СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование активных методов обучения на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование активных методов обучения на уроках информатики. Разработки уроков, описание активных методов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов обучения на уроках информатики»

Использование активных методов обучения на уроках информатики


Одной из характерных черт современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить, «переварить» учащемуся. При этом увеличение объема учебной информации наблюдается во всех школьных дисциплинах: ив химии, и в физике, и в литературе, и конечно же в информатике. Так как «нормальный» ученик имеет пределы усвоения новой информации, то в педагогических кругах последние несколько лет обсуждается вопрос об изменении содержания школьных дисциплин. Под изменением содержания, с одной стороны, подразумевают уменьшение объема содержания, а с другой стороны, замену одних учебных тем другими, более важными для формирования компетентного человека.

Напомним, что за основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности, на сегодняшний день понятие информатической компетентности пока еще не сформировано.

Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умения и навыкам» к компетентному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентному подходу – использование активных методов обучения в активном процессе.

Что скрывается за понятием активные методы обучения? Используются ли эти методы в школе? Прежде чем переходить к «педагогической теории», можно сказать, что некоторые из этих методов давно и успешно используются в средней школе. Так, например, в начальной школе широко используется игра как метод обучения, а в средней и старшей школе широко распространен метод проектов. Однако в целом в школу активные методы внедряются довольно тяжело, как правило, это проявление инициативы, профессионального мастерства отдельно взятого педагога.

Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым «традиционным подходам», где ученик играет гораздо пассивную роль. Близкое содержание вкладывается в понятие «активное социально-психологическое обучение», «инновационное обучение», «интенсивные методы обучения». Называть эти методы «активными» не совсем корректно, поскольку пассивных методов обучения в принципе не существует. Любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны субъекта, ибо без нее обучение вообще невозможно. Но степень этой активности действительно не одинакова.

Г.П. Щедринский называет активными методами обучения и воспитания те которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».

Включение активных методов в учебный процесс активизируют познавательную активность учащихся, усиливает интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материла усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие методы обучения:

  • практический эксперимент;

  • метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;

  • групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);

  • мозговой штурм – специальный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;

  • деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;

  • ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предполагается провести целое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

  • баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуации. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;

  • тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;

  • обучение с использованием компьютерных обучающих программ;

  • анализ практической ситуаций (cace-study) – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать альтернативное решение и формировать программы действий.

В преподавании информатики накоплен не такой большой опыт использования конкретных активных методов, как по другим дисциплинам, т.к. наука достаточно молодая и программа с каждым годом претерпевает изменений. Однако, можно найти некоторые рекомендации, к сожалению не белорусские, по проведению некоторых методов. Например, на страницах газеты «Информатика» и в материалах Фестиваля «Открытый урок» неоднократно используются некоторые из активных методов.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения.


Дидактические цели занятия

Метод активного обучения


Обобщение ранее изученного

материала

Групповая дискуссия,

мозговой штурм

Эффективное предъявление

большого по объему

теоретического материала

Мозговой штурм, деловая

игра

Развитие способности к

самообучению

Деловая игра, ролевая

игра

Повышение учебной

мотивации

Деловая игра, ролевая

игра

Отработка изучаемого

материала

Тренинги

Применение знаний, умений

и навыков

Баскет-метод

Использование опытов

учащихся при предъявлении

нового материала

Групповая дискуссия

Моделирование учебной или

профессиональной

деятельности учащихся

Деловая игра, ролевая

игра, анализ практических

ситуаций

Обучение навыкам

межличностного общения

Ролевая игра

Эффективное создание

реального объекта, творческого

продукта

Метод проектов

Развитие навыков работы в

группе

Метод проектов

Выработка умения действовать

в стрессовой ситуации,

развитие навыков

саморегуляции

Баскет-метод

Развитие навыков принятия

решений

Анализ практических

ситуаций, баскет-метод

Развитие навыков активного

слушания

Групповая дискуссия


Использование каждого конкретного метода в преподавании информатики заслуживают внимания и требует отдельных обобщений, отдельных публикаций. Целью данной работы является общее знакомство с активными методами обучения и знакомство с конкретными примерами применения этих методов на уроках информатики. Прежде чем перейти к конкретностям, следует сделать несколько замечаний.

Замечание 1. Для успешного проведения активных методов обучения надо иметь специальную «тренерскую» подготовку.

Замечание 2. Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации. Ни для кого не секрет, что если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью. В действительности активных методов для пробуждения интереса к занятиям авторы уверены на основе собственной практики: один из авторов тренер по использованию активных методов обучения, другой на личном опыте испытал «работоспособность» этих методов.

Замечание 3. Активные методы обучения следует применять также для

  • активизации познавательной активности учащихся;

  • развития способности к самообразованию;

  • выработки навыков работы в коллективе;

  • корректировка самооценки учащихся;

  • формирование и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).

Эти общеучебные цели не случайно вынесены раньше дидактических целей. Формирование компетентного человека невозможно без развития вышеперечисленных умений (деятельностей).

Замечание 4. Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

  • эффективное предъявления большого по объему теоретического материала;

  • развитие навыков активного слушания;

  • отработка изучаемого материала;

  • развитие навыков принятия решения;

  • эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Замечание 5. Использование активных методов обучения неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной системы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систему контроля и проверки. Если сегодня на уроке рассказали новый материал, завтра проверили, как ученики усвоили материал, затем прорешали задания на закрепление, провели через несколько уроков проверочную работу. И как часто мы признаемся себе, что часть класса (в целом неплохие ребята) эту тему не освоили (не поняли), но «время не ждет» надо двигаться дальше по учебному плану, суммируя в уме потери.

Результаты использования активных методов обучения в принципе невозможно оценить по такой схеме. В случае их использования мы получаем отсроченный во времени результат. Вот здесь-то и «зарыта собака» – основная сложность применение активных методов на современном этапе состоит в том, что учитель должен поверить в их работоспособность, поверить, что они дают лучший результат по сравнению с традиционными педагогическими технологиями. А это действительно так! На чем же базируется это утверждение?

Педагогика – в значительной степени эмпирическая наука, но многие ее результаты и теории основываются на использовании результатов психологических наук. Обоснование возможности и целесообразности использования активных методов обучения в учебном процессе в средней школе нам дает современная психология.

  1. Психологи выделяют у человека три вида активности; физическую, социальную и познавательную. Использование активных методов обучения позволяет задействовать все три вида активности учащихся, что приводит к максимальному увлечению учащихся в учебный процесс.

Физическая активность учащихся, отвечающая учебным целям, активизируется в процессе изменения способов обучающей деятельности. Для этого учащимся предлагается работать в малых группах, участвовать в дискуссии, менять рабочее место, пересаживаться, делать презентацию перед аудиторией, выполнять те или иные физические действия для релаксации и т.д.

Социальная активность проявляется в момент, когда учащиеся инициируют отвечающее учебным и развивающим целям взаимодействие друг с другом, приемы и техники обмена информацией, способы общения с преподавателем.

Познавательная активность учащегося проявляется в инициировании вопросов, в анализе учебных материалов и изложении результатов анализа. Познавательная активность обучаемых развивается в случае, когда они сами формулируют проблему, намечают способы ее решения, вносят поправки и дополнения в изложении преподавателя, находят решение проблемы и обосновывают его.

  1. Обучение – это специально организованный процесс. Но человек учится не только в классах. Огромная часть знаний, опыта их применения приобретается в ходе «естественного усвоения», которое получило название научение. Выражения «школа жизни» и «мои университеты», в которых не подразумевают официальные заведения, - именно об этом. Такой взгляд на приобретение знаний описывал еще в середине 18 века Жан-Жак Руссо, в 20 веком его идеи развил Джон Дьюи. Общий подход к обучению на основе непосредственного опыта выдвинул Курт Левин.

В последние годы на практике используются представления о стилях научения, основанные на теории естественного учебного цикла, разработанной Д.Колбом. В этой теории выделяются четыре стадии освоения опыта. Основной момент в естественном научении – конкретный опыт: например непосредственное выполнение задачи. Он образует основу для осмысления и рефлексии, которые составляют основную стадию научения. Под рефлексией/осмыслением понимается наблюдение, анализ того, как была выполнена конкретная задача, оценка того, насколько хорошо она выполнена. На основе наблюдения человек приходит к абстрактным (отвлеченным от непосредственного опыта) представлениям и понятиям, концептуализации опыта: выработке обобщений или подходов к тому, как выполнять задачу. В свою очередь обобщенные представления выступают как гипотезы и проверяются в различных ситуациях – воображаемых, моделируемых и реальных. Проверка гипотез является четвертой стадией основания нового опыта, которая получила название активное экспериментирование. Активное экспериментирование позволяет увидеть, работают ли идеи на практике, что затем ведет снова к конкретному опыту.

