СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Испарение и конденсация

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать у учащихся представление  о таких процессах, как испарение и конденсация,  выяснить особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; развивать познавательный интерес уч-ся, через межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы.

Просмотр содержимого документа
«Испарение и конденсация»

7 класс Урок № 51

Тема урока: «Испарение и конденсация »

Цели урока: сформировать у учащихся представление о таких процессах, как испарение и конденсация, выяснить особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; развивать познавательный интерес уч-ся, через межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы;

Планируемые результаты:

предметные: знание основных понятий и умение применять их в разнообразных ситуациях, знать формулу для расчета количества теплоты, необходимого для парообразования, уметь отвечать на вопросы по данной теме, знать, от чего зависит скорость испарения;

личностные: осознание практической значимости испарения и конденсации, умение анализировать эти процессы; формулировать свои мысли;

метапредметные: умение обобщать информацию, выдвигать гипотезы, предположения, работать со справочной литературой, таблицами.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебники по физике для 7 кл., задачники, справочная литература, ноутбук, презентация, видеофрагмент « Гейзеры», прозрачные стеклышки, сосуд с горячей водой, спирт.

Ход урока

1.Орг. Момент. Приветствие учеников. Проверка присутствия.

2. Повторение теоретического материала.

Давайте вспомним основные понятия и формулы.

  1. Что такое плавление? При какой температуре лед плавится? Как ее называют? Одинакова ли она для всех?

  2. Меняется ли температура плавления? Самая маленькая? Самая высокая?

  3. Какой металл можно расплавить на руке или в теплой воде?

  4. У каких двух металлов почти одинаковая температура плавления? При какой температуре плавится серебро? А кристаллизуется?

  5. Что происходит с кристаллической решеткой при плвлении?

  6. Формула количества теплоты: а) для плавления, б) при кристаллизации?

  7. Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в лю­бом агрегатном состоянии? ( Скорости везде разные в газах больше, в жидкостях поменьше, в твёрдых телах ещё меньше)


3. Мотивация учебной деятельности.

Послушайте стихотворение:(пока идет видео« Гейзеры»)

Как будто сорок чайников

Поставил кто-то в ряд,

Они, шипя и булькая,

И день, и ночь кипят.

 

Фонтанчики горючие

Повсюду так и бьют,

Лишь на минутку спрячутся

И снова тут как тут.

 

Водичка для купания

Здесь будет в самый раз.

Такую воду в ванне нам

Согреет дома газ.

 

Конфорку же для гейзера

Не надо зажигать.

Подрос фонтанчик весело

И спрятался опять.



Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? Правильно. Об испарении. Запись темы, определение цели урока.


Проведем опыт.

Подышите на прозрачное стеклышко.

  • Что вы наблюдаете? (На стекле появляются капельки жидкости – туман)

  • Как и почему изменяется «картина» на стеклышке? ( Сначала на стекле появляется туман , а потом постепенно туман исчезает )

  • Как называют происходящие явле­ния? (Эти явления называются испарение и конденсация)

Постановка цели урока

• Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?

В конце урока мы объ­ясним эти факты, изучив явления испа­рения и конденсации.


Цель нашего урока: изучить явления испарения и конденсации.


4. Актуализация опорных знаний

Для достижения цели урока необхо­димо вспомнить изученный ранее мате­риал.

• Каковы основные положения моле­кулярной теории строения вещества? ( Все вещества состоят из частиц, они непрерывно движутся и непрерывно взаимодействуют)

• В каких агрегатных состояниях мо­жет находиться вещество? ( Твёрдое, жидкое, газообразное)

• Изменяются ли молекулы при пе­реходе вещества из одного состояния в другое?(Нет)

• Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в лю­бом агрегатном состоянии? ( Скорости везде разные в газах больше, в жидкостях поменьше, в твёрдых телах ещё меньше)

• Какой энергией обладают молеку­лы вследствие своего движения? вслед­ствие взаимодействия? (Кинетической энергией движения и потенциальной энергией взаимодействия)

• Какую энергию называют внутрен­ней? От чего и как она зависит? Почему? (Кинетическую энергию движения и потенциальную энергию взаимодействия)


5. Изучение нового материала Жидкость могут покинугь молекулы, находящиеся у поверхности. Что образуется над: жидкостью в ре­зультате ее испарения? Какое определе­ние можно дать явлению испарения?

