СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследования уровня физического развития и физической подготовленности девушек 11 классов занимающихся аэробикой
ИСCЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК 11 КЛАССОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОБИКОЙ
Введение
Понятие здоровья определяется как психофизическое состояние человека, которое характеризуется отсутствием патологических изменений и наличием функциональных резервов, достаточных для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания (Будзин с соавт.., 1994).
В настоящее время особую актуальность приобретают проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения, в частности, старших классов. Ряд российских исследователей отмечают ухудшения здоровья школьников. Выявлены недостаточные показатели физического развития, снижение уровня физической подготовленности, прогрессирование дефицита двигательной активности. Статические данные подтверждают ухудшение здоровья женщин. Имеются исследования, свидетельствующие о низком уровне показателей физического развития, физической подготовленности и работоспособности дошкольников [4,16, 26, и др.].
Один из наиболее доступных, эффективных способов улучшения здоровья подрастающего поколения - приобщение к занятиям физической культурой и спортом.
Физические упражнения могут и должны стать неотъемлемой частью образа жизни школьника, средством удовлетворения потребностей в мигательной активности, гармонично развитой личности.
Существующие в настоящее время программы по физической культуре в Образовательных учреждениях, их содержание и стандартные требования не отвечают в полной мере современным социально-экономическим условиям и нуждаются в серьезной доработке.
В связи с этим назрела острая необходимость в совершенствовании учебного процесса путем поиска новых форм, средств, методов организации
занятий, усиления мотивации учащейся молодежи к занятиям физической культурой и спортом.
-5-
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости научного обоснования применения аэробики в общеобразовательных убеждениях г. Гусиноозёрск. Эффективность занятий аэробикой, уже доказанная многократно за рубежом, должна быть доказана и в г.Гусиноозёрск, население которой имеет свои специфические, свойственные данному району, особенности. Важность этого исследования обусловливается также возрастающим интересом к этому виду физической реабилитации.
Гипотеза исследования заключается в том, что применение методик организации уроков по физической культуре на основе применения элементов базовой аэробики будут способствовать повышению уровню физического развития и физической подготовленности девушек 11 классов общеобразовательной школы.
Цель эксперимента - совершенствование методики организации урочной формы занятий физической культурой с учетом физиологических, психологических особенностей женского организма, интересов и потребностей учащихся. Объектом исследования в нашем эксперименте явился учебно-воспитательный процесс по физической культуре в общеобразовательных учреждениях г. Гусиноозёрск.
Предметом исследования – изменения динамики физического развития и физической подготовленности девушек 11 классов в результате занятий аэробикой и уроками физической культуры г.Гусиноозёрск и Улан-Удэ.
Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно является первой попыткой научного обоснования применения аэробики в учебном процессе по физическому воспитанию в образовательных учреждениях г. Гусиноозёрск.
Практическая значимость работы определяется тем, что разработанная нами программа аэробики может использоваться для укрепления здоровья, повышения физических кондиций учащихся, гармоничного развития личности во всех общеобразовательных учреждениях г. Гусиноозёрск.
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Аэробные упражнения - эффективное средство улучшения здоровья
человека Об эффективности аэробных упражнений говорят многочисленные исследования в области оздоровительной физической культуры
( 8, 10, 27, и др). По мнению В.В. Матова, аэробные упражнения - это единственное универсальное средство в профилактике различных заболеваний ( 39, 40).
Создателем системы аэробных упражнений является американский специалист в области оздоровительной физической культуры, доктор К. Купер. он же ввел термин «аэробика», «аэробный», который в полной мере отражает те физиологические процессы, которые происходят в организме во время физических упражнений определенной интенсивности и продолжительности. ( 26).
Автор оздоровительной системы отнес к аэробным упражнениям типичные бег, ходьбу, езду на велосипеде, прыжки со скакалкой, передвижения на лыжах. ходьбу по лестнице, плавание и многие другие упражнения. Позднее К. Купер наряду с другими видами двигательной активности внес в свою систему и танцевально-гимнастические упражнения, отметив при этом трудности, которые возникают при оценке подобных упражнений из-за их "ацикличности" выполнения и других специфических факторов, например, использования музыки в занятиях, эмоциональности и т.д.
Исследования К. Купера дали положительные сдвиги в состоянии здоровья людей в результате занятий аэробными упражнениями, а именно: -укрепление костной ткани;- нормализацию психоэмоционального состояния человека;- улучшение интеллектуальных способностей;- повышение работоспособности;- защиту от риска сердечных заболеваний;- нормализацию веса тела;
- получение большей эффективности за минимум времени занятий.
Главное доказательство эффективности аэробных упражнений –морфункциональная перестройка в организме, которая лежит в основе совершенствования адаптации и отмечается на всех уровнях - от клеточного до целостно-организменного. Многие авторы считают аэробные упражнения средства профилактики и лечения различных заболеваний [14, 35, 36].
Одним из главных критериев, определяющих степень развития здоровья, является повышение уровня общей выносливости. По данным ряда авторов, при развитии этого физического качества увеличивается жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ) за счет увеличения силы дыхательных мышц, растяжения грудной клетки и легких, снижения сопротивления воздуха в воздушных путях; улучшается легочная вентиляция за счет повышения выносливости дыхательного аппарата и максимальной произвольной вентиляции. Кроме того, увеличивается диффузная способность легких за счет лучшего проникновения кислорода из альвеол в капилляры, увеличенного объема крови в легочных капиллярах, большего количества вентилируемых альвеол. Во время тренировки на выносливость увеличивается содержание миоглобина в мышцах. По данным зарубежных авторов, тренировочные нагрузки, направленные на воспитание выносливости, увеличивают содержание этого железосодержащего соединения на 75-80% . Одной из наиболее важных адаптационных реакций на аэробную нагрузку является увеличение количества капиллярных сосудов вокруг каждого мышечного волокна. В мышцах ног человека занимающегося циклическими видами спорта, количество капилляров на 5-10% больше, чем у малоподвижного индивидуума. Чем больше спортсмен тренируется, тем больше увеличивается (до 15%) количество капилляров, что в свою очередь, улучшает газо- и теплообмен, ускоряет выведения продуктов распада и обмен питательных веществ между кровью и работающими мышечными волокнами. Это обеспечивает подготовку внутренний среды для образования энергии и выполнения мышечных сокращений. Значительное увеличение количества капилляров наблюдается через несколько недель или месяцев тренировочных занятий. Кроме того, аэробная тренировка приводит к увеличению размеров и колличество митохондрий скелетной мышцы, что повышает эффективность ее окислительно метаболизма.
Регулярные тренировки в аэробном режиме способствуют изменениям в крови.Так, у тренированных людей отмечается большее количество эритроцитов и содержание гемоглобина, благодаря чему кровь может принять больше кислорода из альвеолярного воздуха [9]. Тренировка на выносливость приводит к увеличению объема циркулирующей крови.
Аэробные упражнения понижают уровень холестерина в крови и
усиливают его распад в печени, снижают уровень липопротеидов низкой плотности, увеличивает уровень липопротеидов высокой плотности.
В результате всех этих изменений улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем [8,27,28].
Эндокринная система также подвергается положительным изменениям в результате аэробных занятий. Так, происходит активизация функционирования желез, снижается концентрация гормонов в крови в состоянии покоя,Улучшаются окислительно-восстановительные процессы, снабжения кровью головного мозга, снимается утомление после умственного напряжения, быстрее восстанавливаются энергозатраты [8].
Уровень физической работоспособности является важным показателем здоровья. Прослеживается прямая зависимость между двигательной
активностью человека и высоким уровнем работоспособности, а также состоянием здоровья. Об этом говорят многие специалисты: [10 и др.].Одним из наиболее надежных методов оценки работоспособности человека, как известно, является определение показателя максимального потребления кислорода (МПК), величина которого зависит от пола, возраста, веса, роста. уровня физической подготовленности, а также индивидуальных особенностей организма.
Данные некоторых авторов говорят об увеличении показателей МПК до
20% в результате занятий аэробными упражнениями, т.е. упражнениями на панне выносливости. Имеют место результаты исследований, подтверждающие увеличение этого показателя до 30% . Согласно результатами исследований аэробные тренировки положительно влияют на нормализацию веса тела. Именно аэробные занятия способствуют мобилизации жиров в качестве источника энергии, что способствует уменьшению их количества [26, 27].
Регулярные занятия физическими упражнениями ведут к функциональному совершенствованию нервной системы, к положительным сдвигам в ее состоянии, совершенствованию нервной регуляции функций. У занимающихся вырабатываются автоматизмы, упрочиваются двигательные навыки в связи, с чем нарастает тренированность, совершенствуются координации функций. Комплексное использование в процессе тренировок упражнений с различным ритмом, временными параметрами, сменой характера двигательной активности ведет к совершенствованию вегетативной нервной системы.
