СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство и духовная жизнь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Искусство и духовная жизнь»

ИСКУССТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Основная цель урока: создать условия для формирования представлений о взаимодействии искусства и духовной жизни общества.

Цели урока:

Обучающая: сформировать представление об искусстве и его роли в жизни человека и общества

Задачи:

1. Раскрыть сущность и особенности искусства.

2. Раскрыть основные функции искусства

Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.

Задачи:

1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)

2) развивать навыки устной коммуникации (развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)

Воспитательная:

-воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважение мнения других,

-формировать активную жизненную позицию,

-воспитывать эстетическую культуру.

Организационные задачи:

Подготовить обучающихся к восприятию нового материала.

Организовать познавательную деятельность обучающихся.

Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.

Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.

Взаимооценка деятельности.


Тип урока: урок усвоения новых знаний с применением коммуникативных технологий.

Оборудование: презентации «Искусство и духовная жизнь», «Виды искусства», «Духовная жизнь современной России», Конституции РФ, дидактические материалы.

Формы работы обучающихся на уроке: индивидуальная (домашнее опережающее задание), фронтальная, работа в парах и группах.

Методы и приемы обучения: диалог, дискуссия, демонстрация презентаций, самостоятельная работа с текстами раздаточного материала, оформление схем, кластера, рефлексия, взаимооценка деятельности.

Основные понятия: искусство, виды искусства, эстетика,


Структурно-логические связи:

Внутрипредметные: Обществознание.

Темы:

Культура и духовная жизнь (понятия «духовная жизнь», «культура»).

Религия (понятие «религия»)

Мораль (понятие «мораль»)

Наука («понятие наука»)

Образование (понятие «образование»)

Межпредметные: Литература. (Понятие литературы как вида искусства).

История. Культурное развитие России на современном этапе.

МХК. Искусство (понятия «искусство», «виды искусства»).


ПЛАН УРОКА

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

  1. Актуализация знаний.

  2. Первичное усвоение новых знаний.

  3. Первичная проверка понимания.

  4. Первичное закрепление.

  5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  6. Рефлексия (подведение итогов занятия)























Ход урока

1.Организационный этап (2 мин.)

а) приветствие обучающихся;


2. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала: (5мин.)

Учитель: Ребята, в этой колбе находится вода.  Представьте себе, что в данный момент вы находитесь на уроке химии. Опираясь на знания по этому предмету, скажите, что вам известно о воде (ожидаемые ответы учащихся: жидкость без цвета и запаха, формула воды). Именно так отражается вода  в науке.

А теперь послушайте,  как вода описывается в стихотворении:


Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

     Учитель:

- Вы почувствовали разницу? Какое описание воды вам понравилось больше? Давайте из этого стихотворения выберем художественные средства языка которыми поэт характеризует воду (учащиеся называют слова: главное таинство, главное чудо планеты, жизни самой сердцевина, плазма планеты).


- Давайте вспомним компоненты духовной культуры (религия, мораль, нравственность, философия, наука, образование, искусство). К какому компоненту духовной жизни общества относится стихотворение как литературное произведение? (ожидаемый ответ учащихся: к искусству).

- Логичный вопрос: какова же тема нашего урока?

Вы догадались, что наш урок посвящен искусству.
    Искусство,  как и наука, религия, мораль, является элементом духовной жизни.

Сообщение темы урока:

Тема урока «Искусство как часть духовной культуры» (записать в тетради)


Посмотрите на экран и давайте попытаемся вместе определить задачи урока, руководствуясь обозначенной темой.

На слайде план изучения темы:


1.    Что такое искусство, его виды.
2.    Особенности и назначение искусства. 
3. Эстетическая культура.

4. Духовная жизнь современной России.    

  (обучающиеся записывают  тему урока  в тетрадях).

Вовлечение обучающихся в постановку цели и задач урока: исходя из плана, сформулируйте цели.

Цели урока:

Раскрыть сущность, особенности, виды и функции искусства и получить представление о роли искусства в жизни человека и общества.

Первичное восприятие и усвоение нового материала.


