СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство символизма

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит с художественными принципами символизма. С творчеством М.Врубеля, Борисова-Мусатова

Просмотр содержимого документа
«Искусство символизма»

Совместить Эдуард Мане Клод Моне 3. Эдгар Дега 4. Огюст Ренуар 5.Камиль Писсарро А б г д в ж е з

Совместить

  • Эдуард Мане
  • Клод Моне

3. Эдгар Дега

4. Огюст Ренуар

5.Камиль Писсарро

А

б

г

д

в

ж

е

з

 Тема : Искусство символизма (20 век )  (живопись)

Тема :

Искусство символизма

(20 век ) (живопись)

СИМВОЛИЗМ – это художественное направление рубежа XIX - XX вв., охватывающее такие сферы искусства, как: живопись, литература, музыка и т.д. Символизм провозгласил своей основой идею двойственности мира. Греч. symbolon — знак, опознавательная примета, символ. « Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире».  Философ Н.А.Бердяев Офелия. Огюст Эрнест

СИМВОЛИЗМ – это художественное направление рубежа

XIX - XX вв., охватывающее такие сферы искусства, как:

живопись, литература, музыка и т.д.

Символизм провозгласил своей основой идею двойственности мира.

Греч. symbolon — знак, опознавательная примета, символ.

« Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире».

Философ Н.А.Бердяев

Офелия.

Огюст Эрнест

ОБЩЕЕ У СИМВОЛИЗМА И РОМАНТИЗМА: обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение таинственных картин далёкого прош-лого (в первую очередь Античности и Средневековья). стремление к духовной свободе, трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф сомнения в духовных ценностях. Сострадание. Уильям Блейк

ОБЩЕЕ У СИМВОЛИЗМА И РОМАНТИЗМА:

  • обращение к миру чувственной интуиции,
  • поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве,
  • воспроизведение таинственных картин далёкого прош-лого (в первую очередь Античности и Средневековья).
  • стремление к духовной свободе,
  • трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф
  • сомнения в духовных ценностях.

Сострадание. Уильям Блейк

Официальной датой рождения символизма принято считать 1886 год, когда французский поэт Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма». ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЗМА Расшифровывать скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы, т.е. «объективировать субъективное», Выступать в качестве посредника между миром видимым и невидимым. Жан Мореас

Официальной датой рождения символизма принято считать 1886 год, когда французский поэт Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма».

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЗМА

  • Расшифровывать скрытые значения вещей и явлений,
  • облекать их в осязаемые формы, т.е. «объективировать субъективное»,
  • Выступать в качестве посредника между миром видимым и невидимым.

Жан Мореас

Искусство символизма оперирует метафорами и аллегориями Оно тяготеет к намекам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез, фантазий и видений Символ приходится угадывать, опираясь на собственную интуицию и ощущения, его можно истолковать словами, но понять его конечный, истинный смысл невозможно
  • Искусство символизма оперирует метафорами и аллегориями
  • Оно тяготеет к намекам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез, фантазий и видений
  • Символ приходится угадывать, опираясь на собственную интуицию и ощущения, его можно истолковать словами, но понять его конечный, истинный смысл невозможно
Символизм содержится и «растворён» в любой эпохе и в любом виде искусства. Символизм Литература Живопись Театр Музыка

Символизм содержится и «растворён» в любой эпохе и в любом виде искусства.

Символизм

Литература

Живопись

Театр

Музыка

ПЬЕР ПЮВИ ДЕ ШАВАНН  PIERRE PUVIS DE CHAVANNES (1824–1898) Для его произведений характерны жесткая организация композиции и размещение фигур в пейзаже параллельными планами. Он был идеалистом, однако его работы нельзя назвать иллюстрацией отвлеченных идей и понятий, скорее это их символическое воплощение.

ПЬЕР ПЮВИ ДЕ ШАВАНН PIERRE PUVIS DE CHAVANNES (1824–1898)

Для его произведений характерны жесткая организация композиции и размещение фигур в пейзаже параллельными планами.

Он был идеалистом, однако его работы нельзя назвать иллюстрацией отвлеченных идей и понятий, скорее это их символическое воплощение.

Пюви де Шаванн   «Бедный рыбак» 1881 г.

