»: «Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина!» «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства, и каждый вечер бывал навеселе». Эти две цитаты достаточно ярко характеризуют Кирила Петровича Троекурова, и если первая только намекает на его избалованность, то вторая почти открыто кричит об этом. Часто герой характеризуется иронией со слов других персонажей: «Ахти, Егоровна, - сказал дьячок, - да как у Григорья-то язык повернулся, я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на Кирила Петровича. Как увидишь его, страх и трепет и краплет пот, а спина-то сама так и гнется, так и гнется». Разве после таких речей можно говорить об уважении? Здесь только страх.
«Он вел жизнь самую рассеянную, торчал на всех балах, объедался на всех дипломатических обедах, и на всяком званом вечере был так же неизбежим, как резановское мороженое» - так описывает Александр Сергеевич Чарского в «Египетских ночах».
Ирония также используется для освещения различных черт графини в повести «Пиковая дама»: «Барышня подняла голову и сделала знак молодому человеку. Он вспомнил, что от старой графини таили смерть ее ровесниц и закусил губу. Но графиня услышала весть, для нее новую, с большим радушием.
- Умерла! - сказала она, - а я так и знала! Мы вместе были пожалованы во фрейлины, и когда мы представились, то государыня… И графиня в сотый раз рассказала внуку свой анекдот».
Тот же прием усматривается и в случае отношений Лизаветы Ивановны с Германом: «Лизаветы Ивановна ее не слушала. Возвратясь домой, она побежала в свою комнату, вынула из-за перчатки письмо, оно не было запечатано. Лизавета Ивановна его прочитала. Письмо содержало в себе признание в любви, оно было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-немецки не умела и была очень им довольна».
Да и сам Герман не обойден иронией автора. «Две неподвижные идеи не могут вместе сосуществовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место, тройка, семерка, туз - скоро заслонили в воображении Германа образ мертвой старухи».
Иронизирует Александр Сергеевич и по поводу поэтов. «Несмотря на великие преимущества, коими пользуются стихотворцы, признаться кроме права ставить винительный падеж вместо родительного и еще кой-каких так называемых поэтических вольностей, мы никаких особенных преимуществ за русскими стихотворцами не замечаем». Здесь Пушкин не лишен и самоиронии.
С помощью иронии в описании размещения Петра в крепости Пушкин показывает скрытые стороны характера капитанши в повести «Капитанская дочка»: «В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.
- Максимыч! - сказала капитанша. - Отведи господину офицеру квартиру, да почище.
- Слушаю, Василиса Егоровна, - отвечал урядник. - Не поместить ли его благородие к Ивану Полежаеву?
- Врешь, Максимыч, - сказала капитанша, - у Полежаева и так тесно он же мне кум и помнит, что мы его начальники. Отведи господина офицера как ваше имя отчество, мой Батюшка? Петр Андреич. Отведи Петра Андреича к Семену Кузову, он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород».
Довольно часто скрытая насмешка используется в романе в стихах «Евгений Онегин». Вот как автор рисует окружение, в котором приходится вращаться главному герою:
«К покойнику со всех сторон
Съезжались недруги и други,
Охотники до похорон.
Покойника похоронили.
Попы и гости ели, пили
И после важно разошлись,
Как будто делом занялись».
А вот московское общество:
«Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица.
Необходимые глупцы».
2.5. О ЛЮБВИ
На тему любви мы так же не встретим много случаев иронизирования, хотя вряд ли можно сказать, что эта тема для поэта была столь серьезна и непогрешима. Раскрывая истинную природу чувства своей героини в повести «Выстрел», автор говорит: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена», также не забывая намекнуть, что подобное явление, видимо, существует в масштабах всего общества.
Семейные отношения времени поэта также являются поводом для иронии. «Семнадцати лет, при выходе ее из монастыря, выдали ее за человека, которого она не успела полюбить и который впоследствии никогда об этом не заботился» («Арап Петра Великого»).
А вот как описывается процесс угадывания жениха Наташи:
«- Батюшка-братец, - отвечала старушка, - как нам угадать? Мало ли женихов при дворе всякий рад взять за себя твою Наташу.Долгорукий, что ли?
- Нет, не Долгорукий.
- Да и Бог с ним больно спесив. Шеин, Троекуров?
