Когда речь заходит об исламских святынях Иерусалима, под ними подразумевается как сам город Аль-Кудс («священный»), так и конкретные мусульманские архитектурные памятники — такие как мечети Аль-Акса и Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и прилегающая к ним территория с расположенными на ней постройками.
Мечеть была первоначально маленьким молитвенным домом, построенным халифом Умаром, затем, по приказу халифа Абдул-Маликом ибн Мерваном начались работы по расширению мечети, которые были закончены его сыном Аль-Валидом в 705 году. После землетрясения в 746 году, мечеть была полностью разрушена и восстановлена халифом из династии Аббасидов Аль-Мансуром в 754 году, и снова восстановлена его преемником аль-Махди в 780 году. Другое землетрясение 1033 года разрушило большую часть аль-Аксы, но два года спустя Али аз-Зихир построил другую мечеть, которая и стоит и по сей день. Во время периодических предпринимавшихся реконструкций различные правящие династии арабского халифата построили дополнения к мечети и к её прилегающей территории, сделали ей купол, фасад, минбар, минареты и изменили внутреннюю структуру. Реконструкции и ремонты были предприняты и в более поздних столетиях Айюбидами, мамлюками, Высшим мусульманским Советом и Иорданией.
Часто в поверхностных туристических публикациях огромный золотой купол мечети Купол скалы (Куббат ас-Сахра), путают с более скромным куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол куполом мечети Аль-Акса. Но именно Аль-Акса является третьей святыней ислама, а не мечеть Купол скалы, которая, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.
Мечеть представляет собой семь галерей - одна центральная и еще по три с западной и восточной сторон. Центральная галерея широкая и немного возвышена над полом. В центре мечети установлен купол. С внутренней стороны он покрыт мозаикой, а с внешней свинцовыми пластинами. Внутри мечети находится множество мраморных колонн, каменных столбов и арочных перекрытий. В мечеть Аль-Акса можно попасть через семь дверей с северной стороны, каждая из которых ведет в одну из галерей. Имеются еще несколько дверей с западной, восточной и южной сторон.
Мечеть имеет большое подвальное помещение, известное под названием Соломоновы конюшни (крестоносцы использовали их действительно в качестве конюшен).
Стены мечети до половины покрыты белым мрамором, а выше - великолепными мозаиками.
Мечеть Аль-Акса - одна из самых крупных мечетей, во время пятничных молитв она может вместить до 5000 молящихся.
Мечеть в Израиле Аль-Акса с Куполом Скалы (храмом Куббат ас-Сахра) - это один архитектурный комплекс, называемый Харам аль-Шариф. Само это место – Храмовая Гора – является святыней не только для мусульман, но и для иудеев. Ведь здесь стоял Ковчег Завета. И с этого места, по иудейским верованиям, началось сотворение мира. Поэтому вся Храмовая гора является святыней. Вход на нее осуществляется только через одни ворота – Магрибские. Есть и строгие часы пропуска. Зимой с полвосьмого утра до полвторого дня (перерыв с полодиннадцатого до полпервого). Летом же на Храмовую гору пускают с восьми до одиннадцати и с 13:15 до трех часов. В исламские праздники и в пятницу вход в мечети зарезервирован исключительно для мусульман. Посещение святыни Исры и Мираджа платное. За тридцать шекелей можно купить комплексный билет, в который входит также визит в музей исламской культуры. Перед тем как войти в мечеть, нужно снять обувь. Одежда посетителей должна быть приличной и скромной. Лицам противоположного пола, даже если они супруги, внутри храма нельзя прикасаться друг к другу
Мечеть Аль-Акса — большой мусульманский храм в древнем Иерусалиме и одна из наиболее почитаемых святынь ислама. Она стоит на Храмовой горе - самой возвышенной части Старого города. Вместе с храмом Купол скалы (Куббат ас-Сахра) мечеть образует величественный религиозный комплекс Харам аль-Шариф. Во многих туристических путеводителях существует путаница, и за Аль-Аксу принимают блестящий золотом свод соседней мечети - Купола скалы.
Мечеть Аль-Акса обладает многовековой историей. Она была возведена еще в VII веке. На арабском языке ее название означает «дальняя мечеть». Внутреннее пространство мусульманской святыни (80 на 55 м) способно вместить до пяти тысяч верующих. Здесь захоронено несколько исламских религиозных деятелей и пророков.
