СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование арсенала компьютерных программ в коррекции нарушений речи у младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование современных компьютерных технологий позволяет более эффективно решать задачи коррекции нарушений речи у детей. Благодаря использованию различных информационных технологий появляются реальные возможности для качественной индивидуализации обучения учеников, значительно возрастает их мотивация, заинтересованность в занятиях, появляется высокая результативность. Например, с помощью компьютерной техники можно измерить такие компоненты речи, как голосовая активность, громкость, темп, ритм, слитность, тембр. Эти результаты можно представить на экране монитора, что позволит учащемуся визуально контролировать свое произношение. Достаточно проблематично объяснить ребенку изменение просодических характеристик его речи традиционными способами, гораздо эффективнее показать их в виде какого-либо действия на экране. С помощью специально разработанного программного обеспечения можно эффективно развивать фонематический слух, связную речь, корректировать и проводить профилактику нарушений письма и чтения. Кроме того, компьютерные программы позволяют значительно сокращать время на ведение документации и подготовку методического и дидактического материала для проведения занятий. Таким образом, информационные технологии позволяют совершенствовать коррекционную работу и повышать ее эффективность.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработку обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии школьников.

Просмотр содержимого документа
«Использование арсенала компьютерных программ в коррекции нарушений речи у младших школьников»

30


Использование арсенала компьютерных программ в коррекции нарушений речи у младших школьников

Часть 1.

Компьютерные технологии в процессе социально-педагогического и психологического развития личности

Использование современных компьютерных технологий позволяет более эффективно решать задачи коррекции нарушений речи у детей. Благодаря использованию различных информационных технологий появляются реальные возможности для качественной индивидуализации обучения учеников, значительно возрастает их мотивация, заинтересованность в занятиях, появляется высокая результативность. Например, с помощью компьютерной техники можно измерить такие компоненты речи, как голосовая активность, громкость, темп, ритм, слитность, тембр. Эти результаты можно представить на экране монитора, что позволит учащемуся визуально контролировать свое произношение. Достаточно проблематично объяснить ребенку изменение просодических характеристик его речи традиционными способами, гораздо эффективнее показать их в виде какого-либо действия на экране. С помощью специально разработанного программного обеспечения можно эффективно развивать фонематический слух, связную речь, корректировать и проводить профилактику нарушений письма и чтения. Кроме того, компьютерные программы позволяют значительно сокращать время на ведение документации и подготовку методического и дидактического материала для проведения занятий. Таким образом, информационные технологии позволяют совершенствовать коррекционную работу и повышать ее эффективность.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработку обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии школьников.

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше будет психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Благодаря этому у детей начинает формироваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - есть реальные вещи, а есть картинки, схемы, слова или числа и т.д.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую рук моторику у детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес: сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективными обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценка результатов самостоятельной деятельности ребенка через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

В практике необходимо использовать компьютерные программы, подобранные согласно возрастным и психологическим особенностям учащихся.

1.1. Специализированные обучающие компьютерные программы, направленные на развитие познавательной деятельности

В Институте коррекционной педагогики Российской академии образования, в лаборатории компьютерных технологий обучения детей разработаны специализированные обучающие компьютерные программы для детей с особыми образовательными потребностями. Это программы «Лента времени», «Мир за твоим окном», «В городском дворе». С их помощью достаточно эффективно можно работать над обогащением лексики, развитием связной речи, обучением умению вести диалог.

Программа «Мир за твоим окном» предназначена для детей, имеющих самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах, специальных классах при массовых школах, подготовительных группах детских садов, реабилитационных центрах.



Ею могут пользоваться работники медико-педагогических консультаций, диагностических и сурдологических центров, школьные психологи, логопеды, воспитатели массовых детских садов и школ, родители. Программа особенно полезна тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, общении, систематизации и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений.







Первая программа цикла «Лента времени» поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни.







Выполняя упражнения программы «В городском дворе», кажущиеся ребенку игрой, он будет осваивать новые способы размышлений о мире, учиться рассуждать, переосмысливать то, что казалось известным и уже понятным.


Авторами создан уникальный инструмент обучения – «Калейдоскоп», позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.

Рассмотрим компьютерные программы центра «Адалин».

Целями упражнения «Прятки» являются обучение чтению и развитие внимания у детей 5-7 лет.

В этом задании необходимо найти 5 разных букв, которые спрятались на картинке. После того как ребенок нашел и опознал на рисунке очередную букву, ее надо выбрать среди букв, расположенных внизу экрана. Если выбор осуществлен правильно, буква окрасится в зеленый цвет. Если ребенок ошибся, буква, на которую он нажал мышкой, станет коричневой.


Упражнение «Игры со слогами» помогает обучить чтению детей 5-7 лет.

В задании ребенку требуется вставить недостающие слоги в начало следующих слов: дом, дым, дуб, кит, кот. Для этого ему необходимо нажать компьютерной мышкой на слово, в которое он собирается вставить слог, после чего выбрать подходящий слог. Если выбор произведен правильно, слог переместится на отведенное для него место.


На развитие зрительной памяти направлено упражнение «Раскрась все треугольники на картинке», возраст обучаемых также 5-7 лет.

На экране появляются две картинки, составленные из различных геометрических фигур: домик и зайчик. Задание заключается в том, чтобы раскрасить на картинках только треугольники (цвет для раскрашивания можно выбирать любой). Чтобы выполнить задание, надо воспользоваться кисточкой и красками.


Упражнение «Коврики» развивает пространственное мышление.

Ребята видят на экране три одинаковых, но по-разному повернутых коврика. Один из ковриков полностью раскрашен. Требуется, ориентируясь на образец, раскрасить два других коврика. Чтобы выполнить задание, надо воспользоваться виртуальными кисточками и красками. Кисточку необходимо «окунуть» в выбранный цвет, после чего она окрасится в него. Затем ей нужно закрасить подходящий фрагмент коврика, далее выбрать новый цвет и закрасить следующий фрагмент.




1.2. Обзор специализированных компьютерных программ, направленных на развитие устной речи

Рассмотрим специализированные компьютерные программы, направленные на развитие устной речи. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.


Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка, над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Специализированная компьютерная логопедическая программа «Солнечный замок» представляет собой серию упражнений, направленных на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи. Программа позволяет эффективно работать с детьми, имеющими различные речевые нарушения, предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет), среднего дошкольного возраста (4-5 лет), старшего дошкольного возраста (5-6 лет), может применяться при работе с младшими школьниками.

Специализированная логопедическая программа «Солнечный замок» адресована, прежде всего, специалистам-логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии квалифицированного консультирования. В данной программе реализованы следующие принципы: принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений, принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений, принцип дифференцированного подхода к обучению детей с речевыми нарушениями,

принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка.

  1. Принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений заключается в том, что работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный, слуховой, тактильный контроль над результатами деятельности ребенка.

  2. Программа способствует коррекции фонематического слуха, формирует фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук (работа с манипулятором - мышью, специальной клавиатурой), слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, чем осуществляется принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

  3. Принцип дифференцированного подхода к обучению детей с речевыми нарушениями проявляется в том, что программа «Солнечный замок» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню развития ребенка в зоне ближайшего развития. Упражнения программы содержат задания возрастной сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка, и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

  4. Программой учитывается принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В программе «Солнечный замок» результаты деятельности ребенка представлены как звуковое и визуальное действие, исключающее субъективную оценку. Объективная оценка деятельности осуществляется в устной форме, если задание выполнено верно, звуковой комментарий указывает на неправильное выполнение задания. По усмотрению логопеда события могут озвучиваться голосовыми сообщениями («молодец», «правильно», «попробуй еще») или же звуковыми эффектами (фанфары, детский смех).

Компьютерная программа «Солнечный замок» предназначена для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Работа с данной программой происходит при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.

Компьютерная логопедическая программа проста в управлении, имеет интуитивно понятный интерфейс, упрощенный до элементарного, что не требует никаких навыков работы с программным обеспечением.

Методика работы с тренажером Дэльфа-142 (О.Е. Грибова) включает упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи дошкольника.

Он успешно используется в системе работы по формированию устной и письменной речи, а также в других типах учреждений, где обучаются дети с недоразвитием речи различного генеза, помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению, не имеет аффективно окрашенного отношения к обучающемуся, у него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер – это игра. В нем заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации. Тренажер – это экономия сил и времени педагога, т.к. отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек и другого дидактического материала.

Работа с тренажером имеет следующие направления:

1. Коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса. Тренажер предоставляет возможность работать по нескольким направлениям: отработка диафрагмального дыхания, отработка носового вдоха и ротового выдоха; отработка плавного длительного ротового выдоха, коррекция назального, а также фарингиальных, щелкающих, «квакающих», хрипящих и др. призвуков, формирование умения изменять силу голоса, работа над словесным и логическим ударением, исправление дефектного произнесения звуков.

2. Следующим направлением можно назвать формирование фонематического восприятия. Упражнения рассчитаны на добукварный и послебукварный периоды. Языковой материал предполагает организацию работы по дифференциации согласных (по месту и способу произнесения, по твердости-мягкости). Все задания, связанные с чтением, являются полифункциональными. Одной из сопутствующих коррекционных задач является тренировка детей в правильном чтении слов, а также в умении словесного прогнозирования в условиях дефицита внешних и смысловых опор.

3. Немаловажным направлением работы с тренажером является обучение грамоте. Авторы тренажера предлагают упражнения «Собери букву» (для отличников) для формирования оптического контура буквы.


«Найди букву» и «Найди слог» для создания устойчивого образа буквы и слога.




Чтобы тренировать детей в чтении и узнавании более протяженных единиц, предлагаются упражнения «Мозаика» и «Волшебный колодец».

Их можно использовать и при коррекции нарушений чтения, особенно в тех случаях, когда у ребенка с трудом формируется процесс чтения слоговых стереотипов.

4. При помощи тренажера возможно формирование и коррекция навыка чтения. Использование компьютерного тренажера способствует формированию у ребенка мотивации к осмысленному чтению, поскольку представленный на экране текст является значимым для понимания и правильного выполнения задания. В предлагаемой программе часть упражнений можно использовать для формирования словесной догадки: например, «Грузовик» и все виды «Пряток».



Целый ряд упражнений предлагается авторами тренажера для формирования звуко-буквенных грамматических обобщений. Языковой материал, предлагаемый в данных упражнениях, доступен по объему и семантике для восприятия и воспроизведения детьми.

5. Тренажер оказывает влияние и на формирование лексико-грамматической стороны речи. В компьютерном тренажере нашел отражение раздел программы «Работа над словом», который помогает формированию обобщенного лексического, грамматического и морфологического значения слова, классификации слов по лексическим и грамматическим группам, формированию грамматического строя речи, накоплению лексического запаса.


Каждое упражнение возможно использовать на разном уровне сложности, выбирая тематические или общие словари.

6. При помощи тренажера возможно формирование связного высказывания. В тренажере представлен материал по формированию навыка адекватного восприятия текста (упражнение «Пересказ») и по формированию навыка построения связного высказывания (упражнение «Рассказ по картине»). В упражнении «Пересказ» представлены тексты семи уровней сложности. Для каждого из них подобраны вопросы, задания и опорные слова для пересказа. Для облегчения восприятия эмоциональной ауры картины в тренажере используется музыкальное сопровождение. Кроме того, в качестве опоры могут быть использованы образцы рассказов, представленные на экране и являющиеся как бы развернутыми планами текста.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения в контексте указанной проблемы являются мультимедийные презентации. Можно выделить основные цели презентации: сообщить информацию, развлечь и сформировать мотивацию ребенка к обучению. В последнее время на сайтах, посвященных вопросам развития и коррекции детей, имеющих проблемы в обучении, появился такой вид электронных образовательных ресурсов, как развивающие мультимедийные игры-презентации. Отличием таких игр от обычных презентаций является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет обеспечить обратную связь с ребенком. Если ребенок выбирает правильный ответ, то программа переходит к слайду «Правильно!» или «Ты молодец!». При неверном ответе на экране появляется слайд «Неверно, подумай еще!» или «Повтори правило!» и т. п., тем самым направляя ребенка к поиску правильного ответа и запоминанию информации. А полученные поощрения мотивируют его к дальнейшему процессу приобретения знаний.

Возможно также использование развивающих игр-презентаций по основным лексическим темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Животные жарких стран», «Насекомые», «Овощи», «Посуда», «Фрукты», «Транспорт», «Профессии», «Птицы», «Рыбы», «Ягоды».

Рассмотрим несколько примеров развивающих презентаций по одной из лексических тем.

При изучении лексической темы «Домашние животные» возможно использовать игру «Четвертый лишний». На первом слайде появляется задание: «Какая картинка лишняя?» («Какое слово лишнее?») и варианты ответов в виде слов или картинок.
















В случае верного ответа на экране появляется изображение цветка и надпись «Ты абсолютно прав!» в сопровождении речевого сигнала «Молодец», а ребенку предлагается следующее задание. В случае неправильного выполнения слышится фраза: «Неверно! Подумай еще!» и появляется слайд с изображением грустного персонажа, после чего игра снова возвращает ребенка к этому заданию.

В игре «Кто спрятался?» на каждом слайде звучит загадка о домашнем животном. Когда ребенок ее отгадает, нужно нажать на звуковой символ и там прозвучит голос животного. На таких играх можно отрабатывать упражнения «Кто как говорит». Например, корова мычит, лошадь ржет.


На самом последнем слайде - задание на закрепление. Ребенку предлагаются команды: «Давай поиграем», «Нажимай на кнопки» и «Отгадай, какое животное издает этот звук?».










На слайде в игре «Один-много» появляется изображение одного животного. При дальнейшем нажатии на копку появляются несколько животных.


В игре «Чей детеныш?» на слайде появлятся изображение взрослого животного и звучит вопрос: «Кто детеныш у козы?». Ребенок должен на него ответить и появится изображение детеныша животного.










На следующих слайдах уже звучит загадка про детеныша домашнего животного и при правильном ответе появляется изображение.









Игра «Чья тень» строится по такому же принципу.

Для автоматизации поставленных звуков можно использовать целый блок презентаций «Говори правильно».

В раздел «Шипящие звуки» входят подразделы:

звук «ш», дифференциация звуков «ш-с»;

звук «ж», дифференциация звуков «ш-ж», «ж-з»;

звук «щ», дифференциация звуков «щ-с», «щ-ш»;

звук «ч», дифференциация звуков «ч-с»;

дифференциация звуков «ч-т», «ч-щ», «ч-ц».

Эти презентации преследуют три цели: автоматизировать правильное произношение звуков, пополнить словарный запас, тренировать глобальное чтение. Для пополнения словарного запаса целесообразно сначала давать прослушать произношения слов, затем выключать звук и спрашивать: «Что это?» Например, на картинке изображен экскаватор. Ребенок должен сказать сам, что это экскаватор.

1.3. Гигиенические требования к организации образовательного процесса с использованием технических средств обучения

Занятия на компьютере оказывают положительное влияние на психическое и речевое развитие ребенка, но при условии, что пользуется он умной машиной в соответствии с существующими правилами. При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Поэтому важной частью работы является изучение и соблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса.

1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору.

Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности - MPR II или ТСО 99, иметь маркировку LR- Low radiation. Частота кадровой развертки должна быть не менее 70 Гц. Размер зерна не должен превышать 0,25-0,28 мм.

2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обеспечивают должной работы монитора в рамках современных требований.

3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером играет правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.

4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.

5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.

6. Для ребенка 6-10 лет, если он абсолютно здоров, т.е. относится по состоянию здоровья к 1 группе максимальный предел одноразовой работы на компьютере – 15-20 минут.

Педагог, использующий в своей работе с детьми компьютерные средства обучения, обязан заботиться о снижении неблагоприятных воздействий на организм ребенка.

Длительность работы за компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 6 лет не должна превышать 10 минут; для учащихся 2-4 классов – до 15 минут; для учащихся 5-7 классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут.

Предъявляются гигиенические требования и к продолжительности демонстрации экранных пособий:

Класс

Максимальная длительность в мин.

I – II

7 – 15

III – IV

15 – 20

V – VII

20 – 25

VIII – XI (XII)

20 – 25

С целью профилактики зрительного утомления после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз для учителей-дефектологов (рекомендуется для использования на занятиях с учащимися)

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет один - четыре, затем раскрыть глаза, расслабить, посмотреть мышцы глаз посмотреть вдаль на счет один - шесть. Повторить четыре – пять раз.

  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет один – четыре. До усталости глаза не доводить. За тем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет один – шесть повторить четыре – пять раз.

  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет один – четыре, затем посмотреть вдаль на счет один – шесть. Аналогичным образом проводиться упражнение, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить три – четыре раза.

  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет один – шесть; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет один – шесть. Повторит четыре – пять раз.

Часть 2.

Функциональные возможности применения специализированных обучающих компьютерных программ в аспекте развития речи младших школьников

Компьютерный тренажер тренингового типа для развития звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов (для детей 6-7 летнего возраста) позволяет индивидуализировать коррекционную работу на подгрупповых занятиях; увеличить мотивационную заинтересованность к занятиям; значительно сократить временные рамки на овладение детьми навыков звукослогового анализа слов; развивать образную память и внимание; расширить словарь; проводить профилактику фонематической дислексии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Звукослоговой анализ слов











На экране появляется набор картинок, названия которых имеют различный звукослоговой состав. В правой части экрана варианты слоговой структуры слов и звукового состава слова.

На начальном этапе ребенку предлагается разобрать односложное слово, например, «лук». Для этого необходимо подвести стрелку мышки к картинке и нажать на левую кнопку. После нажатия на соответствующую картинку она подсвечивается красным контуром и соответствующее слово с выделением ударного слога произносится по слогам. Ребенку предлагается «отхлопать» слово и определить количество слогов, назвать ударный слог. Ребенок указателем мыши находит кружок, находящийся рядом с нужным количеством слогов, изображенных полосками. После нажатия высвечивается звукослоговая схема слова. Если ребенок неправильно определяет количество слогов, то раздается звук, символизирующий неправильный ответ. Теперь необходимо назвать первый звук в слове и дать ему характеристику («л» - согласный, твердый). Ребенок подводит стрелку к нужной кнопке, обозначающей данный звук. После нажатия мышкой пустой кружок, соответствующий в схеме звуку – л, закрашивается синим цветом. Если ребенок неправильно дал характеристику звуку, кружок, соответствующий данному звуку в слове, не закрашивается и воспроизводится звуковой сигнал, сигнализирующий о неправильном ответе. После этого нужно назвать второй звук и дать ему характеристику («у» - гласный). Второй кружок в схеме закрашивается в красный цвет. Далее необходимо назвать третий звук, дать ему характеристику («к» - согласный, твердый), третий кружок закрашивается в синий цвет. Когда сделан анализ слов, ребенку можно предложить ответить на следующие вопросы:

  1. Назови звук, который слышится после звука «у». Покажи стрелкой кружок, соответствующий этому звуку.

  2. Назови звук, который слышится перед звуком «у».

  3. Сколько всего звуков? Назови гласный? Почему в слове один слог?

  4. Посмотри на картинки и назови слова, которые подойдут к этой схеме.

Для развития зрительной памяти и внимания можно предложить детям игры: «Какой картинки не стало на экране?», «Какая картинка появилась?», «Какие картинки поменялись местами?».

