СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование дискуссионных игр для стимуляции познавательных интересов в учебном процессе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование дискуссионных игр на уроках истории и обществознания наглядно показали свою эффективность. Данная педагогическая технология позволяет удовлетворить потребности подростка - ощущение взрослости и самоуважения

 

Просмотр содержимого документа
«Использование дискуссионных игр для стимуляции познавательных интересов в учебном процессе»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»



Авторская программа

Использование дискуссионных игр

для стимуляции познавательных

интересов в учебном процессе

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Паринова Е.Е.








Танковое

2014




Пусть мой разум будет открыт сомнению,

чем ограничен убежденностью.

Д.Спенс

ВСТУПЛЕНИЕ

Сегодня для каждого из нас, а особенно молодой особы, очень важна самореализация. Когда экраны телевизоров наполнены сценами ужасов, насилия, когда совершается пропаганда «красивого» способа жизни среди алкоголиков и наркоманов, чрезвычайно важно сформировать в противовес этому молодежную элиту, которая и посодействует выработке жизненных интересов молодого поколения.

Одно из главных условий существования демократического общества - это наличие выбора для человека. Имея выбор в учебном процессе, можно говорить о демократизации образования вообще.

Учебная дискуссия - это форма сотрудничества , которая используется для изучения двух или нескольких различных точек зрения по какой - либо проблеме с целью установления истины ( правильной точки зрения). Педагогические исследования показывают, что мышление в споре интенсивно развивается. Дискуссия является процессом приобретения и процессом формирования личности.

Дискуссия - эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа, т.к. снимает психологическое напряжение и представляет противника в свете достойной позиции.

Эта методика помогает детям в ходе групповой работы осмыслить роль социальных норм жизни, роль общества для отдельного человека. Данная педагогическая технология позволяет удовлетворить потребности подростка -ощущение взрослости, самоутверждения, сравнительная самооценка.

Каждый ребенок, который берет участие в дебатах, становится намного образованнее, благодаря тому, что приобретает навыки использования различной литературы. В наше время радио и телевидение, все виды литературы отодвинуты на второй план. Уровень урбанизации, темп современной жизни не дает возможность сформировать стойкую потребность к ежедневному чтению.

Итак, все виды дискуссионных игр являются одной из альтернативных форм работы с учащимися, которая стимулирует познавательную активность в учебном процессе .Дискуссия не дает единственного верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются нравственные основные принципы, соотносятся нравственные ценности учащихся с общечеловеческими ценностями.


Основные направления

Данный проект может быть рассмотрен как часть системы работы с одаренными детьми и включает в себя несколько направлений:

  • интеллектуальное развитие детей ;

  • развитие элементов парламентской культуры;

  • адаптация подростков в современном обществе, требующая умения принимать и защищать свои решения и т.д.;

  • сотрудничество взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности.

Цели:

1. содействовать развитию гражданского общества;

развитие логического и критического мышления, коммуникативных

способностей;

воспитание толерантности относительно мнения других. Партнер - не

«враг», он только коллега с другим взглядом;

  1. формирование культуры общения через участие в игре; ораторское искусство;

  2. поощрять стремление к общению на актуальные темы современности;

  3. обучать молодежь искать и обрабатывать информацию;

  4. обучать молодежь работать в коллективе;

  5. /-/-/-/-убеждать людей.

Этапы реализации проекта:

I. Создание проекта документов и регламентации по организации дискуссионного
клуба

II. Формирование дискуссионной команды гимназии.

  1. Проведение семинаров, тренировок и мастерских для участников клуба.

  2. Разработка процедуры межшкольных соревнований.

Таким способом участники программы обучаются:

  • аргументировано излагать свою точку зрения;

  • содержательно опровергать позицию противоположной команды;

  • подводить итог всей дискуссии.

