СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование аксиологического принципа в изучении литературы в старших классах

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное представление собственного инновационного опыта

Просмотр содержимого документа
«Использование аксиологического принципа в изучении литературы в старших классах»

4



Использование аксиологического принципа в изучении литературы в старших классах


Горбунова О.А.,

учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №26» г.Саранска


«Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ», — отметил президент России, объявляя 2015 год Годом литературы. Действительно, литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике,  способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX и I половины XX веков несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений. 

Школьник на уроках литературы изучает произведения, которые имеют ценностный характер, так как искусство слова «занято» ценностными по отношению к человеку явлениями. Следовательно, учитель должен предложить такой инструмент анализа, с помощью которого ученик не только оценит произведение, но и исследует конкретный характер его ценности, приобщаясь таким образом к общечеловеческим ценностям.

В этом смысле оптимальным представляется учебно-исследовательский анализ, обогащенный аксиологическим аспектом, который становится доминантой такого исследования. Именно на его основании происходит оценка художественного произведения, отличие мнимых ценностей от истинных и интеграция последних в мировоззрение учащихся.

При данном подходе художественное произведение рассматривается как ценность, то есть оно анализируется не само по себе, а в его взаимодействии с субъектом (читателем – учеником). Мне представляется, что аксиологический подход при анализе художественного произведения поможет ученикам раскрыть, осмыслить и, хорошо бы, если бы принять его культурные ценности.

Аксиологическая природа художественной ценности определяет такое ее существенное свойство, как способность удовлетворить потребности человека в эстетических чувствах, переживаниях, доставлять чувство эстетического наслаждения, удовольствие.

Мне, как учителю – практику, очень близка мысль о том, что только сочетание научно- творческого и аксиологического методов исследования, по справедливому замечанию Ю. Лотмана, позволяет учащимся постичь искусство слова как целое, познать и оценить его как особый вид деятельности. Я проанализировала характер восприятия учащимися 8-9-х классов произведений русских и зарубежных авторов, предложенных в программах по литературе для данного возраста, – произведения Н.В. Гоголя, И.А. Бунина, А.П. Платонова, В.П. Астафьева, О. Бальзака, П. Мериме и др. (методом наблюдения). Темы любви, памяти, природы и такие нравственно-духовные категории, как раскаяние, вера, правда, доброта, милосердие, великодушие, бескорыстие, любовь, жалость, совесть, стыд, долг, память рода, лад – особенно привлекают внимание учащихся, что вполне закономерно, ведь в старшем школьном возрасте ценности, личностно-значимые смыслы играют наиболее важную мотивирующую роль во всех формах активности, в том числе и учебной.

В то же время можно наблюдать ситуацию ценностных конфликтов между субъектом чтения (учеником) и автором произведения, что определяет позицию непонимания (полного или частичного) текста. Методика обнаружения ценностных ориентаций учащихся позволила выявить причину ценностных конфликтов в результате анкетирования учеников данного возраста . Среди ценностей (жизненных смыслов), стоящих на первом месте, учащиеся выделили следующие:

интересная работа, физическое развитие, совершенствование красоты и силы, общение с интересными людьми, удовольствия и развлечения, свобода как независимость в поступках и действиях, творчество (техническое, литературное, музыкальное), общественное признание, популярность, слава, самостоятельность, комфортность быта, модные и престижные вещи, содержательный досуг.

К среднезначимым ценностям учащиеся отнесли:

здоровье, материальную обеспеченность, любовь, хорошее образование, познание, расширение кругозора, приобщение к культуре и искусству, переживание прекрасного в природе и искусстве, непрерывное самообразование.

Совершенно незначимыми ценностями являются для учеников:

удачная семейная жизнь, общественная и политическая активность.

