Искусство в годы
Великой Отечественной
войны
«…из всех искусств для нас важнейшим является кино.»
В.И. Ленин
Воспоминания А. В. Луначарского о беседе с В.И. Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Г.М. Болтянскому от 29 января 1925 г
Великая Отечественная война оставила след не только в истории, но и в искусстве.
Фронтовой быт, подвиги героев, сражения вдохновили многих кинематографистов, однако и во время боевых действий велись съёмки ряда картин, до сих пор занимающих особую нишу в кино, причём не только документальных и агитационных.
В годы войны основным направлением в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора.
В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе.
Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, о работе тыла, жизни страны в условиях военного времени.
Военная кинохроника
Спустя три недели после начала войны на самых главных участках фронта работало 20 киногрупп, насчитывавших в своём составе более 80 кинооператоров.
Во время Великой Отечественной вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры.
Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит.
Кинооператор А.П. Софьин во время съемки боевых действий
Операторы В. Микоша и Д. Рымарев в дни обороны Севастополя
Кинооператоры братья Алексеевыво время киносъемки в г. Берлине
Кинооператор М.И. Сухова во время съемки в партизанском отряде
Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны — летописцы, хроникёры войны.
От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку
снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, в партизанских отрядах.
Фронтовые операторы находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Использовали кинокамеры «Аймо» и советские аналоги «КС-4» и «КС-5».
Короткометражные фильмы:
«Молодёжь, на защиту Родины!» (режиссёр О. Подгорецкая)
«Наша Москва» (режиссёр М. Посельский)
«24-й Октябрь» (режиссёр Л. Варламов)
«Хлеб — Родине» (режиссёр Л. Степанова)
«Черноморцы»
Полнометражные фильмы:
«Разгром немецких войск под Москвой» (1942)
«Сталинград» (1943)
Создатели этого фильма были удостоены за этот фильм государственной премии.
Американская академия кино признала фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» лучшим фильмом 1942 года.
У. Черчиль в личном и секретном послании И. Сталину от 28 марта 1943 года отметил: «Вчера вечером я видел фильм «Сталинград». Он прямо-таки грандиозен и произведёт самое волнующее впечатление на наш народ.»
В завершающий период войны (1944-1945) наступательные действия Советской Армии, ее освободительная миссия становятся темами документальной кинематографии.
Операторы хроники шли вместе с продвигавшимися на запад воинскими частями, снимали встречи, митинги в освобожденных городах, людей, побывавших в фашистских неволе, первые трудовые усилия народа по восстановлению разрушенного.
В те же годы оперативно монтируется и выходит на экран ряд специальных киновыпусков - короткометражных фильмов, информировавших зрителя о ходе нашего наступления, о наиболее крупных военных операциях советских войск:
«Сражение за Витебск», «Бобруйский котел»,
«Вступление Советской Армии в Бухарест»,
«В Верхней Силезии», «От Вислы до Одера» и др.
Наибольший интерес в заключительном периоде документальной кинематографии военных лет представляют два произведения: «Освобожденная Франция» С. Юткевича (1944) и выпущенный на экраны уже 1946 году, однако по своему содержанию целиком обращенный к годам войны фильм режиссера Р. Кармена и Е. Свиловой «Суд народов».
Художественное кино
Художественный кинематограф по-прежнему оставался мощным средством воспитания масс, но формы фильмов в начале войны изменились — появились короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники».
В 1942 году было налажено кинопроизводство игровых фильмов в военных условиях. На экраны стали выходить новые полнометражные фильмы о войне.
Оборона Царицына
Режиссеры: Георгий и Сергей Васильевы
премьера 29 марта1942 года
Двухсерийная картина студии «Ленфильм» была удостоена Сталинской премии I степени.
При этом лента посвящена не событиям военных лет, а революции – первой обороне Царицына (ныне – Волгограда) 1918 года.
На экране Красная армия под командованием Сталина и Ворошилова освобождает город от Донского войска.