- Нет, ни тот, ни другой.
- Да и мне они не по сердцу ветрогоны, слишком понабрались немецкого духу. Ну, так Милославский?
- Нет, не он.
- И Бог с ним богат, да глуп».
Таким образом, вырисовывается перед нами довольно забавная картина тогдашнего петровского общества.
И еще о любви:
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный ничего любезней верно, нет его.
(«Евгений Онегин»).
1.6. О СМЕРТИ
Редкость появления в пушкинских творения иронии на тему смерти можно объяснить ее трагизмом и чувством такта поэта.
Одним из проявлений ироничности автора на тему смерти можно считать следующий отрывок из повести «Выстрел»: «Он всегда шутит, графиня, - отвечал ей Сильвио, - однажды дал он мне, шутя, пощечину, шутя, прострелил мне вот эту фуражку, шутя, дал сейчас по мне промах, теперь и мне пришла охота пошутить…» Мы можем заметить, что, не лишенная трагизма, ирония в устах героя, находящегося в экстремальной ситуации, значительно поднимает героя в глазах читателя. Мы можем сделать заключение, что, видимо, это мужественный человек, ведь только мужественный может найти в себе силы призвать чувство юмора в трудную минуту.
В еще более философской повести «Гробовщик» ирония по поводу смерти почти повсюду. На этой горькой и не всегда тактичной иронии и построена повесть. «Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей, когда заставал их без дела глазеющих в окно на прохожих, или чтоб запрашивать за свои произведения преувеличенную цену у тех, который имели несчастие, а иногда и удовольствие в них нуждаться».
3. ЛЕГЕНДАРНЫЕ АНЕКДОТЫ О ПУШКИНЕ
После одного обеда, на котором было выпито порядочное количество шампанского, Пушкин беседовал со знакомою ему дамой. Нужно заметить, что дама была рябая. Какая-то фраза, сказанная Пушкиным, показалась ей не совсем приличной, и она заметила ему:
— У вас, Александр Сергеевич, кажется, в глазах двоит.
— Нет, сударыня,— отвечал он,— рябит.
Во время пребывания Пушкина в Оренбурге, в 1833 году, один из местных помещиков приставал к нему, чтобы он написал ему стихи в альбом. Поэт отказывался. Помещик выдумал стратагему, чтобы выманить у него несколько строк. Он имел в своем доме хорошую баню и предложил ее к услугам дорогого гостя.
Пушкин, выходя из бани, в комнате для одеванья и отдыха нашел на столе альбом, перо и чернильницу. Улыбнувшись шутке хозяина, он написал ему в альбом: «Пушкин был у А-ва в бане».
Однажды в приятельской беседе один знакомый Пушкину офицер, некий Кондыба, спросил:
— Скажи, Пушкин, рифму на рак и рыба.
— Дурак Кондыба,— ответил поэт.
— Нет, не то,— сконфузился офицер,— ну, а рыба и рак?
— Кондыба дурак,— подтвердил Пушкин.
В кружке приятелей и людей любимых Пушкин не отказывался читать вслух свои стихи. Читал он превосходно, и чтение его в противоположность тогдашнему обыкновению читать стихи нараспев и с некоторой вычурностью, отличалось, напротив, полною простотою.
Однажды вечером, перед тем как собравшимся надо было разъезжаться, его попросили прочитать стихотворение, оканчивающееся так:
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Только что, окончив чтение, Пушкин замечает, что одна из слушательниц, молодая барыня по имени Варвара Алексеевна, зевнула, и мгновенно Пушкин произнес следующие четыре стиха:
Но укротился пламень гневный
Свирепых демоновских сил,
И он Варвары Алексеевны
Зевоту вдруг благословил.
Известно, что в давнее время должность обер-прокурора считалась доходною, и кто получал эту должность, тот имел всегда в виду поправить свои средства. Вот экспромт на эту тему, сказанный Пушкиным.
Сидит Пушкин у супруги обер-прокурора. Огромный кот лежит возле него на кушетке. Пушкин его гладит, кот выражает удовольствие мурлыканьем, а хозяйка пристает с просьбой сказать экспромт. Шаловливый молодой поэт, как бы не слушая хозяйки, обращается к коту:
Кот-Васька плут, кот-Васька вор,
Ну, словно обер-прокурор.