Игра «Засели домик»








Вторая часть тренажера направлена на закрепление полученных знаний. Детям дается задание расположить картинки в три ряда в зависимости от количества звуков в слове. На экране представлен домик и набор картинок, которые можно постоянно менять. Ребенку предлагается поселить на нижний этаж домика картинки, названия которых имеют в своем составе столько же звуков, сколько и первая картинка в первом ряду. На второй этаж соответственно первой картинки второго этажа, на третий этаж соответственно первой картинке третьего этажа. Если ребенок правильно подобрал картинки, загорается зеленый фонарик и звучит приятный звук. Если картинка подобрана неверно, загорается красный фонарик, раздается другой звук и «квартира» остается пустой.

Можно усложнять задания, предложив детям распределить картинки таким образом: первый этаж займут картинки с предметами, названия которых состоят из трех звуков со звуком «р» в конце слова, на втором этаже будут располагаться картинки, названия которых состоят из четырех звуков со звуком «р» в начале, на третьем этаже - картинки с названиями из пяти звуков со звуком «р» в середине. Можно предложить поместить картинки по тематическим группам и по количеству звуков в словах (таким образом, одновременно проводится словарная работа).

Игра «Стол находок»









На экране компьютера представлена доска с набором букв в алфавитном порядке, плакат с меняющейся картинкой и соответствующим словом, в котором пропущена буква. Для того чтобы вставить букву в слово, нужно найти ее на доске и указать мышкой. Если решение верно, раздается голос «Молодец», если решение неверно, то слово «Подумай», и тогда слово остается с пропуском буквы. Можно менять слова и картинки. Эти слова и картинки можно выбирать из базы. В игре предлагаются задания на предупреждение следующих ошибок на письме: пропуски гласных, пропуски согласных при их стечении, перестановки букв, добавления букв, недописывание последней буквы. Эту игру можно использовать и для лучшего усвоения букв, можно опускать любую букву, которую ребенок не может запомнить в ряде слов, в разных позициях.

Компьютерный тренажер для развития звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, грамматического строя речи (для детей, имеющих устойчивые навыки чтения и письма) помогает развитию звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов; развитию грамматического строя речи; индивидуализации коррекционной работы на индивидуальных занятиях.

Данный тренажер состоит из 2 блоков, предназначенных для развития звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов и для развития грамматического строя речи и слогового анализа и синтеза.

Рассмотрим игры для развития звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.

Ребенку необходимо нажатием мыши на слоги составить слова, которые появляются на правой стороне экрана. Когда все слова будут составлены, появляется таблица со словом «Молодец». Если задание не выполнено, то появляется таблица со словом «Неверно».

На данном этапе необходимо составить слово из букв. Нажатием мыши на соответствующую букву ребенок составляет слова, которые появляются в правом углу экрана.


На следующем этапе необходимо составить слова из слогов. Необходимо нажатием мыши на нужный слог составить слово, которое появляется на правой стороне экрана.


В данном задании нужно подобрать схему к слову. Для этого необходимо нажать на кружок возле буквы, которая обозначает правильный вариант ответа.



После выполнения упражнений на экране монитора появляется окно с количеством набранных баллов.

Рассмотрим игры для развития грамматического строя речи и слогового анализа и синтеза.

В задании необходимо составить правильное словосочетание и выбрать нужный вариант ответа.


На желтых полосках нужно напечатать слова, составленные из первых слогов данных слов.


Учащимся нужно разгадать ребус и в правом углу на желтой полосе напечатать нужное слово.


Нажать мышью на слова, из которых будет составлено предложение.

После выполнения заданий на экране появляется таблица с количеством набранных балов.

Игры-задания способствуют развитию «языкового чутья» у детей. Они лучше контролируют свое произношение в спонтанной речи. Умение разбираться в звукослоговом составе слов способствует осознанию правил письма слов и плавного слогового чтения.

Дети осваивают звукослоговой анализ различных слов за три недели при занятиях три раза в неделю, испытывая при этом огромную радость и получая массу положительных эмоций. Данный компьютерный тренажер предназначен не только для детей с недостатками речи, но и для других категорий детей, испытывающих трудности при подготовке к овладению грамотой.

