Совместить
3. Эдгар Дега
4. Огюст Ренуар
5.Камиль Писсарро
А
б
г
д
в
ж
е
з
Тема :
Искусство символизма
(20 век ) (живопись)
СИМВОЛИЗМ – это художественное направление рубежа
XIX - XX вв., охватывающее такие сферы искусства, как:
живопись, литература, музыка и т.д.
Символизм провозгласил своей основой идею двойственности мира.
Греч. symbolon — знак, опознавательная примета, символ.
« Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире».
Философ Н.А.Бердяев
Офелия.
Огюст Эрнест
ОБЩЕЕ У СИМВОЛИЗМА И РОМАНТИЗМА:
- обращение к миру чувственной интуиции,
- поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве,
- воспроизведение таинственных картин далёкого прош-лого (в первую очередь Античности и Средневековья).
- стремление к духовной свободе,
- трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф
- сомнения в духовных ценностях.
Сострадание. Уильям Блейк
Официальной датой рождения символизма принято считать 1886 год, когда французский поэт Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЗМА
- Расшифровывать скрытые значения вещей и явлений,
- облекать их в осязаемые формы, т.е. «объективировать субъективное»,
- Выступать в качестве посредника между миром видимым и невидимым.
Жан Мореас
- Искусство символизма оперирует метафорами и аллегориями
- Оно тяготеет к намекам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез, фантазий и видений
- Символ приходится угадывать, опираясь на собственную интуицию и ощущения, его можно истолковать словами, но понять его конечный, истинный смысл невозможно
Символизм содержится и «растворён» в любой эпохе и в любом виде искусства.
Символизм
Литература
Живопись
Театр
Музыка
ПЬЕР ПЮВИ ДЕ ШАВАНН PIERRE PUVIS DE CHAVANNES (1824–1898)
Для его произведений характерны жесткая организация композиции и размещение фигур в пейзаже параллельными планами.
Он был идеалистом, однако его работы нельзя назвать иллюстрацией отвлеченных идей и понятий, скорее это их символическое воплощение.
Пюви де Шаванн
«Бедный рыбак»
1881 г.
ГЮСТАВ МОРО GUSTAVE MOREAU (1826-1898)
Его произведения, написанные на мифологические, библейские и аллегорические сюжеты, демонстрируют склонность к экзотике, таинственности и роскоши.
Гюстав МОРО
- В картине буквально «витает аромат яда». В центре неподвижно восседает царь Ирод. Над его троном орел – символ вооруженной и беспрекословной власти. Саломея на кончиках пальцев медленно продвигается под звуки гитары. В ее руках едва различимый цветок лотоса – знак забвения. Евнух, стоящий у подножия трона справа, держит в руках саблю, символически напоминая о неизбежном обезглавливании Иоанна крестителя.
Саломея, танцующая перед Иродом
ОДИЛОН РЕДОН ODILON REDON (1840–1916)
Французский художник, критик .
Идеалом мастера было нарочито-смутная и трепетная визуальная лирика, с образами-галлюцинациями, всплывающими из мглы подсознания.
Параллельно Редон обращался и к цвету, к пастели и масляным краскам. Его живопись, приглушенная по тону или, напротив, переливчато-яркая, сосредоточена вокруг нескольких центральных мотивов (человеческое лицо, ставшее «ликом», цветок, глаз, лодка, биологическая метаморфоза).
Одилон Редон
Циклоп
- На картине запечатлен характерный для творчества Редона мир фантасмагорий, грез и таинственных сновидений, благодаря которому невозможно до конца понять ее истинный смысл: одноглазое чудовище с любопытством рассматривает спящую красавицу богиню. «Я придаю иллюзию жизни моим самым нереальным созданиям. Моя оригинальность в том, что я заставляю неправдоподобные существа жить по законам правдоподобия, что я ставлю логику видимого на службу невидимому» - говорил художник.
МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС ЧЮРЛЁНИС (1875-1911)
- гениальный творец литовской музыки, изобразительного искусства и художественного слова.
- Черпая сюжеты из литовского фольклора, античной мифологии, древнеиндийской философии, он сумел образно выразить свое представление о мироздании, передал эмоциональное состояние человеческой души.