Известный русский писатель Иван Иванович Дмитриев однажды посетил дом родителей Пушкина, когда последний был еще ребенком. Подшучивая над оригинальным типом лица мальчика и его кудрявыми волосами, Дмитриев сказал:
— Какой арапчик!
В ответ на это вдруг десятилетний внук Ганнибала неожиданно отрезал:
— Да зато не рябчик!
Можно представить себе удивление и смущение присутствующих, которые поняли, что мальчик Пушкин подшутил над физиономией Дмитриева, обезображенной рябинами.
Спросили Пушкина на одном вечере про барыню, с которой он долго разговаривал, как он ее находит, умна ли она?
— Не знаю,— отвечал Пушкин очень строго и без желанья поострить,— ведь я с ней говорил по-французски.
Глухой глухого звал к суду судьи глухого.
Глухой кричал: «Моя им сведена корова».
— «Помилуй,— возопил глухой тому в ответ,— Сей пустошью владел еще покойный дед».
Судья решил: «Почто ж идти вам брат на брата,
Ни тот и ни другой, а девка виновата».
Будучи в Екатеринославле, Пушкин был приглашен на один бал. В этот вечер он был в особенном ударе. Молнии острот слетали с его уст, дамы непрерывно старались завладеть его вниманием.
Два гвардейских офицера, два недавних кумира Екатеринославских дам, не зная Пушкина и считая его каким-то «вероятно учителишкой», порешили, во что бы то ни стало «переконфузить» его. Подходят они к Пушкину и, расшаркиваясь самым бесподобным образом, обращаются:
— Mille pardons, не имея чести вас знать, но видя в вас образованного человека, позволяем себе обратиться к вам за маленьким разъяснением.
Не будете ли вы так любезны, сказать нам, как правильнее выразиться:
«Эй, человек, подай стакан воды» или «Эй, человек, принеси стакан воды?»
Пушкин живо понял их желание подшутить над ним и, нисколько не смутившись, отвечал серьезно:
— Мне кажется, вы можете выразиться прямо: «Эй, человек, гони нас на водопой!».
Незадолго перед смертью Пушкин в Александрийском театре сидел рядом с двумя молодыми людьми, которые беспрестанно, кстати, и не, кстати, аплодировали Асенковой, знаменитой в то время актрисе.
Не зная Пушкина и видя, что он равнодушен к игре их любимицы, они начали шептаться и заключили довольно громко, что сосед их дурак.
Пушкин, обратившись к ним, сказал:
— Вы, господа, назвали меня дураком. Я — Пушкин и дал бы теперь же каждому из вас по оплеухе, да не хочу: Асенкова подумает, что я ей аплодирую.
Один лицеист вскоре после выпуска из императорского Царскосельского лицея, в 1829 году, встретил Пушкина на Невском проспекте. Поэт, увидав на нем лицейский мундир, подошел и спросил:
— Вы, вероятно, только что выпущены из лицея?
— Да, только что выпущен с прикомандированием к гвардейскому,— ответил лицеист и в свою очередь спросил: — Вы тоже воспитывались в нашем лицее?
— Да.
— А позвольте спросить вас, где вы теперь служите?
— Я числюсь по России,— ответил Пушкин.
Когда А. С. Пушкин учился в Царскосельском лицее, одному из его товарищей довелось писать стихи на тему восхода солнца. Тогда преподавателем словесности был там автор «Риторики» Н. Ф. Кошанский. Этот ученик, вовсе не имевший поэтического дара, сделал, впрочем, попытку и написал следующий неуклюжий семистопный стих:
От запада встает великолепный царь природы.
Далее стихотворение не подвигалось. Мученик-стихотворец обратился к Пушкину с просьбой написать ему еще хоть одну строку. Лицеист-поэт приписал под первым стихом:
Не знают — спать, иль нет? — смущенные народы.
Неведомский — поэт, неведомый никем,
Печатает стихи неведомо зачем.
Александр Сергеевич во время своего пребывания в Царскосельском лицее задумал удрать в Петербург погулять. Отправляется к гувернеру Трико, тот не пускает, заявив при этом, что он будет следить за ним.
Пушкин махнул рукой на это заявление и, захватив Кюхельбекера, удирает в Питер. За ними последовал и Трико. К заставе первым подъезжает Александр Сергеевич.