Коррекционные занятия по исправлению нарушений письменной речи можно проводить с помощью технологии обучения текстовому редактору Microsoft Word (Приложение). Поскольку у детей-дисграфиков очень часто формируется напряжение, связанное со страхом письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, обучение на компьютере частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте – поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой анализатор, речедвигательный анализатор, зрительный анализатор. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика. Программа «Word» помогает учителю-дефектологу в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов. Память компьютера позволяет дефектологу весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать, когда это необходимо. Удобство и эффективность работы в текстовом редакторе очевидны, когда возникает необходимость исправить опечатку, удалить или переместить слово, предложение, заменить часть задания. Для каждого ребенка важно увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный текст может быть отпечатан с помощью принтера или его правильный вариант записан в тетрадь.

Использование электронных презентаций и компьютерных программ позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного – 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных модальностях и тем самым делают процесс обучения учащихся с нарушениями речи более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти детей значительно дольше.

Изучая проблему использования информационных технологий в коррекционной работе, можно сделать вывод, что для успешного их внедрения и получения эффективных результатов в практической работе необходимо:

  1. Создание соответствующей материально-технической базы.

  2. Специальная профессиональная компьютерная подготовка учителей-дефектологов.

  3. Наличие специализированных компьютерных программ и формирование навыков владения ими.

  4. Информирование о современном программном обеспечении в коррекционной педагогике.

Применение компьютерных технологий в условиях школьных пунктов коррекционно-педагогической помощи может стать эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков у младших школьников, что позволяет решать задачу профилактики школьной дезадаптации, повышения качества образовательной подготовки детей.





Приложение

Примерный набор заданий для обучения учащихся 3-4 классов умению пользоваться текстовым редактором Microsoft Word

Операции текстового редактора

Задания для детей

1.

Ввод слов с клавиатуры и написание прописной буквы


Вводное задание

Прочитай. Угадай и напиши. Кто это?

Это девочка. Она учится в твоем классе. Эта девочка очень хорошо рисует. Недавно она нарисовала очень интересный рисунок «Снежная королева». Это…

Необходимо угадать имя своей одноклассницы Основное задание

Прочитай. Угадай и напиши. Кто это?

Это девочка. Она твоя одноклассница. У нее карие глаза и кудрявые волосы. Она очень веселая. Она любит танцевать. Это …

Это мальчик. Он пришел в твой класс недавно. Раньше он учился в другой школе. Этот мальчик хорошо играет в футбол. В классе он дружит с Алешей. Это…

Контрольное задание

Прочитай. Угадай и напиши. Кто это?

Это девочка. Она учится в твоем классе. Дома у нее есть кот. Недавно она приносила в школу фотографии любимого кота. Это…

Это мальчик. Он учится в твоем классе. Он очень любит играть в хоккей. Он часто ходит на каток. Это …

2. Новая операция Перемещение по экрану при помощи курсора

Закрепление: ввод слов с клавиатуры;



написание прописной буквы

Вводные задания

Прочитай. Угадай и напиши. Кто это?

Это девочка. Она учится в твоем классе. Она очень любит животных. Дома у нее есть кот и собака.

Это…

Задание 1

Какое время года?

Ребята тепло оделись и пошли гулять. Сначала они слепили снежную бабу, а потом стали играть в снежки. Саша бросил снежок и случайно попал в снежную бабу. Она сломалась.

Это…

Основные задания

Какое время года? Напиши.

Скоро Новый год. В школе после уроков ребята делают игрушки и гирлянды для елки.

Это…

Коля возвращался из школы домой. Солнце пригревало. Сосульки таяли. Вдруг одна сосулька упала и разбилась.

Это…

Жарко. Зина с Наташей надели купальники и побежали на речку купаться.

Это…

Задание 2

Когда это было? Утром, днем или вечером? Напиши

Наташа проснулась в хорошем настроении. Она встала, почистила зубы, позавтракала и пошла в школу.

Это было…