ИСКУССТВО ФОТОРЕПОРТАЖА
8 КЛАСС
Есть один жанр, в котором фотография совершенно уникальна. Это репортаж , съёмка события. Причём события любой значимости: от разговора бабушек на лавочке до военного сражения. От обыденного до исторического.
Съёмка события как объекта фотографии существенно отличается от съёмки натюрморта или пейзажа. Вещи, деревья никуда не мчатся и могут подождать, а событие – преходяще, оно может быть длительным и регулярным (как асфальтирование дороги или торговля в магазине), а может быть неожиданным и стремительным (как камнепад или прыжок в воду).
Поэтому репортажная съёмка сложна и требует постоянной готовности и умения действовать и реагировать оперативно в зависимости от складывающейся ситуации. Необходима оперативность, при которой не снижается уровень операторской культуры: фигуры умещаются в кадре, никто не загораживает происходящее и т. д.
Опыт в репортаже обязателен, он – фундамент творчества.
В репортажных работах, сделанных в столь разных условиях, мы ощущаем мгновенность фиксации факта, оперативность съёмки, умение выхватить мгновение и – обязательное качество фоторепортёра – быть в центре событий .
По репортажным фотографиям судят о том, что и как было. Поэтому, снимая любое событие, старайтесь найти в нём самое важное, не отвлекайтесь на эффектное, но второстепенное. Быть очевидцем ещё не значит отразить сущность происшедшего. Стремитесь быть объективными, снимайте с разных точек и помногу раз, чтобы правда факта стала правдой снимка.
Даже при недолгом сравнении картины и фотографии мы убеждаемся, что картина как носитель событийной информации сегодня уступает фотографии.
Ф. Леже. Монтажники.
Фрагмент картины
Б. М. Неменский. Земля опалённая. Фрагмент картины
Зато живопись превосходит фотографию в образном осмыслении происходящего и прошедшего.
Факты или даже одно событие на полотне приобретают художественную обобщённость и глубину, а бывает, вырастают в аллегорию, придавая событию характер метафоры или символа. Одна и та же тема, событие совершенно по-разному звучат на картине и фотографии.
Мы уже обращали внимание на свойство фотографии укрупнять снятое. В особенности это касается сфотографированного события. Любой на первый взгляд непримечательный факт, событие, запечатлённое на снимке, приобретает значимость в прямом и переносном смысле.
Поэтому простые вещи – разговор бабушек или малыш в саду – на снимках выглядят интересными и не менее значительными событиями, чем спуск корабля или тушение пожара.
Продолжением историографии в её частном виде можно считать семейную фотохронику. Из всех изобразительных искусств фотография благодаря своей доступности, пожалуй, самое частное.
В каждом доме хранятся фамильные снимки , и через них подробно и пристально можно проследить частную жизнь человека, его семьи, изменений в их жизни. Рассматривая семейный фотоальбом, особенно остро ощущаешь, как личное невольно, но неразрывно соотносится с общим и историческим.
На маленьких чёрно-белых прямоугольничках уже пожелтевшей фотобумаги бесценные для нас лица и судьбы наших близких, в них память сердца и своих корней, по семейному фотоархиву в лицах предков можно многое прочитать о себе самом, об истории рода и страны.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»
- Съёмка фоторепортажа (серия из 3-5 снимков), посвящённого одному событию или теме. Примените для решения поставленных художественно-информационных задач в условиях оперативной съёмки как можно больше навыков операторской и композиционной грамоты.
Что бы вы ни снимали: родных за чаем или школьную хронику, помните, что культура репортажной съёмки – в умении наблюдать, предугадывать ход предстоящих событий и всегда быть готовым к их фиксации.
Для репортёра большую роль играет знание снимаемого материала. Таким материалом для вас может быть школьная жизнь, походы, спорт. Присмотритесь, и вы обнаружите множество интересных событий вокруг вас, переживаний, столкновений. Это модель и прообраз целого мира.