Машенька
Режиссер: Юлий Райзман
премьера 10 апреля 1942 года
Проникновенная и нежная картина о любви, которая развивается на фронте, в условиях, где практически ничего не зависит от влюбленных
Парень из нашего города
Режиссер: А.Б. Столпер
премьера 31 августа 1942 года
Фильм по мотивам одноименной пьесы К. Симонова о простом парне из Саратова, который в 1936 году волей случая попадает на войну в Испании, а в 1941 встречается с немцами уже на советской территории. «Парень из нашего города» - собирательный образ соотечественника тех времен.
Именно в этой ленте впервые звучат строки стихотворения «Жди меня»
Актрисса
Режиссер: Леонид Трауберг
премьера 22 апреля 1943 года
Зою Владимировну Стрельникову, известную актрису оперетты, вместе с Театром оперетты эвакуируют в тыл. Там Стрельниковой находят комнату и она поселяется у строгой Агафьи Лукиничны, у которой сын на фронте и она считает, что веселья во время войны не должно быть.
После упрёков хозяйки дома, Стрельникова увольняется из театра и устраивается няней в военный госпиталь, где знакомится с
раненым майором Петром Николаевичем Марковым, у которого повреждены глаза.
Как-то Марков признался, что он страстный любитель оперетты и что даже влюбился в одну солистку. Случай с пластинкой позволяет всем понять, что няня Зоя - известная актриса. После выздоровления Марков уезжает на фронт. Стрельникова с концертной бригадой отправляется на передовую.
Александр Пархоменко
Режиссер: Л.Д. Луков
премьера 1942 год
Биографический рассказ о жизни полководца времен гражданской войны Александра Пархоменко. В 1918, году захватив Украину, немецкие оккупанты стремились использовать в своей борьбе гайдамаков, белогвардейцев и «зеленых». По приказу Ворошилова, Пархоменко прибывает в Царицын. В это же время немцы
переходят в активное наступление. «Красные» батальоны вооружены плохо, однако, Пархоменко удается поднять их в атаку и обратить врага в бегство. Попутно красные кавалеристы уничтожают бандитские шайки
Секретарь райкома
Режиссер: И.А. Пырьев
премьера 1942 год
Действие фильма происходит в первый год Великой отечественной войны. 1941 год. Красная армия отступает с боями. Секретарю райкома Кочету поручено эвакуировать всё что можно, и уничтожить если нет возможности вывезти. Под его началом собирается партизанский отряд.
Открывается партизанский фронт против оккупантов: уничтожаются мосты, взрываются железнодорожные эшелоны.
На фоне пожарищ и виселиц повторяют партизаны слова присяги:
«За сожжённые города и сёла, за смерть детей и матерей наших за пытки и издевательства над моим народом я клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно и неустанно!
Кровь за кровь! Смерть за смерть!
Я клянусь, что скорее умру в жестоком бою с врагами, чем отдам себя, свою семью и свой народ мой в рабство кровавого фашизма!
Кровь за кровь! Смерть за смерть!»
И они мстят немецко-фашистским оккупантам, уничтожают их склады, взрывают составы поездов,
Комедии поднимали настроение зрителей, поддерживали уверенность в победе
Новые похождения Швейка
Антоша Рыбкин
Режиссер: С. Юткевич
Режиссер: К. К. Юдин
Премьера: 1943г.
Премьера: 1942г.
Бравый солдат Швейк сбегает из тюрьмы и вскоре мобилизуется в армию на Балканы, где действует карательный отряд. Йозеф Швейк без страха и сомнения старается помочь партизанам, придумывая всякий раз хитроумные способы расправы с Гитлером …
Перед атакой на село, захваченное фашистами, командир решает провести отвлекающий маневр - концерт фронтовой бригады артистов. Повару Антоше Рыбкину поручено играть роль... немецкого ефрейтора. Облаченный во вражеский мундир, он попадает в тыл к противнику и помогает своим освободить село
Она защищает Родину
Режиссер: Фридрих Эмлер
премьера 20 мая 1943 года
Радостной и счастливой была жизнь Прасковьи Лукьяновой. Началась война. В первый же день войны погиб муж Прасковьи. Её сына растерзали гитлеровцы. Гневом и ненавистью к врагу, нарушившему мирную счастливую жизнь советских людей, наполнилось сердце Прасковьи. Она уходит в леса, организует партизанский отряд и беспощадно мстит врагу. Своей огромной верой в победу над врагом Прасковья укрепляет дух партизан. Когда из соседнего селения принесли распространённую врагами ложную весть о
взятии Москвы немцами, Прасковья пошла по деревням и сёлам, рассказывая правду о Москве, о героизме советских воинов. И всюду, где проходила Прасковья, народ поднимался на борьбу. В одном из селений Прасковья была схвачена немцами и приговорена к смерти.
Два Бойца
Режиссер: Л. Д. Луков
премьера 6 октября 1943 года
По повести Льва Славина «Мои земляки». Искренний и правдивый рассказ о дружбе Аркадия Дзюбина, неунывающего, лихого и бедового парня из Одессы, и Саши Свинцова - «Саши с Уралмаша». «Обыкновенный шедевр военной поры» смотрят и пересматривают до сих пор. Многие фразы из этого фильма стали «крылатыми», например, «Помирать — так с музыкой!».
Замечательные песни «Тёмная ночь» и «Шаланды полные кефали» знакомы всем.
Жди меня
Режиссер: Александр Столлпер
премьера 1 ноября 1943 года
Стихотворение К.Симонова «Жди меня - и я вернусь…» стало лейтмотивом сценария фильма. Фильм рассказывает о фронтовой дружбе и любви.
Это фильм-надежда. История всепобеждающей любви военного времени.
Редкий солдат не знал симоновскую поэтическую строку :
«Жди меня - и я вернусь…»;
многие утверждали, что она помогла им выжить
Радуга
Режиссер: Марк Донской
премьера 24 января 1944 года
Экранизация повести Ванды Василевской.
Это страшная история про украинскую партизанку Олёну Костюк, которую враг не сломил самыми жестокими пытками.
Фильм снимали в Ашхабаде, Куда была эвакуирована киностудия «Мосфильм»
Свадьба
Режиссер: Исидор Анненский
премьера 14 июля 1944 года
Людям очень нужно было смеяться, забывать про войну и ощущать жизнь «как раньше».
В основе сюжета одноименная пьеса А.П. Чехова.
Дочь мещан Жигаловых давно пора выдавать замуж, но женихов все нет. Внезапно на горизонте появляется чиновник Апломбов, и Жигаловы берут его в оборот…
Жила-была девочка
Режиссер:Виктор Эйсымонт
премьера 18 декабря 1944 года
18 января 1944 года было прорвано блокадное кольцо Ленинграда, а через 11 месяцев страна увидела фильм о том, что пережили блокадники. Увидела глазами двух девочек: семилетней Настеньки и пятилетней Катеньки. Голод, холод, путешествия через вымерзший город к Неве с санками за водой, смерть матери, ранение - все это выпало на долю детей, перенесших наравне со взрослыми все тяготы войны.
В 6 часов вечера после войны
Режиссер: Иван Пырьев
премьера 16 ноября 1944 года
Люди расставались и обещали друг другу продолжить жизнь после войны.
Например, что они встретятся на мосту в шесть часов вечера и все будет как раньше.
Фильм вышел на экраны до победы, но во многом её предсказал: весеннюю Москву и салют над Кремлем.
Сердца четырёх
Режиссер: Константин Юдин
премьера 5 января 1945 года
Монтаж картины был завершен буквально накануне начала Великой Отечественной войны. Выход столь «легкомысленной» ленты, в которой командир Красной армии был водевильным персонажем, в тяжелейшее для страны время сочли неуместным, и картину выпустили в прокат лишь 5 января 1945 года, когда разгром нацистов был уже лишь делом времени.
Великий перелом
Режиссер:Фридрих Эрмлер
премьера 29 января 1945 года
Фильмо снимали в разрушенном Сталинграде, но специально не называли имен и локаций.
Город — достаточно ёмко. Лента рассказывает о внутренней кухне советских военных штабов и дает представление о масштабах происходившего.
Гран-при «Каннского киновестиваля» 1946 года
Кащей Бессмертный
Режиссер:Александр Роу
премьера 27 мая 1945 года
Сказка снималась во время войны, но вышла на экраны уже после её окончания 27 мая 1945 года.
Русские богатыри Никита Кожемяка и Булат Балагур спасают землю русскую от вражьих полчищ Кащея Бессмертного и освобождают красавицу Марью Моревну.
Самая обычная сказка для самых обычных детей.