ВЫБОР ТЕМЫ

Выбор темы - очень важная составляющая познавательного интереса у подростков. Поэтому при выборе темы для дискуссии или дебатных игр очень важно

учитывать весь комплекс особенностей учебной программы, познавательные особенности учащихся, актуальность событий, объективно влияющие на выбор темы и материала для игр.

В практике хотя и нет универсального рецепта выбора темы, но она должна быть:

  1. Спорная и интересная.

  2. Сбалансированная таким образом, чтобы каждая из сторон имела приблизительно равное количество аргументов.

  3. Свободной от непонятных двухзначных терминов.

  4. Годной к исследованию.

5. Годной к дискуссии на разных уровнях.

Если придерживаться всех этих условий, тему с успехом можно использовать для дискуссии или дебатов.

Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, попробовав такую форму общения, получения истинны, рассмотрения вопроса с разных сторон, выдвигают свои вопросы для обсуждения.

Для полноценного проведения подобных мероприятий, необходимо знать их основные принципы, которые мы и рассмотрим ниже.

ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ - ДИСКУССИЯ КАК ОБУЧЕНИЕ Дискуссия - это игра, целью которой является помочь участнику сформировать навыки, необходимые для достижения жизненного успеха в современном демократическом обществе . Дискуссионные игры задуманы как способ повышения уровня знаний учащихся.

ПРИНЦИП ВТОРОЙ - ПРАВДА И НЕЧЕГО КРОМЕ ПРАВДЫ Честность - основа всего, что происходит в дискуссионных играх; данный вид

обучения развивает одну из самых важных черт характера - любопытство. Главное задание для участника подобных мероприятий, быть честным в

аргументах, которые вы собираетесь выдвигать, честным в использовании тех

доказательств и фактов, которыми вы оперируете, и в опровержении аргументов

вашего оппонента.

Придерживание этих принципов будет достойно оценено судьями.

ПРИНЦИП ТРЕТИЙ - УВАЖЕНИЕ ОППОНЕНТОВ

Разнообразные виды дискуссий - это борьба личностей. Вы никогда не должны унижать, оскорблять и пренебрегать другими людьми только за то, что они не согласны с вами. В битве идей единственно допустимое оружие - это хорошо обдуманный аргумент, раскрывающий последствия проблемы.


Это все теория - теория, но вывод простой. Щей, какими бы они небыли привлекательными или наоборот, всегда заслуживают внимания, а люди, которые являются их носителями - уважения.



Девиз : «Мнение можно изменить, истина неизменна»

Помнить, чтокаждыйдолжен: Каждомурекомендуетсязабыть,

что:

  • участвоватьвдискуссии;

  • говоритьпосутивопроса; "Дваждыдвавсегдачетыре";

  • неперебиватьсобеседника;

  • непереходитьналичности; "Естьтолькодвамнения: моеи

  • ненавязыватьсвоемнение, аделиться неправильное"; размышлениями;

  • слушатьсобеседника; "Начальствовсегдаправо".

  • бытькраткимивежливым.

НАВЫКИ дискуссионных форм обучения состоят в умении:

♦♦♦ Аналитически мыслить. Аналитическое мышление - это процесс формирования четкого определения, способность находить продуктивные идеи и предположения. Аналитическое мышление для дискуссий, как скальпель для хирурга: она помогает участнику дискуссий «разрезать» предмет исследования и достать аргументы - понятные, продуманные и хорошо поддержанные доказательствами.

Человека невозможно научить думать аналитически только читая лекции. Имени поэтому необходимо проводить постоянные, усердные практические тренировки, выдвигая аргументы и выслушивая ответы оппонентов.

♦ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Иногда в поддержку аргумента можно использовать несложное логическое мышление или известные примеры из повседневной жизни. Но довольно часто аргументы требуют от участника тщательно обоснованных доказательств, что требует поиск информации из разных источников.

♦ УМЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ И ВЫСЛУШИВАТЬ

Конечно, результат дискуссии зависит от умения высказываться и от умения выслушивать. Известнейшие мировые политические лидеры были хорошими слушателями.


