Беседы об искусстве 1 класс
Детская школа искусств № 7, г. Чита
Театральное отделение
Составила М.Е. Саттарова
Искусство фотографии
Раздел 4. Виды искусства, основанные на развитии науки и техники
Фотография - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством технических средств контур и форму передаваемого ею предмета.
Слово «Фотография» пришло из французского языка «photographie», которое имеет древне-греческие корни- φως / φωτος - свет и γραφω – пишу. По смыслу означает светопись - техника рисования светом - получение и сохранение неподвижного изображения.
Фотоискусство — искусство создания художественной фотографии. Художественная фотография отличается от прочих фотографий тем, что не стремится к объективному отражению действительности, а фиксирует сцены, специально избранные либо созданные для фотографирования с целью выражения мысли художника.
Фотоискусство- разновидность художественного творчества, в основе которого лежит использование выразительных возможностей фотографии.
Особенности фотоискусства
- Специфическая особенность фотоискусства - это взаимодействие в нем творческого и технологического процессов.
Особое место фотоискусства в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории «техническим» искусством, которое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике.
Княгиня-Анна-Владимировна-Щербатова-урождённая-княжна-Барятинская.
Начало 20 века
Фотоискусство противопоставляется фотожурналистике, целью которой является констатация фактов, и коммерческой фотографии, которая используется для рекламы товаров и услуг.
С.-М.-Прокудин-Горский.-Село-Дубно.-1909
Современные способы фотографии делятся на:
- аналоговую фотографию – фотография на фото-пластину или на фотопленку, с использованием химических реакций возникающих под воздействием света;
- .
- цифровую фотографию – фотография с использованием светочувствительных матриц, преобразующих свет в электрические импульсы.
Современный фотограф (фотохудожник) использует изобразительные средства фотографии (точка съёмки, ракурс, линейная композиция, план, перспектива, освещение - родственные изобразительным средствам живописи) для получения творческого художественного эффекта фотоснимка и фотографии. Дополнительными инструментами фотографа (фотохудожника) являются химико-физическая обработка и цифровая фото-обработка снимков.
По сути своей, фотограф является художником, располагающим определёнными «красками» - фототехникой и фотоматериалами.
С.-М.-Прокудин-Горский.-Общий-вид-на-церковь-Преображения.-Пидьма.-1909-год
История фотографии
Арабский математик и ученый 10-го века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или
палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, - изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки.
В 1725 году Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии обнаружил, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет.
Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась .
Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии.
Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, которое не сохранилось до наших дней.
Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Жозефом Нисефором Ньепсом позже, в 1826 году, с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.
Французский изобретатель и партнер Ньепса Louis Daguerre в 1838 году сделал снимок парижской улицы, работа называется "Boulevard du Temple". Улица кажется пустынной, поскольку снимок выполнен на 10 минутной выдержке, люди двигались по улице слишком быстро и не могли остаться на фотографии. Но один из прохожих все же остановился начистить ботинки. Он оставался неподвижным достаточно долго, чтобы попасть на фотопластину. Это первая в истории фотография человека.
Сам термин «фотография» появился в 1839 году.
В 1839 году американский первопроходец фотографии Robert Hinnieser Cornelius сделал автопортрет. Этот снимок стал первым портретом и автопортретом в истории.
1858 году Henry Peach Robinson скомбинировал пять негативов в одно изображение, выполнив первый в истории фотомонтаж. Снимок называется "Fading Away", на нем изображена смерть девочки от туберкулеза. В свое время работа вызвала много споров.
Первую устойчивую цветную фотографию сделал британский физик James Clerk Maxwell в 1861 году. Максвелл использовал метод трехцветной фотографии. Для получения снимка по этому методу использовались три фотокамеры с установленными в них цветными светофильтрами. Полученные снимки позволяли воссоздать при проекции, а позже и при печати, цветное изображение.
Американский технолог и изобретатель Russell A. Kirsch в 1957 году работал с группой ученых над изобретением сканера. Создав опытный образец, Kirsch, желая протестировать прибор, отсканировал фотографию своего сына Уолдена. Эта картинка стала первым цифровым изображением в мире.
Эта картинка с CERN стала первым изображением, загруженным в интернет, и первой картинкой, появившейся в окне браузера. На дворе был 1992 год.
Цифровая фотография - относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году, когда компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей, записывающей снимки на диск. Этот аппарат не был цифровым в современном понимании (на диск записывался аналоговый сигнал), однако позволял отказаться от фотоплёнки. Первая полноценная цифровая камера - DCS 100 - была выпущена в 1990 году компанией Kodak.
Артист театра «Лик» Леонид Лехнер в спектакле М. Бартенева «Страсти по Насте»
Жанры фотографии (фотоискусства)
Часть современных жанров фотографии (жанры фотоискусства) по аналогии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична и присуща только фотографии.
Репродукция
Это воспроизведение чертежей, рисунков, плакатов, картин, документов, фотоснимков и других плоских изображений, называемых в репродукционной технике оригиналами.
Макрофотосъёмка
Это съемка мелких чаще всего объемных деталей (насекомых, цветов, ювелирных изделий и прочее) в масштабе близком к 1:1 .
Портретная фотосъёмка
2-Император-Николай-II-и-Императрица-Александра-Федоровна.
Самое важное здесь — передать сходство.
Съёмка архитектурных сооружений
С.-М.-Прокудин-Горский.-Старинная-церковь-в-селе-Лижма.-1916-год
Как правило, ставит целью получение документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей.
С.-М.-Прокудин-Горский.-Церковь-Иоанна-Предтечи-в-селении-Ветлуга.-Осень-1909-года
Съёмки спорта и движущихся объектов
Особенностью таких фотографий является быстрота движений. Важно показать динамику движущихся предметов.
Съёмка детей
Дети не сидят на месте, поэтому самым легким способом является съемка занятых чем-то детей (просмотр спектакля, слушание сказки, игра).
Фотоохота
орчогляна
Фотографии зверей, насекомых, жанровые фотографии .
Пейзаж
Как и в живописи, пейзаж – это виды природы
Репортажная съёмка
так называемый метод съемки события без вмешательства в его естественное течение.
Изобретение и массовое применение фотографии, а в дальнейшем и кинематографа изменило представление об исторических событиях, зафиксированных на плёнку, не в меньшей степени, чем изобретение письменности.
Задание
- Попробуйте самостоятельно сделать снимок в любом жанре, который мы рассмотрели.
- Постарайтесь выполнить условия, которые требуются для выполнения жанрового соответствия.