Микалоюс Чюрлёнис Rex (лат. «король»)
На картине воссоздано представление художника о строении Вселенной. В центре сфер мироздания – Земля, окруженная мировым океаном. Над ним парят многочисленные небесные планеты. В хрустальной сфере, вознесшейся над Землей, сияют небесные светила: солнце, луна, звезды. Там же обитают святые и ангелы, все те, кто вел на Земле праведный образ жизни. Символическая композиция, выполненная в контрастных светло-коричневых тонах, пробуждает ощущение таинства мироздания.
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬ (1856-1910) — ярчайший представитель символизма в русском изобразительном искусстве.
Врубель был художником, который попытался за реальной действительностью разглядеть другую, более важную внутреннюю реальность и выразить её языком живописи.
Он создал новую реальность — прекрасный и трагический мир, способный к развитию, движению и превращениям .
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, СКАЗОЧНЫЕ И БЫЛИННЫЕ ПЕРСОНАЖИ М.А.ВРУБЕЛЯ
Царевна-Лебедь. 1900г.
Картина удивительна. В ней нет движения. Все замерло в каком-то тревожном ожидании. Взгляд Царевны-Лебеди – это прощальный взгляд. огромные глаза полны грусти и доброты. О чем грустит прекрасная царевна? Все сверкает перламутром. Таинственным мерцанием светятся драгоценные камни на ее украшениях. Перламутровый блеск и на лице девушки. Ее одежда-крылья почти сливаются с проблесками вечерней зари там вдалеке, куда вскоре устремится прекрасная Лебедь. Вокруг плещется море. Плеск волн зрительно ощутим. Царевна-Лебедь возникла из воды, ее крылья распластаны над водной гладью, почти растворяясь в ней.
Муза. 1896г.
Шестикрылый серафим. 1905г.
Пан. 1899г.
Человек не человек? Леший не леший? Существо из русской сказки, стойко охраняющее природные богатства.
Сзади, за главной фигурой, реальный вечерний пейзаж с чётко прорисованными линиями тонкоствольных деревьев, немногочисленных растений возле воды у болота. Сюжет дополняет чётко очерченный рог луны, которая освещает таинственный лес, берег и само существо, сидящее на первом плане.
Что это за существо? Оно похоже на древнегреческое мифологическое создание, охраняющее стада священных коз и баранов. Вот в руке у него непременный атрибут пастуха – свирель, звуками которой он привлекает разбредшихся животных.
Демон сидящий. 1890г.
«Полуобнажённая, крылатая, молодая, унылозадум-чивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.А.ВРУБЕЛЯ
Напутствуя молодых художников, он говорил:
«Человек ничего не придумает, чего бы не было в природе. Берите всё оттуда».
К ночи. 1900г.
Сирень. 1900г.
В.Э.БОРИСОВ-МУСАТОВ (1870-1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
Крупнейший мастер эпохи русского серебряного века. Живописец – станковист, график. Создатель символических композиций, пейзажей и портретов, эскизов декоративных панно, мастер художественной постановочной фотографии.
Автопортрет. 1904-1905гг.
ШЕДЕВРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ В.Э.БОРИСОВА-МУСАТОВА
Водоем. 1902г.
Произведения В.Э.Борисова-Мусатова отличаются глубокой продуманностью при внешней «немногословности» и кажущейся простоте композиционных решений.
Изумрудное ожерелье. 1903-1904гг.
Художник прибегает к эффекту «входа» в картину
и «выхода» из нее.
Одно из необычных качеств живописи Борисова-Мусатова – музыкальность. Это ощущение возникает потому, что художник выстраивает все выразительные средства на основе их внутренних сцеплений подобно тому, как звуки, сливаясь друг с другом, превращаются в мелодию.
В работе «Призраки» все окутано вуалью печали, все обращено в невыразимые словами переживания человека
Призраки.1903г.
Осенняя песня. 1905г.
Этюд. Венки васильков. 1905г.
Реквием.
1905г.
БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ ЖИВОПИСНАЯ СИСТЕМА БОРИСОВА-МУСАТОВА ОКАЗАЛА НА БУДУЩИХ АВАНГАРДИСТОВ.
Н.С.Гончарова. Косари. 1911г.
М.Ларионов.
Девушка у парикмахера. 1920г.
В.В.Кандинский. Дамы в кринолинах. 1909г.