СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Крыма VIII в

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал подойдет для углубленного изучения искусства Крыма, а именно металлических изделий в 18 века

Просмотр содержимого документа
«Искусство Крыма VIII в»

ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник»

Музей истории и культуры крымских татар





Экскурсионный рассказ выставки



«Изделия из металла в Крыму XVIII – начала XX вв.»







Составлен зав. Этнографическим отделом МИККТ БГИКЗ Желтухиной О.А.

Исправлен и переутвержден научно-методическим советом ГБУ РК БИКАМЗ 27 февраля 2015 г.










Бахчисарай, 2015 г.

В коллекции Бахчисарайского музея-заповедника хранятся металлические изделия из имущества Ханского дворца, купленные у Бахчисарайского коллекционера Бахшиша Бахшишева, посуда из Коккозского дворца князя Ф.Ф. Юсупова, а также поступления из Центрального музея Тавриды. В основном, коллекция формировалась в 1920-30-е гг. и собиралась сотрудниками и первым директором Бахчисарайского музея У.А. Боданинским. Большая часть изделий, представленных на выставке, изготовлена из меди и латуни.

Бахчисарай являлся торгово-промышленным центром. В 1793 г. академик П.С. Паллас насчитывал более 500 лавок, из которых были «6 кузниц и 5 лавок с котлами и металлической посудой». В 1884 г. в Бахчисарае было 13 лавок медников, где работали мастера: Амет Авджи, Аджи Сеит Ибраим Фетта оглу, Усеин Хамдин оглу, Аджи Зекерья Умер оглу и другие.

Традиционное производство медников существовало еще в начале XX в. Архитектор М. Гинзбург отмечал: «… проходя по главной улице Бахчисарая, можно остановиться у какой-нибудь лавочки-мастерской, поражаясь изящным изгибам какого-нибудь сосуда, тонкой прелестью рисунка чеканного орнамента, покрывающего его».

П.В. Никольский, разработчик экскурсии по г. Бахчисараю в 1920-х гг., писал: «Когда-то по соседству с войлочниками целые кварталы занимали ремесленники по металлу: … медники и лудильщики (бакырджылар и калайджылар) … Здесь можно увидеть, как они из больших листов меди выковывают на вертикально вбитых в землю металлических брусьях оригинальной формы посуду: огромные тазы, кувшины и чашки, блюда с крышками и т. п.». Лавку медника бакъырджы можно было определить по звуку от удара молотка о медь. Под действием чекана медь легко принимала нужную форму. Этот металл вытягивается, уплотняется, расплющивается, куется, имеет красивый красноватый цвет. Медь окисляется, и поэтому готовые изделия покрывались оловом, в дорогих изделиях позолотой, серебром. Прекрасная медная посуда была в кофейнях и банях. У фонтанов висели металлические кружки для питья воды, для совершения омовение. Красивые металлические подсвечники стояли в дюрбе, мечетях, кенасах.

Посуда в Крыму наряду с вышивками, тканями, коврами была одним из главных украшений в доме. Металлическая посуда была очень разнообразной по форме и назначениям: казаны, супники, подносы, тарелки, сковородки, миски, блюдца, вазочки, кружки и др.

Интересны металлические изделия, которые использовались в крымских парикмахерских и банях: стиль, богъаз-леген – умывальник, таз для бритья и мойки головы, кувшины – къуман (для ритуального омовения, особенность – узкий носик) и гугум (для воду из фонтана, особенность – широкое горлышко).

Особенно колоритной является посуда для кофе: кофеварки джезве, специальные подставки под кофейную чашечку зарф, кофейники йыбрыкъ. Джезве – сосуд для приготовления кофе, имеет коническую форму с узким горлышком и плоским дном. Джезве не случайно имеет такую форму – широкое дно предназначено для лучшего и равномерного нагревания, узкое горлышко способствует быстрому оседанию гущи. В зависимости от того, сколько порций кофе нужно было приготовить, использовались кофеварки джезве определённого размера на 1, 2, 3 и более порций. Особенностью крымских кофеварок является длинная ручка, которая бывает 20 см. и более.

К кофе в вазочках татлылыкъ подавали розы в сахаре, варенье в меду, варенье из белых лилий и др. Кофе наливали в кофейные чашки фильджан и подавали с подставками зарф, украшенными резьбой, чеканкой и красивыми орнаментами.

На выставке также представлены предметы культа – шифа тас – чаша для исцеления. Чаши покрывались внутри и снаружи гравированными текстами арабской вязью. Различались они по форме: со слегка вогнутым дном, с вогнутым конусом на донце, с выпуклостью в форме вазочки на ножке, по ободку был пробит ряд мелких отверстий (35-40). К чашам крепились на проволоке медные овальные пластинки с гравировкой. Снаружи и внутри чаши покрывались орнаментом из арочных сводов, медальонов, картушей, заполненных кораническими текстами и молитвами. Правом лечить с помощью этих чаш пользовались потомки Пророка Мухаммеда, образованные и праведные люди. Вода наделялась целительными свойствами, ею поили либо обливали больного. Использовали исключительно воду святого источника Зем-Зем (Мекка, рядом с Мечетью Аль-Масджит-Аль-Харам), дождевую либо воду из подземного источника. В манипуляциях с чашами применяли и другие предметы и вещества. Считалось, что для излечения желтухи нужно опустить в воду железную иглу и прочитать соответствующие молитвы. Иногда в воду могли добавлять шафран, мускус, растворами которых писали на листке бумаги молитвы и помещали в чашу с водой.

Украшали посуду чеканкой, гравировкой, насечкой, ажурной и зубчатой резьбой, эмалью, камнями. Изображали символы, мечети, башни, лестницы, полумесяцы, кипарисы, цветы в вазе, розы, гвоздики, тюльпаны, ландыши, розетки, спирали, военную амуницию и др.

Если изделия мастеров Турции и Крыма украшают геометрические, растительные и цветочные орнаменты, то на посуде, изготовленной иранскими мастерами, зачастую присутствуют изображения фигур людей, птиц, рыб, носорогов, мифических существ и других животных. Некоторые рисунки связаны с сюжетами народных легенд и сказаний Ирана.

Кроме того, на многих изделиях (подносах, казанах, кофейниках, мисках, кофеварках) встречаются каллиграфические надписи. Например, в витрине № 3 на подносе надпись: «Къош сефа кельдинъиз» («Добро пожаловать к столу»). На посуде зачастую наносилась надпись с именем владельца изделия или мастера, изготовившего его.

Упадок в производстве медной посуды в Бахчисарае наблюдался уже в 1920-х гг. После депортации крымских татар оно вообще в Крыму прекратилось. С возвращением крымских татар на Родину это ремесло возрождается.




Литература.

  1. Абдураманова С.Н. Шифа Тас // Препринт «Ислам в Крыму: энциклопедический словарь» / Гл. ред. Д. В. Мухетдинов. – М.: Медина, 2016.

  2. Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / Пер. с нем. – М.: Наука, 1999. – 246 с.

  3. Никольский П.В. Бахчисарай: Культурно-исторические экскурсии. – Симферополь, 1924.

  4. Гинзбург М. Декоративное творчество // Забвению не подлежит. – Казань: Татарское кн. изд., 1992. – С. 223-227.

  5. Куфтин Б.А. Жилище крымских татар в связи с историей заселения полуострова. – М., 1959.

  6. Иранская мифология // Мифы народов мира, т.1. – М., 1980, – С. 564.

  7. Радде Г. Крымские татары // Вестник Русского географического общества. – СПб, 1856, ч. 18. – С. 317.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!