Мечеть Аль-Акса имеет религиозный статус третьей по степени святыни для всех, кто исповедует исламскую веру. Больше нее мусульмане почитают только мечети аль-Харам в Мекке и Аль-Масджид ан-Набави или храм Пророка, который стоит в городе Медина. Иерусалимская святыня служила первой киблой для всех приверженцев ислама, то есть направлением, в сторону которого они поворачиваются, совершая намаз. Позже в качестве киблы была избрана Мекка.
Мусульмане верят, что Мухаммед чудесным образом перенесся в это место из Мекки и вознесся на небеса с каменной скалы на горе. Наряду с другими мусульманскими святынями древнего города, мечеть Аль-Акса находится под попечительством и надзором иорданского правительства. К такому соглашению две страны пришли еще в 1994 году.
К сожалению, этот мусульманский храм порождает постоянные конфликты между евреями и арабами. Чтобы прекратить возможные проблемы, полиция Израиля периодически запрещает доступ к обеим мечетям на Храмовой горе для лиц, младше 50 лет, или мужчинам до 50 лет.
История мечети
Первый храм в этой части Старого города соорудили по распоряжению халифа Омара (Умара) ибн аль-Хаттаба в 636 году. Поэтому его иногда называют храмом Омара. Поначалу мечеть Аль-Акса представляла маленький дом для молитвы.
Во времена правления 5-го халифа Омейядского халифата Абду-ль-Малик ибн Марвана небольшая мечеть Аль-Акса уже не вмещала всех пришедших на молитву, поэтому было принято решение расширить здание. Работы по реконструкции мечети растянулись на долгое время и были завершены уже при сыне правителя Аль-Валиде в 705 году.
Через 41 год в Иерусалиме произошло сильное землетрясение, которое полностью разрушило храм. Но халиф Аль-Мансур нашел средства и рабочих и святыню отстроили заново (754 год). Многочисленные перестройки в конструкцию храма внесли при приемнике Аль-Мансура халифе Аль-Махди (780 год). До наших дней сохранилась здание, возведенное в первой половине XI века, во времена правления Али аз-Зихира. Оно заменило старую постройку, сильно поврежденную во время мощного землетрясения 1033 года.
В 1099 году древний город захватили войска крестоносцев. Они стали использовать здание мечети, как христианскую церковь - храм Соломона. Кроме того, иерусалимский король Балдуин II передал часть помещений бывшего мусульманского храма ордену Тамплиеров. Здесь жили рыцари, а также хранилось оружие и доспехи. Для своих нужд тамплиеры пристроили с западной стороны от храма длинную галерею. Они называли свою резиденцию в Иерусалиме «Соломоновым двором». Большой подвал, в котором во времена рыцарей-тамплиеров содержали лошадей, по сей день именуют «Соломоновыми конюшнями».
Когда городом завладел султан Саладин (Салах ад-Дин), Аль-Аксу восстановили, как мечеть. По распоряжению этого правителя все следы присутствия христиан на Храмовой горе были уничтожены.
Особенности архитектуры и интерьеров
Полусфера большого купола поднимается над полом на 17 м. Изнутри она выложена мозаикой, а с наружной стороны обшита листами свинца серого цвета. Стены храма снизу декорированы белыми мраморными плитами, а вверху - мозаичными узорами.
Внутри мечеть Аль-Акса разделена на несколько нефов или протяженных галерей. Величественную галерею, расположенную в центре, поддерживают арочные перекрытия и стройные колонны, сделанные из мрамора. По обеим сторонам от нее находится еще по три небольших нефа. В каждый из них с северного фасада ведет отдельная дверь. Помимо них, мусульманский храм имеет еще четыре входа: один - с востока, два - с запада и один - с юга.
Для помещения святыни существуют определенные правила для туристов.
Для начала каждый желающий посетить здание должен пройти досмотр на входе, стоит учитывать, что внутри здания нельзя фотографироваться и этого правила стоит строго придерживаться.
Что касается одежды, то она должна быть скромной, а обувь при входе в святыню нужно снять.
У мусульманского народа очень строгие традиции, поэтому даже будучи супругами, мужчина и женщина не могут прикасаться друг к другу, находясь внутри здания.