Таким образом, анализ литературных данных за последние несколько лет позволяют сделать вывод о том, что исследования врачей и физиологов приблизили нас к необходимому научному пониманию единства физического и психологического здоровья детей и молодежи [2].
За счет положительного влияния физических, в частности аэробных, упражнений повышаются функциональные возможности организма, что позволяется в улучшении работоспособности организма, здоровья и самочувствия. Отсутствие двигательных действий ведет к синдромам гипокинезии и гиподинамии, а далее заболевания.
1.2. Влияние упражнений танцевально-гимнастического характера на организм занимающихся.
В настоящее время имеется достаточное количество литературы, в которой показано обоснование эффективности применения упражнений танцевально-гимнастического направления в плане укрепления здоровья, улучшения физического развития, повышения уровня физической подготовленности, работоспособности занимающихся [ 8,20,25,26,28,33,34, и другие]. Так, М.Ю. Ростовцева считает, что систематические занятия ритмической гимнастикой улучшают работу сердечно-сосудистой системы и служат средством профилактики заболеваний . А именно, определено снижение реакции частоты сердечных сокращений (ЧСС) на нагрузку, повышение уровня потребления кислорода, уменьшение пульсовой задолженности.
Об увеличении аэробной работоспособности женского организма в результате занятий ритмической гимнастикой свидетельствуют работы [21,29].
Дыхательная система также подвергается положительным изменениям в результате занятий танцевально-гимнастическими упражнениями. Об этом говорят работы таких авторов, как О.А. Иванова с соавторами [28],В.В.Матов. Т.С. Лисицкая считает, что через 3-4 месяца занятий наступают существенные физиологические изменения в организме при правильном построении физических нагрузок [31].
Вышеназванные авторы в результате проведенных научных исследований
получили данные, свидетельствующие об эффективности занятий ритмической гимнастикой в плане повышения физической работоспособности, уменьшении жирового компонента, улучшении осанки, фигуры, самочувствия и сна [40]. В.Г.Беспутчик считает, что танцевально-гимнастические упражнения благотворно влияют на состояние организма детей с задержкой развития моторики и с функциональным отклонением в развитии костно-мышечной системы [4]
Специалисты в области физической культуры и спорта, в частности, в области танцевально-гимнастических направлений считают, что эффективность подобных занятий зависит от мощности предлагаемой нагрузки [40], сочетания аэробных нагрузок с другими видами физической активности [7], объема выполняемой нагрузки [47], сочетания различных видов аэробики [10],начального уровня физической подготовленности и других факторов.
Исследования М.Ю. Ростовцевой показали, что нагрузка в занятиях ритмической гимнастикой носит характер работы переменной мощности преимущественно аэробного характера. Частота сердечных сокращений (ЧСС) колеблется от 100 до 200 уд/мин, потребление кислорода варьирует от 15мл/кг/мин 40 мл/кг/мин. Размеры кислородного долга - от 1,5 до 3,0 л (алактатный компонент достигает 30%), а пульсовой суммы восстановления от 200 до 400 ударов. Концентрация лактата в крови находится в диапазоне от 3-4 моль/л до 10-12 моль/л.
При этом различные упражнения отличаются по типу энергообеспечения .Например, упражнения в положении стоя и упражнения партерного характера |выполняются преимущественно в зоне аэробного энергообеспечения (ЧСС варьирует в пределах от 100 до 160 уд/мин) - это 70% от максимума, потребление кислорода составляет 17 мл/кг/мин в среднем, а концентрация молочной кислоты в крови колеблется около 4-5 моль/л. Серии бега, прыжковые упражнения и энергичные танцы, в свою очередь, выполняются в зоне энергообеспечения, т.е. носят смешанный характер (ЧСС варьирует от 60 до 200 уд/мин) - это около 90% от максимума, потребление кислорода около 30 мл/кг/мин (70%), концентрация молочной кислоты в крови составляет 6,0- 6,5 моль/л [7].
В результате исследований М.Ю. Ростовцевой [58] получены данные, что при занятиях ритмической гимнастикой 3-4 раза в неделю с выполнением нагрузок направленности в объеме 2940 минут, или смешанной аэробно-анаэробной направленности в объеме 944 минуты увеличивается физическая работоспособность на 22 %. В то время как занятия по 1-2 раза в неделю с выполнением аэробной нагрузки в объеме 444 минуты увеличивают этот показатель на 15 %. Автор считает, что занятия с частотой 3-4 раза в неделю можно считать программой оздоровительной и специально тренировочной направленности, а 1-2 раза в неделю - чисто оздоровительными занятиями.
Кроме вышеуказанных изменений в результате занятий упражнениями танцевально-гимнастического направления имеют место достаточное количество исследований, направленных на изучение воздействия подобных упражнений на уровень физической подготовленности, на развитие физических качеств человека
Эффективность совместного использования ритмической гимнастики и оздоровительного бега обоснована в исследованиях Е,Х. Астраханцева. В частности, такой показатель физического развития как жизненный индекс показал увеличение на 4,14 мл/кг, а становая сила увеличилась на 14,2%. Функциональное состояние организма также улучшилось в результате увеличения ЖЕЛ на 7,2%. Показатель абсолютной РWС 170 увеличился на 119,4 кгм/мин, относительной - на 24,8%, абсолютного МПК на 203 мл/мин, относительного - на 11,6%. Кроме, того произошло урежение ЧСС в покое почти поч4%. Показатели физической подготовленности в беге на 100м улучшились на 0,87 с, в беге на 2000м на 10,8%, в прыжке в длину с места на 13,2см, в подъеме туловища из положения лежа на 27%, в сгибании и разгибании рук в упоре лежа от пола в 5,5 раз.
Результаты различных исследований показали, что наибольший прирост показателей физической подготовленности наблюдается у людей с низким уровнем начальной подготовки. Так, по данным М.Ю. Ростовцевой, показатель физической работоспособности РWС 170 у начинающих имел прирост в течение годичного цикла тренировки 19%, в то время как у подготовленной составил всего 15% [47]. Таким образом, анализ литературы по теме использования танцевально-гимнастических упражнений в процессе оздоровительной тренировки
показывает, что данное направление достаточно эффективно наряду с другими видами двигательной деятельности, что позволяет включать их в тренировочный процесс для улучшения здоровья человека и повышения его кондиций.
1.3. Методические основы организации занятий по аэробике
Аэробика и ее классификация Современное понятие аэробики -это система гимнастических, танцевальных и других упражнений, выполняемых под музыку поточным серийным методом [35].
Началу развития аэробики в новом качестве способствовали известные актеры, хореографы, такие как Д. Соренсен, Дж. Фонда, С. Ромм, М. Шарель. и т.д.
Возникновение бурное развитие аэробики обусловлено, в первую очередь, отсутствием таких форм двигательной активности, которые бы в полной мере отвечали потребностям женского организма и психики. Во-вторых, неудовлетворенностью старыми консервативными формами
традиционной гимнастики. В третьих, большим оздоровительным эффектом от занятий аэробикой. Другими причинами можно назвать новизну, разнообразие двигательных действий, эмоциональность занятий, использование современной музыки и многое другое.
Существует множество различных систем в аэробике, которые объединяют возможность эффективного развитии выносливости, гибкости,
силы, координации. Именно разнообразие, постоянное обновление логически выстроенных, научно обоснованных программ, высокий эмоциональный фон занятий музыкальному сопровождению и специфическому комментарию в процессе занятий инструкторами аэробики позволяет этому виду оздоровительной тренировки на протяжении двух десятилетий удерживать высокий рейтинг, а также использовать ее в системе подготовки спортсменов различных специализаций. Кроме того, из оздоровительной аэробики выделились самостоятельные новые виды спорта - спортивная и фитнес-аэробика. Аэробика стала некой панацеей в борьбе за здоровье [51].
В Россию аэробика изначально вошла под термином «ритмическая гимнастика» и достаточно долго существовала именно под этим названием. Однако выход на международное сотрудничество в этой сфере различных стран позволило приобщиться к общепризнанному во всем мире термину «аэробика». Тем более, что это понятие более полно отражает физиологические процессы, которые проходят в организме при выполнении аэробных упражнений.
Анализ различной литературы по данному вопросу позволяет предложить следующую классификацию (рис. 1).
Рис.1 Классификация аэробики
Современные виды аэробики
Исходя из представленной классификации аэробики можно выделить основные наиболее широко применяемые виды [35].
