Выполнил:
студент группы Ср – 411С ПСО Е. В. Воложанина
Проверил:
кандидат философских наук, доцент кафедры
психологии образования РГППУ Н.С. Бастракова
- Игра и её возможности
- Деловая игра
- Задачи деловой игры
- Образовательная функция деловой игры
- Классификация деловых игр
- Область применения деловых игр
- Структура деловой игры
- Технология проведения деловой игры
- Практические советы по использованию деловых игр
- усвоение нового учебного материала;
- закрепление изученного материала;
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование учебных умений;
- изучение учебного материала с различных позиций.
Игра
Имитация
Форма замещения реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемая с помощью различных средств
Форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры
Модель
Деловая
игра
форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики
Приведение в действие модели путем манипулирования, ее элементами, осуществляемое ЭВМ, человеком или обоими
Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.
— это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием
Связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии
имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях
Имитация деятельности какой-либо организации, предприятия или его подразделения.
Имитация событий, конкретной деятельности людей .
Имитация обстановки, условий, в которых происходит событие или осуществляется деятельность .
Сценарий имитационной игры содержит сюжет события, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность.
(Г.П. Щедровицкий)
формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации.
(В.С. Дудченко)
— формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб
(Ю.Д. Красовский)
деловых игр как особого метода обучения довольно широка:
экономика,
управление,
педагогика,
психология,
инженерные дисциплины,
экология,
медицина,
история,
география, и т.д.
1). Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;
2). Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.
3). В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»
4). Игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике» .
5). Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт.
В имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:
– цели,
– предмет игры,
– графическая модель взаимодействия участников,
– система оценивания.
Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:
– цели,
– комплекс ролей и функций игроков,
– сценарий,
– правил игры
Этап подготовки
- Разработка сценария
- Ввод в игру
Этап проведения
- Групповая работа над заданием
- Межгрупповая дискуссия
Этап анализа и обобщения
Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Созданная для его разработки группа специалистов разбирает: каждый этап, фрагмент (желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определяет учебную цель, готовится инструкция каждому игроку и экспертам, определяется полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендуется вводный материал или лекцию, обсуждается порядок использования технических средств и т.п.
преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр
1. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей.
преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр
2. Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры… приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения…
3. Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.
преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр
4. Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки.
5.Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении студентов. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.
преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр
6. Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 4 часа
Деловая игра «Ярмарка изобретений»
Цель игры: (с точки зрения Теории Решения Изобретательских задач) научиться строить желаемый конечный результат в ТРИЗ это Идеальное Конечное Решение без оценки реальных возможностей, то есть научиться осознавать и формулировать (строить вербальную модель) желаемого.
Игра проводится в 4 этапа.
1. «Сочинение»
2. «Презентация»
3. «Купля – продажа»
4. Анализ
- Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 252-254.
- Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
- Системы развивающего обучения, используемые в школе URL: http://bibl.tikva.ru/base/B352/B352Chapter2-13.php