1. Что такое искусство.
Учитель: - Сегодня нам предстоит познакомиться с новым элементом духовной культуры – искусством.

- Поиграем в ассоциации. Какая мысль возникает при упоминании «искусства»?


- Слово имеет два основных значения в русском языке.


Во-первых, это мастерство, умение (например, искусство вести беседу), во-вторых, это творческая художественная деятельность в самом широком смысле.


Редко когда в статьях, посвященных философским понятиям, встретишь слово не из древнегреческого или, на худой конец, из латинского языка.


Во-вторых. Искусство – это старославянское слово, и образовано оно от корня искусъ, что значило испытание, опыт, пробу и даже пытку.

 - Есть ли у вас какие-то свои предположения относительно определения этого понятия? (ответы обучающихся). Понятие искусства имеет несколько определений. Посмотрите определения искусства на экране.


1. Искусство – это высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. 
2. Искусство – это художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. 

3. Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.

Итак,  мы выяснили с вами, что такое искусство (форма художественного познания, художественное творчество, которое существует …в разных видах).


У вас распечатаны эти определения, мы будем к ним обращаться по ходу урока.



- Вы изучали уже многие виды искусства. Скажите, на каких уроках? Давайте вместе вспомним виды искусства, которые вы уже знаете (музыка, театр, кино, литература, живопись, скульптура, архитектура)

С помощью разных видов искусства можно представить одно и то же событие. Мы с вами будем опираться на тему Великой Отечественной войны. Эта тема близка, каждому из нас и затрагивает самые тончайшие струны нашей души.

Какие произведения искусства посвящены этому времени в нашей истории?

А теперь посмотрите внимательно на эту картину. Какому событию она посвящается?

Это картина художника

Этот же герой представлен с помощью другого вида искусства – скульптуры.

А теперь послушайте музыку, посвященную этому же герою.

Итак, авторы-творцы используют разные способы передачи собственного видения окружающего мира, событий, явлений.

А сейчас со словами картина, музыка, памятник, составим кластеры. Постарайтесь что-то особенное отметить в этих произведениях искусства. Работаем в парах.

Прочитайте вслух результаты своей творческой работы. Закрепите результат своей работы на доске.


Учитель: Переходим к решению следующей задачи. Каковы особенности искусства как формы познания?

Прочитайте 3-ю часть определения, которое вы записали в тетради.  Искусство  - это художественное освоение мира в форме художественного образа. 

- Какие виды познания вы знаете? (Чувственное и рациональное)
Результатом научного познания что является? (теории, законы, формулы), то результатом познания в искусстве являются художественные образы.
Почувствовали, что же такое художественный образ? Прочитайте определение этого понятия в вашей карточке.


Художественный образ – это результат освоения мира, отражение действительности, он обладает свойствами реально существующего предмета, но не является самим предметом, событием, явлением. 


Запишите в тетрадях признаки искусства:


1) образность;


2) О какой особенности искусства говорится в высказывании французского писателя Стендаля «Искусство живет страстями. Нужно почувствовать пожирающий огонь страстей, чтобы преуспевать в нем»? Искусство вызывает определенные чувства и эмоции; (чувственное восприятие окружающего мира); 


3) О какой особенности искусства говорится в известной русской народной поговорке: «На вкус и цвет товарищей нет»? (каждый по своему воспринимает различные произведения искусства); Произведения искусства открыты для обсуждения и критики, каждый человек волен оценивать их в соответствии со своим вкусом, убеждением и предпочтением: (индивидуальность восприятия);


4) субъективность. Творчество людей – зеркало для их ума. (Джавахарлал Неру). (задача искусства не в том, чтобы правильно, достоверно  изображать окружающее, а в том, чтобы пробуждать в людях чувство прекрасного). Фотоаппарат тоже способен отражать мир, но только фотохудожник может сделать фотографию произведением искусства,  есть даже такое выражение: произведения искусства смотрят на нас глазами и душой автора. В искусстве огромна роль фантазии и воображения познающего (написать на доске: воображение, фантазия). А у каждого творца они индивидуальны, разные.

