Просмотр содержимого документа
«Искусство Испании конца XVIII – начала XIX в. Отражение героической борьбы и трагической судьбы испанского народа в творчестве Франсиско Гойи.»
Искусство Испании конца XVIII – начала XIX в. отражение героической борьбы и трагической судьбы испанского народа в творчестве Франсиско Гойи .
Урок подготовлен преподавателем истории искусств МБУ ДО «ДШИ а. Тахтамукай»
Джасте Саидой Юрьевной.
- В 1660 г. умер Диего Веласкес . Во 2-й половине 17 в. в испанском искусстве начался спад. Очень большой популярностью пользовался севильский художник Эстебан Мурильо , которого наше время развенчало, ибо оно не прощает привкуса сладости, сахарности, а у Мурильо этот привкус был. Мы можем обойти молчанием последующие десятилетия. 18 век был вообще далеко не лучшим временем европейского искусства, а в Испании – и подавно.
Франсиско Хосе де Гойя
- Только в конце 18 и начале 19 века мы встречаемся с новой вспышкой испанского гения в творчестве Франсиско Хосе де Гойи, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) (30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, – 16.4.1828, Бордо) живописца, гравёра, рисовальщика. Долгая жизнь Гойи похожа на увлекательный роман. Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у Хосе Лусана-и-Мартинеса.
Автопортрет. Около 1771–1775 гг.
ПОРТРЕТ ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕСА
- Ок. 1769 отправился в Италию. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–72).
- Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Франсиско Байеу.
- Друг знакомит художника с сестрой Хосефой. Впечатлительный Гойя влюбился и соблазнил красавицу. В 1775 году ему пришлось на ней жениться. Хосефа родила Гойе пятерых детей, но дожил до взрослого возраста лишь один сын — Франсиско Хавьер Педро, который тоже стал художником.
Портрет жены художника, 1800-08
Гойя. Портрет Франсиско Байеу
" Портрет Франсиско Хавьера Гойи "
- в 1776–80 и 1786–91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777; «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778; «Игра в пелоту», 1779; «Молодой бык», 1780; «Пьяный каменщик», 1786; «Жмурки», 1791).
«Зонтик», 1777
«Молодой бык», 1780
«Жмурки», 1791
«Пьяный каменщик», 1786
«Продавец посуды», 1778
«Мадридский рынок», 1778
«Игра в пелоту», 1779
- Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в., Гойя противопоставил ещё сильным тогда в испанском искусстве традициям парадно-торжественного барокко и рассудочности классицизма, прививаемого мадридской АХ, дух темпераментного наслаждения бытием и жизнерадостного демократизма. Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями «просвещённого абсолютизма». С начала 1780-х гг. Гойя получает известность и как портретист.
Гойя. Портрет испанского короля Карла III.
- Свойственная первоначально его портретам жизнерадостность и парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782–83) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787; портрет маркизы А. Понтехос, 1787). В эти годы Гойя постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 – директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый живописец короля.
портрет графа Флоридабланка
Семья герцога Осуна
портрет маркизы А. Понтехос
- Характер искусства Гойи резко меняется с началом 1790-х гг., когда Карл IV в страхе перед событиями Великой французской революции стал на путь реакции. Жизнеутверждение в творчестве Гойи сменяется глубокой неудовлетворённостью, возрастающей до степени трагизма, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков – резкими столкновениями тёмного и светлого, напряжённой монохромностью. И хотя Гойя ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием.
Неоклассическая церковь Сан-Антонио-де-ла-Флорида , или Пустынь Святого Антония Флоридского
роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде
Портрет Бартоломе Суреда-и-Мизероль
Портрет королевы Марии Луизы
Автопортрет. Около 1790–1795 гг.
- Особенно привлекает Гойю графика: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте , светотеневые эффекты акватинты . Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом , М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойи к феодально-клерикальной Испании. В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. В это время (осень 1792 – зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте.
- В 1790-х – начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи. В нём остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире (портреты: сеньоры Бермудес; Ф. Байеу, 1796; Ф. Савасы Гарсиа, 1805), и мужественное противостояние, даже вызов окружающему («Ла Тирана», 1799).
портрет сеньоры Бермудес
Гойя. Портрет Франсиско Байеу
Гойя. Портрет Ховельяноса-и-Рамиреса
Портрет Франсиски Савасы Гарсиа"
«Ла Тирана», 1799
- Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в «Семье короля Карла IV» (1800)
Самыми прославленными картинами Гойи можно без тени сомнения назвать двойную картину «Обнажённая маха» и «Маха одетая» (обе - 1802 г.) Полотно откидывалось на шарнирах, как прочитанная страница, и под ним открывалось другое — та же маха, но обнажённая, несмотря на строжайший запрет инквизиции изображать обнажённое женское тело.
- Программно-заострённым воплощением настроений Гойи явилась первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 1797–98, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». «Капричос» – творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции.
- Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. Их привлекали в Гойе острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное». Гойя первым из художников противополагает безличному классицистическому рационализму страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт воображения.
- Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814). В отличие от зрелищно построенных исторических картин романтиков, оба эти произведения Гойи более всего потрясают абсолютной правдой поведения всех действующих лиц и той широтой мировоззрения, которая позволяет художнику быть одновременно испанским патриотом, призывающим к борьбе с завоевателями, и гуманистом, восстающим против войны как акта бесчеловечности.
- Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа; 1810–20, изд. в 1863 в Мадриде), исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808–14). Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции.
- В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойи, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т.е. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820–23, росписи ныне в Прадо). Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»).
- Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа; 1820–23, изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»).
Забавная бессмыслица. Лист 3
Способ летать. Лист 1
Глупость страха. Лист 2
Юродивый (Идиот). Лист 4
Летающая глупость. Лист 5
- Но и в самых мрачных видениях Гойи давящая тьма не может остановить движение, которое для него, как и для революционных романтиков, – самое мощное проявление развития жизни. Движение становится ритмичным лейтмотивом в серии офортов «Тавромахия» (1815. изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине «Моление о чаше» (1819) и в знаменитых "Кузнецах" (1819).
Несчастный случай во время корриды в Мадриде.
Собаки набрасываются на быка.
Кузницы
Моление о чаше
- Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» (1810) и «Махи на балконе» (около 1816). Человечность и мудрость Гойи находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815), портретах Т. Переса (1820), Х.П. де Молина (1828).
«Махи на балконе»
портрет Т. Переса
«Водоноска»
Автопортрет
Хосе Пио де Молина
- Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия «Бордоские быки», 1826), создаёт полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827–28). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.
Молочница из Бордо
Вопросы для повторения
- Что свойственно первым портретам Гойи?
- Как назывался первый цикл офортов Гойи?
- Какие две картины написал Гойя в 1814 г. которые пронизаны конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания?
- Какой цикл офортов Гойи явился своеобразным осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании?
- Какую новую технику осваивает Гойя в Бордо?
жизнерадостность и парадность
«Капричос»
«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
«Бедствия войны»
литографию
Источники
- Гойя «Капричос». Альбом по искусству. – М.: Центр Рой, 1992;
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 2, 1990, С. 170–181.
- http ://www.liveinternet.ru/community/2332998/post177456025/
- http://womanadvice.ru/cerkov-san-antonio-de-la-florida
- http://artist-gallery.ru/art/41891-goya-francisco-de-la-tirana-goyya-i-lyusentes-fransisko-de.html
- https://forum.md/ru/854081
- http://volynska.livejournal.com/19164.html
- http:// amlpageslubitel.mybb2.ru/viewtopic.php?t=5750