Рассматривая аэробику без предметов, особо следует выделить классическую (базовую) аэробику. Это наиболее распространенный, устоявшийся вид, пред-15-
развитие выносливости, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы. Специалисты выделяют некоторые типы занятий, которые в определенной мере оказывают влияние на нагрузку. Это аэробика с низким (Low impact), высоким (Нigh impact) уровнем нагрузки. Некоторые специалисты выделяют средний (Мiх impact ), безударный (Non
impact), смешанный ( Nigh-Low impact) тип. Низкоударная аэробика рекомендуется для начинающих, высокоударная - для подготовленных, средний и смешанный - промежуточные варианты, безударную можно использовать людям с ослабленным здоровьем, инвалидам. Танцевальные виды аэробики включают в себя большое разнообразие жанров: джаз-аэробика, фанк-аэробика, латин-джаз, хип-хоп, афро-аэробика, фольк-аэробика, латиноамериканские направления (салсу, самба), сити-джем, танго-аэробика и другие. Отличительной чертой танцевальной аэробики является использование средств соответствующих определенному жанру. Это направление наиболее эмоционально и очень нравится молодежи. Оно развивает наряду с выносливостью координационные способности, музыкальность, чувство ритма.
Восточное направление представляют два направления: ушу и аэробика элементами восточных единоборств (тайбо, кикбоксинг, тай-чи, каратэ и др.). особенность этого направления - скоростная работа высокой интенсивности. Развивает выносливость, ловкость, быстроту реакции, снимает излишнюю психическую напряженность.
Силовая аэробика способствует развитию силы различных мышечных
групп, формированию осанки, телосложения. Это упражнения, выполняемые в партере исходных положениях, используя все собственного тела. К этому относятся шейпинг, калланетик, пилатес, общеразвивающие гимнастические упражнения силового характера. Каждое из этих направлений имеет свои отличительные особенности в методическом подходе к выполнению упражнений.
ставляющий синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей бега и прыжков, выполняемых под музыку 120-160 уд/мин.
Основная физиологическая направленность данного вида
Рассматривая аэробику с предметами, в первую очередь, можно выделить самый популярный вид - степ-аэробику. Особенностью этого вида является использование степ-платформы с изменяющейся высотой в зависимости от уровня подготовленности занимающихся. В результате исследований, проводимых университетом «Рибок», выявлены некоторые физиологические и механические аспекты в результате занятий степ-аэробикой. Так, изменение высоты платформы на 5 см увеличивает интенсивность занятий на 12%, что считается наиболее эффективным методом увеличения интенсивности.
В основе степ-аэробики лежит хореография базовой аэробики. Усложнение хореографии увеличивает интенсивность в следующем порядке:
Basic Step, Over the гор, Lift кnее uр, Repeaters Lunge . Увеличение темпа музыки до 120 уд/мин увеличивает интенсивность на 50%, от 120 до 128 уд/мин на 4,6%. На основании полученных данных рекомендуется темп музыки для начинающих 118-122 уд/мин, для подготовленных - 120-130 уд/мин. Положительными характеристиками степ-аэробики можно назвать высокоинтенсивность наряду с низкой ударностью. Первое условие выполняется за счет регулируемой высоты платформы, второе - за счет отсутствия прыжковых элементов, что позволяет снизить нагрузку на суставы. Установлено, что травмоопасность при занятиях степ-аэробикой такая же, как и базовая-1 травма на 1000 занятий. Результаты исследований определили биомеханические эффект: занятие на степе соответствуют ходьбе со скоростью 5 км/час (низкая ударность). С физиологической точки зрения, подъемы и спуск с платформы приравнивают к бегу 12 км/час [35].
Полученные данные позволили дать рекомендации к составлению программ. Так, высоту платформы для начинающих рекомендуют 15 см, для среднего уровня - 20 см, для продвинутого уровня - 25 см; темп музыки от 120уд/мин в подготовительной части урока до 100 уд/мин в заключительной, а в основной части -120-130 уд/мин (ФАР, Москва, 2000).
Следующий вид аэробики с предметом - слайд-аэробика. В данном случае используется специальное полимерное покрытие и обувь, которые создают эффект скольжения. Движения, применяемые в этом виде можно сравнить с движениями конькобежца, специалисты относят слайд-аэробику к высокоинтенсивному виду, который развивает выносливость, координацию, ловкость чувство равновесия. За 30 минут тренировки у занимающегося весом 68 кг сгорает 250 ккал [35]. Кроме того, работа на слайде позволяет тренировать мышцы ног во фронтальной плоскости, что используется очень редко тренировках. Однако в последнее время этот вид аэробики утратил популярность. Основной причиной этого явились проблемы опорно-двигательного аппарата. В связи с большой нагрузкой на коленный сустав, занимающиеся, при частом использовании этого вида тренировки, начинают испытывать боли в суставе. Аэробика с мячом (фитбол, резист "А - бол) использует специальные резиновые мячи различного размера (от 35 до 65 см в диаметре). Данный вид способствует тщательной проработке мышечных групп, воспитывает чувстворавновесия, улучшает осанку, совершенствует межмышечную регуляцию. Подходит для любого возраста.
Аэробика со скакалкой - высокоинтенсивный вид аэробики, способствует развитию координации движений, ловкости, улучшает состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Аква-аэробика использует водную следу. В последнее время этот вид становится все более популярным благодаря большому оздоровительному эффекту. Применяется для людей с избыточной массой тела, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, после травм, то есть с той категорией людей, которым в силу различных причин не рекомендуются занятия другими видами аэробика.
Кенгуру-аэробика использует в своих занятиях специальную обувь на пружинах. Занятия в такой обуви максимально снижают ударность на суставы за счёт амортизации. Кроме того, кенгуру-аэробика развивает координацию, чувство равновесия и вносит игровой, развлекательный момент.
Занятия высокоинтенсивные за счет повышенной тонизации всего туловища и особенно ног.
Результаты научно-исследовательских работ в области аэробики, которые широко проводят Reebok Interneteonal, Аmеriсаn Соuncil оп Ехеrcise, FISAF,анализ видеопрограмм и авторские экспериментальные исследования позволили определить эффективность различных видов аэробики на организм занимающихся. Лидерство в отношении более широкого влияния на различные системы организма удерживают такие направления как степ- аэробика, классическая и некоторые виды танцевальной аэробики.
Аэробика - новое направление в оздоровительной физической культуре и специалистам представляется широкое поле деятельности для дальнейшего изучения этого направления, совершенствования методики организации и проведения занятий, несмотря на уже имеющиеся знания и опыт в этой области. Рассмотрим основные понятия общей методики организации занятий по аэробике существующие на сегодняшний день.
Типы уроков аэробики В занятиях аэробикой специалисты выделяют несколько типов уроков в зависимости о цели, задач и организационной формы [35]:
обучающий тип, используемый с начинающими и при изучении новых программ,
контрольный урок, на котором предусмотрено тестирование занимающихся;
тренировочный урок, на котором выполняются поставленные задачи;
однонаправленный урок решает одну задачу, например, воспитание
выносливости;
комплексный урок одновременно решает несколько задач, например,
развитие силы и выносливости;
комбинированный урок использует одновременно несколько видов
аэробики;
-19-
групповые занятия;
индивидуальные занятия. Особенности структуры уроков аэробики Структура урока аэробики подчиняется единым законам формообразования и имеет подготовительную (warm up), основную (аerobecs + fioor wark) заключительную (соо1 down)) части [31, 32, 33, 41,43]. Структура урока аэробики может изменяться в зависимости от целей, задач вида аэробики. Если подготовительная и заключительная части меняются только по содержанию, то основная часть может изменять структуру в зависимости от направленности, а именно выделяют структуру кардио-урока и структуру комплексного урока (рис.2,3).
