СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Древней Руси. Начало.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен для учащихся 1 класса ДХШ (детей 11-12 лет), но по своим параметрам может быть интересен учителям истории и МХК.

Просмотр содержимого документа
«Искусство Древней Руси. Начало.»

Цикл занятий: «Дни погружения в тему: Искусство Древней Руси»


Пояснительная записка


Материал подготовлен для учащихся 1 класса Детской художественной школы (11-12 – летнего возраста) и опирается на учебные пособия: Емохоновой, газету «Искусство», журнал «Искусство в школе»

В основе цикла лежат уроки по истории искусств, проходящие в различных формах с использованием методов информативных и эвристических бесед, художественно – творческой деятельности, игровых технологий с элементами театрализации.


Цель занятий – углубить восприятие и осмысление детьми изучаемых художественных произведений, памятников искусства и культуры.

Цель достигается благодаря методическому подходу к изучению материала в координации разных предметов, а так же связи с внеклассной работой.



Виды тем и занятий:

  1. «Искусство Древней Руси. Начало»: урок – знакомство с культурой Древней (дохристианской) Руси: идолы, обереги, деревянное зодчество.

Русь христианская:

  • Киевская Русь. История Десятинной церкви X в.

  • Собор Святой Софии в Киеве I пол. XI в.

  • Спаса- Преображенский собор в Чернигове XI в.

Выполняем графическую зарисовку храма, обозначаем архитектурные детали.



  1. «Новгородская архитектура IX – XII столетий»: урок – знакомство с Софийским собором в Новгороде.

Выявление особенностей в сопоставлении внешнего облика храмов: Софии Киевской и Софии Новгородской. Результаты заносим в таблицу.

Дополнительная информация: Георгиевский собор Юрьева монастыря.



  1. «Малые храмы Новгорода»: беседа в театрализовано – игровой форме.

Дети, включая фантазию, представляют себя архитекторами, рассказывая о конкретных храмах (тексты ими заранее заготовлены).

Краткий обзор зрительного ряда фресок и иконописи.



  1. «Своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси»: урок – знакомство с архитектурными памятниками:

  • Золотые ворота г. Владимир

  • Успенский собор (1158-1160)

  • Церковь Покрова на Нерли (1165)

  • Дмитриевский собор (1193-1197)



  1. «Строим храм»: практическая работа по материалам //Искусство.-2006.-№6.-С.19.





Разработка №1.



«Искусство Древней Руси. Начало»

Тип урока: урок-знакомство с элементами виртуальной экскурсии

Цель урока: формирование представлений об особенностях искусства дохристианской Руси, архитектура христианского домонгольского периода Древней Руси.

Задачи урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с изменениями, происходящими в русской культуре и искусстве;

-познакомить с древнерусским крестово-купольным типам храма, с архитектурным обликом Киева – «матери городов русских», внешним обликом и внутренним убранством собора Святой Софии в Киеве;

развивающие:

- формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления

воспитательные:

-воспитывать уважения к культурному наследию нашей Родины;

Оборудование: Мультимедийный проектор; презентация по теме, изображения храмов: Святой Софии в Киеве, Десятинной церкви; Спасо - Преображенский собор в Чернигове.

Основные термины: детинец, неф, апсида, закомары, плинфа, галерея.



Ход урока

1. Организационный момент

а) проверка готовности учащихся к уроку;

б) постановка цели и задач урока.



Эпиграф: Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.

Е. и А. Михайловы

Учитель. Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

/Ответы детей/.

Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства.



Звучит песня «Русь называют Святою» в исполнении Анны Широченко

Учитель. Неотъемлемым элементом русского пейзажа всегда были церкви. Белокаменные старинные одноглавые церкви в обрамлении зелени, кажутся жемчужинами на зелёном бархате. Эти чудо - творения древнего зодчества кажутся лёгкими, невесомыми и вызывают в людях щемящее чувство Родины.

Но, давайте обо всём по порядку.



2. Формирование новых знаний

Сегодня наш урок будет проходить в форме виртуальной экскурсии. Начнем нашу необычную экскурсию с того, что вспомним, что представляло собой искусство Древней Руси дохристианского периода.

Почти 1000 лет насчитывает история древнерусского искусства. Она зародилась в IX-X вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян – киевская Русь, последним итогом его был XVII век – период кризиса средних веков художественной культуры России и сложение новых художественных принципов.