— Фамилия?— спрашивает заставный.
— Александр. Однако!— отвечает поэт. Заставный записывает фамилию и пропускает едущего. За Пушкиным подкатывает Кюхельбекер.
— Фамилия?— спрашивает опять заставный.
— Григории Двако!— отвечает товарищ Пушкина, придумавшего эту остроумную комбинацию.
Заставный записывает и с сомнением качает головой. Подъезжает, наконец, гувернер.
— Ваша фамилия?— окликает его сторож.
— Трико.
— Ну, врешь.— теряет терпение заставный,— здесь что-то недоброе! Один за другим — Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку!
Бедняга Трико просидел целые сутки под арестом при заставе, а Пушкин свободно покутил со своим товарищем.
В 1834 году ходила в обществе по рукам эпиграмма: «В Академии наук заседает князь Дундук...». Новый министр народного просвещения граф Увароз встретил у Карамзиных Пушкина, которому молва приписывала эту эпиграмму.
Министр сказал поэту:
— Вы роняете свой талант, позволяя себе осмеивать почтенных и заслуженных людей такими эпиграммами.
Пушкин вскипел и ответил ему:
Какое право имеете вы делать выговор, когда не смеете утверждать, что это мои стихи?
— Но все говорят, что ваши! — возразил Уваров.
— Мало ли что говорят! А я вам вот что скажу: я на вас напишу стихи и напечатаю их с моею подписью.
И действительно, когда вскоре после этого разговора Уваров захворал, а наследники торопились опечатать его имущество в надежде, что он умрет, между тем как министр неожиданно выздоровел, Пушкин написал стихотворение: «На выздоровление Лукулла», которое и было напечатано в «Московском Наблюдателе».
Эта выходка принесла много неприятностей поэту. В результате он получил вызов к Бенкендорфу и имел объяснение с ним, о котором рассказывал сам Пушкин.
Приводим этот рассказ с сокращениями:
«Вхожу. Граф с серьезной, даже со строгой миной, впрочем, учтиво, ответил на мой поклон, пригласил меня сесть у стола vis-a-vis.
— Александр Сергеевич! Я обязан сообщить вам неприятное и щекотливое дело по поводу вот этих ваших стихов. Хотя вы и назвали их Лукуллом и переводом с латинского... но все русское общество в наше время настолько просвещено, что умеет читать между строк...
— Совершенно согласен и радуюсь за развитие общества. Но позвольте узнать, кто эта жалкая особа, которую вы узнали в моей сатире?
— Не я узнал, а Уваров сам себя узнал и просил обо всем доложить государю. И даже то, как вы сказали ему, что напишете на него стихи и подпишетесь под ними.
— Сказал и теперь не отпираюсь... Только именно эти стихи я написал не на него.
— А на кого же?
— На вас!
Бенкендорф, вытаращив на меня глаза, вскрикнул:
— Что?!На меня?
А я, заранее восхищаясь развязкой... три раза оборачиваясь к нему лицом, повторял:
— На вас, на вас, на вас!
Тут уж Александр Христофорович, во всем своем величии власти, громовержцем поднимаясь с кресла, схватил журнал и, подойдя ко мне, дрожащей от злобы рукой тыкая на известные места стихов, сказал:
— Однако, послушайте, сочинитель! Что ж это такое? Какой-то пройдоха наследник... (читает) «Теперь уж у вельмож не стану нянчить ребятишек...» Ну, это ничего... (продолжает читать): «Теперь мне честность— тын-трава, жену обманывать не буду!.. «Ну, и это ничего, вздор!.. но вот ужасное, непозволительное место:
«Не воровать уже забуду казенные дрова». А что вы на это скажете?
— Скажу только, что вы не узнаете себя в этой колкости.
— Да разве я воровал казенные дрова?
— Так, стало быть, Уваров воровал, когда подобную улику принял на себя.
Бенкендорф понял силлогизм, сердито улыбнулся и промычал:
— Гм! Да!.. Сам виноват...
— Вы так и доложите государю. А за сим имею честь кланяться вашему сиятельству».