Педагог, организующий учащихся, должен соблюдать ряд правил:

  1. Поддерживается и одобряется любая, даже на первый взгляд кажущаяся нелепой идея.

  2. Запрещается критиковать, высмеивать какие - либо идеи, предложения.

  3. Поощряется стремление усовершенствовать свою или чужую идею, попытка комбинировать, модернизировать идею.

Темы возможных дискуссий по обществознанию


«Возникновение человека - случайность или закономерность?»;

«Как я понимаю цель и смысл человеческой жизни?»

«Может ли цель оправдать какие - либо способы её достижения?»

«Что означает быть духовно развитым человеком?»

«Почему человека нельзя использовать как способ достижения каких - либо намерений не связанных с ним самим?»

«Работорговля в современном мире. Охота на тела и души.»

« Свобода и необходимость, свобода и ответственность»

«Сохранили ли свою ценность в условиях рыночных отношений совесть, честь и достоинство?»

«Является ли Россия демократическим государством?»

«Существует ли в наше время настоящая любовь?»

«Какой идеал человека в наше время?»

«Имеет ли смысл человеческая жизнь?»

«Станет ли тесно на земном шаре?»

«Может ли существовать развитое общество без воин и революций?»

«Как в историческом процессе соотносятся эволюционные и революционные формы?»

«Массовая культура: благо или зло?»

«Молодежная субкультура: часть мировой культуры или её оппозиция?»

«Что такое толерантность?»

«Как я понимаю свободу творчества?»

«Что такое добро, и что такое зло?»

«Кого можно считать героем нашего времени?»

«Легко ли быть молодым?»

«Можно ли избежать Третей мировой войны?»

«Угрожает ли человечеству роботизация?»

«Радиация - зло или благо?»

«Что такое детский алкоголизм?»

«Устраивает ли нас современное образование?»

«Карманные деньги - роскошь или необходимость?»

«Школьная форма: за и против»

«ЕГЭ: за и против»

« Должны ли быть легализованы легкие наркотики?»

« Комендантский час для детей и подростков должен существовать?»

«Смертная казнь: антигуманное явление или справедливое наказание?»

«Застрявшие в сети ( о проблеме интернет – зависимости)»

«МАТ – не наш формат»

«Счастье – это когда тебя понимают (о взаимоотношениях с родителями)»

«Служба в армии – священный долг или потерянный год»

«Надо ли пробовать в жизни все?( проблема алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте)»

«Компьютерные игры в качестве досуга: за и против»

« и др.



Список использованной литературы:

1 .Завуч //Шкільний світ. - № 23 - 24 (209 - 210) – серпень 2004. - 64 С.

2.3апорожченко Ю.И. Использование дебатных игр для стимуляции познавательных интересов в учебном процессе/ Реферат. - Танковое : 2009.

З.Запорожченко Ю.И. Дебатные технологи на уроке этики / Творческая работа: Танковое , - 2009.

4. Мироненко В.В. Використання дебатов для залучення школярів до
розв'язання глобальних проблем сучасності /Історія та правознавство. - №13
(185) травень 2009. - с.4 - 5.

5. ПометунО.1., Фрейман Г.О. Методика навчання історії в школі-К.:
Генеза, 2006. - с. 184 - 188.

6.Пометун О., Пироженко Л., Сучасний урок/Інтерактивн ітехнологі ї навчання : Науково – методичний збірник. - К., 2004. с. 72 - 79.

7.Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – М.: Апрель Пресс, изд-во "ЭКСМО - пресс", 2001

8.Мудрик А.В., Юношеский тип общения. // Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. - С. 493 - 499

9.Жукова Т.В. Дискуссия как форма преподавания общественных дисциплин в вузе // Организация УД: проблемы и перспективы. Доклады всероссийской научной конференции. – Наб. Челны, 1997. – С. 73 – 75

10. Интернет источник: festival.1september.ru


6