Подготовительная часть
| Основная часть | Заключительная часть |
Урок
1блок | 2 блок | 3 блок | 4 блок | 5 блок | 6 блок | 7 блок | 8 блок |
Соединения
элементы
Рис.2 Структура кардио-урока Особенности подготовительной части урока аэробики:
подготовка опорно-двигательного аппарата, в частности, включение упражнений на растягивание с небольшой амплитудой. Особое внимание уделяется голеностопному, коленному и плечевому суставам. Наиболее часто
встречающиеся травмы в аэробике –растяжение связок голеностопного сустава;
• темп музыкального сопровождения - 124-136 уд/мин;
• использование нагрузки умеренной интенсивности. Слишком большая интенсивность приводит к образованию углекислоты в мышцах, что вызывает раннее утомление, и, наоборот, слишком малая интенсивность не подготовит организм к дальнейшей нагрузке;
в 1 блок включаются упражнения локального и регионального характера: для мышц шеи, туловища, изолированные движения для таза и бедер. Основной метод в этом блоке - линейный;
на 2 блок используются базовые элементы классической, степ аэробики,
танцевальные формы, которые несложны по координации. Возможно использование подводящих движений, которые в основной части следуют как основные (элемент «репетиции»)
в 3блок используется предстрейчинг. Особенности части урока аэробики:
темп музыки при использовании Low impact aerobics рекомендуется 128-152уд/мин, при использовании Нigh impact aerobics - до 160 уд/мин;
в 4 блоке (аэробный пик) используются упражнения средней
интенсивности с постепенным нарастанием;
в 5 блоке (аэробный пик) используются упражнения высокой кики. бег, скачки;
в 6 боке (аэробная заминка) происходит постепенное снижение : нагрузки ниже аэробного порога. Используются упражнения менее интенсивные, т.е. уменьшается амплитуда, темп;
на протяжении всего кардиоблока ЧСС должна оставаться в зоне 60-80% Особенности заключительной части урока аэробики (7,8 блок):
включает в себя упражнения на гибкость в положении лежа, сидя на полу;
особое внимание уделяется на те части тела, которые принимали активное участие в предыдущей работе;
• темп музыкального сопровождения - 124-136 уд/мин;
• использование нагрузки умеренной интенсивности. Слишком большая интенсивность приводит к образованию углекислоты в мышцах, что вызывает раннее утомление, и, наоборот, слишком малая интенсивность не подготовит организм к дальнейшей нагрузке;
в 1 блок включаются упражнения локального и регионального характера: для мышц шеи, туловища, изолированные движения для таза и бедер. Основной метод в этом блоке - линейный;
на 2 блок используются базовые элементы классической, степ аэробики,
танцевальные формы, которые несложны по координации. Возможно использование подводящих движений, которые в основной части следуют как основные (элемент «репетиции»)
в 3блок используется предстрейчинг. Особенности части урока аэробики:
темп музыки при использовании Low impact aerobics рекомендуется 128-152уд/мин, при использовании Нigh impact aerobics - до 160 уд/мин;
в 4 блоке (аэробный пик) используются упражнения средней
интенсивности с постепенным нарастанием;
в 5 блоке (аэробный пик) используются упражнения высокой кики. бег, скачки;
в 6 боке (аэробная заминка) происходит постепенное снижение : нагрузки ниже аэробного порога. Используются упражнения менее интенсивные, т.е. уменьшается амплитуда, темп;
на протяжении всего кардиоблока ЧСС должна оставаться в зоне 60-80% Особенности заключительной части урока аэробики (7,8 блок):
включает в себя упражнения на гибкость в положении лежа, сидя на полу;
особое внимание уделяется на те части тела, которые принимали активное участие в предыдущей работе;
Первый вариант эффективен тем, что лучше происходит тренировка сердечно-сосудистой системы и расходуется больше энергии. Второй вариант предусматривает нарастание мышечной усталости в начале занятия, что может привести к нарушению техники движений, возникает риск получения травмы в аэробной части. Поэтому данный вариант рекомендуется применять с подготовленными, а также может использоваться в спортивной тренировке [5].
Характеристика средств используемых в аэробике Средства, которыми располагает аэробика, не случайны. Они складывались, видоизменялись и совершенствовались на протяжении не одного столетия. Лучшие специалисты мира на основе опыта различных гимнастических школ, достижений современных танцев создали упражнения, активно воздействующие на организм. В основе аэробики лежит синтез упражнений спортивно-гимнастического стиля, элементов танца и музыки. Элементы других гимнастических школ и оздоровительных систем также нашли широкое применение в аэробике [2].
На разных этапах развития аэробики специалисты в этой области классифицировали средства по различным признакам. Например, Г.А. Пшеничникова [45] предлагала делить упражнения таким образом:
по атомическому признаку;
по исходному положению;
по техническому исполнению;
по способу воздействия на мышечно-связочный аппарат;
по функциональному признаку.
Основной принцип, на который опирались специалисты при отборе
упражнений для аэробики и для совершенствования техники - это принцип безопасности «Опасным» упражнение может быть с точки зрения воздействия на опорно-двигательный аппарат, сосудистую систему и т.д. наличие
положения безопасности является ведущей отличительной чертой в аэробике. В настоящее время определен набор средств классической и степа эробики, имеющих единую терминологию, которая принята во всем мире.
Кроме того, они классифицированы таким образом, что представляется возможным составлять и модифицировать программы по аэробике безгранично [35] (таб. 2,3).
Таблица 2
Классификация средств классической аэробики (базовые шаги)
| Маршевые шаги | Приставные шаги |
Simple | МагЬ- 'М* | Stер Тоuсh – “ST” |
(простые шаги) | Ваsic stер "В" | Кпее ир "Ки" |
| V steр "У" | Сигl "Си" |
| МаmЬо “ Mb” “M““"МЬ" | Kick "К" |
| Рivot "Рt” | Lift side "LS" |
| Вох steр "Вs" | Роnу "Ро" |
| Stер сгоss "Sс" | 8соор "Sсо" |
| ZогЬа "Z0м | Орсп stер "S out” |
| Кiс Ьоll сhаngе "КЬс" | Тоe touch "Tt” |
|
| Нееl touch "Ht" |
|
| Lunge “L” |
Alternative (шаги со сменой ноги) | Х + сЬа-сЬа-сЬа "хссс" Х+ lift “xlift” | Grapevint "Gv" Double stер touch "2ST" |
ноги) |
| Сhasse mambo front |
|
| "Cmbf” |
|
| Сhasse mambo Ьаck |
|
| "Сmbb" |
|
| Repeat "Rе" |
|
| 8иреrmаn "Su" |
Таблица 3
Классификация средств степ-аэробики (базовые шаги)
| Simple | Alternative |
Шаги на 4 счёта | Вasic - "В" V step “V" Маmbо "МЬ" Pivot “Pt” Reverse-turu “Rt” | Кпее ир - "Ки" Сurt “Cu” Kick “K” Lift side “LS” Tap-Up “T” Touch side “Ts” Chasse “Ct” Роnу “Ро” X + сЬа-сЬа-сЬа "хссс" |
Шаги на 8 счетов | Double basic - "ВВ" Lunge “Lu” T 8tер "T" Z 8tер “Z” | Rереаt knее ир -КuКuКu Rереаt lift "Rе" Rерсаt scissors "Re sci" L 8tер "L" Rереаt сhасhасhа "Rс ссс" Rерсаt Тwist "Re tw" |
Данная информация представлена Федерацией аэробики России. Силовые упражнения являются еще одним средством, используемым в
Необходимо помнить, что методика их использования существенно отличается от силовых тренировок в спортивной деятельности. Основная задача силовой тренировки в оздоровительной аэробике -
гармоничное развитие силы основных мышечных групп. Силовые упражнения выполняются в основном в партерной части, используя различные исходные положения, а также различный режим сокращения мышц. В основном это динамические, сато-динамические, квазиизотонические, статические упражнения.
В большинстве случаев силовые упражнения выполняются отягощений, используя вес собственного тела. Такой подход считается травмобезопасным. При этом разрешается использовать небольшие отягощения в виде амортизаторов, гантелей, утяжелителей [44].
При таких условиях, по мнению Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестаковой, развитие силовых способностей снижается, но это не является недостатком.
Задача силовой подготовки в аэробике носит оздоровительный характер и может быть решена при условии правильного соблюдения принципов организации занятий.
Музыка - одно из средств аэробики наряду с физическими упражнениями. Она является неотъемлемой частью урока. Музыка, обладая непосредственным эмоциональным воздействием, способствует повышению продуктивности в любом виде деятельности . Она стимулирует движения, повышает эмоциональность занятий, помогает легче переносить физическую нагрузку, положительно влияет на психоэмоциональное состояние человека, облегчает формирование двигательных навыков. Экспериментальными данными установлено управляющее и регулирующее воздействие музыки на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, мышечную, выделительную и другие системы организма, что позволило разработать методику применения функциональной музыки в тренировочном процессе.
Однако чтобы музыка оказывала положительное воздействие,
необходимо соблюдать некоторые условия: определенный темп, жанр,
музыкальные вкусы, грамотное использование ритмического рисунка, счета и т.д.[22].
Специалисты предлагают следующие параметры темпа:
классическая аэробика - от 110 до 160 уд/мин в зависимости от возраста и уровня подготовленности;
степ-аэробика - от 120 до 130 уд/мин. Возможен темп 140 уд/мин при условии, что в этом случае не будет нарушаться техника;
силовая аэробика - в небольших пределах в зависимости от задач урока;
танцевальная аэробика - также с большим диапазоном в зависимости от жанра, танцевального направления.
