СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели обучения: 

 

С2Понимание лексического значения слов

Г1 Разнообразие словарного запаса по теме урока

Ч1Понимание содержания текста

П3Представление информации в различных формах

Просмотр содержимого документа
«Искусство слова»

Краткосрочный план

Предмет: Русский язык и литература в школах с казахским языком обучения

Школа: осш.им.Ы.Алтынсарина

Раздел: 5 – Жизнь и творчество. Урок № 51

Дата:

Класс: 5 Учитель: Садвакасова Н.К

Количество присутствующих: ____отсутствующих: _____


Тема:

Искусство слова

Цели обучения:


С2Понимание лексического значения слов

Г1 Разнообразие словарного запаса по теме урока

Ч1Понимание содержания текста

П3Представление информации в различных формах

Цель урока:


  • понимать содержание текста «Почему литература считается искусством?», определять лексическое значение слов;

  • пополнять словарный запас по теме «Искусство»; соблюдать речевые и орфографические нормы.

  • представлять информацию в различных формах (могут написать стихи, эссе, нарисовать на свободную тему, сделать проект дома, здания) на тему ««Какой вид искусства выбрал (а) бы я...»

Языковые цели:

Ключевые слова и фразы: художественное творчество, архитектура,литературное произведение, оригинальный, изобразительное искусство

Полезные фразы для диалога/ письма:

Вопросы для обсуждения:

-Как ты понимаешь слово «Искусство»?

- Что можно отнести к искусству?

- Почему литература считается искусством?

- Какой вид искусства тебе больше всего нравится, почему?

Письменные подсказки:

  • Творчество, изобразительное искусство, сочинение, воображение.

Критерии оценивания:

  • понимает содержание текста, определяя ключевые слова;определяетлексическоезначение слов «живопись», «художественное творчество», «оригинальный», «архитектура»;

  • обсуждает и представляет информацию в различных формах

  • владеет словарным запасом, включающим синонимы, антонимы;


Знание и понимание





Анализ


Применение



Привитие ценностей:

Развитие творческих способностей детей, воспитание интереса к искусству, к литературе, к честной конкуренции через восприятие учебных материалов, анализ изученного материала на уроке.

Межпредметные связи:

Интеграция с предметами казахский язык, английский язык, ИЗО, музыка, черчение будет осуществляться посредством содержания учебного материала и деятельности учащихся на уроке. Учащиеся будут развивать навыки слушания, говорения, чтения и письма, используя знания по данным дисциплинам.


Предшествующие знания:

Учащиеся умеют слушать, понимать и оценивать общее содержание различных текстов, читать и отвечать на вопросы по прочитанным текстам, участвовать в обсуждении различных тем на базе лексико-грамматического и тематико-ситуативного минимумов.



План

Планируемое время

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока

6 мин.


Формы

работы: индивидуальная, групповая, в паре




Подходы: ценностно-ориентированный, деятельностный, личностно-ориентированный, коммуникативный




Элементы критического мышления: творческие, игровые, развивающие, коммуникативные технологии

Эмоционально-психологический настрой

Разминка: «Имитация» (Учитель называет профессии: а дети имитируют; певец, архитектор, художник, танцор, балерин (а)).

Разделение на группы по интересам:

  • Кто любит петь и танцевать?

  • Кто любит рисовать?

  • Кто любит проектировать?

  • Кто любит писать и читать?

(На столах эмблемы: нотный ключ, книга с ручкой, краски с кистью, линейка, плакат, конструктор)

Каждый находит свою эмблему и определяет группу.

Правило группы:

  • В группе должен быть ответственный

  • Работать должен каждый на общий результат

  • Один говорит, другие слушают

  • Свое несогласие высказывай вежливо

  • Если не понял, переспроси






Эмблемы: нотный ключ, книга с ручкой, краски с кистью, линейка, плакат, конструктор.






Интерактивная доска «Правило группы»




Стадия вызова: «Я - творческая личность» - прогнозирование темы урока с помощью увиденного (на экране видеоролик: певец поет, танцор танцует, художник рисует, кинооператор снимает фильм, писатель пишет роман).

  • Как можно назвать все это одним словом?- (если затрудняетесь, можете назвать на казахском языке – өнер, затем проговариваем на русском языке – искусство, на английском языке – art. Давайте подберем синонимы к слову искусство: творчество –шығармашылық, умение – білгірлік.)

  • А теперь найдем это слово в словаре

Работа со словарем:

Искусство – это форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).