Рассказывают о следующей подробности свидания Пушкина с Императором Николаем Павловичем. Поэт и здесь остался поэтом. Ободренный снисходительностью государя, он делался более и более свободен в разговоре и, наконец, дошел до того, что незаметно для себя самого оперся на стол, который был позади него, и почти сел на этот стол. Государь быстро отвернулся от Пушкина и потом говорил: «С поэтом нельзя быть милостивым».
В то время как городская жизнь раздражает и злит поэта, деревня, совершенно наоборот, в сравнении с его юными годами, успокаивает его нервы, и он снова делается среди деревенской обстановки ясен душой и весел. Так, уехав осенью 1828 года в Малинники, деревню Тверской губернии, принадлежавшую П. А. Осиповой, он пишет оттуда Дельвигу в ноябре:
«Здесь очень весело. Прасковью Александровну люблю душевно; жаль, что она хворает и все беспокоится. Соседи ездят смотреть на меня, как на собаку Мунито*. Скажи это графу Хвостову, Петр Маркович здесь повеселел и утомительно мил.На днях было сборище у одного соседа; я должен был туда приехать. Дети его родственницы, балованные ребятишки, хотели непременно туда же ехать. Мать принесла им изюму и черносливу и думала тихонько от них убраться; но Петр Маркович их взбудоражил; он к ним прибежал: «Дети! Дети! Мать вас обманывает! Не ешьте чернослива, поезжайте с нею—там будет Пушкин, весь сахарный, его разрежут, и всем вам будет по кусочку». Дети разревелись: «Не хотим чернослива, хотим Пушкин». Нечего делать, их повезли, и они сбежались ко мне, облизываясь, но увидев, что я не сахарный, а кожаный, совсем опешили».
В качестве камер-юнкера Пушкин очень часто бывал у высокопоставленных особ, которые в то блаженное время на всякий выдающийся талант, как литературный, так и артистический, все еще продолжали смотреть как на нечто шутовское и старались извлечь из такого таланта как можно более для себя потешного. Пушкин был брезглив на подобные отношения к себе и горячо протестовал против них меткими, полными сарказма экспромтами.
Явившись, раз к высокопоставленному лицу, Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При входе поэта лицо, разумеется, и не подумало изменить позы, а когда Пушкин, передав, что было нужно, хотел удалиться, то получил приказание произнести экспромт.
— Дети на полу — умный на диване,— сквозь зубы сказал раздосадованный Пушкин.
— Ну, что же тут остроумного,— возразила особа,— дети на полу умный на диване. Понять не могу... Ждал от тебя большего.
Пушкин молчал, и когда особа, повторяя фразу и перемещая слоги, дошла наконец до такого результата: детина полоумный на диване, то, разумеется, немедленно и с негодованием отпустила Пушкина.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Некоторые произведения Александра Сергеевича Пушкина являются ироничными целиком, ироничными по замыслу и сюжету. Такова, например, повесть «Пиковая Дама» - произведение-насмешка над всеми, кто ведет жизнь игрока, над жаждой легкого обогащения. Чаще ирония высказывается автором через своих героев, но есть и ирония самого автора. Например, роман «Арап Петра Великого» просто-таки насыщен авторской иронией, равно как и роман в стихах «Евгений Онегин» очень богат ироничными авторскими отступлениями от основного повествования.
И в лирике пушкинской много строк юмористических, иронических, даже в серьезных, в общем-то, темах. А ведь им еще написаны и эпиграммы, и «посвящения дамам в альбом»!
Почти полностью ирония отсутствует в драматургии Пушкина. Трагедии чрезвычайно бедны скрытой насмешкой. Видимо, Александр Сергеевич вполне справедливо считал иронию неуместной в этом жанре, прибегая к другим выразительным средствам.
Таким образом, я убедилась, что Александр Сергеевич Пушкин – действительно гениальный во всём человек, с потрясающим чувством юмора, умеющий не только в других подмечать достойное улыбки или смеха, но и в себе самом. Так Пушкин все больше становится для меня не бронзовым памятником, портретом в хрестоматии, а живым великолепным собеседником. Как много еще предстоит познать, перечитывая замечательные строки его произведений!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. - Москва, 1986.
2. Поспелов С.И. От Крылова до Чехова - Москва, 1985.
3. Эйдельман Н.Я. Пушкин - Москва, 1984.
4. Орлов П.А. История русской литературы XIX в. - Москва, 1991.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Москва, 1981.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -
Москва, 1979.