 
5) законченность (каждое произведение искусства имеет своего автора, имя которого остается на века. (Пример с зодчими  храма Василия Блаженного).



Возможно ли подойти к искусству с линейкой, сантиметровой лентой или четкими критериями?


Учитель: Было бы неправильно говорить об искусстве только  как  форме познания окружающего мира. Назначение искусства значительно шире. В чем оно состоит?

  «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» - деятель французской культуры XX в. Жан Кокто. ( на экране )

-Прочитайте это высказывание и сформулируйте проблемный вопрос.

-Что нам сегодня предстоит выяснить?

Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства? (проблема)


Вам необходимо высказать свою точку зрения. Что вам известно о значении искусства? Приведите несколько объяснений, зачем нужно искусство. Какую роль играет искусство в жизни людей?


Искусство полифункционально, оно играет множество ролей.

-Чтобы более полно ответить на данный вопрос, познакомимся с функциями искусства.


Функции искусства

Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности

Общественно-преобразующая - оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества

Внушающая - воздействие на подсознание людей, на человеческую психику

Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей

Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира

Предвосхищения – способность предвосхищать будущее

Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека

Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, оно призвано доставлять людям удовольствие

Познавательная – выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.


Вот теперь давайте с учетом полученных знаний ответим на поставленный вопрос: Зачем нужно искусство?

Искусство:

-украшает мир;

-воспроизводит в художественных образах все, что интересно человеку в жизни;

-раскрывает ценности человека и человечества, формирует чувства прекрасного, доброту, достоинства личности;

-осмысливает и преобразовывает жизнь, познает ее;

-восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия.

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете» (Ф.М. Достоевский)


Скажите, каждый ли человек имеет отношение к искусству? Согласитесь ли вы с высказыванием Достоевского?

А вы чувствуете себя причастными к искусству, чем вы увлекаетесь из художественного творчества, какие виды искусства нравятся вам?

Спасибо. Видите, оказывается, все вы тоже как-то причастны к искусству.


Мы живем сейчас в демократическом обществе, и у нас есть все возможности, чтобы изучать и развивать культуру, заниматься каким-либо творчеством.

А теперь обратите внимание на слова одного из американских президентов Д. Кеннеди «У искусства есть враг: имя которому невежество».   В чем, по- вашему, смысл этого высказывания? (Ответы учащихся).

Нужно беречь культурные ценности. Вспомним одну из обязанностей граждан России.


 «Невежество – это отсутствие знаний, бескультурность. Враг – это объект, от которого исходит угроза. В силу своей безграмотности невежественные люди являются источником опасности для искусства, потому что они не понимают, что произведения искусства являются величайшей ценностью.

Приведите примеры невежественных поступков. (вандализм) После действий вандалов в Древнем Риме (уничтожили скульптурные конные памятники Рима (их было 22, остался один) при завоевании Рима) акт уничтожения произведений искусства люди стали называть вандализмом.


 Не зная об этом, невежественные люди могут сжечь храм, как это сделал в свое время Герострат, желая прославиться на века, поэтому сегодня выражение «Слава Герострата» означает плохую славу.

Примером вандализма является взрыв Храм Христа Спасителя в 1931г. 

Этот храм сегодня - символ не только искупления грехов наших предков, но и символ национального и культурного возрождения России .

Слова Д. Кеннеди – это предостережение ныне живущим и будущим поколениям людей.

И руководство нашей страны уделяет этому большое внимание. Перед вами документ. Это выступление В.В. Путина - Президента нашей страны. (отрывок выступления Путина на вручении гос.премий)

Цель какая? А почему? Наверное есть какие-то проблемы в нашей стране в духовной жизни?

Вы получали задания: оценить нынешнюю ситуацию в духовной жизни России. И сейчас вы попробуете выступить в роли критиков культуры. 1 ряд покажет проблемы и недостатки в духовной жизни России, а 2 ряд постарается доказать, что все не так плохо и продемонстрировать успехи в современной отечественной культуре.

