МБОУ СОШ № 1 г. Дзержинский МО
Открытый урок окружающего мира в 4 Б классе.
Поле – искусственное сообщество.
Подготовила учитель начальных классов
Тярина Татьяна Михайловна.
2019 – 2020 учебный год.
Тема: Поле – искусственное сообщество.
Класс: 4-Б.
Цель: Формирование понятия о поле как искусственном сообществе.
Задачи: Познакомить детей с отличительными признаками искусственного сообщества на примере поля.
Развивать критическое мышление посредством чтения и письма.
Рассмотреть основные группы растений поля, их особенности и использование в жизни человека.
Активизировать познавательную деятельность через использование групповой и коллективной работы.
Формировать навыки самопознания, самоконтроля и самооценки.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. карточки для работы в парах (группах).
Структура и ход урока.
-
Организационно-мотивационный этап урока.
- Наш мир прекрасен благодаря нашей матушки природы.
Сегодня мы продолжаем изучать природу.
А изучать природу, значит изучать жизнь.
-
Ориентировочно – исполнительский этап урока.
Проверка домашнего задания. Работа в парах. (по карточкам)
Карточка №1.
Вот могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина, сосна и ель растут вперемешку. Их ветви образуют густой навес, а – ниже растут кусты малины, шиповника. Ниже растут травы и цветы. (лес)
Карточка №2.
В этом сообществе обитают медведи, лоси, белки, кукушки, сороки, змеи и разные насекомые. (лес)
Карточка №3.
Это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Они приспособились к жизни в местах вдоль больших и малых рек. (луг)
Карточка №4.
Очень разнообразен мир насекомых. Цветы облюбовали пчёлы, шмели, мухи, муравьи, стрекочут кузнечики. Встречаются жабы, ящерицы. Здесь селятся птицы- трясогузки, перепела, коростели и другие. (луг)
Карточка №5.
Рядом с этим сообществом по берегам возвышаются заросли растений с тонкими стеблями и длинными листьями. В этом сообществе обитают жуки-плавунцы, клопы-водомерки, прудовики, щуки, сазаны. (водоём)
Карточка №6.
В этом сообществе обитатели получают намного меньше кислорода, чем обитатели луга и леса. Здесь можно встретить такие растения как рогоз, тростник, кувшинка, ряска. элодея. (водоём)
(ученики зачитывают содержание карточки и дают ответ)
- Что такое луг, лес, водоём? (Луг, лес и водоём – природные сообщества.)
- Что составляет природное сообщество? (Совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга).
- Что мы называем лугом? Лесом? Водоёмом?
(Луга - обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр.
Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
Лес —значительное пространство, заросшее деревьями, и вся та растительность, что покрывает почву между деревьями, состоят из кустарников, трав, папоротников, грибов и т. д.
Лес – участок суши, покрытый большим количеством деревьев.
Водоём - это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе растения, животные, рыбы, насекомые и моллюски).
-
Постановка темы и цели урока.
- Посмотрите, пожалуйста, несколько слайдов и вы поймёте о каком сообществе пойдёт речь.
(Звучит запись песни «Русское поле». Демонстрируются кадры презентации с изображением поля)
- Догадались о каком сообществе будем говорить? (Будем говорить о поле).
- Поле – это искусственное сообщество.
- Почему поле называют искусственным сообществом? Ответ на этот вопрос вы мне дадите в конце урока.
Актуализация знаний.
- Основу любого сообщества составляют растения. Поле – особое сообщество. На нём растут особые растения.
А какие, вы назовёте, отгадав загадки. Загадки (слова отгадки на экране)
-
Называют Геркулес
Значит сила в каше есть.
А вот из какой крупы
Это-то ответьте вы! (Овёс)
2) В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла. (Пшеница, рожь).
3) В огороде, на дорожке, под моим окошком расцвело сегодня солнце на высокой ножке. (Подсолнух).
4) Вот чудеса бывают ребята: выросла в поле белая вата! Вату дружно всю убрали, срочно на фабрику вату послали. Будут обновки у наших ребят: братишкам - штанишки, сестрёнке - халат. (Хлопок).
5) Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста)
6) Пупырчатые телятки привязаны на грядке. (Огурцы)
7) Сидит девица в темнице, коса - на улице. (Морковь)
9) Стоит чудо в семи шубах, кто его тронет - сам заплачет. (Лук)
10) Над землей трава, под землей бордовая голова. (Свёкла)
- Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Это растения).
- А какие это растения? (Это культурные растения).
- Какие растения называются культурными? (Культурные растения — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей).
- Какие культурные растения выращивают в нашей местности?
(Зерновые – рожь, пшеница, овёс. ячмень, гречиха; кукуруза, горох; картофель; овощные – морковь, капуста, лук, сахарная свёкла, огурцы)
- Существует несколько групп культурных растений. Давайте с ними познакомимся. Но прежде немного отдохнем.
-
Физкультминутка.
-
Самостоятельная работа.
Групповая работа.
Первая группа изучает учебный материал на страницах 81-85 и готовит сообщение о зерновых культурах.
Вторая группа изучает учебный материал на страницах 81-85 и готовит сообщение об овощных культурах.
Третья группа изучает учебный материал на страницах 81-85 и готовит сообщение о технических культурах.
-
Анализ текста.
- Какие растения называют техническими?
- Как выглядит растение лён?
- Как человек использует лён в своей жизни?
- Как выглядит растение подсолнечник?
- Как человек использует подсолнечник в своей жизни?
- Какие растения называют сорными?
- Что общего у зерновых культур?
- Что получают из этих растений?
- Как человек использует в жизни крупы?
-
Рефлексивно – оценочный этап.
- Вернёмся к вопросу, с которого мы начали урок.
- Почему поле называют искусственным сообществом?
(Искусственные сообщества создает, поддерживает и контролирует человек в своих интересах).
- Без золотых рук полеводов поле действительно существовать не может.
- Наш урок подошел к концу.
- Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке, а работой группы?
- Был ли наш сегодняшний разговор полезным для вас?
- Что нового узнали?
Приём «Шесть шляп».
-
Домашняя работа.
1.Прочитать материал по учебнику с. 81 - 85
2. Дополнительно по выбору:
1) Приготовить сообщение о вредителях зерновых культур.
2) Найти рассказы о животных и растениях поля.
3) Составить кроссворд по теме «Поле» (не менее 5 слов)