Определение темы урока, озвучивание цели урока и критериев оценивания.

Итак, сегодня мы будем говорить об искусстве, в том числе об искусстве слова, согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к ним синонимы и антонимы.

Предлагается Лист оценивания (Приложение №1), где спикеры группы должны фиксировать результаты с помощью фишек (красных, желтых и зеленых). Каждому ученику выдается «Лист наблюдения», где они отмечают фишками свой результаты. В конце урока подсчитываются фишки и строят «Лестницу успеха».

Дескриптор:

  • Называет увиденное

  • Обобщает увиденное одним словом

  • Находит слово в словаре


Обратная связь - ФО: Фишки(Каждый оценивает себя и берет соответствующую фишку)

Видеоролик: «Искусство в нашей жизни».

https://www.youtube.

com/watch?v=T01C

6p3_67k















Энциклопедический словарь под ред. А.А. Ивина, 2004 г.

Эл. адрес: dic.academic.ru






На доске висит образец Листа оценивания. Приложение № 1

Красные, желтые, зеленые, фишки.

Красная фишка – справился с трудом

Желтая фишка - справился

Зеленая фишка–хорошо справился


Середина урока


7 мин













































8 мин















































8 мин

















7 мин





















4 мин.



















Конец урока


5 мин.


Знакомство с новым разделом учебной программы «Жизнь и творчество»

1. Стратегия «Кластер»- работа в группе (цель –понять содержание текста, озаглавить его, разнообразить словарный запас, глубже понять слово «искусство». (уч-ся на каз., рус. и англ. яз заполняют кластер)




компьютерная графика ИЗО

ииИскусство театр

балет кино архитектура живопись литература


  • Театр - театр - theater

  • Балет - балет - ballet

  • Живопись – көркем сурет - painting

  • Литература – әдебиет - literature

  • Кино – кино - cinema

  • Архитектура – сәулет - architecture

  • Музыка – музыка - music

  • Компьютерная графика – компьтерлік графика – computergraphics

  • Дизайн – дизайн - design


Дополнение: (дифференциация) добавить современные виды искусства, появившиеся с развитием информационно-коммуникативных технологий (компьютерная графика, видеоарт, дизайн и др.)

Дескриптор:

-Понимает содержание текста

- Дает название тексту

- Называет виды искусств на русском, казахском и английском языках

- знает современны виды искусств, связанные с ИКТ


Обратная связь - ФО: Взаимооценка(Учащиеся оценивают друг друга и каждый получает соответствующую фишку)


Стратегия «Конверт-вопрос»- работа в группе (повторить знания о прилагательном, согласовать прилагательные )

Сказка «Пропажа»

Работа с вопросами

-Что такое имя прилагательное?

-Зачем в жизни нужны прилагательные?

-Согласуйте прилаг. с сущ.

-Допишите прилагательные к существительным: утро, здоровье, детство, школа.


Дескриптор:

  • Находит прилагательные

  • Согласовывает прилагательные с существительными

  • Подбирает прилагательные к данным сущ, соблюдая грамматические нормы

  • Рассуждает и объясняет, зачем нужны в речи прилагательные


Обратная связь - ФО: Светофор(Спикер оценивает и раздает учащимся соответствующие фишки)


Разминка: «Танцоры» (ламбада, твист, степ, «Қара жорға»)


Стратегия «Диалог» - работа в паре. Изучить текст «Почему литература считается искусством?» (понимание текста, построение диалога, умение составлять вопросы и дать на них ответы, опираясь на текст, определить тип текста, подобрать к прилагательным синонимы и антонимы)

Дескриптор:

  • Составляет вопросы так, чтобы в ответах были прилагательные

  • Подбирает синонимы, антонимы к прилагательным

  • Определяет тип речи по названию текста

Обратная связь - ФО: «1х1»(Учащиеся оценивают друг-друга)


Метод «Фишбоун», (помочь ученикам доказать, что данный текст является текстом-рассуждением) Групповая работа.Что выражено в названии текста: тема или его основная мысль? Докажите, что этот текст является текстом-рассуждением. Учащиеся в скелете рыбы показывают свое рассуждение: тезис-доказательство-вывод.

Дескриптор:

  • Понимает содержание текста

  • Определяет тему текста

  • Определяет основную мысль

  • Умеет доказывать, что это текст-рассуждение

Обратная связь - ФО: «Большой палец»


Стратегия «Ассоциативная карта» - дифференциация (учащиеся составляют словосочетания, ассоциируют их со своим воображением, выбирают понравившуюся тему, затем обсуждают ее в группе и в свободной форме излагают свои мысли в разной форме: рисунок, информация, реклама, эссе, репортаж, стих и т.п.) - групповая работа.