Что же такое ИСКУССТВО? (ответы: да или нет)

* это форма художественного познания ( да );
* это форма научного познания (нет )
* это художественное творчество (да ).
* это форма человеческой деятельности, проявляющаяся в различных его видах: литературе, живописи, скульптуре, музыке и т.д.(да )
Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир (неверно).
Б. Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов (неверно).
В. Произведениям искусства свойственна эмоциональность (верно).
Г. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно отражает мир (верно).


6. Подведение итогов. Рефлексия. 3 мин.

6.1. Подведение итогов.

-Сегодня на уроке мы изучили тему «Искусство и духовная жизнь». Как вы думаете удалось ли нам достичь поставленной цели и реализовать задачи?

Я предлагаю вам побыть художниками и постараться воплотить ваши идеи в жизнь. Нарисуйте свои чувства?

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учится» (Демокрит)

«Идите к свету, разуму, правде и красоте» (А.М.Горький)



Знаменитый художник Ван Гог при жизни никем не был признан, его картины не продавались, он терпел нужду и постоянные насмешки. Вскоре после смерти его творчество оценили. В настоящее время картина Ван Гога “Подсолнухи” является самой дорогой из когда-либо проданных. Ее купили на аукционе “Кристи” в Лондоне в 1987 году за 22 млн. 50 тысяч фунтов стерлингов. Как вы думаете, о чем говорит этот пример?





ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ Что такое искусство? Почему оно имеет очарова­тельную магию власти над человеком? Искусство нередко на­зывают глубоким источником наслаждения. Миллионы людей наслаждаются изображением прекрасных человеческих тел, удивительных пейзажей на полотнах великих художников, очищают душу и мысли волшебными звуками музыки, драгоцен­ным поэтическим словом. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначенного для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяжении многих веков.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ История знает множество сражений не только на суше, но и на море. Во многих из них гибли корабли, гибли люди. Иногда побежденным в сражении морякам предлагали сдаться, гарантируя жизнь. И нередко команда корабля отказывалась от этого, предпочитая смерть плену. Только военные историки помнят имена погибших кораблей. Но о гибели крейсера «Варяг» благодаря песне знает вся Россия. Забыто имя автора, а песня живет, воскрешая в памяти людей трагический и прекрасный факт истории русского флота.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя. Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова – отличается. Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ Здание гостиницы, вокзала, магазина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения - все это может быть произведения искусства. Но может и не быть. Далеко не каждую картину, статую, песню и фарфоровый сервиз считают шедеврами. Многие из них совершенно далеки от эстетики и понимания прекрасного. Как отличить произведение искусства от ремесленных поделок? Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось подлинное эстетичное произведение искусства. Однако можно развить свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы называем вкусом.

КОМУННИКАТИВНАЯ Когда началась Великая Отечественная война, посол СССР в Англии И. Майский дал в руки английских читателей роман Л.Н. Толстого «Война и мир». «Читали его везде: во дворцах и лачугах, среди парламентариев и рабочих, в домах фермеров и клерков, на пароходах и в вагонах лондонской подземки. Я сам его видел в руках машинисток Форин оффис. Знаменитое произведение точно буря пронеслось по стране и вызвало глубокую и сильную реакцию. Конечно, не все после чтения его уверовали в непобедимость СССР, но многие, очень многие поняли и почувствовали, что русские – это великий народ, который не может так просто погибнуть».

КОМПЕНСАТОРНАЯ Писателю И.Г. Эренбургу ленинградка-блокадница принесла свой дневник. Среди записей о смерти близких, о морозе, о все уменьшающемся хлебном пайке он прочел поразившие его слова: «Вчера всю ночь – "Анну Каренину", ночь напролет – "Госпожу Бовари"». Когда девушка пришла за своим дневником, И. Эренбург спросил ее: «Как вы ухитрялись читать ночью? Ведь света не было?» – «Я по ночам вспоминала книги, которые прочитала до войны. Это мне помогало бороться со смертью». «Я знаю мало слов, которые на меня сильнее подействовали, много раз я их приводил за границей, стараясь объяснить, что помогало нам выстоять», – заключает писатель.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!