Придерживаясь всех правил посещения, турист сможет сполна насладиться ее красивым внутренним убранством и окунуться в таинства истории мусульманского народа.
11
Ку́пол скалы́[1], иногда переводят как мечеть Ку́пола над Скало́й (араб. مسجد قبة الصخرة — Ма́сджид Ку́ббат ас-Са́хра; ивр. כיפת הסלע Киппат а-Села) — мусульманское святилище над камнем основания на Храмовой горе в Иерусалиме, рядом с древнейшей в мире мечетью Аль-Акса. [1] Является одной из главных святынь ислама[1]. В числе памятников Старого города входит в список Всемирного наследия[1].
Хотя Куббат ас-Сахра (Купол скалы) и Мечеть халифа Омара — Аль-Акса два совершенно разных исламских святилища, однако они составляют единый архитектурный комплекс Харам аль-Шариф[1]. В популярной литературе эти два сооружения иногда путают с мечетью Омара[2].
Куббат ас-Сахра – красивый, выполненный в синих тонах храм с ярко-желтым 34-метровым куполом, диаметр которого 20 м. Его так часто показывают в фоторепортажах и телевизионных роликах, что иногда даже мусульмане путают Мечеть Омара и Купол Скалы.
На самом деле мечеть Купол Скалы была построена в 691 г. н. э при халифе Абд аль-Малике на месте разрушенного Иерусалимского храма. И находится она посреди мусульманского священного архитектурного комплекса Харам аль-Шариф, включающего и мечеть Аль-Аксу, которая появилась гораздо раньше – в 70 г. н. э.
Мечеть украшена изысканными узорами и богатым декором в зеленых, синих и золотистых тонах, играющих в украшениях из мозаики, мрамора, дерева, стекла, керамической и кафельной плитке, каллиграфических надписях, содержащих формулу единобожия и суры Корана.
сады, изображенные на стенах мечети, как и общая цветовая гармония, должны были напомнить молящимся о рае. А повторяющиеся изображения двух корон – византийской и сасанидской – символизируют победу над двумя империями – Византией и Персией.
На внешних фасадах храма в разных вариациях написана шахада — прославление Единого Аллаха и Пророка Его Мухаммеда.
внутри мечети находится та самая скала, точнее, ее выступ, которая и дала название храму. На этой скале, как гласит предание, стоял Ковчег Завета, с него же пророк Мухаммед вознесся на небо, с него же началось сотворение мира. На этой же скале Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака.
Правила поведения
Мечеть Купол Скалы действующая, к тому же женская, поэтому правила поведения соблюдаются неукоснительно. Обувь оставляют у входа, как в любом мусульманском храме, женщины покрывают головы и плечи. Шорты, короткие юбки недопустимы. Нельзя нести на себе символы других религий, особенно иудейских, молиться по другим обрядам.
Купол Скалы не является мечетью. В нём нет стены, обозначающей киблу – направление молитвы в сторону Мекки. Но здесь можно преклонить колени для личной молитвы, для особого разговора с Богом.
В центре здания восьмиугольной формы находится сама "Скала", окружённая сорока колонами, образующими два прохода. На внутренней стороне арок начертаны надписи, состоящие из цитат Корана. Одна из них – обращение к "людям Евангелия", говорящая о том, что "мессия Иса (Иисус) сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха… и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите "Троица!"… Воистину Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далёк от того, чтобы у него был сын " (Коран 4:171, 172).
"Купол Скалы" устроен так, чтобы каждый, входящий в здание, ощущал, что всё в нём символизирует путь человека к Богу. Геометрические узоры, орнаменты и арабески, составляющие целостный мотив, отображают единение мира земного и "мира Горнего". Скала и пещера под ней символизируют землю, а Золотой купол, возвышающийся над ней – Божественный мир.
Цветовая гамма святыни также выражает определённую идею. Голубой цвет, преобладающий в мозаике фасада, – цвет неба, означает бесконечность, а золотой цвет Купола – знание, которое в Коране названо даром, ведущим к постижению Бога.
В XX веке было проведено 6 реставраций, включая в 19561—1962 годы.