Истоки Древнерусского искусства восходят к восточным славянам, оно было связанно с языческим культом и носило магически - анемический характер.

Архитектура – была представлена деревянными строениями;

О них нам дают представление летописи и другие письменные документы, наполненные сообщениями о постройках городов, церквей, хором и мостов.

Скульптура в своей основе была представлена – молебнами языческими идолами;

Каменные и деревянные изваяния, что передавали образ славянских богов были непременным атрибутом жреческих религиозных обрядов Древней Руси. До сегодняшних дней их сохранилось очень мало. Этот факт объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что славянские идолы в большинстве своём были деревянными. Использование дерева, а не камня для изображений богов объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу дерева — идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и божества.

А декоративно - прикладное искусство было представлено – оберегами, т.к. с давних пор человек стремился найти нечто, способное защитить его от напастей, угроз неспокойного внешнего мира. Во времена язычества люди верили, что есть вещи природного и рукотворного происхождения, которые могут обезопасить своего владельца.

Со времён принятия христианства магический смысл изображений был частично забыт, но мотивы продолжали жить в скульптурной миниатюре, вышивках и ювелирном искусстве.

Начиная с X века, древнерусское искусство имело тесные связи с Византией. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и мн.др.

Христианские храмы появились на Руси ещё в X веке. Сначала они были деревянными, а затем каменными.

Князь Владимир крестился, получив в крещении имя, Владимир и соорудил на месте, где стоял Перун – языческий идол, деревянную церковь святого Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного храма во имя Успения Богоматери. В последствии церковь прозвали Десятинною. Она стала первой каменной церковью Киевской Руси, Князь Владимир выделил на содержание и строительство храма десятую часть своих доходов – десятину (отсюда и произошло название Десятинной церкви).

Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём в летописи сообщалось: В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек. — «Повесть временных лет»

Освящение же большая часть источников датирует 996-м годом.

О красоте Десятинной церкви могут рассказать только древние источники. Как и все храмы Киева Десятинная церковь была возведена из плинфы - плоского квадратного кирпича, особой светло-жёлтой и необычно тонкой (2,5 см)

Он был самым значительным и почитаемым храмом Руси до 1240 года, в чёрную годину нашествия Батыя церковь была разрушена.



Спасо – Преображенский собор в Чернигове XI век



Самый древнейший из дошедших до нас в своём былом облике храмов Киевской Руси находится не в Киеве, а в Чернигове, заложенный Мстиславом Владимировичем. Образец взят с Десятинной церкви. Учёные полагают, что строили церковь Константинопольские мастера. Возведён он из плинфы и необработанного камня. Чуть розоватый раствор (с добавлением толчёного кирпича).

Пятиглавый собор арочные проёмы, которого из нартеса ведут в каждый из нефов. Посмотрите на внутреннее убранство собора в настоящее время. (слайд)

А сейчас нам с вами необходимо зарисовать храм графически.

/дети рисуют изображение схематично и подписывают архитектурные элементы/



Собор Святой Софии в Киеве (конец 30-х – начало 50-х гг. XI века)



По указанию Ярослава Мудрого возведён самый величественный и знаменитый из всех русских храмов (Премудрости Божьей).

Как пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: «Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными...» Эта древнейшая русская библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая в России школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый.

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки из чередующихся рядов камня и плинфы), уложенных на розовом известково - цементном растворе. При реставрации фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того чтобы можно было представить облик собора в древности, на фасадах реставраторами оставлены зондажи – участки раскрытой древней кладки.

Запишите в тетради некоторые важные цифры и факты:

5-нефный собор с большими хорами – «палатами»

13 куполов символизируют: Иисуса Христа и 12 апостолов

В центре купола – Христос Вседержитель – горнее небо

В алтаре, на центральной апсиде – фигура богоматери

Оранта – непрестанное моление (нерушимая стена)

Вишнёвый цвет одеяния – мафория – символ сострадания

Алтарь – символ церкви земной


Учитель: И наша экскурсия подходит к концу. В чем вы увидели своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков?



Рефлексия

Учитель: Какие у вас впечатления от нашего путешествия?

Какое открытие сделал каждый из вас?

Что особенно вас впечатлило?

/ответы детей/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!