Разные люди склонны учиться посредством разных видов деятельности или применяя разные подходы к обучению. Некоторые предпочитают выполнять практические упражнения уже на ранних стадиях обучения и предпочитают выполнять практические упражнения уже на ранних стадиях обучения и готовы учиться на собственных ошибках, тогда как другие предпочтут сначала посмотреть и послушать, а затем оценить, насколько увиденное и услышанное релевантно их собственному опыту. Одни ученики к теоретическим дискуссиям, которые стимулируют их мыслительный процесс и помогают определить метод действий, другим же нравиться просто получать информацию и умения, которые могут оказаться полезным.

Для того чтобы создать учебную среду, которая будет способствовать быстрому и эффективному научению, важно знать основные стили научения. Психологи и педагоги выделяют четыре индивидуальных стиля научения:

  • активист;

  • наблюдатель;

  • теоретик;

  • прагматик.

Рассмотрим принципы эффективного научения для указанных индивидуальных стилей (По М.В. Кларину).


Активист


Основа стиля: активное экспериментирование и конкретный опыт, предпочитает «делать дело», нежели сидеть и размышлять. Активист поглощен новым опытом, если он связан с новизной действий. Его девиз: «Все нужно попробовать». Обсуждения может воспринимать как «говорильню». Если план не подходит к ситуации, легко откажется от плана.


Для освоения нового опыта

Эффективно

Неэффективно

Вовлекать в непосредственное проживание нового опыта, прямое столкновение с проблемами

Занимать пассивными действиями, например, слушанием, наблюдением, чтением

Вовлекать в краткие, непродолжительные действий, например, ролевые игры, имитация

Держать в стороне, не позволяя принимать непосредственное участие в действиях

Привлекать к активному участию, например в роли выступающего, координатора и т.д.

Давать задания, требующие анализа большого объема сложных данных

Поручать трудные задачи, требующие принятия решений и действий

Излагать большие объемы отвлеченных знаний, обобщений

Отсутствие запрета на ошибки

Давать задания, требующих точных, безошибочных и повторяющих действий

Наблюдатель


Основа стиля: конкретный опыт и рефлексивное наблюдение. К любой ситуации стремиться подойти с нескольких сторон. Наблюдатель стремиться прежде всего собрать информацию, откладывая выводы и действия. Его девиз «Тщательность и взвешенность». Он предпочтет наблюдать и анализировать действия других, выслушивать и обдумывать чужие высказывания, прежде чем будет действовать или высказываться сам.


Для освоения нового опыта

Эффективно

Неэффективно

Поощрять наблюдения, их обдумывание, интерпретацию

Принуждать к публичному выступлению

Давать возможность посмотреть на происходящее со стороны

Вовлекать в действия, требующие незамедлительной реакции

Давать возможность подумать, прежде чем высказаться или действовать

Заставлять действовать по жесткой схеме

Давать задания на поиск, сбор и анализ данных

Вводить в жесткий график

Спокойно, без давления, со временем обмениваться наблюдениями, делать выводы, принимать решения

Комментировать каждое действие оценивающими суждениями


Теоретик


Основа стиля: рефлексивное наблюдение и концептуализация опыта. На основе имеющихся данных теоретик строит целостные идеи, подходы, схемы. Теоретика отличает перфекционизм – стремление к законченности, полноте и совершенству. Его девиз: «Логичность и обоснованность». Он предпочтет развивать идеи, искать стройные, сбалансированные представления и подходы, прежде чем перейдет к каким-либо действиям.


Для освоения нового опыта

Эффективно

Неэффективно

Побуждать к поиску обобщений, ведущей идеи, системы

Вовлекать в действия без объяснения общей направленности, контекста, обоснования

Давать возможность и время для поиска связей идей, понятий и подходов

Вовлекать в деятельность, предполагающую эмоциональный накал, экспрессию

Давать возможность и время для поиска ответов на вопросы, анализа противоречий или несоответствий

Предлагать практические рекомендации без основания

Предоставлять возможности расширения интеллектуального роста, столкновения с новыми, интересными идеями

Допускать прямое столкновение с представителями других стилей учения, особенно с «активистами»



Прагматик


Основа стиля: концептуализация опыта и активное экспериментирование. Новые сведения выступают как средство в решении конкретных задач. Новое интересует прагматика прежде всего с точки зрения практичности и эффективности применения. Его девиз: «Практика – критерий истины». Он предпочтет практичный работающий подход красивым, но абстрактным идеям, которые будут интересны для него лишь поскольку, поскольку позволяют добиваться практических решений и лучших результатов.