Таким образом: Испарение - это явление превращения жидкости в пар, происходящее с ее поверх­ности.

Проведём опыт. На столе, находится сосуд с горячей водой.

Что происходит с жидкостью в про­цессе испарения? Закроем сосуд крыш­кой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Происходит ли испарение жидкости в сосуде?

Почему масса жидкости при этом не изменяется?

Сделаем вывод: кроме испарения происходит обратный процесс. Из пара частицы возвращаются обратно в жидкость. Как называется этот процесс? Какое определение можно дать конденсации?

Конденсация - это явление nревраще­ния пара в жидкость.

Испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Это положение - след­ствие модели испарения жидкости. Применим его к конкретной ситуации.

Что будет происходить, если смазать быстро испаряющейся жидкостью, на­пример спиртом, руку?

Да, она будет охлаждаться, поскольку, испаряясь, жидкость отнимет часть вну­тренней энергии руки, вследствие чего ее температура понизится.

Убедимся в этом на опыте. Смажьте руку спиртом. Что вы ощущаете?



Физкультминутка

В течение одной минуты группы должны показать модели твердого, жидкого и газообразного тел. Первая группа должна изобразить молекулы твердого тела (ребята сидят за партами и качаются в разные стороны).

Вторая группа – жидкое тело (ребята столпились в беспорядке у двери).

Третья группа – молекулы газа (разошлись по классу в разные стороны).

В течение второй минуты ребята должны изобразить поведение молекул во время плавления твердого тела (первая группа) и поведение молекул во время отвердевания жидкости (вторая группа).


Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения данной жидкости.

• Когда быстрее высохнет белье, в холодную или жаркую погоду?

• Где быстрее высохнет вода: в луже или в ведре?

• Что испаряется быстрее: подсолнеч­ное масло или спирт?

• Когда быстрее высохнет скошен­ная трава: в ветреную или безветренную погоду?

Прозвучало несколько предположений - гипотез. Чтобы подтвердить их справедливость, можно провести экс­перимент. Используя имеющееся у вас на столах оборудование, исследуйте зависи­мость скорости испарения жидкости:

  • от площади поверхности жидкости,

  • рода жидкости,

  • скорости ветра.

(После выполнения заданий предста­вители групп докладывают, как скорость испарения зависит от каждого фактора.)

От чего еще может зависеть скорость ис­парения? От температуры.

(Демонстрация зависимость скорости испарения от темпе­ратуры, капнув воду из пипетки на холод­ную парту и горячую батарею отопления)

Познакомимся с новой формулой:

, {\displaystyle L={\,Q \over m},}где Q — количество теплоты, потраченной на превращение жидкости в пар или пара в жидкость, m — масса.

r – .Уде́льная теплота́ парообразова́ния и конденса́ции — физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить количество жидкости массой 1 кг в пар , при постоянной температуре и давлении. Размерность удельной теплоты парообразования в СИ — Дж/кг.


6. Первичная проверка понимания и закрепление знаний

Решим следующие задачи:


• Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаeтe прохладу, это ощущение уси­ливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит.

• Что остынет быстрее при одинако­вых условиях: жирный суп или чай? Объ­ясните, почему.

• Нам часто приходится стирать и су­шить белье. В какую погоду это лучше все­го делать? Что необходимо, чтобы белье быстрее высохло?

• Почему температура воды в откры­тых водоемах в летнюю пору почти все­гда ниже

температуры окружающего воздуха?


Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.


Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока

Не превращаются в облака.


А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

Как все это называется? (круговорот воды в природе).


7. Подведение итогов урока (рефлексия). Выставление оценок.

Вспомним основные этапы и их по­следовательность в изучении явлений испарения и конденсации. Какой этап научного познания вам показался наи­более трудным? наиболее важным? наи­более интересным?

Домашнее задание: (для всех) § 34, вопросы(с. 151), (для желающих) исполь­зуя книгу Я.И.Перельмана «Заниматель­ная физика», сделать холодильник «без льда», принести его на следующий урок и объяснить принцип его действия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!