Искусство в военные годы.
Великая Отечественная Война. Авторы: Сергеев А. и Соболев С.
На рассвете 22 июня 1941 г. германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Началась Великая Отечественная война, война советского народа с фашистскими оккупантами, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. В тот же день к Германии присоединились Италия и Румыния, 23 июня – Словакия, 27 июня – Венгрия.
Безмерно трагичным и героическим для нашей страны был период Великой отечественной войны. Ценой невероятных жертв и лишений добывалась великая победа над коварным врагом. Погибло более 27 миллионов людей. Были до основания разрушены, а то и вовсе стерты с лица земли сотни городов и сел.
Первыми откликнулись на военные
события художники – плакатисты. На 2-ой
день войны уже появился плакат Кукрыниксов
«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» ,
в котором звучит уверенность в победе.
Художники показали врага, как хищную
фашистскую гадину, сбросившую маску
лицемерия и представившую во всей своей
отвратительной сущности. Кукрыниксы применили
контрастное противопоставление героического образа бойца карикатурно – сатирическому изображению хищника – Гитлера. С одной стороны звериная злоба, с другой могучая сила и уверенная в своей правоте. Порванный договор о ненападении и сброшенная маска миролюбия дополняют характеристику врага.
Среди первых плакатов
Отечественной войны – плакат И.Тоидзе
«Родина - мать зовет!».
Немолодая женщина с суровым
лицом держит в протянутой вперед
правой руке текст военной присяги, левая
рука призывно поднята вверх. Незабываемо
ее лицо с крепко сжатыми губами, с
горящими, в упор обращенными к зрителю
глазами. Слегка разметавшееся с проседью
волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создает настроение тревоги, и очень четко определяют главную мысль плаката – Родина – мать зовет своих сыновей исполнить долг – защитить Отечество.
С плаката художника
Д. Шмаринова «Отомсти!»
смотрит на зрителя женщина.
На фоне дымового пожарища
стоит она, неподвижная и
страшная в своем горе. На ее
опущенных руках – тело зверски
убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование – отомстить!
Широкое распространение получил плакат
В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Этот
плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах
бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти
жен и детей от мук и страданий.
… Обагренный кровью безжалостный фашистский
штык и молодая мать готовая своим телом прикрыть сына,
производили неизгладимое впечатление. Неслучайно
художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни писем, в которых солдаты клялись изгнать врага, освободить свой народ.
Все военные годы плакат был на передовой линии борьбы. Он снискал народное уважение и любовь, пользовался большой популярностью.
Благодаря громадным тиражам, плакат проникал в города, села, в партизанские отряды и в тыл врага, вместе с передовыми частями Советской Армии входил в освобождение города.
В годы Великой Отечественной войны развитие военного искусства так же как и
других видов изобразительного искусства, отмечено
новым подъемом.
Отражая борьбу народа, живопись наполнилась героическим
содержанием.
Одним из самых излюбленных образов живописцев в годы
войны стал волнующий образ матери, провожающей на
войну своих детей, защищающей свой дом, страну,
оплакивающую гибель близких.
С. В. Герасимов создал в годы войны картину «Мать
партизана».
Картина «Мать партизана».
Герасимов противопоставил внутренней пустоте фашистских захватчиков моральную силу простого человека, презирающего фашистских убийц и не сдающегося. Олицетворением силы духа в картине выступает мать партизана. С гордо поднятой головой стоит она перед тупым фашистским офицером карательного отряда, взбешенным проявлением гордости и бесстрашия в простой русской женщине. Эти фигуры занимают главное место в картине. Борьба двух характеров, чувство уверенности в победе очень хорошо передано художником. Образ фашиста написан без малейшего карикатуризма, в нем отчетливо выражена человеконенавистническая сущность.
В годы войны талантливые художники Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитович и Соколов Николай Александрович, которые больше известны под псевдонимом Кукрыниксы (по первым слогам их фамилий) полностью отдают свой талант разоблачению фашистских агрессоров. Они ездят по дорогам войны, беседуют с бойцами и по горячим следам создают свои произведения. 28 января 1942 года в газете «Правда» был опубликован очерк о подвиге и героической смерти партизанки Зои Космодемьянской в деревне Петрищево Московской области. А 9 апреля Кукрыниксы выехали к месту гибели Зои. Нашлись очевидцы, которые рассказали о казни партизанки. Художники начали писать тут же по живым впечатлениям. …Зоя стоит на эшафоте, сколоченном из ящиков. Ее фигура полна внутренней твердости и решимости. Смерть не страшит ее. Потрясенные героизмом девушки суетливо снуют Фашистские солдаты, щелкают фотоаппаратами. В скорбном молчании застыли колхозники, согнанные смотреть на смерть партизанки.