Анализ анкеты позволяет говорить о том, что ценностная сфера учащихся сформирована и развита недостаточно, в ней не в полной мере актуализированы ценности морально-нравственного и духовного плана, нет представления о вечных ценностях таких, как истина, красота, справедливость, вера, любовь, красота, добро, совесть, свобода (по Г.П. Выжлецову)  Изучаемые в этом классе художественные произведения русских и зарубежных писателей Х1Х и ХХ веков в своем идейно-художественном ядре определяются средне- и малозначимыми для учащихся ценностями – любовь, культура и искусство, переживание прекрасного, семья, что, безусловно, создает определенный уровень сложности в ценностном понимании конкретного литературного текста и его идейно-художественного своеобразия, создается, как было указано выше, конфликт ценностных интересов. Таким образом, ситуация ценностного непонимания текста (полного или частичного) ставит перед педагогом новые задачи – сформировать на уроке ситуацию продуктивного ценностно-аксиологического взаимодействия между читателем и писателем в целях формирования ценностной сферы ученика.

Как бы ни была построена аналитическая работа учителя над художественным произведением, она всегда будет опираться на первоначальное восприятие школьников. В свою очередь, это восприятие направляется словом учителя, предварительными индивидуальными заданиями, созданием нужного психологического климата в классе, выразительным чтением, учетом своеобразия данной группы учащихся и отдельных учащихся, уровнем их нравственной и эстетической культуры.Так, например, изучая в 9 классе рассказ М.Шолохова «Судьба человека» и анализируя эпизод «Вызов Андрея Соколова к коменданту фашистского концлагеря», уместно перед началом разговора показать в классе сцену из кинофильма «Штрафбат» режиссера Николая Досталя по сценарию Эдуарда Володарского, в которой главный герой Твердохлебов попадая в плен к немцам может сохранить себе жизнь, перейдя на сторону врага. Толчок к размышлению - слова А.Городецкого, нашего современника: «Как просто умереть красиво, как нелегко красиво жить!» А итогом работы на уроке станет эссе «Что такое честь и достоинство?» Творчество писателя и творчество читателя во многом однотипно. На этом основана возможность общения между ними (что и предполагает аксиологический подход).


Приемами ценностного освоения текста является включение обучающегося в коллективную деятельность. Данная деятельность (на уроке литературы – это коллективный анализ произведения и его интерпретация) реализуется на базе соотнесения субъектного опыта подростка с бытующими в данном обществе моральными и культурными образцами. «Ценностный опыт» ученика с необходимостью должен взаимодействовать с ценностным опытом, накопленным человечеством и представленным в художественном произведении. Запустить «механизм присвоения» на уроке литературы можно путем использования «нестандартных» приемов анализа и интерпретации. Используемые в методике преподавания литературы традиционные приемы зачастую являются репродуктивными, в лучшем случае связаны с активизацией воссоздающего и творческого воображения учащихся и объективно-аналитического освоения текста в его поэтико-формальном выражении (в ходе эвристической беседы).

Один из таких приемов – «метод проблематизации». Этот прием, в основе своей опирающийся на принципы проблемного обучения, органично сочетается с другими методами и приемами в обучении русской и зарубежной литературе, например, с проектным методом и методом исследовательским. При изучении повести Н.В. Гоголя «Шинель» предлагается сосредоточиться на ценностно окрашенном структуро- и смыслообразующем мотиве обиды, через раскрытие которого ученики определят не только своеобразие такого литературного типа, как «маленький человек», но ценностные позиции героя и самого писателя, формирующиеся на основе христианских ценностей и идеалов.


Алгоритм формирования ценностных понятий (а в более широком плане – и ценностной компетенции представляет собой поэтапную последовательность действий участников образовательного процесса по формированию ценностных понятий и использованию образовательных технологий. Каждый этап представлен в виде поведенческого алгоритма включения в деятельность учителя и учащихся с помощью образовательных технологий:

I этап.. Введение в область ценностных понятий, постановка проблемных целей. Учитель осуществляет постановку учебной проблемы и учебных целей, отбирает учебный материал в рамках изучаемой области ценностных понятий; отбирает образовательные технологии под реализацию этапа, ориентирует учащихся на выявление определенных свойств посредством анализа, сравнения, сопоставления. Учащиеся выполняют задания на актуализацию ранее изученного учебного материала внутри области формирования ценностных понятий. Приемлемые технологии: тренинг с ценностными понятиями. Условие перехода к следующему этапу: выделено достаточное количество связей ценностных понятий с изученными ранее.

