СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование деловых игр в обучении и развитии личности обучающихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Использование деловых игр в обучении и развитии личности обучающихся"

Просмотр содержимого документа
«Использование деловых игр в обучении и развитии личности обучающихся»

Выполнил: студент группы Ср – 411С ПСО Е. В. Воложанина Проверил: кандидат философских наук, доцент кафедры психологии образования РГППУ    Н.С. Бастракова

Выполнил:

студент группы Ср – 411С ПСО Е. В. Воложанина

Проверил:

кандидат философских наук, доцент кафедры

психологии образования РГППУ Н.С. Бастракова

Игра и её возможности Деловая игра Задачи деловой игры Образовательная функция деловой игры Классификация деловых игр Область применения деловых игр Структура деловой игры Технология проведения деловой игры Практические советы по использованию деловых игр
  • Игра и её возможности
  • Деловая игра
  • Задачи деловой игры
  • Образовательная функция деловой игры
  • Классификация деловых игр
  • Область применения деловых игр
  • Структура деловой игры
  • Технология проведения деловой игры
  • Практические советы по использованию деловых игр
усвоение нового учебного материала; закрепление изученного материала; развитие творческих способностей учащихся;  формирование учебных умений; изучение учебного материала с различных позиций.
  • усвоение нового учебного материала;
  • закрепление изученного материала;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование учебных умений;
  • изучение учебного материала с различных позиций.
Игра Имитация Форма замещения реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемая с помощью различных средств Форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры Модель Деловая игра форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики Приведение в действие модели путем манипулирования, ее элементами, осуществляемое ЭВМ, человеком или обоими

Игра

Имитация

Форма замещения реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемая с помощью различных средств

Форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры

Модель

Деловая

игра

форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики

Приведение в действие модели путем манипулирования, ее элементами, осуществляемое ЭВМ, человеком или обоими

Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

— это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

— это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

– без ограничения времени; – с ограничением времени; – игры, проходящие в реальное время; – игры, где время сжато.

– без ограничения времени;

– с ограничением времени;

– игры, проходящие в реальное время;

– игры, где время сжато.

 каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием

каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием

Связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии

Связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии

 имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях

имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях

 Имитация деятельности какой-либо организации, предприятия или его подразделения.  Имитация событий, конкретной деятельности людей .  Имитация обстановки, условий, в которых происходит событие или осуществляется деятельность .  Сценарий имитационной игры содержит сюжет события, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Имитация деятельности какой-либо организации, предприятия или его подразделения.

Имитация событий, конкретной деятельности людей .

Имитация обстановки, условий, в которых происходит событие или осуществляется деятельность .

Сценарий имитационной игры содержит сюжет события, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность. (Г.П. Щедровицкий)

не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность.

(Г.П. Щедровицкий)

формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации. (В.С. Дудченко)

формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации.

(В.С. Дудченко)

— формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб (Ю.Д. Красовский)

— формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб

(Ю.Д. Красовский)

деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д.

деловых игр как особого метода обучения довольно широка:

экономика,

управление,

педагогика,

психология,

инженерные дисциплины,

экология,

медицина,

история,

география, и т.д.

1). Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта; 2). Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.

1). Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

2). Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.

3). В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»

3). В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»

4). Игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике» . 5). Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт.

4). Игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике» .

5). Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт.

В имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов: – цели, – предмет игры, – графическая модель взаимодействия участников, – система оценивания.

В имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:

– цели,

– предмет игры,

– графическая модель взаимодействия участников,

– система оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах: – цели, – комплекс ролей и функций игроков, – сценарий, – правил игры

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:

– цели,

– комплекс ролей и функций игроков,

– сценарий,

– правил игры

Этап подготовки Разработка сценария Ввод в игру Этап проведения Групповая работа над заданием Межгрупповая дискуссия Этап анализа и обобщения Работа экспертов

Этап подготовки

  • Разработка сценария
  • Ввод в игру

Этап проведения

  • Групповая работа над заданием
  • Межгрупповая дискуссия

Этап анализа и обобщения

  • Работа экспертов
Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Созданная для его разработки группа специалистов разбирает: каждый этап, фрагмент (желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определяет учебную цель, готовится инструкция каждому игроку и экспертам, определяется полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендуется вводный материал или лекцию, обсуждается порядок использования технических средств и т.п.

Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Созданная для его разработки группа специалистов разбирает: каждый этап, фрагмент (желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определяет учебную цель, готовится инструкция каждому игроку и экспертам, определяется полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендуется вводный материал или лекцию, обсуждается порядок использования технических средств и т.п.

  преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр 1. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей.

преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр

1. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей.

  преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр 2. Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры… приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения… 3. Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.

преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр

2. Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры… приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения…

3. Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.

  преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр 4. Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. 5.Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении студентов. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр

4. Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки.

5.Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении студентов. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

  преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр 6. Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 4 часа

преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр

6. Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 4 часа

Деловая игра «Ярмарка изобретений» Цель игры: (с точки зрения Теории Решения Изобретательских задач) научиться строить желаемый конечный результат в ТРИЗ это Идеальное Конечное Решение без оценки реальных возможностей, то есть научиться осознавать и формулировать (строить вербальную модель) желаемого. Игра проводится в 4 этапа. 1. «Сочинение» 2. «Презентация» 3. «Купля – продажа» 4. Анализ

Деловая игра «Ярмарка изобретений»

Цель игры: (с точки зрения Теории Решения Изобретательских задач) научиться строить желаемый конечный результат в ТРИЗ это Идеальное Конечное Решение без оценки реальных возможностей, то есть научиться осознавать и формулировать (строить вербальную модель) желаемого.

Игра проводится в 4 этапа.

1. «Сочинение»

2. «Презентация»

3. «Купля – продажа»

4. Анализ

Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 252-254. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с. Системы развивающего обучения, используемые в школе URL: http://bibl.tikva.ru/base/B352/B352Chapter2-13.php
  • Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 252-254.
  • Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с.
  • Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
  • Системы развивающего обучения, используемые в школе URL: http://bibl.tikva.ru/base/B352/B352Chapter2-13.php