ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»
Авторская программа
Использование дискуссионных игр
для стимуляции познавательных
интересов в учебном процессе
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Паринова Е.Е.
Танковое
2014
Пусть мой разум будет открыт сомнению,
чем ограничен убежденностью.
Д.Спенс
ВСТУПЛЕНИЕ
Сегодня для каждого из нас, а особенно молодой особы, очень важна самореализация. Когда экраны телевизоров наполнены сценами ужасов, насилия, когда совершается пропаганда «красивого» способа жизни среди алкоголиков и наркоманов, чрезвычайно важно сформировать в противовес этому молодежную элиту, которая и посодействует выработке жизненных интересов молодого поколения.
Одно из главных условий существования демократического общества - это наличие выбора для человека. Имея выбор в учебном процессе, можно говорить о демократизации образования вообще.
Учебная дискуссия - это форма сотрудничества , которая используется для изучения двух или нескольких различных точек зрения по какой - либо проблеме с целью установления истины ( правильной точки зрения). Педагогические исследования показывают, что мышление в споре интенсивно развивается. Дискуссия является процессом приобретения и процессом формирования личности.
Дискуссия - эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа, т.к. снимает психологическое напряжение и представляет противника в свете достойной позиции.
Эта методика помогает детям в ходе групповой работы осмыслить роль социальных норм жизни, роль общества для отдельного человека. Данная педагогическая технология позволяет удовлетворить потребности подростка -ощущение взрослости, самоутверждения, сравнительная самооценка.
Каждый ребенок, который берет участие в дебатах, становится намного образованнее, благодаря тому, что приобретает навыки использования различной литературы. В наше время радио и телевидение, все виды литературы отодвинуты на второй план. Уровень урбанизации, темп современной жизни не дает возможность сформировать стойкую потребность к ежедневному чтению.
Итак, все виды дискуссионных игр являются одной из альтернативных форм работы с учащимися, которая стимулирует познавательную активность в учебном процессе .Дискуссия не дает единственного верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются нравственные основные принципы, соотносятся нравственные ценности учащихся с общечеловеческими ценностями.
Основные направления
Данный проект может быть рассмотрен как часть системы работы с одаренными детьми и включает в себя несколько направлений:
интеллектуальное развитие детей ;
развитие элементов парламентской культуры;
адаптация подростков в современном обществе, требующая умения принимать и защищать свои решения и т.д.;
сотрудничество взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности.
Цели:
1. содействовать развитию гражданского общества;
развитие логического и критического мышления, коммуникативных
способностей;
воспитание толерантности относительно мнения других. Партнер - не
«враг», он только коллега с другим взглядом;
формирование культуры общения через участие в игре; ораторское искусство;
поощрять стремление к общению на актуальные темы современности;
обучать молодежь искать и обрабатывать информацию;
обучать молодежь работать в коллективе;
/-/-/-/-убеждать людей.
Этапы реализации проекта:
I. Создание проекта документов и регламентации по организации дискуссионного
клуба
II. Формирование дискуссионной команды гимназии.
Проведение семинаров, тренировок и мастерских для участников клуба.
Разработка процедуры межшкольных соревнований.
Таким способом участники программы обучаются:
аргументировано излагать свою точку зрения;
содержательно опровергать позицию противоположной команды;
подводить итог всей дискуссии.
ВЫБОР ТЕМЫ
Выбор темы - очень важная составляющая познавательного интереса у подростков. Поэтому при выборе темы для дискуссии или дебатных игр очень важно
учитывать весь комплекс особенностей учебной программы, познавательные особенности учащихся, актуальность событий, объективно влияющие на выбор темы и материала для игр.
В практике хотя и нет универсального рецепта выбора темы, но она должна быть:
Спорная и интересная.
Сбалансированная таким образом, чтобы каждая из сторон имела приблизительно равное количество аргументов.
Свободной от непонятных двухзначных терминов.
Годной к исследованию.
5. Годной к дискуссии на разных уровнях.
Если придерживаться всех этих условий, тему с успехом можно использовать для дискуссии или дебатов.
Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, попробовав такую форму общения, получения истинны, рассмотрения вопроса с разных сторон, выдвигают свои вопросы для обсуждения.
Для полноценного проведения подобных мероприятий, необходимо знать их основные принципы, которые мы и рассмотрим ниже.
ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ - ДИСКУССИЯ КАК ОБУЧЕНИЕ Дискуссия - это игра, целью которой является помочь участнику сформировать навыки, необходимые для достижения жизненного успеха в современном демократическом обществе . Дискуссионные игры задуманы как способ повышения уровня знаний учащихся.
ПРИНЦИП ВТОРОЙ - ПРАВДА И НЕЧЕГО КРОМЕ ПРАВДЫ Честность - основа всего, что происходит в дискуссионных играх; данный вид
обучения развивает одну из самых важных черт характера - любопытство. Главное задание для участника подобных мероприятий, быть честным в
аргументах, которые вы собираетесь выдвигать, честным в использовании тех
доказательств и фактов, которыми вы оперируете, и в опровержении аргументов
вашего оппонента.
Придерживание этих принципов будет достойно оценено судьями.
ПРИНЦИП ТРЕТИЙ - УВАЖЕНИЕ ОППОНЕНТОВ
Разнообразные виды дискуссий - это борьба личностей. Вы никогда не должны унижать, оскорблять и пренебрегать другими людьми только за то, что они не согласны с вами. В битве идей единственно допустимое оружие - это хорошо обдуманный аргумент, раскрывающий последствия проблемы.