II этап. Выявление общих существенных признаков и свойств ценностных понятий и среди них – главного отличительного признака понятия. Учитель предлагает учащимся комплекс упражнений, направленных на выделение признаков ценностных понятий и главного, родового признака изучаемого понятия. Учащиеся выполняют упражнения на сравнение, отделение существенных признаков от несущественных, нахождение «ключевого» слова. Приемлемые технологии: репродуктивно-алгоритмические, игровые процедуры, игровое моделирование, «цепочка», «мозговой штурм», коллективная и групповая работа. Условие перехода к следующему этапу: найден главный признак и существенные признаки ценностного понятия.

III этап: Определение ценностного понятия; дается через указание «рода» и ближайших видовых отличий. Учитель предлагает учащимся самостоятельно определить понятие в изучаемом произведении. Учащиеся самостоятельно контролируют определение ценностного понятия. Приемлемые технологии: коллективная творческая деятельность (работа в командах, в малых и больших группах); работа в команде.

Результаты применения учебно-исследовательского анализа с доминирующим аксиологическим аспектом позитивны (в моей работе это успешное участие обучающихся в предметных олимпиадах:победители и призеры муниципального и республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников, открытой олимпиада МГПИ им. М.Е.Евсевьева, атмосфера в кадетском классе, где уже на протяжении 8 лет я являюсь классным руководителем, и духовный потенциал моих воспитанников), демонстрируют качественное продвижение по приобретению и углублению навыков и умений анализировать художественный текст в единстве составляющих аспектов.

Результаты обучения на уроках литературы проявятся далеко не сразу. Это уровень воспитания, формирование нравственного стержня, и в конце концов, помните, как в философии – познание, оценка и практика – конкретные поступки.

Работа по использованию в практике анализа художественного произведения учебно-исследовательского анализа с доминирующим аксиологическим аспектом продолжается, что дает свои позитивные результаты.














Приложение. ( Урок с использованием аксиологического принципа изучения произведения)

Урок литературы в 10 классе


Тема урока: «Теория Родиона Раскольникова в системе авторских опровержений. Система двойников Раскольникова как критика индивидуалистического бунта»

Цель: На основе анализа текста романа раскрыть понятие «полифонизм», показать, как через героев-носителей определенных теорий Достоевский вступает в спор с современными идеями переустройства общества, выявить авторскую позицию.

Задачи:

1. Отработать понятие философский роман, роман-полилог;

2. Совершенствовать умение учащихся анализировать художественный образ, определять ценностно-смысловые доминанты текста;

3. Формирование нравственных приоритетов: Жизнь, Милосердие, Ответственность, Альтруизм;

4. Развитие критического мышления школьников.

Особенности урока: парный урок с применением технологии мастерских и информационно-коммуникационных технологий.

Используемые на уроке и при подготовке к нему Интернет-источники:

http://school2bk.narod.ru/uchit/literatura.htm

http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/dost.html#93

http://www.gramma.ru/LIT/?id=1.91

http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=4734

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2be96081-c097-675d-9406-f28b60224f7e/%5BIS89IR_2-10%5D_%5BTS_09%5D.html

Оборудование:

- компьютер с выходом в Интернет как минимум, компьютерный класс с 7-ю компьютерами, обеспечивающими выход в Интернет в идеале;

- проектор;

- экран.

Приобретаемые навыки детей:

  1. Познавательные навыки: способность к самостоятельной исследовательской деятельности по анализу художественного текста, его литературоведческому комментарию;

  2. Методологические навыки: умение ставить проблему, определять и пути ее решения, выдвигать предположения и выстраивать доказательства;

  3. Информационные навыки: владение способами отбора и систематизации материала, его реферирования; использования ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;

  4. Ораторские навыки: навыки выразительной речи, владение ораторскими приемами для выделения важной информации, привлечения внимания слушателей.