Способы управления нагрузкой в аэробике
Эффективность выполнения упражнений зависит от величины нагрузки, предъявляемой организму. Тренировочная нагрузка включает в себя такие |понятия как интенсивность, частота, продолжительность [35]. При занятиях оздоровительной аэробикой специалисты рекомендуют проводить тренировку в зоне наиболее экономичного энергообеспечения, а именно 60-85% от МПК, с частотой 3-4 раза в неделю и продолжительностью от 20 до 60 минут.
По мнению Е.Б. Мякинченко с соавторами [43]предлагаются следующие способы управления нагрузкой в аэробной части занятий:
Изменение мощности работы, которая определяет интенсивность функционирования системы транспорта и утилизации кислорода, а при сверхпороговой интенсивности- активность САС. Мощность регулируется следующими способами:
изменением числа звеньев тела, одновременно участвующих в работе, что влияет на активную массу мышц. Чем больше мышц задействовано в упражнении, при прочих равных условиях, тем выше энергозатраты;
изменением амплитуды движений, т.е. величиной перемещения центра масс отдельных звеньев;
изменением амплитуды перемещения ОЦМ тела в вертикальной
плоскости, в этом случае дополнительная энергия тратится на работу против силы тяжести; изменением амплитуды перемещения ОЦМ тела в горизонтальной
плоскости, в этом случае дополнительная энергия тратится на разгон и торможение ОЦМ тела и перемещение звеньев тела относительно ОЦМ;
изменение момента сил в суставе («рычага»). Увеличение его приводит к увеличению степени напряжения мышц, обслуживающих данный сустав, что в большинстве случаев приводит к снижению механической эффективности работы мышц;
изменение темпа (частоты движений в минуту);
• изменение скорости движения;
2) Изменение общего количества механической работы (времени тренировки), что определяет степень истощения гликогена и энергорасход на занятии. Снижение углеводных запасов организма - одна из основных причин, приводящих к появлению объективных и субъективных признаков утомления к концу обычного аэробного класса. 3) Включение в занятия движений с различной степенью освоенности
занимающимися. От освоения движения и их координационной сложности зависят степень участия в работе мышц-антогонистов, наличие или отсутствие «лишних» движений, психоэмоциональное напряжение и т.д., а, следовательно, энергозапрос и активность САС.
4) Соотношение упражнений различной техники (высокоударные, низкоударные упражнения), что изменяет нагрузку на нервно-мышечный аппарат активизирует симпатическую систему и углеводный обмен вне зависимости от среднего метаболического энергорасхода. 5)Громкость, эмоциональная окраска музыки и «эмоциональное воздействие» самого инструктора на занимающихся.
Методы обучения в аэробике
На сегодняшний день в практике используется достаточно большое количество разнообразных методов, которые помогают занимающимся осваивать дисциплину с большей эффективностью.
Можно выделить некоторые особенности, которые оказывают влияние на выбор методов обучения в аэробике:
тренер в течение урока выполняет вместе с занимающимися всю программу, что предъявляет повышенные требования к его функциональному состоянию, к технике движений. Которую он демонстрирует личным примером;
имеет место дефицит времени. За минимально короткую продолжительность занятия и количество часов в неделю необходимо добиться большего оздоровительного эффекта;
• использование музыкального сопровождения в занятиях, которое
«навязывает» определенный темп движений, сокращая время для «обдумывания» учебного материала. Тренер при этом решает все задачи на ходу, следит за техникой, за физическим и психологическим состоянием занимающихся. Делает поправки. Дает объяснения, используя при этом необходимые в дайной ситуации методические приемы.
Эти и другие особенности позволили определить выбор методов обучения. При разучивании упражнений используются целостный и расчленённый методы. Относительно доступные движения, не требующие высокой координации, разучиваются целостным методом, в то время как высоко-координированные движения - расчлененным. К таким движениям относятся сложные сочетания рук и ног, танцевальные элементы и др. Кроме того, все упражнения программы преподносятся поточным методом, исключая паузы для отдыха. Эти методы не новы и часто используются в других видах физической культуры и спорта.
Методы свойственный занятиям аэробики используются в разделе хореографии и связаны с построением композиций: 1) метод линейной прогрессии, который заключается в многократном
повторении элемента ногами с постепенным добавлением других компонентов (рук, поворотов, темпа и т.д.). При этом методе возможно обучение технике базовых элементов, а также создаются координационные заготовки для дальнейшего усложнения задач. Этот метод рекомендуется для начинающих (рис.4) Рисунок 4
А-АР-Б-БР-В-ВР-Г-ГР-Д-ДР....
Где: А, Б, В, Г, Д - базовые шаги аэробики. АР, БР, ВР, ГР, ДР – базовые шаги с движениями руками. 2) метод «от головы к хвосту» предъявляет боле повышенные требования к двигательным способностям занимающихся, а также к двигательной памяти,
развитие которой станет необходимым условием для овладения последующими более сложными методами. Схематично этот метод специалисты представляют следующим образом (рис. 5.):
Рисунок 5
А-Б(А+Б)-В.(Б+В)-Г-(В+Г)-Д.... Где: А, Б,В,Г,Д - базовые шаги аэробики
3) метод «зигзаг» используется при построении композиции, поэтому применяется в тех случаях, когда занимающиеся уже усвоили элементы и соединения. Он предъявляет требования к координации движений и требует концентрации внимания (рис. 6):
Рисунок 6
А-Б-(А+Б)-В-(А+В+Б+В+А) ....
Где: А,Б,В, - базовые шаги аэробики
4) метод сложения. В отличие от метода зигзаг в комбинации повторяются не отдельные элементы, а их соединения (рис. 7):
Рисунок 7
А-Б-(А+Б)-В-(А+Б+В)-Г-(А+Б+В+Г) ....
Где: А,Б,В,Г - базовые шаги
5) блок-метод является наиболее сложной формой организации различных элементов хореографии в аэробике (рис.8):
Рисунок 8
А-Б-(А+Б)-В-Г-(В+Г)-(АБ+ВГ) Где: А,Б,В,Г - базовые шаги аэробики.
Начинать занятия рекомендуется с использования наиболее простых методов, начиная с линейного [35].
Заключение
Таким образом, проанализировав интересующие по данной теме вопросы, можно сделать следующее заключение. Требует большого внимания вопрос совершенствования учебного процесса в образовательных учреждениях, пересмотр учебных программ по физической культуре. Одним из средств решения этого вопроса служит включения в образовательный процесс таких видов физической деятельности, которые приносят максимальный оздоровительный эффект, доступны для большинства занимающихся, не требующие больших материальных затрат и вызывающие интерес у самих учащихся. К такому виду относится современное, пользующееся в настоящее время во всем мире большой популярностью направление фитнеса - аэробика. В г.Гусиноозёрске аэробика вызывает большой интерес, однако отсутствуют научно обоснованные программы, которые бы помогли сориентироваться тренерам, преподавателям в достаточно широком потоке информации в области фитнеса. В представленной работе мы пытаемся частично восполнить этот недостаток.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель исследования: совершенствование методики организации занятий по физической культуре основываясь на применении элементов базовой аэробики.
Задачи исследования:
1. Исследовать уровень физического развития и физической подготовленности девушек 11 классов.
2. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики по аэробике для девушек 11 классов г.Гусиноозёрск и г.Улан-Удэ.
3. Проследить динамику и сделать сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности девушек в результате использования экспериментальной методики по аэробике и традиционных уроков физкультуры. Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое тестирование.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Пульсомстрия.
6. Хронометрирование.
7. Методы математической статистики.
Анализ литературных источников помог выяснить состояние вопроса по теме диплома, что послужило предпосылкой к разработке экспериментальной программы и экспериментальному исследованию ее эффективности. Всего изучено 54 источников.
Анкетирование девушек 11 классов позволило выявить отношение к занятиям спортом и физкультурой, а также к урокам физкультуры в школе, в том числе к урокам аэробики. Результаты анкетирования придали уверенность ^ необходимости проведения настоящего исследования.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель исследования: совершенствование методики организации занятий по физической культуре основываясь на применении элементов базовой аэробики.
Задачи исследования:
1. Исследовать уровень физического развития и физической подготовленности девушек 11 классов.
2. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики по аэробике для девушек 11 классов г.Гусиноозёрск и г.Улан-Удэ.
3. Проследить динамику и сделать сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности девушек в результате использования экспериментальной методики по аэробике и традиционных уроков физкультуры. Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое тестирование.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Пульсомстрия.