Это все теория - теория, но вывод простой. Щей, какими бы они небыли привлекательными или наоборот, всегда заслуживают внимания, а люди, которые являются их носителями - уважения.
Девиз : «Мнение можно изменить, истина неизменна»
Помнить, чтокаждыйдолжен: Каждомурекомендуетсязабыть,
что:
участвоватьвдискуссии;
говоритьпосутивопроса; "Дваждыдвавсегдачетыре";
неперебиватьсобеседника;
непереходитьналичности; "Естьтолькодвамнения: моеи
ненавязыватьсвоемнение, аделиться неправильное"; размышлениями;
слушатьсобеседника; "Начальствовсегдаправо".
бытькраткимивежливым.
НАВЫКИ дискуссионных форм обучения состоят в умении:
♦♦♦ Аналитически мыслить. Аналитическое мышление - это процесс формирования четкого определения, способность находить продуктивные идеи и предположения. Аналитическое мышление для дискуссий, как скальпель для хирурга: она помогает участнику дискуссий «разрезать» предмет исследования и достать аргументы - понятные, продуманные и хорошо поддержанные доказательствами.
Человека невозможно научить думать аналитически только читая лекции. Имени поэтому необходимо проводить постоянные, усердные практические тренировки, выдвигая аргументы и выслушивая ответы оппонентов.
♦ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Иногда в поддержку аргумента можно использовать несложное логическое мышление или известные примеры из повседневной жизни. Но довольно часто аргументы требуют от участника тщательно обоснованных доказательств, что требует поиск информации из разных источников.
♦ УМЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ И ВЫСЛУШИВАТЬ
Конечно, результат дискуссии зависит от умения высказываться и от умения выслушивать. Известнейшие мировые политические лидеры были хорошими слушателями.
Педагог, организующий учащихся, должен соблюдать ряд правил:
Поддерживается и одобряется любая, даже на первый взгляд кажущаяся нелепой идея.
Запрещается критиковать, высмеивать какие - либо идеи, предложения.
Поощряется стремление усовершенствовать свою или чужую идею, попытка комбинировать, модернизировать идею.
Темы возможных дискуссий по обществознанию «Возникновение человека - случайность или закономерность?»; «Как я понимаю цель и смысл человеческой жизни?» «Может ли цель оправдать какие - либо способы её достижения?» «Что означает быть духовно развитым человеком?» «Почему человека нельзя использовать как способ достижения каких - либо намерений не связанных с ним самим?» «Работорговля в современном мире. Охота на тела и души.» « Свобода и необходимость, свобода и ответственность» «Сохранили ли свою ценность в условиях рыночных отношений совесть, честь и достоинство?» «Является ли Россия демократическим государством?» «Существует ли в наше время настоящая любовь?» «Какой идеал человека в наше время?» «Имеет ли смысл человеческая жизнь?» «Станет ли тесно на земном шаре?» «Может ли существовать развитое общество без воин и революций?» «Как в историческом процессе соотносятся эволюционные и революционные формы?» «Массовая культура: благо или зло?» «Молодежная субкультура: часть мировой культуры или её оппозиция?» «Что такое толерантность?» «Как я понимаю свободу творчества?» «Что такое добро, и что такое зло?» «Кого можно считать героем нашего времени?» «Легко ли быть молодым?» «Можно ли избежать Третей мировой войны?» «Угрожает ли человечеству роботизация?» «Радиация - зло или благо?» «Что такое детский алкоголизм?» «Устраивает ли нас современное образование?» «Карманные деньги - роскошь или необходимость?» «Школьная форма: за и против» «ЕГЭ: за и против» « Должны ли быть легализованы легкие наркотики?» « Комендантский час для детей и подростков должен существовать?» «Смертная казнь: антигуманное явление или справедливое наказание?» «Застрявшие в сети ( о проблеме интернет – зависимости)» «МАТ – не наш формат» «Счастье – это когда тебя понимают (о взаимоотношениях с родителями)» «Служба в армии – священный долг или потерянный год» «Надо ли пробовать в жизни все?( проблема алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте)» «Компьютерные игры в качестве досуга: за и против» « и др. |
Список использованной литературы:
1 .Завуч //Шкільний світ. - № 23 - 24 (209 - 210) – серпень 2004. - 64 С.
2.3апорожченко Ю.И. Использование дебатных игр для стимуляции познавательных интересов в учебном процессе/ Реферат. - Танковое : 2009.
З.Запорожченко Ю.И. Дебатные технологи на уроке этики / Творческая работа: Танковое , - 2009.
4. Мироненко В.В. Використання дебатов для залучення школярів до
розв'язання глобальних проблем сучасності /Історія та правознавство. - №13
(185) травень 2009. - с.4 - 5.
5. ПометунО.1., Фрейман Г.О. Методика навчання історії в школі-К.:
Генеза, 2006. - с. 184 - 188.
6.Пометун О., Пироженко Л., Сучасний урок/Інтерактивн ітехнологі ї навчання : Науково – методичний збірник. - К., 2004. с. 72 - 79.
7.Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – М.: Апрель Пресс, изд-во "ЭКСМО - пресс", 2001
8.Мудрик А.В., Юношеский тип общения. // Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. - С. 493 - 499
9.Жукова Т.В. Дискуссия как форма преподавания общественных дисциплин в вузе // Организация УД: проблемы и перспективы. Доклады всероссийской научной конференции. – Наб. Челны, 1997. – С. 73 – 75
10. Интернет источник: festival.1september.ru
6