Формируемые компетенций учащихся:

  1. Способность к участию в совместном принятии решения;

  2. Способность делать свой выбор и отстаивать свою позицию;

  3. Владение устным и письменным общением;

  4. Способность брать на себя ответственность;

  5. Компетенция в области литературоведческого анализа.

Особенности роли учителя: учитель выступает в роли организатора исследовательской деятельности, помощника, наставника; обогащает личностный опыт учащихся своими знаниями, ценностями и в свою очередь принимает их творческие находки, особенности взгляда на мир. При необходимости учитель помогает распределить роли в группе, следит за сохранением атмосферы толерантности и доброжелательности, создает условия для активизации познавательной деятельности школьников.

Ход урока

  1. Слово учителя: «Нет, батюшка Родион Романыч, тут не Миколка! Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитируется фраза, что кровь «освежает»; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце; тут видна решимость на первый шаг, но решимость особого рода, - решился, да как с горы упал или с колокольни слетел, да и на преступление-то словно не своими ногами пришел», - так характеризует мотивы преступления Раскольникова Порфирий Петрович (часть VI, глава 2).

  2. Индукция:

- Что вело Раскольникова, чьими «ногами пришел он к преступлению»? (Учащиеся вспоминают изученную на предшествующих уроках «теорию» Раскольникова).

- Как в тексте романа реализуется верно угаданное Порфирием Петровичем слово «не своими»? Помощь окажет ссылка, содержащая ключевые фрагменты текста: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2be96081-c097-675d-9406-f28b60224f7e/%5BIS89IR_2-10%5D_%5BTS_09%5D.html


- Какие семантически близкие слова находит Достоевский для доказательства «фантастичности дела»?

(Уже портрет Раскольникова символичен: лексемы «темно-русые волосы», «замечательно хорош собой» противопоставлены словосочетанию «немецкий шляпник», через эти детали раскрывается идея раскола, произошедшего в душе героя под воздействием чуждых русскому мироощущению идей. Слова «безобразная мечта», «бред», «лихорадка», «был в беспамятстве», сопровождающие описание «пробы» и болезни Раскольникова, подтверждаются прямой авторской характеристикой: «Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него почти совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в не втягивать» (часть I, глава 6).)

- Запишите в тетради (в 2 колонки) семантические группы, сопровождающие в романе понятия «теория» и «душа».

Теория

Разум

Механистичность,

Рассудочное разрешение вопроса

Зло


Душа

Бог

Совесть

Нравственное разрешение вопроса

  1. Деконструкция. На предыдущих уроках мы выяснили содержание теории Раскольникова. Мы знаем, что герой не сомневался в верности созданной им теории и нравственно оправдал возможность «переступить через кровь». Как вы думаете, почему герою понадобилось совершить преступление, почему он не остановился на этапе «пробы»?

(Герой испытывал не идею, а себя. Убийство, совершенное Раскольниковым, - это попытка самоопределения, это индивидуалистический бунт, стремление подняться над «всем муравейником» ).

Теория Раскольникова, доказывающая " тварь ли он дрожащая или имеет право ", предполагала следующее практическое воплощение:

  • убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь " вши ";

  • взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;

  • на эти деньги сделать много хороших дел.

В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом. Назовите этих героев.

  1. Самоконструкция.

- Обратившись к Интернет-источникам, найдите определение полифонизма. http://www.gramma.ru/LIT/?id=1.91

http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=4734

- Работая в парах, создайте графическое изображение идейного поля романа или идейных оппозиций и двойников теории Раскольникова

(Свойство Достоевского – художника заключается в том, что он в одном и том же произведении умеет одну и ту же идею, полюбившуюся или неполюбившуюся ему, отразить под разными углами зрения, посредством разных художественных образов. Это свойство романов Достоевского называется полифонизм. «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского», — пишет М. М. Бахтин, первым исследовавший полифонизм творчества Д. («Проблемы поэтики Достоевского», 1963, с. 7). Полифоничность художественного мышления Д. была отражением того «многоголосия» самой социальной действительности, которое он гениально обнаружил в середине 19 в. и которое достигло крайнего напряжения в 20 в.

Человек у Достоевского не статичен ни в одной точке своего бытия. Он - в постоянном развитии, суете, вопросах-ответах, рефлексии. Окружающие для Раскольникова - и прежде всего Наполеон, Соня, Свидригайлов - суть позиции, отношения с миром, в которых он также пытается разобраться, чтобы самому себе ответить на вопрос, главный вопрос: кто я и что я.

Каждый из вышеупомянутых персонажей создает еще одну "систему координат", в которой можно рассматривать героя. Причем эти "системы" противоречиво сталкиваются друг с другом, и перед нами предстает Раскольников разный, освобожденный от власти настоящего времени, и в каждый последующий момент своего романного бытия отвергающий собственный предыдущий опыт. Это стало одним из важнейших художественных открытий Достоевского - изображение человека таким быстро меняющимся, подвижным, как ртуть, открывающим читателю мельчайшие подробности своей внутренней жизни. Замечательно определил это русский литератор серебряного века Вячеслав Иванов: "бормотание человеческой души". Безудержный, непривычный и пока еще странно пугающий "поток сознания" открывает новый стиль, который в двадцатом веке даст иной уровень описания человека, проникновения в тайное тайных его души).

  1. Разрыв

- Как же действует в романе принцип диалога?

- Как вы думаете какие современные тенденции отражают герои романа? С какими уже известными вам персонажами - носителями идей - можно сопоставить героев Достоевского?


  1. Социоконструкция. Групповая работа:

Группа № 1. Охарактеризуйте образ старухи-процентщицы Алены Ивановны. Вам помогут следующие вопросы:

  • Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?

  • Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?

  • Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?

  • Можем ли мы назвать ее " двойником " Раскольникова?

Группа № 2. Петр Петрович Лужин и его сватовство к сестре Раскольникова. Часть первая, главы 3-4, часть вторая, глава 5

  • В связи с чем появляется он в романе?

  • О чем говорит внешний вид этого господина?

  • Какова манера его поведения?

  • Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? В чем тут его расчет?

  • Как Достоевский противостоит теории «разумного эгоизма» Чернышевского, описывая мотивы поступков Лужина?

  • Что Раскольников по письму матери угадывает в характере будущего жениха Дуни?

  • Каково поведение Лужина во время его визита к Дуне? (часть 4, главы 2,3)

  • Как относится к Лужину Разумихин? (часть III, глава 1)

Группа № 3. Петр Петрович Лужин и его теория «целых кафтанов».

Часть четвертая, 2-3 главы, часть пятая, главы 1,3

  • Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем?

  • В чем заключаются «прогрессивные взгляды Лужина», охарактеризуйте его теорию, подтвердив цитатами из текста?

  • Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Как эта ситуация демонстрирует действие теории «целых кафтанов»?

  • Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?

  • Как раскрывается Лужин в словах " а деловой человек слушает да ест, а потом и съест "?

  • Почему Лужин боится полиции?

  • Можем ли мы назвать его " двойником " Раскольникова?

  • Как его теория, выраженная в словах: " Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует ..." , связана с теорией Раскольникова?

Группа № 4. Образ Свидригайлова Аркадия Ивановича. Ваша задача раскрыть «темную сторону» души этого героя. На основе часть 1, глава 3; часть 3, глава 4; часть 4, глава 1. Основывайтесь при ответе на следующие вопросы:

  • От кого мы получаем первые сведения о Свидригайлове? Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?

  • Как Свидригайлов узнает адрес Раскольникова?

  • С какой целью он наносит визит Раскольникову?

  • Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову; " Мы одного поля ягоды "?

  • Какие взгляды раскрываются во фразе " Всяк о себе сам помышляет "?

  • О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните, Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им).

  • Зачем дано прошлое героя, как меняется он?

Группа № 5. Злодей ли Свидригайлов? Попытайтесь раскрыть противоречивую натуру этого героя, его «светлые стороны». На основе часть 1, глава 3; часть 3, глава 4; часть 4, глава 1; часть 5, глава 3; часть 6, глава 7. Интернет-источник: http://www.gramma.ru/LIT/?id=1.91. Основывайтесь при ответе на следующие вопросы:

  • Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?

