СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусственное сообщество - поле.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Искусственное сообщество - поле.»

МБОУ СОШ № 1 г. Дзержинский МО











Открытый урок окружающего мира в 4 Б классе.









Поле – искусственное сообщество.









Подготовила учитель начальных классов

Тярина Татьяна Михайловна.

















2019 – 2020 учебный год.

Тема: Поле – искусственное сообщество.

Класс: 4-Б.

Цель: Формирование понятия о поле как искусственном сообществе.

Задачи: Познакомить детей с отличительными признаками искусственного сообщества на примере поля.

Развивать критическое мышление посредством чтения и письма.

Рассмотреть основные группы растений поля, их особенности и использование в жизни человека.

Активизировать познавательную деятельность через использование групповой и коллективной работы.

Формировать навыки самопознания, самоконтроля и самооценки.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления.

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. карточки для работы в парах (группах).

Структура и ход урока.

  1. Организационно-мотивационный этап урока.

- Наш мир прекрасен благодаря нашей матушки природы.

Сегодня мы продолжаем изучать природу.

А изучать природу, значит изучать жизнь.

  1. Ориентировочно – исполнительский этап урока.

Проверка домашнего задания. Работа в парах. (по карточкам)



Карточка №1.

Вот могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина, сосна и ель растут вперемешку. Их ветви образуют густой навес, а – ниже растут кусты малины, шиповника. Ниже растут травы и цветы. (лес)

Карточка №2.

В этом сообществе обитают медведи, лоси, белки, кукушки, сороки, змеи и разные насекомые. (лес)

Карточка №3.

Это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Они приспособились к жизни в местах вдоль больших и малых рек. (луг)

Карточка №4.

Очень разнообразен мир насекомых. Цветы облюбовали пчёлы, шмели, мухи, муравьи, стрекочут кузнечики. Встречаются жабы, ящерицы. Здесь селятся птицы- трясогузки, перепела, коростели и другие. (луг)

Карточка №5.

Рядом с этим сообществом по берегам возвышаются заросли растений с тонкими стеблями и длинными листьями. В этом сообществе обитают жуки-плавунцы, клопы-водомерки, прудовики, щуки, сазаны. (водоём)



Карточка №6.

В этом сообществе обитатели получают намного меньше кислорода, чем обитатели луга и леса. Здесь можно встретить такие растения как рогоз, тростник, кувшинка, ряска. элодея. (водоём)



(ученики зачитывают содержание карточки и дают ответ)



- Что такое луг, лес, водоём? (Луг, лес и водоём – природные сообщества.)



- Что составляет природное сообщество? (Совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга).



- Что мы называем лугом? Лесом? Водоёмом?



(Луга - обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр.



Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.



Лес —значительное пространство, заросшее деревьями, и вся та растительность, что покрывает почву между деревьями, состоят из кустарников, трав, папоротников, грибов и т. д.



Лес – участок суши, покрытый большим количеством деревьев.

Водоём - это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе растения, животные, рыбы, насекомые и моллюски).



  1. Постановка темы и цели урока.

- Посмотрите, пожалуйста, несколько слайдов и вы поймёте о каком сообществе пойдёт речь.

(Звучит запись песни «Русское поле». Демонстрируются кадры презентации с изображением поля)

- Догадались о каком сообществе будем говорить? (Будем говорить о поле).

- Поле – это искусственное сообщество.

- Почему поле называют искусственным сообществом? Ответ на этот вопрос вы мне дадите в конце урока.

Актуализация знаний.

- Основу любого сообщества составляют растения. Поле – особое сообщество. На нём растут особые растения.

А какие, вы назовёте, отгадав загадки. Загадки (слова отгадки на экране)

  1. Называют Геркулес

Значит сила в каше есть.

А вот из какой крупы

Это-то ответьте вы! (Овёс)



2) В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла. (Пшеница, рожь).



3) В огороде, на дорожке, под моим окошком расцвело сегодня солнце на высокой ножке. (Подсолнух).



4) Вот чудеса бывают ребята: выросла в поле белая вата! Вату дружно всю убрали, срочно на фабрику вату послали. Будут обновки у наших ребят: братишкам - штанишки, сестрёнке - халат. (Хлопок).

5) Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста)

6) Пупырчатые телятки привязаны на грядке. (Огурцы)



7) Сидит девица в темнице, коса - на улице. (Морковь)



9) Стоит чудо в семи шубах, кто его тронет - сам заплачет. (Лук)



10) Над землей трава, под землей бордовая голова. (Свёкла)



- Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Это растения).

- А какие это растения? (Это культурные растения).

- Какие растения называются культурными? (Культурные растения — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей).

- Какие культурные растения выращивают в нашей местности?

(Зерновые – рожь, пшеница, овёс. ячмень, гречиха; кукуруза, горох; картофель; овощные – морковь, капуста, лук, сахарная свёкла, огурцы)

- Существует несколько групп культурных растений. Давайте с ними познакомимся. Но прежде немного отдохнем.



  1. Физкультминутка.

  2. Самостоятельная работа.

Групповая работа.

Первая группа изучает учебный материал на страницах 81-85 и готовит сообщение о зерновых культурах.

Вторая группа изучает учебный материал на страницах 81-85 и готовит сообщение об овощных культурах.

Третья группа изучает учебный материал на страницах 81-85 и готовит сообщение о технических культурах.

  1. Анализ текста.

- Какие растения называют техническими?

- Как выглядит растение лён?

- Как человек использует лён в своей жизни?

- Как выглядит растение подсолнечник?

- Как человек использует подсолнечник в своей жизни?

- Какие растения называют сорными?

- Что общего у зерновых культур?
- Что получают из этих растений?

- Как человек использует в жизни крупы?



  1. Рефлексивно – оценочный этап.

- Вернёмся к вопросу, с которого мы начали урок.

- Почему поле называют искусственным сообществом?

(Искусственные сообщества создает, поддерживает и контролирует человек в своих интересах).

- Без золотых рук полеводов поле действительно существовать не может.

- Наш урок подошел к концу.

- Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке, а работой группы?

- Был ли наш сегодняшний разговор полезным для вас?

- Что нового узнали?

Приём «Шесть шляп».

  1. Домашняя работа.

1.Прочитать материал по учебнику с. 81 - 85

2. Дополнительно по выбору:

1) Приготовить сообщение о вредителях зерновых культур.

2) Найти рассказы о животных и растениях поля.

3) Составить кроссворд по теме «Поле» (не менее 5 слов)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя