СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Испании конца XVIII – начала XIX в. Отражение героической борьбы и трагической судьбы испанского народа в творчестве Франсиско Гойи.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему: "Искусство Испании конца XVIII - начала XIX в. Творчество Ф. Гойи" (с вопросами для повторения). Предмет "История искусств"

Просмотр содержимого документа
«Искусство Испании конца XVIII – начала XIX в. Отражение героической борьбы и трагической судьбы испанского народа в творчестве Франсиско Гойи.»

Искусство Испании конца XVIII – начала XIX в. отражение героической борьбы и трагической судьбы испанского народа в творчестве Франсиско Гойи . Урок подготовлен преподавателем истории искусств  МБУ ДО «ДШИ а. Тахтамукай» Джасте Саидой Юрьевной.

Искусство Испании конца XVIII – начала XIX в. отражение героической борьбы и трагической судьбы испанского народа в творчестве Франсиско Гойи .

Урок подготовлен преподавателем истории искусств МБУ ДО «ДШИ а. Тахтамукай»

Джасте Саидой Юрьевной.

В 1660 г. умер Диего Веласкес . Во 2-й половине 17 в. в испанском искусстве начался спад. Очень большой популярностью пользовался севильский художник Эстебан Мурильо , которого наше время развенчало, ибо оно не прощает привкуса сладости, сахарности, а у Мурильо этот привкус был. Мы можем обойти молчанием последующие десятилетия. 18 век был вообще далеко не лучшим временем европейского искусства, а в Испании – и подавно.
  • В 1660 г. умер Диего Веласкес . Во 2-й половине 17 в. в испанском искусстве начался спад. Очень большой популярностью пользовался севильский художник Эстебан Мурильо , которого наше время развенчало, ибо оно не прощает привкуса сладости, сахарности, а у Мурильо этот привкус был. Мы можем обойти молчанием последующие десятилетия. 18 век был вообще далеко не лучшим временем европейского искусства, а в Испании – и подавно.
Франсиско Хосе де Гойя Только в конце 18 и начале 19 века мы встречаемся с новой вспышкой испанского гения в творчестве Франсиско Хосе де Гойи, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) (30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, – 16.4.1828, Бордо) живописца, гравёра, рисовальщика. Долгая жизнь Гойи похожа на увлекательный роман. Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у Хосе Лусана-и-Мартинеса. Автопортрет. Около 1771–1775 гг. ПОРТРЕТ ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕСА

Франсиско Хосе де Гойя

  • Только в конце 18 и начале 19 века мы встречаемся с новой вспышкой испанского гения в творчестве Франсиско Хосе де Гойи, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) (30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, – 16.4.1828, Бордо) живописца, гравёра, рисовальщика. Долгая жизнь Гойи похожа на увлекательный роман. Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у Хосе Лусана-и-Мартинеса.

Автопортрет. Около 1771–1775 гг.

ПОРТРЕТ ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕСА

Ок. 1769 отправился в Италию. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–72). Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Франсиско Байеу. Друг знакомит художника с сестрой Хосефой. Впечатлительный Гойя влюбился и соблазнил красавицу. В 1775 году ему пришлось на ней жениться. Хосефа родила Гойе пятерых детей, но дожил до взрослого возраста лишь один сын — Франсиско Хавьер Педро, который тоже стал художником. Портрет жены художника, 1800-08 Гойя. Портрет Франсиско Байеу
  • Ок. 1769 отправился в Италию. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–72).
  • Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Франсиско Байеу.
  • Друг знакомит художника с сестрой Хосефой. Впечатлительный Гойя влюбился и соблазнил красавицу. В 1775 году ему пришлось на ней жениться. Хосефа родила Гойе пятерых детей, но дожил до взрослого возраста лишь один сын — Франсиско Хавьер Педро, который тоже стал художником.

Портрет жены художника, 1800-08

Гойя. Портрет Франсиско Байеу

" Портрет  Франсиско  Хавьера   Гойи

в 1776–80 и 1786–91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777; «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778; «Игра в пелоту», 1779; «Молодой бык», 1780; «Пьяный каменщик», 1786; «Жмурки», 1791). «Зонтик», 1777 «Молодой бык», 1780 «Жмурки», 1791 «Пьяный каменщик», 1786 «Продавец посуды», 1778 «Мадридский рынок», 1778 «Игра в пелоту», 1779
  • в 1776–80 и 1786–91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777; «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778; «Игра в пелоту», 1779; «Молодой бык», 1780; «Пьяный каменщик», 1786; «Жмурки», 1791).

«Зонтик», 1777

«Молодой бык», 1780

«Жмурки», 1791

«Пьяный каменщик», 1786

«Продавец посуды», 1778

«Мадридский рынок», 1778

«Игра в пелоту», 1779

Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в., Гойя противопоставил ещё сильным тогда в испанском искусстве традициям парадно-торжественного барокко и рассудочности классицизма, прививаемого мадридской АХ, дух темпераментного наслаждения бытием и жизнерадостного демократизма. Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями «просвещённого абсолютизма». С начала 1780-х гг. Гойя получает известность и как портретист. Гойя. Портрет испанского короля Карла III.
  • Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в., Гойя противопоставил ещё сильным тогда в испанском искусстве традициям парадно-торжественного барокко и рассудочности классицизма, прививаемого мадридской АХ, дух темпераментного наслаждения бытием и жизнерадостного демократизма. Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями «просвещённого абсолютизма». С начала 1780-х гг. Гойя получает известность и как портретист.