  • Как вы думаете, почему Свидригайлов отдал Марфе Петровне письмо Дуни, оправдывающее ее репутацию честной девушки?

  • Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?

  • Какие хорошие поступки совершает герой?

  • Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?

  • Почему так описана сцена самоубийства? (ч.6.гл.7)

  • Какую роль играет здесь природа ( " молочный густой туман " ) и описание места ("скользкая, грязная мостовая"; "холод и сырость"; "уныло и грязно"; "брюзгливая скорбь")?

  • Как бы вы ответили на вопрос Свидригайлова: «Изверг ли я или сам жертва?»

Группа № 6. Свидригайлов Аркадий Иванович и Лужин Петр Петрович. Прослушав сообщения предыдущих групп, основываясь на прочитанном тексте романа, сделайте сопоставление этих двух героев. На основе часть 1, глава 3; часть 3, глава 4; часть 4, глава 1; часть 5, глава 3; часть 6, глава 7. Вам помогут следующие вопросы:

  • В чем сложность и противоречивость образа Свидригайлова?

  • Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным?

  • В чем особенность появления Свидригайлова?

  • Кто из героев однолинеен, а кто противоречив?

  • Какие стороны теории Раскольникова доводят до предела эти герои?

  • Что общего у Раскольникова и Свидригайлова?


Группа № 7. Образ Лебезятникова. На основе части 5, главы 1 охарактеризуйте «новейшие воззрения» этого героя.

  • В чем этот герой продолжает линию «нигилистов»?

  • Как смотрит герой на проблему эмансипации женщин?


  1. Рефлексия. Отчет групп о проделанной работе, ответ на вопросы учителя и одноклассников:

Группа № 1. Старуху-процентщицу Алену Ивановну можно считать " двойником " Раскольникова, т. к. она занимает положение " право имеющей " распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.

Группа № 2. Лужин тщеславен и практичен, человек это очень расчетливый, что проявляется во взглядах на семейные отношения: «муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля». Разумихин сразу определяет: «Этот человек не нашего общества…Петр Петрович не на благородной дороге стоит». Во время последней встречи с Дуней хочет все вернуть, но не угадывает настроения невесты, которая вопросом о намерении видеть рядом с собой своего брата, намекает, что выбор уже сделан: или с братом и Лужином, или без Лужина. Лужин куражится, ждет извинений от Раскольникова, держит приказной тон, проявляет излишнюю самоуверенность и самовлюбленность. Но «Петр Петрович принадлежал к разряду людей, по-видимому, чрезвычайно любезных в обществе и особенно претендующих на любезность, но которые, чуть что не по них, тот час же теряют все свои средства и становятся похожими скорее на мешки с мукой, чем на развязных и оживляющих общество кавалеров»»

Группа № 3. Лужин при встрече пытается взять верх строгой осанкой, знакомством с «передовыми идеями», строит из себя философа. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, т. к. в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом. Лужин – это доведенная до гротеска теория «разумного эгоизма» Чернышевского и доказательство, что личная польза всегда перевешивает общественную.

Группа № 5. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире - преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары - это муки совести), любовь к Дуне, "перемолола" его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти. Неожиданно возникшее в нем искреннее желание любить и быть любимым Дуней перевернуло его мир. (Излюбленная Достоевским мысль о возможности возрождения даже самых преступных душ. Недаром в романе упоминается библейская легенда о воскресения Лазаря). Невозможность любви к нему, преступному, чистой, честной и благородной Дуни просто убивает его. Не помогают и отданные на благотворительные цели все деньги (вот оно! – соотношение преступлений и добрых дел). Оставаться в преступном состоянии Свидригайлов уже не хочет, в мир любви ему пути уже нет. Выход – смерть, и он добровольно ее принимает. Образ Свидригайлова наглядно показывает крах теории «сверхчеловека». Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по-прежнему.

Группа № 6 Ответ на вопросы. О Свидригайлове и Лужине сообщается в одном письме. О Лужине в письме хорошо  - затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо  - потом появляются вопросы об этом герое. Свидригайлов являет собой пример злодея натурального (от слова «натура», «человеческая природа»). Он совершает гнусные преступления отчасти от скуки: «Верите ли, хотя бы что-нибудь было; ну, помещиком быть, ну, отцом, ну, уланом, фотографом, журналистом…н-ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно», - доверяется он Раскольникову. Отчасти же повод его преступлений – сиюминутные страсти, о которых потом он упоминает лишь вскользь. И за это Раскольников называет его «пустейшим и ничтожнейшим злодеем в мире». Свидригайлов - " двойник " Раскольникова, потому что он смог " переступить через кровь " . Жизнь Свидригайлова - это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью. Раскольников, может быть, сам того не желая, сознает свою общность со Свидригайловым, по словам которого, «у Родиона Романовича две дороги: или пуля в лоб, или по Владимирке». Раскольников еще молод, его держит на этом свете любовь Сони, родных. И он выбирает Владимирку.

Группа № 7. Лебезятников был задуман как пародия на нигилизм, но образ получился карикатурным. Андрей Семенович глуповат, самонадеян и заносчив. Он все знал понаслышке, с третьего голоса, то, что читал, понять не мог. Он всегда не к месту употреблял слово «протест», придерживался принципа Базарова «сегодня полезнее всего отрицать». Он наивен до безнравственности: отказывает Мармеладову в материальной помощи «по науке», Соне в экономических целях советует прочитать «Физиологию» Льюиса. В сцене разоблачения Лужина Лебезятников теряет маску простофили и вызывает сочувствие. В этом герое Достоевский довел до гротеска абстрактное теоретизирование: «если убедить человека логически, что, в сущности, ему не о чем плакать, то он и плакать перестанет».


Вывод. Отстаивая свободу личности, Д. вместе с тем считал, что неограниченное своеволие влечёт за собой антигуманистические действия. Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление закона индивидуалистического самоутверждения. Перенося принципы художественного исследования личности на область общественных отношений, Д. видел в революционном движении своей эпохи лишь анархо-индивидуалистическое бунтарство (роман «Бесы»). Он опасался, что в революционной практике может восторжествовать безнравственная идея: цель оправдывает средства. Материалом для его художественных обобщений в области политики служили деятельность таких современников, как М. А. Бакунин и С. Г. Нечаев, у которых идеи социализма представали в извращённом мелкобуржуазном виде, а также опыт буржуазных революций, в которых беспощадно подавлялись требования трудового народа.

Достоевский же считал, что ни одна теория не способна принести людям счастье. Человек слишком эгоистичен, зла в мире больше, чем предполагают социалисты, которые поставили нравственное совершенствование общества в прямую зависимость от низшей экономической области. «Революционная партия, - пишет Достоевский, - тем дурна, что нагрешит больше, чем стоит результат, нальет крови гораздо больше, чем стоит вся получена выгода …. Вся эта кровь, которою бредят революционеры, весь этот гвалт и вся эта подземная работа ни к чему не приведут и на их же головы обрушатся ».

В романе идет речь о роли разума, идей в жизни человека. Главным оппонентом Достоевского в этом споре является Чернышевский. Главная сила общественного развития у Чернышевского – стремление к удовольствию, личной пользе, «разумный эгоизм». Правда, Чернышевский верил, что в природе человека заложен инстинкт общественной солидарности и что «разумный эгоист» получает высшее удовольствие, принося пользу ближнему.

Достоевский в романе постоянно опровергает мысль о том, что жизнь можно построить по какой-то теории. Пусть она даже прекрасно, но не может быть продумана до такой степени, чтобы ее потом не разрушил живой жизненный процесс.


Д.З. 1 Индивидуальное сообщение: учебник Ю. В. Лебедева «Русская литература XIX века – вторая половина - 10 класс», М.: Просвещение, 1998г, стр 260 – 261 «Чернышевский и Достоевский» ;

2. Весь класс: 1. Устно «двойники Раскольникова»;

2. Прочитать эпилог романа и ответить на вопросы:

Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
В чем выражалась его болезнь?