6. Хронометрирование.
7. Методы математической статистики.
Анализ литературных источников помог выяснить состояние вопроса по теме диплома, что послужило предпосылкой к разработке экспериментальной программы и экспериментальному исследованию ее эффективности. Всего изучено 54 источников.
Анкетирование девушек 11 классов позволило выявить отношение к занятиям спортом и физкультурой, а также к урокам физкультуры в школе, в том числе к урокам аэробики. Результаты анкетирования придали уверенность ^ необходимости проведения настоящего исследования.
подготовительную, основную и заключительную части, каждая из которых выполняла присущие ей функции. Однако, учитывая специфику уроков аэробики при построении экспериментальных уроков мы придерживались рекомендации российских специалистов в области теории и методики данного предмета.
Примечание: количество связок и элементов может быть различным.
Известно, что эффективность оздоровительной тренировки зависит от объема нагрузки, в понятие которой входит продолжительность работы, частота занятий и интенсивность.
Продолжительность определялась количеством времени, отводимого на учебное занятие, и составляла 80 минут. Учитывая время, затраченное на
• организационные моменты (построение, сообщение задач урока, подведение итогов и т.д.), время непрерывной механической работы составляло
- приблизительно 70 минут.
Частота занятий аэробикой в неделю - 2 раза.
Интенсивность - преимущественно умеренной мощности при частоте. сердечных сокращений (ЧСС) от 120 до 160 уд/мин.
Адекватность нагрузки функциональным возможностям организма проверялась при помощи измерения ЧСС, а также по субъективным показателям.
Таким образом, свою экспериментальную программу мы старались достроить на основе общепринятых в физическом воспитании средств методов обучения, используя современные направления и методики, которые отличаются эффективностью, а так же не требуют больших материальных затрат, что имеет очень важное значение при организации учебного процесса по физическому воспитанию в образовательных учреждениях
г.Гусиноозёрска.
Глава 3. Результаты исследования
3,1. Исходный уровень физического развития и физической подготовленности девушек 11 классов.
Одним из показателей здоровья человека является его физическое развитие, уровень его двигательной подготовленности.
Физическое развитие, по определению Л.П. Матвеева - это процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе, исходящий по его естественным закономерностям, которые никто не волен упразднить [38].
Последние исследования в этой области показали, что у школьников старших классов школ г. Гусиноозёрск замедляется прирост показателей физического развития. В частности, длина тела у юношей и девушек в возрасте от 15-16 лет практически не изменяется, масса тела у юношей 16-17 лет также остаётся без изменений. Такие же данные оказались и при исследовании
показателей окружности грудной клетки и силы кисти у учащихся 16-17 лет. Одной из задач нашего эксперимента являлось исследование исходного
уровня физического развития и физической подготовленности гусиноозёрских
школьников.
В результате получены следующие данные (табл. 1,2 Приложения). Средние показатели исходных данных длины тела составляют, по нашим исследованиям, 160,5 ± 0,01 см в контрольной группе (КГ) и 160,9 ± 0,01см в экспериментальной группе (ЭГ).
Показатели массы тела у испытуемых составили в среднем 56,2 ± 1,5 кг (КГ) и 56,3 ± 0,8 кг (ЭГ). Окружность грудной клетки в нашем эксперименте равнялась 85,6±1,3см в контрольной (КГ) и 86,9 ± 0,5 см в экспериментальной группах (ЭГ). В нашем эксперименте данные на правой руке составили 21,6 ±
0.9 кг (КГ) и 22,7 ± 0,9 кг (ЭГ). На левой руке соответственно 20,8± 1,2 кг и 21,2 ± 0,9 кг.
Жизненная емкость легких испытуемых в нашем эксперименте составила в среднем 2452,0± 91,8 мл (КГ) и 2570,2 ± 42,3 мл (ЭГ).
Как уже говорилось выше, еще одним существенным показателем здоровья считается уровень физической (двигательной) подготовленности человека.
Под двигательной подготовленностью человека понимается состояние функциональных проявлений оцениваемых качеств, а именно силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений [38, и др.].
В нашем эксперименте средние исходные показатели скоростно-силовых
качеств в метании набивного мяча в положении сидя соответствовали среднему уровню (4,7 ±0,13 м в контрольной группе и 4,60 ±0,15 м в экспериментальной
группе). В прыжке в длину - низкому (1,63± 0,04 м - КГ и 1,60 ± 0,02 м - ЭГ).
Силовые качества в подтягивании на низкой перекладине также оказались па низком уровне и равнялись 6,3 ± 0,43 раз в КГ и 6,56 ± 0,64 раз в ЭГ, а
показатели гибкости в наклоне туловища вперед — на уровне ниже среднего и составили 14,4 ± 1 ,07 см (КГ) и на среднем - 15,2 ± 0,95 см (ЭГ).
Уровень развития координационных способностей в челночном беге 3х10 м оказался на очень низком уровне и составил 10,6 ± 0,11с. в контрольной группе и 10,5 ± 0,13 с в экспериментальной группе.
Показатели теста сгибание и разгибание рук в упоре лежа на коленях составили в КГ 17,8 ± 1,03 раз, в ЭГ - 18,3 ± 1,2 раз, в упражнении на мышцы брюшного пресса - 35,0 ± 4,3 раз (КГ) и 35,1 ± 1,6 раз (ЭГ), статическое удержание положения «приседа» с упором о стену - 60,2 ± 4,5 с (КГ) и 59,7 ± 2,5 с (ЭГ).
Средние показатели выносливости при выполнении Гарвардского степ -теста составили 2,2 ± 0,006 балла (КГ) и практически такие же в ЭГ (2,2 ± 0,007 б). В 12-минутном беге - 1690,4± 41,3 м (КГ) и 1653,5 ± 33,3 м (ЭГ).
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о низком и среднем развитии физических качеств согласно имеющимся в г. Гусиноозёрск на сегодняшний день.
Кроме того, полученные различия в некоторых данных говорят о том, что физическое развитие гусиноозёрских школьников продолжает претерпевать изменения, а не стабилизируется. При этом наблюдается процесс
акселерации, что выражается в показателях длины и массы тела, при этом показателей кистевой динамометрии уменьшаются.
3.2. Динамика физической подготовленности девушек в результате занятий уроками физической культуры и аэробикой
При изучении динамики показателей физической подготовленности учащихся к концу эксперимента произошли следующие изменения (Таблица 2 приложения).
В результате эксперимента в экспериментальной группе (ЭГ), которая занималась по разработанной программе аэробики, произошли достоверные положительные изменения во всех используемых тестах.
Скоростно-силовые качества являются одной из важных характеристик физической подготовленности человека. В повседневной жизни человек всегда сталкивается с неожиданными ситуациями, где необходима хорошая скорость реагирования. Большинство видов аэробики являются хорошим средством воспитания быстроты. Быстрая смена движений, умение реагировать на невербальные указания тренера, количество повторений упражнений повышают лабильность нервных процессов, быструю смену возбуждения и торможения в нервных центрах.
В нашем эксперименте уровень развития этого качества определялся при помощи тестов: «метание набивного мяча из положения сед» и «прыжок в длину с места».
В метании набивного мяча произошло достоверное улучшение показателей, которые составили в конце эксперимента 5,71 ± 0,15 м (Р
что стало соответствовать высокому уровню; в прыжках в длину показатели увеличились до 1,72 ± 0,02 м (Р
Улучшение скоростно-силовых качеств испытуемых произошло, на наш взгляд, благодаря использованию в программе достаточного количества прыжковых и беговых упражнений, подскоков, танцевальных движений.
Эти упражнения, как известно, являются хорошим средством воспитания
скоростно-силовых способностей и широко используются в различных видах спорта, а также в физической культуре,
Под силой, как известно, следует понимать способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Основные задачи, решаемые в процессе силовой тренировки в аэробике, cвязаны с воздействием на опорно-двигательный аппарат, в особенности на
позвоночник, на периферическую, центральную нервную систему и психику в
целом. Основным средствами для силовой подготовки являются: упражнения
кондиционной гимнастики, атлетической гимнастики и упражнения с самосопротивлением [35]. Все эти упражнения допустимы и применяются в оздоровительной тренировке, в частности, при занятиях аэробикой.