Пюви де Шаванн

«Бедный рыбак»

1881 г.

ГЮСТАВ  МОРО  GUSTAVE  MOREAU  (1826-1898) Его произведения, написанные на мифологические, библейские и аллегорические сюжеты, демонстрируют склонность к экзотике, таинственности и роскоши.

ГЮСТАВ МОРО GUSTAVE MOREAU (1826-1898)

Его произведения, написанные на мифологические, библейские и аллегорические сюжеты, демонстрируют склонность к экзотике, таинственности и роскоши.

Гюстав МОРО В картине буквально «витает аромат яда». В центре неподвижно восседает царь Ирод. Над его троном орел – символ вооруженной и беспрекословной власти. Саломея на кончиках пальцев медленно продвигается под звуки гитары. В ее руках едва различимый цветок лотоса – знак забвения. Евнух, стоящий у подножия трона справа, держит в руках саблю, символически напоминая о неизбежном обезглавливании Иоанна крестителя. Саломея, танцующая перед Иродом

Гюстав МОРО

  • В картине буквально «витает аромат яда». В центре неподвижно восседает царь Ирод. Над его троном орел – символ вооруженной и беспрекословной власти. Саломея на кончиках пальцев медленно продвигается под звуки гитары. В ее руках едва различимый цветок лотоса – знак забвения. Евнух, стоящий у подножия трона справа, держит в руках саблю, символически напоминая о неизбежном обезглавливании Иоанна крестителя.

Саломея, танцующая перед Иродом

ОДИЛОН РЕДОН ODILON REDON  (1840–1916) Французский художник, критик . Идеалом мастера было нарочито-смутная и трепетная визуальная лирика, с образами-галлюцинациями, всплывающими из мглы подсознания. Параллельно Редон обращался и к цвету, к пастели и масляным краскам. Его живопись, приглушенная по тону или, напротив, переливчато-яркая, сосредоточена вокруг нескольких центральных мотивов (человеческое лицо, ставшее «ликом», цветок, глаз, лодка, биологическая метаморфоза).

ОДИЛОН РЕДОН ODILON REDON (1840–1916)

Французский художник, критик .

Идеалом мастера было нарочито-смутная и трепетная визуальная лирика, с образами-галлюцинациями, всплывающими из мглы подсознания.

Параллельно Редон обращался и к цвету, к пастели и масляным краскам. Его живопись, приглушенная по тону или, напротив, переливчато-яркая, сосредоточена вокруг нескольких центральных мотивов (человеческое лицо, ставшее «ликом», цветок, глаз, лодка, биологическая метаморфоза).

Одилон Редон Циклоп На картине запечатлен характерный для творчества Редона мир фантасмагорий, грез и таинственных сновидений, благодаря которому невозможно до конца понять ее истинный смысл: одноглазое чудовище с любопытством рассматривает спящую красавицу богиню. «Я придаю иллюзию жизни моим самым нереальным созданиям. Моя оригинальность в том, что я заставляю неправдоподобные существа жить по законам правдоподобия, что я ставлю логику видимого на службу невидимому» - говорил художник.

Одилон Редон

Циклоп

  • На картине запечатлен характерный для творчества Редона мир фантасмагорий, грез и таинственных сновидений, благодаря которому невозможно до конца понять ее истинный смысл: одноглазое чудовище с любопытством рассматривает спящую красавицу богиню. «Я придаю иллюзию жизни моим самым нереальным созданиям. Моя оригинальность в том, что я заставляю неправдоподобные существа жить по законам правдоподобия, что я ставлю логику видимого на службу невидимому» - говорил художник.
МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС ЧЮРЛЁНИС  (1875-1911) гениальный творец литовской музыки, изобразительного искусства и художественного слова. Черпая сюжеты из литовского фольклора, античной мифологии, древнеиндийской философии, он сумел образно выразить свое представление о мироздании, передал эмоциональное состояние человеческой души.

МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС ЧЮРЛЁНИС (1875-1911)

  • гениальный творец литовской музыки, изобразительного искусства и художественного слова.
  • Черпая сюжеты из литовского фольклора, античной мифологии, древнеиндийской философии, он сумел образно выразить свое представление о мироздании, передал эмоциональное состояние человеческой души.
Микалоюс Чюрлёнис  Rex  (лат. «король») На картине воссоздано представление художника о строении Вселенной. В центре сфер мироздания – Земля, окруженная мировым океаном. Над ним парят многочисленные небесные планеты. В хрустальной сфере, вознесшейся над Землей, сияют небесные светила: солнце, луна, звезды. Там же обитают святые и ангелы, все те, кто вел на Земле праведный образ жизни. Символическая композиция, выполненная в контрастных светло-коричневых тонах, пробуждает ощущение таинства мироздания.

Микалоюс Чюрлёнис Rex (лат. «король»)

На картине воссоздано представление художника о строении Вселенной. В центре сфер мироздания – Земля, окруженная мировым океаном. Над ним парят многочисленные небесные планеты. В хрустальной сфере, вознесшейся над Землей, сияют небесные светила: солнце, луна, звезды. Там же обитают святые и ангелы, все те, кто вел на Земле праведный образ жизни. Символическая композиция, выполненная в контрастных светло-коричневых тонах, пробуждает ощущение таинства мироздания.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬ (1856-1910) — ярчайший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Врубель был художником, который попытался за реальной действительностью разглядеть другую, более важную внутреннюю реальность и выразить её языком живописи. Он создал новую реальность — прекрасный и трагический мир, способный к развитию, движению и превращениям .

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬ (1856-1910) ярчайший представитель символизма в русском изобразительном искусстве.

Врубель был художником, который попытался за реальной действительностью разглядеть другую, более важную внутреннюю реальность и выразить её языком живописи.

Он создал новую реальность — прекрасный и трагический мир, способный к развитию, движению и превращениям .

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, СКАЗОЧНЫЕ И БЫЛИННЫЕ ПЕРСОНАЖИ М.А.ВРУБЕЛЯ Царевна-Лебедь. 1900г. Картина удивительна. В ней нет движения. Все замерло в каком-то тревожном ожидании. Взгляд Царевны-Лебеди – это прощальный взгляд. огромные глаза полны грусти и доброты. О чем грустит прекрасная царевна?      Все сверкает перламутром. Таинственным мерцанием светятся драгоценные камни на ее украшениях. Перламутровый блеск и на лице девушки. Ее одежда-крылья почти сливаются с проблесками вечерней зари там вдалеке, куда вскоре устремится прекрасная Лебедь. Вокруг плещется море. Плеск волн зрительно ощутим. Царевна-Лебедь возникла из воды, ее крылья распластаны над водной гладью, почти растворяясь в ней.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, СКАЗОЧНЫЕ И БЫЛИННЫЕ ПЕРСОНАЖИ М.А.ВРУБЕЛЯ

Царевна-Лебедь. 1900г.

Картина удивительна. В ней нет движения. Все замерло в каком-то тревожном ожидании. Взгляд Царевны-Лебеди – это прощальный взгляд. огромные глаза полны грусти и доброты. О чем грустит прекрасная царевна?    Все сверкает перламутром. Таинственным мерцанием светятся драгоценные камни на ее украшениях. Перламутровый блеск и на лице девушки. Ее одежда-крылья почти сливаются с проблесками вечерней зари там вдалеке, куда вскоре устремится прекрасная Лебедь. Вокруг плещется море. Плеск волн зрительно ощутим. Царевна-Лебедь возникла из воды, ее крылья распластаны над водной гладью, почти растворяясь в ней.

Муза. 1896г.

Муза. 1896г.

Шестикрылый серафим. 1905г.

Шестикрылый серафим. 1905г.

Пан. 1899г. Человек не человек? Леший не леший? Существо из русской сказки, стойко охраняющее природные богатства. Сзади, за главной фигурой, реальный вечерний пейзаж с чётко прорисованными линиями тонкоствольных деревьев, немногочисленных растений возле воды у болота. Сюжет дополняет чётко очерченный рог луны, которая освещает таинственный лес, берег и само существо, сидящее на первом плане. Что это за существо? Оно похоже на древнегреческое мифологическое создание, охраняющее стада священных коз и баранов. Вот в руке у него непременный атрибут пастуха – свирель, звуками которой он привлекает разбредшихся животных.

Пан. 1899г.

Человек не человек? Леший не леший? Существо из русской сказки, стойко охраняющее природные богатства.