Для освоения нового опыта

Эффективно

Неэффективно

Прямая связь новой информации с конкретными задачами и проблемами

Столкновение с информацией, непосредственная значимость которой непонятна

Демонстрация практической отдачи, реальных преимуществ в результате освоения нового опыта

Столкновение с людьми «не от мира сего»

Отзывы реальных лиц, чей опыт заслуживает доверия

Отсутствие возможности опробовать изученное

Возможность непосредственного применения, обращения к практике

Отсутствие четкого руководства к действию


Грамотное использование активных методов позволяет строить учебный процесс с учетом принципов научения. Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственной верной для достижения поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности обучаемых способствует использование разнообразных методов.

И хочется привести некоторые примеры использования активных методов обучения из своего опыта.


Весёлые крестики-нолики.



Цель урока:

Обучающая: - проверка знаний
- повышение интереса к изучению предмета
- воспитание навыка быстрого мышления

Развивающая: - развитие творческой активности учащихся
- развитие познавательных интересов

Воспитывающая: - коллективная работа в микрогруппах
- ответственность за коллективное решение



Тип урока: Закрепление полученных знаний



Задачи урока: четкая организация работы в микрогруппах
обобщение ЗУН в игровой форме

Знать: 1. Понятие алгоритма

2. Виды алгоритмов

3. Понятие пошагового исполнения алгоритма



Уметь: 1. Быть «исполнителем» алгоритмов

2. Анализировать полученные результаты

3. Достигать цели с минимальными затратами

4. Выполнять задания в коллективе

Методы: 1. Игровой
2. Наглядный
3. Иллюстративный.

4. Поисковый

Формы организации учебной деятельности: групповая

Две команды по 5-6 человек. Все парты немного сдвинуты назад. Около доски две парты для выполняющих задания.



ДОСКА



НОЛИКИ



КРЕСТИКИ Учитель. Сегодня мы с вами проводим урок - деловая игра “Веселые крестики – нолики” по теме “Исполнители алгоритмов”. На этом уроке мне бы хотелось посмотреть как вы:

  • понимаете что такое исполнитель, алгоритм и программа;

  • умеете записывать на алгоритмическом языке алгоритмы;

  • умеете разрабатывать и исполнять алгоритм на основе модели (задачи).

  • Итак, начнем урок с того, что вспомним некоторые теоретические моменты уже изученных нами тем. Задание для вас следующее: на парте у каждой группы лист, на этом листе написаны тексты заданий. Есть набор карточек с ответами, причем есть ложные карточки,

которые нужно положить сверху этих заданий. Одна группа работает на доске.

  1. Алгоритм – это последовательность …………… , выполнение которых приводит к решению последовательной ……………. .(команд, задачи)

  2. …………….. – это объект живой или неживой природы, предназначенный для выполнения алгоритма. (исполнитель алгоритма)

  3. Поверьте, верна ли система команд исполнителя «Чертежник»:

Сместиться_На(a,b)

Взять_Перо

Опустить _Перо В(х,у)

  1. При составлении и записи алгоритма могут быть допущены ошибки трех типов: синтаксические, ……… , ошибки среды.(логические)

  2. Алгоритм в котором исполнитель выполняет команды одну за другой в порядке их записи, называются …….. .(линейными)

  3. Поверьте, верна ли система команд исполнителя «Чертежник»:

Опустить_Перо

Сместиться_В(х,у)

Поднять_Перо_На(а,b)

Начало. К доске выходит Вовка из Тридевятого царства..

- Эй, вы двое из Ларца,

Одинаковы с лица,

Ваша помощь пригодится,

Помогайте мне трудиться.

- Мы здесь! (выходят два молодца)

- Короче, хочу научиться выигрывать в крестики-нолики. Ну, давайте, учите.

На доске нарисовано:










Легко! (начинают лепить крестики и нолики где попало, не считаясь с очередностью)

Дело почти доходит до драки.

Вовка:

  • Идите отсюда, ничего вы не знаете! Ну, ничего, чтоб царя обыграть, придумаю-ка я свои крестики-нолики. Что сидите и смотрите? Сейчас мне помогать будете. Я буду давать вам задания. Будете у меня соревноваться. Какая команда в задании выиграет, та команда и будет иметь право поставить свой знак в любую клеточку – крестик или нолик. А победит та команда, которая к концу игры будет иметь больше заполненных клеточек. Вот вы будете крестиками, а вы ноликами. Эй, двое из Ларца, раздать эмблемы!

(Двое раздают эмблемы)

Вовка. Вычеркнув то, что не так,

Получите результат.