Показатели силовых качеств в нашем эксперименте также достоверно улучшились. Так, в подтягивании на низкой перекладине к концу эксперимента они составили 9,54 ± 0,74 раз (Р позволило с низкого уровня
подняться до среднего; в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа на коленях показатели увеличились с 18,3 ± 1,18 раз до 28,3 ± 1,28 раз (Р так же произошло
достоверное улучшение результатов с 35,1=ь 1,62 раз до 39,9 ± 1,82 раз (Р определения силы мышц ног был использован тест, предложенный
зарубежными специалистами в области аэробики Т.С. Лисицкой и Л.В. Сидневой (2002), а именно, удержание положения «присед» с упором на спину у стены (с). Показатели в этом тесте улучшились с 59,7 ± 2,50 с до 74,9 ± 5,24 с (Р
Выносливость - физическое качество, которое является одним из показателей здоровья. Термин «выносливость» характеризует два отдельных, но взаимосвязанных понятия - мышечную и кардиореспираторную
выносливость. Кардиореспираторная выносливость (работоспособность) — это способность организма совершать динамическую работу заданной интенсивности. в которой участвует большое количество мышечных групп в
течение длительного времени. Кардиореспираторная выносливость связана с
аэробными возможностями человека. При занятиях аэробикой это качество хорошо развивается при условии правильно подобранной нагрузки. В нашем эксперименте использовались такие тесты на выносливость, как
12-минутный бег и Гарвардский степ-тест. В первом тесте достоверное улучшение результата произошло с 1653,5 =ь 33,3 м до 2183,3 =ь 49,0 м (Р 0,007 б до 3,4 =Ь 0,009 б (Р
Повышению уровня выносливости в нашем эксперименте способствовало, на наш взгляд, следующее: аэробное энергообеспечение мышечной работы, продолжительная нагрузка умеренной, большой и
переменной интенсивности, использование методов непрерывной равномерной и переменной работы, функционирование больших мышечных групп.
Гибкость - способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой. Это качество играет важную роль не только в спорте, но и в повседневной жизни. Основная задача в аэробике при развитии этого качества-поиск оптимальных путей оздоровления организма, в частности, опорно-двигательного аппарата. Упражнения на гибкость в нашей программе &. пользовались на протяжении всего урока: в подготовительной части для : профилактики травматизма и подготовки опорно-двигательного аппарата к .-дальнейшей работе; в основной части - как средство восстановления и активного отдыха после мышечной работы; в заключительной части - как ,-средство восстановления после тренировочного урока.
Тесты для определения гибкости разных звеньев тела, используемые в нашем исследовании, были представлены традиционным упражнением - «Наклон туловища вперед из положения стоя», а также тестами, рекомендованными Федерацией аэробики России [35]. Результаты в первом тесте улучшились до 16,6 =ь 0,87 с (Р
Показатели в тесте «Наклон туловища в сторону у стены» получились с 21,98 ± 0,48 см до 23,1 ± 0,45 см (Р
сустава - с 110,8 ± 1,67 см до 87,5 ± 1,65 см (Р± 1,82 см (Р
Кроме того, в ходе эксперимента наблюдались некоторые изменения в показателях физического развития. Длина тела испытуемых осталась на одном уровне, что соответствует данным гусиноозёрских исследователей об отсутствии прироста этого показателя в данной возрастной группе в течение года.
Масса тела имела достоверные изменения в сторону уменьшения с 56,34± 0,76 кг до 55,0 ± 1,2 ] кг (Р способствуют уменьшению веса тела, особенно если они применяются в сочетании с силовыми упражнениями [ 21 , 35 и др ] . Окружность грудной клетки в нашем эксперименте осталась без изменений, но экскурсия грудной клетки также имела достоверные изменения и отличилась с 5,61 ± 0,21 см до 6,02 ± 0,2 см (Р± 75,4 мл (Р 0,01). • Многочисленными научными исследованиями доказано, что наряду
улучшением работы сердечно - сосудистой системы во время систематических занятий физическими упражнениями на выносливость происходит улучшений деятельности и дыхательной системы [3, 9, 28 ]. . Динамометрия правой и левой рук также достоверно улучшилась (Р- 0,001). Использование силовых упражнений в занятиях способствовали увеличению этого показателя. Анализируя полученные результаты, можно с уверенностью сказать, что занятия аэробикой благотворно влияют на уровень физического развития и физической подготовленности учащихся и могут использоваться в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях.
В контрольной группе, которая занималась традиционными физическими упражнениями по программ, в некоторых тестах также произошли
достоверные изменения средних показателей. Так, сила мышц плечевого пояса при метании набивного мяча увеличилась с 4,7 ± 0,13 м до 4,89 ± 0,15 м (Р0,05); в подтягивании на перекладине с 6,27 ± 0,43 раз до 7,62 =ь 0,77 раз (Р увеличению (с 35,0 ± 4,3 раз произошло улучшение до 37,0 ± 4,3 раз (Р 0,05). Такое же положение в тесте «Удержание положения «присед» с упором на спину о стену». Улучшение показателя с 60,2 ± 4,5 с до 65,4 ± 5,2 с оказалось не достоверно (Р 0,05).
Высокая степень достоверности оказалась в показателях теста на выносливость. Так, в 12-минутном беге произошло увеличение с 1690,4 ±41,3 м до 2053,8 ± 58,4 (Рдостоверное улучшение качества выносливости. Если в начале эксперимента показатели составляли 2,2 ± 0,006 б, то в конце - 2,4 ± 0,008 б (Р 0,01).
Скоростно-силовые качества, которые оценивались при помощи прыжка длину с места, имели тенденцию к уменьшению. Данные в начале года составляли 1,63 ± 0,04 м, в конце - 1,62 =ь 0,03 (Р
Подвижности в суставах и гибкости уделялось также недостаточное внимание во время занятий по физической культуре. Средние данные в тестах :а гибкость не изменились в течение года, кроме активной гибкости плечевого
пояса. Показатели в этом тесте изменились с 109,8 ± 1,36 см до 105,2 ± 1,28 см Р
кистевой динамометрии, что вызвано, очевидно, увеличением силы мышц плечевого пояса у школьников контрольной группы. Если в начале эксперимента они составляли на правой руке 21,6 ± 0,9 кг, то в конце года произошло увеличение до 25,8 ± 0,8 кг (РОстальные данные остались без изменений (табл. 2 Приложения).
Таким образом, полученные данные позволяют судить об одностороннем развитии физических качеств школьников на уроках физической культуры. Недостаточное внимание уделяется упражнениям на гибкость и подвижность в суставах, силу мышц брюшного пресса, скоростно-силовым качествам. Необходимо помнить, что специалисты в области физической культуры и спорта должны стремиться к развитию всех физических качеств. Только в этом случае можно говорить о полноценном, гармоничном физическом развитии человека, что, несомненно, приводит к его физическому здоровью.
3.3. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности школьников, занимающихся физическими упражнениями по разным методикам
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности и физического развития школьников контрольной и экспериментальной групп оказал следующее.
Для проведения эксперимента подбирались группы учащихся с примерно одинаковыми исходными показателями физического развития и физической
подготовленности, поэтому достоверных различий в этих параметрах у ;пытуемых нет (табл. 1 Приложения). К окончанию исследования произошли "ределенные изменения.
Как указывалось выше, в течение эксперимента у школьников чтрольной группы не наблюдалось уменьшения массы тела, в то время как у экспериментальной группы такие изменения были достоверны. Если у первых зсса тела в конце года осталась на прежнем уровне и составила 56,9± 1,08 кг, : у других она оказалась в среднем 55,0 ± 1,21 кг (Р Экскурсия грудной клетки претерпела достоверные изменения в экспериментальной группе и составила 6,02 ± 0,2 см, в то время как в контрольной группе показатели практически не изменились и в конце эксперимента составили 5,3 ± 0,18 см (Р
Динамометрия обеих рук к концу года достоверно была лучше у школьников ЭГ. Так, средние показатели в ЭГ составили 28,3 =ь 0,9 кг (правая) и 26,8± 0,9 кг (левая), в то время как в КГ - 25,8 ± 0,8 кг и 24,0 ± 0,9 кг соответственно (РДлина тела и окружность грудной клетки остались без изменения.
Рассматривая данные показателей физической подготовленности школьников обеих групп в конце исследования, можно увидеть, что по всем использованным нами тестам уровень развития физических качеств в экспериментальной группе был достоверно выше, чем в контрольной группе. Так, в метании набивного мяча в КГ они составили 4,9 ± 0,15 м, а в ЭГ - 5,71 ± 0,15 м (Р перекладине- 7,6 ± 0,8 раз (КГ) и 9,54±0,7раз(ЭГ)(Р туловища из положении лежа - 37,0 ± 4,3 раз (КГ) и 39,9 ± 1,8 раз (ЭГ), при этом достоверных различий нет.