Задание: «Назови одним словом»

Литература + сказка

Ум + пословица

Дети + писатель

Сказка + мир

Дескриптор:

  • Составляет словосочетание

  • Выбирает тему

  • Обсуждает предстоящую работу

  • Излагает свои мысли

Обратная связь – ФО: взаимооценка(Группы оценивают друг друга)

Игра «Кто кого?» (проверить усвоение учебного материала) групповая работа

Каждая группа под музыку придумывает 2 вопроса по материалу урока.Задача команды: задать такой вопрос, который вызывает затруднение при ответе. Выигрывает та группа, чей вопрос остался без ответа.

Дескриптор:

  • Формулирует сложный вопрос по теме урока

  • Готовит ответ на вопрос

  • Отвечает на вопрос


Обратная связь - ФО: «Большой палец»


Стратегия «Горячий стул» - индивидуальная работа

(закрепить полученные на уроке знания).

(Учитель бросает мячик, кто поймает, тот садится на «горячий» стул, а остальные задают вопросы по теме урока)

-Что такое имя прилагательное?

  • На какие вопросы отвечает прилагательное?

  • Как изменяются прилагательные?

  • Зачем в речи нужны прилагательные?

  • Что такое искусство?

  • Какие виды искусства мы знаем?

  • Какие новые виды искусства знаешь?

  • Можно ли литературу отнести к искусству?

  • Почему?

Дескриптор:

  • Отвечает на вопросы ясно и внятно

  • Задает вопросы простого характера

  • Задает вопросы, требующие ответа-рассуждения

  • Называет виды искусства

  • Комментирует свой ответ


Обратная связь - ФО: «Звездочка» (За каждый правильный и быстрый ответ получает звездочку, задавшего вопрос ученика)

Подведение итогов оценивания: оценивание проводится по Листам наблюдения учащихся, они строят себе «Лестницу успеха», а скиперы заполняют «Лист оценивания», Приложение № 1).


Рефлексия «УПД» (узнал-понял-доработать)(У каждого ученика лист «УПД»

Навыки

Узнал

Понял

Нужно доработать

Лексическое значение слова «Искусство»




Виды искусства




Почему литература считается искусством




Как согласуются прилагательные с существительными




Подбирать синонимы к прилагательным




Подбирать антонимыы к существительным




Доказывать текст-рассуждение




Представить свою мысль в форме рисунка, сказки, рекламы и т.п.





Домашнее задание. Цель: закрепить полученные знания

(дифференцированное)

1) Из карточки-информатора выбрать существительные и подобрать к ним прилагательные, составить с ними 2 предложения на тему «Искусство»

2) Написать эссе, сочинение, стихотворение, статью на тему: «Какой вид искусства выбрал (а) бы я...»




Учебник 5 кл., стр. 28


Учебник 5 кл.,Упр. 334, стр. 29


Бумага А3, маркеры












Руско-казахский

словарь http://go.mail.ru/redir


Русско-английский

словарь

http://go.mail.ru/redir?

via_page




Приложение № 3


















Сказка, придуманная учителем(Приложение № 4)


Конверты с вопросами и заданиями (Приложение № 2)


лист А3, маркеры.

















Музыка «Қара жорға»

http://go.mail.ru/redir


Учебник 5 кл., Упр.338 стр. 32 (Приложение № 4)















Схема «Фишбоун»

(Приложение № 5)


Учебник 5 кл.,

Упр. 339. стр. 32-33










«Назови одним словом»

Литература + сказка

Ум + пословица

Дети + писатель

Сказка + мир



















Классическая музыка. В.А. Моцарт «Симфония сердца»

http://go.mail.ru/redir











Мячик, стул с надписью «Горячий стул»




















Звездочки – каждая звездочка – одна зеленая фишка



Листы наблюдения, Листы оценивания, Лестница успеха




Лист «УПД» на слайде
















Учебник 5 кл, стр. 33

Приложение № 6












Приложение № 1 к КСП

по теме «Искусство слова»

Критерии оценивания


  • понимает содержание текста, определяя ключевые слова;

  • определяет лексическое значение слов «живопись», «художественное творчество», «оригинальный», «архитектура»;

  • владеет словарным запасом, включающим синонимы, антонимы;

  • обсуждает и представляет информацию в различных формах;

  • доказывает текст-рассуждение

  • представляет свою мысль в форме рисунка, сказки, рекламы и т.п.