1 задание

Перо «Чертежника» поднято и находиться в точке (0,0). Нарисуйте на бумаге результат выполнения алгоритма:

  1. Программа Загадка

Сместиться_В(1,1)

Опустить_ Перо

Сместиться_В(1,4)

Сместиться_В(5,4)

Сместиться_В(5,1)

Сместиться_В(1,1)

Сместиться_В(5,4)

Поднять_Перо

Сместиться_В(1,4)

Опустить_Перо

Сместиться_В(5,1)

Поднять_Перо

Конец_Программы

  1. Программа Интерес

Сместиться_В(1,5)

Опустить_ Перо

Сместиться_В(3,7)

Сместиться_В(3,3)

Поднять_Перо

Сместиться_В(4,7)

Опустить_Перо

Сместиться_В(6,7)

Сместиться_В(6,5)

Сместиться_В(4,3)

Сместиться_В(4,3)

Поднять_Перо

Конец_Программы



Задание 2

Вовка. Вот команды вам, ребятки!

Быстро стройтесь по порядку!

Даны команды, расставить их в нужном порядке и дать название алгоритму. К доске выходит столько человек от каждой команды, сколько команд в задании. Им выдаются карточки с командами.

Для крестиков:

Достать ключ из кармана

Вставить его в замочную скважину

Повернуть 2 раза влево

Вынуть ключ из замочной скважины

Открыть дверь

Для ноликов:

Подойти к ларьку

Достать кошелек

Вынуть из кошелька 10 рублей

Купить шоколадку

Съесть ее

Физкультминутка

«Двойное Эхо»

Если учитель хлопнул один раз, дети хлопают два. Если два, то четыре.

«Руки – ноги».

Один хлопок – команда руками (надо поднять или опустить, т.е изменить положение). Два хлопка – команды ногам (надо присесть или встать).

Задание 3



Двум командам надо составит алгоритм рисования фигур:























































Зарядка для глаз

На рабочих столах – файл «Зарядка для глаз».



Подведение итогов:

Подсчитывается количество крестиков и ноликов, полученных группами в результате работы (это видно на доске), ставится оценка группам

Сегодня на уроке вы показали не только знание теоретического материала, но и умение применить его для решения задач.



Заключение

Использование каждого конкретного метода в преподавании информатики заслуживают внимания и требует отдельных обобщений, отдельных публикаций. Целью данной работы является общее знакомство с активными методами обучения и знакомство с конкретными примерами применения этих методов на уроках информатики. В ходе изучения данной темы выяснила: для успешного проведения активных методов обучения надо иметь специальную «тренерскую» подготовку. Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации. Ни для кого не секрет, что если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью. Активные методы обучения следует применять также для

  • активизации познавательной активности учащихся;

  • развития способности к самообразованию;

  • выработки навыков работы в коллективе;

  • корректировка самооценки учащихся;

  • формирование и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

  • эффективное предъявления большого по объему теоретического материала;

  • развитие навыков активного слушания;

  • отработка изучаемого материала;

  • развитие навыков принятия решения;

  • эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Использование активных методов обучения неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной системы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систему контроля и проверки. Если сегодня на уроке рассказали новый материал, завтра проверили, как ученики усвоили материал, затем прорешали задания на закрепление, провели через несколько уроков проверочную работу. И как часто мы признаемся себе, что часть класса (в целом неплохие ребята) эту тему не освоили (не поняли), но «время не ждет» надо двигаться дальше по учебному плану, суммируя в уме потери.

Результаты использования активных методов обучения в принципе невозможно оценить по такой схеме. В случае их использования мы получаем отсроченный во времени результат. Вот здесь-то и «зарыта собака» – основная сложность применение активных методов на современном этапе состоит в том, что учитель должен поверить в их работоспособность, поверить, что они дают лучший результат по сравнению с традиционными педагогическими технологиями.

Что касается практике, то на практике немножко все сложнее, так на уроке надо обладать большим мастерством, чтобы добиться хороших результатов. Надо заинтересовать в ходе проведения урока не каких-то учеников, а всю группу. Очень важно чтобы коллектив был сплоченный. А подборка материала должна быть разнообразна, чтобы ребята могли проявить свои возможности, если не в одном виде задании, то в другом. Все зависит от уровня подготовки одного либо другого ученика, и как еще выяснилось в ходе работы над данной темой при составлении таких активных методов надо учитывать и психологические характеристики каждого ученика. И самое сложное оказалось, это как оценить учащихся. Ведь ученики работали командой, поэтому оценить каждого ученика на данном уроке очень сложно. Поэтому данный урок с точки зрения контроля учащихся был малоэффективный, но с точки зрения обобщения темы считаю, урок прошел удачно.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!