Гойя. Портрет испанского короля Карла III.

Свойственная первоначально его портретам жизнерадостность и парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782–83) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787; портрет маркизы А. Понтехос, 1787). В эти годы Гойя постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 – директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый живописец короля. портрет графа Флоридабланка Семья герцога Осуна портрет маркизы А. Понтехос
  • Свойственная первоначально его портретам жизнерадостность и парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782–83) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787; портрет маркизы А. Понтехос, 1787). В эти годы Гойя постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 – директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый живописец короля.

портрет графа Флоридабланка

Семья герцога Осуна

портрет маркизы А. Понтехос

Характер искусства Гойи резко меняется с началом 1790-х гг., когда Карл IV в страхе перед событиями Великой французской революции стал на путь реакции. Жизнеутверждение в творчестве Гойи сменяется глубокой неудовлетворённостью, возрастающей до степени трагизма, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков – резкими столкновениями тёмного и светлого, напряжённой монохромностью. И хотя Гойя ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. Неоклассическая церковь  Сан-Антонио-де-ла-Флорида , или  Пустынь Святого Антония Флоридского роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде Портрет Бартоломе Суреда-и-Мизероль Портрет королевы Марии Луизы Автопортрет. Около 1790–1795 гг.
  • Характер искусства Гойи резко меняется с началом 1790-х гг., когда Карл IV в страхе перед событиями Великой французской революции стал на путь реакции. Жизнеутверждение в творчестве Гойи сменяется глубокой неудовлетворённостью, возрастающей до степени трагизма, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков – резкими столкновениями тёмного и светлого, напряжённой монохромностью. И хотя Гойя ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием.

Неоклассическая церковь  Сан-Антонио-де-ла-Флорида , или  Пустынь Святого Антония Флоридского

роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде

Портрет Бартоломе Суреда-и-Мизероль

Портрет королевы Марии Луизы

Автопортрет. Около 1790–1795 гг.

Особенно привлекает Гойю графика: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте , светотеневые эффекты акватинты . Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом , М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойи к феодально-клерикальной Испании. В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. В это время (осень 1792 – зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте. В 1790-х – начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи. В нём остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире (портреты: сеньоры Бермудес; Ф. Байеу, 1796; Ф. Савасы Гарсиа, 1805), и мужественное противостояние, даже вызов окружающему («Ла Тирана», 1799). портрет сеньоры Бермудес Гойя. Портрет Франсиско Байеу Гойя. Портрет Ховельяноса-и-Рамиреса Портрет  Франсиски  Савасы  Гарсиа
  • Особенно привлекает Гойю графика: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте , светотеневые эффекты акватинты . Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом , М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойи к феодально-клерикальной Испании. В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. В это время (осень 1792 – зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте.
  • В 1790-х – начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи. В нём остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире (портреты: сеньоры Бермудес; Ф. Байеу, 1796; Ф. Савасы Гарсиа, 1805), и мужественное противостояние, даже вызов окружающему («Ла Тирана», 1799).

портрет сеньоры Бермудес

Гойя. Портрет Франсиско Байеу

Гойя. Портрет Ховельяноса-и-Рамиреса

Портрет  Франсиски  Савасы  Гарсиа"

«Ла Тирана», 1799

Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в «Семье короля Карла IV» (1800) Самыми прославленными картинами Гойи можно без тени сомнения назвать двойную картину «Обнажённая маха» и «Маха одетая» (обе - 1802 г.) Полотно откидывалось на шарнирах, как прочитанная   страница, и под ним открывалось другое — та же маха, но обнажённая, несмотря на   строжайший запрет инквизиции изображать обнажённое женское тело. 
  • Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в «Семье короля Карла IV» (1800)

Самыми прославленными картинами Гойи можно без тени сомнения назвать двойную картину «Обнажённая маха» и «Маха одетая» (обе - 1802 г.) Полотно откидывалось на шарнирах, как прочитанная  страница, и под ним открывалось другое — та же маха, но обнажённая, несмотря на  строжайший запрет инквизиции изображать обнажённое женское тело. 

Программно-заострённым воплощением настроений Гойи явилась первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 1797–98, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». «Капричос» – творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции.
  • Программно-заострённым воплощением настроений Гойи явилась первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 1797–98, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». «Капричос» – творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции.
Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. Их привлекали в Гойе острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное». Гойя первым из художников противополагает безличному классицистическому рационализму страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт воображения.
  • Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. Их привлекали в Гойе острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное». Гойя первым из художников противополагает безличному классицистическому рационализму страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт воображения.
Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814). В отличие от зрелищно построенных исторических картин романтиков, оба эти произведения Гойи более всего потрясают абсолютной правдой поведения всех действующих лиц и той широтой мировоззрения, которая позволяет художнику быть одновременно испанским патриотом, призывающим к борьбе с завоевателями, и гуманистом, восстающим против войны как акта бесчеловечности.
  • Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814). В отличие от зрелищно построенных исторических картин романтиков, оба эти произведения Гойи более всего потрясают абсолютной правдой поведения всех действующих лиц и той широтой мировоззрения, которая позволяет художнику быть одновременно испанским патриотом, призывающим к борьбе с завоевателями, и гуманистом, восстающим против войны как акта бесчеловечности.
Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа; 1810–20, изд. в 1863 в Мадриде), исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808–14). Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции.
  • Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа; 1810–20, изд. в 1863 в Мадриде), исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808–14). Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции.
В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойи, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т.е. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820–23, росписи ныне в Прадо). Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»).
  • В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойи, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т.е. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820–23, росписи ныне в Прадо). Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»).
Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа; 1820–23, изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»). Забавная бессмыслица. Лист 3 Способ летать. Лист 1 Глупость страха. Лист 2 Юродивый (Идиот). Лист 4 Летающая глупость. Лист 5
  • Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа; 1820–23, изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»).

Забавная бессмыслица. Лист 3

Способ летать. Лист 1

Глупость страха. Лист 2

Юродивый (Идиот). Лист 4

Летающая глупость. Лист 5

Но и в самых мрачных видениях Гойи давящая тьма не может остановить движение, которое для него, как и для революционных романтиков, – самое мощное проявление развития жизни. Движение становится ритмичным лейтмотивом в серии офортов «Тавромахия» (1815. изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине «Моление о чаше» (1819) и в знаменитых
  • Но и в самых мрачных видениях Гойи давящая тьма не может остановить движение, которое для него, как и для революционных романтиков, – самое мощное проявление развития жизни. Движение становится ритмичным лейтмотивом в серии офортов «Тавромахия» (1815. изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине «Моление о чаше» (1819) и в знаменитых "Кузнецах" (1819).

Несчастный случай во время корриды в Мадриде.

Собаки набрасываются на быка.

Кузницы

Моление о чаше

Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» (1810) и «Махи на балконе» (около 1816). Человечность и мудрость Гойи находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815), портретах Т. Переса (1820), Х.П. де Молина (1828). «Махи на балконе» портрет Т. Переса «Водоноска» Автопортрет Хосе Пио де Молина
  • Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» (1810) и «Махи на балконе» (около 1816). Человечность и мудрость Гойи находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815), портретах Т. Переса (1820), Х.П. де Молина (1828).

«Махи на балконе»

портрет Т. Переса

«Водоноска»

Автопортрет

Хосе Пио де Молина

Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия «Бордоские быки», 1826), создаёт полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827–28). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение. Молочница из Бордо
  • Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия «Бордоские быки», 1826), создаёт полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827–28). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.

Молочница из Бордо

Вопросы для повторения Что свойственно первым портретам Гойи? Как назывался первый цикл офортов Гойи? Какие две картины написал Гойя в 1814 г. которые пронизаны конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания? Какой цикл офортов Гойи явился своеобразным осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании? Какую новую технику осваивает Гойя в Бордо? жизнерадостность и парадность «Капричос» «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» «Бедствия войны» литографию

Вопросы для повторения

  • Что свойственно первым портретам Гойи?
  • Как назывался первый цикл офортов Гойи?
  • Какие две картины написал Гойя в 1814 г. которые пронизаны конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания?
  • Какой цикл офортов Гойи явился своеобразным осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании?
  • Какую новую технику осваивает Гойя в Бордо?

жизнерадостность и парадность

«Капричос»

«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»

«Бедствия войны»

литографию

Источники Гойя «Капричос». Альбом по искусству. – М.: Центр Рой, 1992; Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 2, 1990, С. 170–181. http ://www.liveinternet.ru/community/2332998/post177456025/   http://womanadvice.ru/cerkov-san-antonio-de-la-florida http://artist-gallery.ru/art/41891-goya-francisco-de-la-tirana-goyya-i-lyusentes-fransisko-de.html https://forum.md/ru/854081 http://volynska.livejournal.com/19164.html http:// amlpageslubitel.mybb2.ru/viewtopic.php?t=5750

Источники

  • Гойя «Капричос». Альбом по искусству. – М.: Центр Рой, 1992;
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 2, 1990, С. 170–181.
  • http ://www.liveinternet.ru/community/2332998/post177456025/
  •   http://womanadvice.ru/cerkov-san-antonio-de-la-florida
  • http://artist-gallery.ru/art/41891-goya-francisco-de-la-tirana-goyya-i-lyusentes-fransisko-de.html
  • https://forum.md/ru/854081
  • http://volynska.livejournal.com/19164.html
  • http:// amlpageslubitel.mybb2.ru/viewtopic.php?t=5750