Лист наблюдения

Имя ученика _________________ Дата______________


Фишки

Стадия вызова

Кластер

Конверт - вопрос

Диалог

Фишбоун

Ассоциативная карта

Кто кого

Горячий стул

Красный









Желтый









Зеленый










Лестница успеха

Имя ученика _________________ Дата______________



Лист оценивания

Тема урока: ____________________________________________

Дата _______________


Ф.И. ученика

Красная фишка

Желтая фишка

Зеленая фишка





















Приложение № 2 к КСП

по теме «Искусство слова»


Сказка «Пропажа»


Жили-были на свете части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие и служебные части речи: предлог, союз и частицы. Но однажды разразился сильный ураган и разлетелись от мощного ветра все части речи в разную сторону. После того, как установилась хорошая погода, все части речи вернулись в свой мир, но не было прилагательного. Люди перестали говорить слова «красивый», «добрый», «счастливый», и так стало скучно всем.

Давайте поможем людям вернуть имя прилагательное, для этого вы должны ответить на вопросы, которые нам передал Злой колдун, прячущий прилагательное у себя. Если ответите все правильно, мы отправим его Колдуну, и он вернет людям имя прилагательное.



Приложение № 3 к КСП

по теме «Искусство слова»

Стратегия «Конверт-вопрос»


-Что такое имя прилагательное?

-Зачем в жизни нужны прилагательные?

- Согласуйте прилагательные с существительными

-Допишите прилагательные к существительным: утро, здоровье, детство, школа.


Приложение № 4 к КСП

по теме «Искусство слова»


Компью́тернаягра́фика — область деятельности, в которой компьютеры наряду со специальным программным обеспечением используются в качестве инструмента, как для создания (синтеза) и редактирования изображений, так и для оцифровки визуальной информации, полученной из реального мира, с целью дальнейшей её обработки и хранения.


Видео-а́рт — направление в медиаискусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения.


Диза́йн — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»)


Материал из Википедии


Приложение № 5 к КСП

по теме «Искусство слова»


Почему литература считается искусством?

Огромное количество книг в нашей домашней библиотеке говорито том, что чтение литературных произведенийиграет в нашей жизни важную роль. Учёныеназываютлитературуискусством,сравнивая её с живописью,музыкой, театром. Отличаются виды искусстватолькоматериалом:в музыке – звуки, в живописи– краски,в архитектуре– строительныематериалы, а в литературе– только слово и язык.

Из художественных произведений мы узнаём о жизни людейпрошлого, настоящего и будущего, радуемся за героев и переживаемза них, учимся на их ошибках, восхищаемся ими, берём примерс них. Не зря литературасчитается искусством, потому чтоона с помощью простыхслов оказывает влияние на нашу жизнь.



Приложение № 6 к КСП

по теме «Искусство слова»

Графический дизайнер «ФИШБОУН»

Книга учит жить

Знакомит нас с книгой с жизнью

Честно, открыто дает советы

Рассказывает о далеком и близком прошлом

Это то, что родил человеческий мозг

учитель

друг

история

наследство

Книга - чудесное

сокровище





















Книга учит жить

Мы привыкли к книге, мы редко думаем о книге, как очудесномсокровище, и не всегда ценим и бережём её. А ведькнига представляетсобой всё наше наследство, полученноеот предков, всё самое дорогое, что родил человеческий мозг.Книга поведает нам о далёком и близком прошлом.Книга открываетнам неведомый мир, уносит нас в будущее.

Книга переносит нас в любой уголок на земном шаре. Книгу называют другом. Нет у человека друга болееверного, более надёжного, чем хорошая, честная книга.Но книга также и учитель.Любите книгу, берегите книгу, умейте прочесть еёдо конца, заглянуть во все тайники, мимо которых выпрошли при первом знакомстве с книгой



Приложение № 7 к КСП

по теме «Искусство слова»

Рефлексия «УПД» (узнал-понял-доработать)

Имя ученика _________________ Дата______________



Навыки

Узнал

Понял

Нужно доработать

Лексическое значение слова «Искусство»




Виды искусства




Почему литература считается искусством




Как согласуются прилагательные с существительными




Подбирать синонимы к прилагательным




Подбирать антонимы к существительным




Доказывать текст-рассуждение




Представить свою мысль в форме рисунка, сказки, рекламы и т.п.