7 класс Урок № 51
Тема урока: «Испарение и конденсация »
Цели урока: сформировать у учащихся представление о таких процессах, как испарение и конденсация, выяснить особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; развивать познавательный интерес уч-ся, через межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы;
Планируемые результаты:
предметные: знание основных понятий и умение применять их в разнообразных ситуациях, знать формулу для расчета количества теплоты, необходимого для парообразования, уметь отвечать на вопросы по данной теме, знать, от чего зависит скорость испарения;
личностные: осознание практической значимости испарения и конденсации, умение анализировать эти процессы; формулировать свои мысли;
метапредметные: умение обобщать информацию, выдвигать гипотезы, предположения, работать со справочной литературой, таблицами.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебники по физике для 7 кл., задачники, справочная литература, ноутбук, презентация, видеофрагмент « Гейзеры», прозрачные стеклышки, сосуд с горячей водой, спирт.
Ход урока
1.Орг. Момент. Приветствие учеников. Проверка присутствия.
2. Повторение теоретического материала.
Давайте вспомним основные понятия и формулы.
Что такое плавление? При какой температуре лед плавится? Как ее называют? Одинакова ли она для всех?
Меняется ли температура плавления? Самая маленькая? Самая высокая?
Какой металл можно расплавить на руке или в теплой воде?
У каких двух металлов почти одинаковая температура плавления? При какой температуре плавится серебро? А кристаллизуется?
Что происходит с кристаллической решеткой при плвлении?
Формула количества теплоты: а) для плавления, б) при кристаллизации?
Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии? ( Скорости везде разные в газах больше, в жидкостях поменьше, в твёрдых телах ещё меньше)
3. Мотивация учебной деятельности.
Послушайте стихотворение:(пока идет видео« Гейзеры»)
Как будто сорок чайников
Поставил кто-то в ряд,
Они, шипя и булькая,
И день, и ночь кипят.
Фонтанчики горючие
Повсюду так и бьют,
Лишь на минутку спрячутся
И снова тут как тут.
Водичка для купания
Здесь будет в самый раз.
Такую воду в ванне нам
Согреет дома газ.
Конфорку же для гейзера
Не надо зажигать.
Подрос фонтанчик весело
И спрятался опять.
Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? Правильно. Об испарении. Запись темы, определение цели урока.
Проведем опыт.
Подышите на прозрачное стеклышко.
Что вы наблюдаете? (На стекле появляются капельки жидкости – туман)
Как и почему изменяется «картина» на стеклышке? ( Сначала на стекле появляется туман , а потом постепенно туман исчезает )
Как называют происходящие явления? (Эти явления называются испарение и конденсация)
Постановка цели урока
• Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации.
Цель нашего урока: изучить явления испарения и конденсации.
4. Актуализация опорных знаний
Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал.
• Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества? ( Все вещества состоят из частиц, они непрерывно движутся и непрерывно взаимодействуют)
• В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? ( Твёрдое, жидкое, газообразное)
• Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?(Нет)
• Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии? ( Скорости везде разные в газах больше, в жидкостях поменьше, в твёрдых телах ещё меньше)
• Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? вследствие взаимодействия? (Кинетической энергией движения и потенциальной энергией взаимодействия)
• Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит? Почему? (Кинетическую энергию движения и потенциальную энергию взаимодействия)
5. Изучение нового материала Жидкость могут покинугь молекулы, находящиеся у поверхности. Что образуется над: жидкостью в результате ее испарения? Какое определение можно дать явлению испарения?
Таким образом: Испарение - это явление превращения жидкости в пар, происходящее с ее поверхности.
Проведём опыт. На столе, находится сосуд с горячей водой.
Что происходит с жидкостью в процессе испарения? Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Происходит ли испарение жидкости в сосуде?
Почему масса жидкости при этом не изменяется?
Сделаем вывод: кроме испарения происходит обратный процесс. Из пара частицы возвращаются обратно в жидкость. Как называется этот процесс? Какое определение можно дать конденсации?
Конденсация - это явление nревращения пара в жидкость.
Испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Это положение - следствие модели испарения жидкости. Применим его к конкретной ситуации.
Что будет происходить, если смазать быстро испаряющейся жидкостью, например спиртом, руку?
Да, она будет охлаждаться, поскольку, испаряясь, жидкость отнимет часть внутренней энергии руки, вследствие чего ее температура понизится.
Убедимся в этом на опыте. Смажьте руку спиртом. Что вы ощущаете?
Физкультминутка
В течение одной минуты группы должны показать модели твердого, жидкого и газообразного тел. Первая группа должна изобразить молекулы твердого тела (ребята сидят за партами и качаются в разные стороны).
Вторая группа – жидкое тело (ребята столпились в беспорядке у двери).
Третья группа – молекулы газа (разошлись по классу в разные стороны).
В течение второй минуты ребята должны изобразить поведение молекул во время плавления твердого тела (первая группа) и поведение молекул во время отвердевания жидкости (вторая группа).
Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения данной жидкости.
• Когда быстрее высохнет белье, в холодную или жаркую погоду?
• Где быстрее высохнет вода: в луже или в ведре?
• Что испаряется быстрее: подсолнечное масло или спирт?
• Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду?
Прозвучало несколько предположений - гипотез. Чтобы подтвердить их справедливость, можно провести эксперимент. Используя имеющееся у вас на столах оборудование, исследуйте зависимость скорости испарения жидкости:
(После выполнения заданий представители групп докладывают, как скорость испарения зависит от каждого фактора.)
От чего еще может зависеть скорость испарения? От температуры.
(Демонстрация зависимость скорости испарения от температуры, капнув воду из пипетки на холодную парту и горячую батарею отопления)
Познакомимся с новой формулой:
, {\displaystyle L={\,Q \over m},}где Q — количество теплоты, потраченной на превращение жидкости в пар или пара в жидкость, m — масса.
r – .Уде́льная теплота́ парообразова́ния и конденса́ции — физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить количество жидкости массой 1 кг в пар , при постоянной температуре и давлении. Размерность удельной теплоты парообразования в СИ — Дж/кг.
6. Первичная проверка понимания и закрепление знаний
Решим следующие задачи:
• Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаeтe прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит.
• Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему.
• Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать? Что необходимо, чтобы белье быстрее высохло?
• Почему температура воды в открытых водоемах в летнюю пору почти всегда ниже
температуры окружающего воздуха?
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
Как все это называется? (круговорот воды в природе).
7. Подведение итогов урока (рефлексия). Выставление оценок.
Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении явлений испарения и конденсации. Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным? наиболее важным? наиболее интересным?
Домашнее задание: (для всех) § 34, вопросы(с. 151), (для желающих) используя книгу Я.И.Перельмана «Занимательная физика», сделать холодильник «без льда», принести его на следующий урок и объяснить принцип его действия.