Сзади, за главной фигурой, реальный вечерний пейзаж с чётко прорисованными линиями тонкоствольных деревьев, немногочисленных растений возле воды у болота. Сюжет дополняет чётко очерченный рог луны, которая освещает таинственный лес, берег и само существо, сидящее на первом плане.

Что это за существо? Оно похоже на древнегреческое мифологическое создание, охраняющее стада священных коз и баранов. Вот в руке у него непременный атрибут пастуха – свирель, звуками которой он привлекает разбредшихся животных.

Демон сидящий. 1890г.  «Полуобнажённая, крылатая, молодая, унылозадум-чивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Демон сидящий. 1890г.

«Полуобнажённая, крылатая, молодая, унылозадум-чивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.А.ВРУБЕЛЯ Напутствуя молодых художников, он говорил: «Человек ничего не придумает, чего бы не было в природе. Берите всё оттуда». К ночи. 1900г. Сирень. 1900г.

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.А.ВРУБЕЛЯ

Напутствуя молодых художников, он говорил:

«Человек ничего не придумает, чего бы не было в природе. Берите всё оттуда».

К ночи. 1900г.

Сирень. 1900г.

В.Э.БОРИСОВ-МУСАТОВ  (1870-1905)  — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Крупнейший мастер эпохи русского серебряного века. Живописец – станковист, график. Создатель символических композиций, пейзажей и портретов, эскизов декоративных панно, мастер художественной постановочной фотографии. Автопортрет. 1904-1905гг.

В.Э.БОРИСОВ-МУСАТОВ  (1870-1905)  — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».

Крупнейший мастер эпохи русского серебряного века. Живописец – станковист, график. Создатель символических композиций, пейзажей и портретов, эскизов декоративных панно, мастер художественной постановочной фотографии.

Автопортрет. 1904-1905гг.

ШЕДЕВРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ В.Э.БОРИСОВА-МУСАТОВА Водоем. 1902г.

ШЕДЕВРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ В.Э.БОРИСОВА-МУСАТОВА

Водоем. 1902г.

Произведения В.Э.Борисова-Мусатова отличаются глубокой продуманностью при внешней «немногословности» и кажущейся простоте композиционных решений. Изумрудное ожерелье. 1903-1904гг.  Художник прибегает к эффекту «входа» в картину  и «выхода» из нее.

Произведения В.Э.Борисова-Мусатова отличаются глубокой продуманностью при внешней «немногословности» и кажущейся простоте композиционных решений.

Изумрудное ожерелье. 1903-1904гг.

Художник прибегает к эффекту «входа» в картину

и «выхода» из нее.

Одно из необычных качеств живописи Борисова-Мусатова – музыкальность. Это ощущение возникает потому, что художник выстраивает все выразительные средства на основе их внутренних сцеплений подобно тому, как звуки, сливаясь друг с другом, превращаются в мелодию. В работе «Призраки» все окутано вуалью печали, все обращено в невыразимые словами переживания человека Призраки.1903г.

Одно из необычных качеств живописи Борисова-Мусатова – музыкальность. Это ощущение возникает потому, что художник выстраивает все выразительные средства на основе их внутренних сцеплений подобно тому, как звуки, сливаясь друг с другом, превращаются в мелодию.

В работе «Призраки» все окутано вуалью печали, все обращено в невыразимые словами переживания человека

Призраки.1903г.

Осенняя песня. 1905г. Этюд. Венки васильков. 1905г. Реквием. 1905г.

Осенняя песня. 1905г.

Этюд. Венки васильков. 1905г.

Реквием.

1905г.

БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ ЖИВОПИСНАЯ СИСТЕМА БОРИСОВА-МУСАТОВА ОКАЗАЛА НА БУДУЩИХ АВАНГАРДИСТОВ. Н.С.Гончарова. Косари. 1911г. М.Ларионов. Девушка у парикмахера. 1920г. В.В.Кандинский. Дамы в кринолинах. 1909г.

БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ ЖИВОПИСНАЯ СИСТЕМА БОРИСОВА-МУСАТОВА ОКАЗАЛА НА БУДУЩИХ АВАНГАРДИСТОВ.

Н.С.Гончарова. Косари. 1911г.

М.Ларионов.

Девушка у парикмахера. 1920г.

В.В.Кандинский. Дамы в кринолинах. 1909г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!