В XXI веке здание продолжает использоваться в качестве женской мечети. 15 февраля 2008 г. очередное землетрясение силой в 5,3 балла по шкале Рихтера оставило свой след в Старом городе в Иерусалиме. Рядом с Куполом Скалы возник заметный провал в земле глубиной 1 м, шириной 1,5 м и длиной около 2 м.
Стены в нижней половине имеют облицовку из белого мрамора, а верхняя половина издалека кажется голубой. Если подойти близко, то становится видно, что верхняя часть облицована красивой мозаикой из перламутра с золотом. Зрелище великолепное. Сюжеты мозаик исключительно растительные и геометрические. Также присутствует много надписей арабской вязью. И, конечно, стоит посмотреть на сам купол, который и является визуальным символом Иерусалима. Он высотой 34 метра и диаметром 20 метров. Для 11-го века это было грандиозное сооружение, хотя не “дотягивает” до самых больших культовых сооружений той эпохи – Софийского собора в Константинополе (55 метров в высоту и диаметром купола 31 метр) или Собора Святого Петра в Риме (высота 48 метров и диаметр купола 44 метра). Но для Ближнего Востока это было нечто уникальное и по размеру, и по красоте отделки, и по впечатлению, которое это сооружение производило на верующих.
Вокруг Камня Основания находятся четыре массивные колонны, которые держат купол, и двенадцать колонн меньшего размера. Этот внутренний ряд из 16 колонн круглый. Второй внешний ряд колонн имеет уже форму восьмиугольника. Выглядит все это великолепно, колонны сделаны из зеленого и фиолетового мрамора, а сверху увенчаны золотыми капителями. Стены внутри украшены надписями из Корана золотом. В центре находится сам Камень Основания. Он огорожен решеткой, и пройти или прикоснуться к нему можно только по специальному разрешению. Многие посетители замечают, что эта решетка не соответствует окружающему интерьеру. И это действительно так, ее здесь поставили рыцари-крестоносцы, и выполнена она в европейском готическом стиле. Стоит обратить внимание на атмосферу внутри мечети Купол Скалы. Свет сюда проникает через витражи с розовыми, голубыми и желтыми стеклами. Свет отражается, и получается эффект сияния по цвету похожему на перламутровое, которое завораживает посетителей.
22
После Осады Иерусалима армией рашидов под командованием Абу Убайды ибн аль-Джарры, Софроний Иерусалимский отказался сдаться всем, кроме халифа Омара. Омар поехал в Иерусалим и принял сдачу. Он тогда посетил Храм гроба Господня, куда Софроний Иерусалимский пригласил его помолиться, но он мусульманин и не мог это сделать в христианском храме. Вместо этого он молился снаружи во внутреннем дворе. Мечеть Омара была построена в её текущей форме Султаном Айюбидом султаном аль-Афдалом бин Саладином в 1189 году. У мечети есть минарет 15 метров высотой, который был построен до 1465 и был отремонтирован султаном Абдул Хамидом II (1839—1860)*.
Уточнить. С 1839 по 1861 годы правил Абдул-Меджид 1-й. Абдул-Хамид 2-й же был султаном с 1876 по 1909 годы.
Где находится мечеть Омара
Чтобы не возникало путаницы, сразу надо сказать о том, где располагается святыня, о которой мы говорим. Мечеть Омара находится в самом сердце христианского квартала так называемого старого города – исторической части Иерусалима. Это не случайно. Дело в том, что исламские армии, которые осадили святой город в 637 году, получили от патриарха Софрония предложение взять город с миром. Но ключи от Иерусалима он согласился передать только лично в руки халифа Омара. Последний, когда ему об этом сообщили, немедленно отправился из Медины в Иерусалим в сопровождении одного слуги, верхом на осле. Патриарх Софроний встретил халифа и вручил ему ключи от города, взяв с него обещание, что христианскому населению ничего не будет угрожать. Показываю главе исламского мира и новому владыке столицу, он привел его и в Храм Гроба Господня, где предложил помолиться. Халиф Омар отказался, мотивируя это тем, что он являлся мусульманином и если он помолится в этом месте, то тысячи других последователей пророка Мухаммеда также станут это делать, в результате чего христиане лишатся своей святыни. После этого, как гласит предание, халиф вышел из храма, бросил камень и стал молиться там, где он упал. На этом-то месте и была впоследствии построена мечеть Омара.