Достоверные различия наблюдается также в силовом тесте «Удержание положения ...». Если в КГ показатели в конце года были равны 65,4 ± 5,2 с, то в ЭГ - 74,9 ± 5,24 с (Р 0,05). Скоростно-силовые качества оказались на более высоком уровне у представительниц экспериментальной группы и составили в
прыжке в длину 1,72 ± 0,02 м (Р 0,001). Несмотря на то, что положительные изменения в тестах на выносливость произошли в обеих группах, у школьников ЭГ они оказались достоверно
лучше. Так, в 12-минутном беге в КГ они были 2053,8 ± 58,4м, а в ЭГ-2183,3 = 49,0 м (Р 0,01). Показатели Гарвардского степ-теста аналогичны: в КГ они снялись 2,4 =ь 0,008 б, а в ЭГ - 3,4 ± 0,009 б (Р
Такая же ситуация в тестах на гибкость, быстроту и координационные способности (табл. 2 Приложения). Из всего сказанного следует, что занятия физической культурой с использованием современных направлений аэробики оказываются наиболее эффективными и служат гармоничному развитию основных, наиболее
зателях жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
Динамометрия обеих рук к концу года достоверно была лучше у школьников ЭГ. Так, средние показатели в ЭГ составили 28,3 =ь 0,9 кг (правая) и 26,8± 0,9 кг (левая), в то время как в КГ - 25,8 ± 0,8 кг и 24,0 ± 0,9 кг соответственно (РДлина тела и окружность грудной клетки остались без изменения.
Рассматривая данные показателей физической подготовленности школьников обеих групп в конце исследования, можно увидеть, что по всем использованным нами тестам уровень развития физических качеств в экспериментальной группе был достоверно выше, чем в контрольной группе. Так, в метании набивного мяча в КГ они составили 4,9 ± 0,15 м, а в ЭГ - 5,71 ± 0,15 м (Р перекладине- 7,6 ± 0,8 раз (КГ) и 9,54±0,7раз(ЭГ)(Р туловища из положении лежа - 37,0 ± 4,3 раз (КГ) и 39,9 ± 1,8 раз (ЭГ), при этом достоверных различий нет.
Достоверные различия наблюдается также в силовом тесте «Удержание положения ...». Если в КГ показатели в конце года были равны 65,4 ± 5,2 с, то в ЭГ - 74,9 ± 5,24 с (Р 0,05). Скоростно-силовые качества оказались на более высоком уровне у представительниц экспериментальной группы и составили в прыжке в длину 1,72 ± 0,02 м (Р 0,001). Несмотря на то, что положительные изменения в тестах на выносливость произошли в обеих группах, у школьников ЭГ они оказались достоверно
лучше. Так, в 12-минутном беге в КГ они были 2053,8 ± 58,4м, а в ЭГ-2183,3 = 49,0 м (Р 0,01). Показатели Гарвардского степ-теста аналогичны: в КГ они снялись 2,4 =ь 0,008 б, а в ЭГ - 3,4 ± 0,009 б (Р
Такая же ситуация в тестах на гибкость, быстроту и координационные способности (табл. 2 Приложения). Из всего сказанного следует, что занятия физической культурой с использованием современных направлений аэробики оказываются наиболее эффективными и служат гармоничному развитию основных, наиболее
значимых для здоровья и хорошего самочувствия, физических качеств школьников.
3.4. Сравнительная характеристика физического развития и двигательной подготовленности учащихся 11 классов г. Гусиноозёрска и г. Улан-Удэ
По определению Л.П. Матвеева физическое развитие - это процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе, происходящий по его естественным закономерностям, которые никто не волен упразднить [38].
В наших исследованиях мы также затронули эти вопросы и сравнили некоторые показатели физического развития и двигательной подготовленности девушек 11 классов г.Гусиноозёрска и г.Улан-Удэ, (табл. 3 Приложения).
В исследовании приняли участие девушки 11 классов общеобразовательных учреждений указанных городов. Возраст девушек - 16-17 лет. Количество испытуемых в группе гусиноозёрских школьниц 24 человек, в группе Улан-Удэнских школьниц - 18 человек.
Антропометрические измерения показали следующие результаты. Длина тела у гусиноозёрских девушек меньше и составляет в среднем 1,609 ± 0,007 м, в то время как у улан-удэнских - 1,641 ± 0,009 м (Р0,71 см (Р как различия в показателях экскурсии грудной клетки оказались недостоверны.
Сила мышц кисти правой руки у школьниц г. Гусиноозёрска составила 22,7 ± 0,97 кг, школьниц Улан-Удэнского учреждения -18,5 ± 1,0 кг (Р 2570,2 =Ь 42,3 мл, в то время как у девушек улан-удэнских -2303,6 =ь 76,9 мл (Р
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что гусиноозёрские девушки имеют более высокие показатели физического развития.
Важной задачей физического воспитания является повышение уровня двигательной подготовленности. Под двигательной подготовленностью понимается состояние функциональных проявлений оцениваемых качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений.
Исследования двигательной подготовленности проводились при помощи 13 тестов, которые позволили определить уровень развития различных физических качеств: скоростно-силовых, выносливости, гибкости, силы.
Скоростно-силовые качества определялись двумя тестами: метание набивного мяча из положения сед и прыжок в длину с места. В первом тесте были следующие результаты: средние показатели у гусиноозёрских девушек составили 4,60 ± 0,15 м, у улан-удэнских девушек - 4,94 ± 0,14 м (Р высокими ростовыми показателями, что удлиняет «рычаг» и увеличивает дальность полета. Показатели в прыжках в длину в обеих группах были почти одинаковыми и не имели достоверных различий.
В силовых тестах девушки показали следующие результаты. Испытуемые Селенгинского района подтянулись на низкой перекладине в среднем 6,56 =ь 0,64 раз, то время как девушки г.Улан-Удэ - всего 4,7 ± 0,6 раз (Рот пола стоя на коленях 18,3 ± 1,18 раз и 12,8 ± 1,7 раз (Р из положения лежа с согнутыми ногами 35,1 ± 1,62 раз и 20,7 ± 1,8 раз (Р с упором на спину у стены», рекомендованному специалистами в области фитнеса Т.С. Лисицкой, Л.В. Сидневой (2002), результаты оказались, напротив, в пользу улан-удэнских девушек и выглядели следующим образом: 59,7 ± 2,50 с у улан-удэнских девушек и 86,1 ± 15,9 с - у гусиноозёрских девушек (Р
Полученные данные свидетельствуют о том, что по большинству силовых тестов гусиноозёрские девушки сильнее девушек из г.Улан-Удэ.
В тестах на гибкость результаты оказались противоположными: по большинству тестов девушки из Селенгинского района оказались менее подготовленными. Так, при наклоне туловища в сторону у стены результат у
Важной задачей физического воспитания является повышение уровня двигательной подготовленности. Под двигательной подготовленностью понимается состояние функциональных проявлений оцениваемых качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений.
Исследования двигательной подготовленности проводились при помощи 13 тестов, которые позволили определить уровень развития различных физических качеств: скоростно-силовых, выносливости, гибкости, силы.
Скоростно-силовые качества определялись двумя тестами: метание набивного мяча из положения сед и прыжок в длину с места. В первом тесте были следующие результаты: средние показатели у гусиноозёрских девушек составили 4,60 ± 0,15 м, у улан-удэнских девушек - 4,94 ± 0,14 м (Р высокими ростовыми показателями, что удлиняет «рычаг» и увеличивает дальность полета. Показатели в прыжках в длину в обеих группах были почти одинаковыми и не имели достоверных различий.
В силовых тестах девушки показали следующие результаты. Испытуемые Селенгинского района подтянулись на низкой перекладине в среднем 6,56 =ь 0,64 раз, то время как девушки г.Улан-Удэ - всего 4,7 ± 0,6 раз (Рот пола стоя на коленях 18,3 ± 1,18 раз и 12,8 ± 1,7 раз (Р из положения лежа с согнутыми ногами 35,1 ± 1,62 раз и 20,7 ± 1,8 раз (Р с упором на спину у стены», рекомендованному специалистами в области фитнеса Т.С. Лисицкой, Л.В. Сидневой (2002), результаты оказались, напротив, в пользу улан-удэнских девушек и выглядели следующим образом: 59,7 ± 2,50 с у улан-удэнских девушек и 86,1 ± 15,9 с - у гусиноозёрских девушек (Р
Полученные данные свидетельствуют о том, что по большинству силовых тестов гусиноозёрские девушки сильнее девушек из г.Улан-Удэ.
В тестах на гибкость результаты оказались противоположными: по большинству тестов девушки из Селенгинского района оказались менее подготовленными. Так, при наклоне туловища в сторону у стены результат у