СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование электронных учебников к УМК «Планета знаний» Кавалерист Н.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство текстовой информации, с которой работает человек в современном мире, хранится в цифровом формате - в формате электронного документа. Так же разработан целый спектр программных продуктов, позволяющих быстро и удобно получать доступ к их содержимому, но стремительное развитие технологии постоянно увеличивает количество информации, с которой оперирует человек и требует её чёткой организации.

Общепринятыми методами по улучшению восприятия текста человеком, являются методы его разделения на логические единицы и акцентирование в нем ключевой информации. Обобщённо, улучшенное и более удобное представление цифрового документа в таком виде можно назвать: электронное пособие (учебник).

Электронное пособие (учебник) – это компьютерная программа имеющая набор средств для удобной навигации и поиска по своему содержимому.

Просмотр содержимого документа
«Использование электронных учебников к УМК «Планета знаний» Кавалерист Н.А.»

МБОУ Алексеевская сош







Использование электронных учебников к УМК «Планета знаний»

Руководитель ШМО

Кавалерист Н.А.














2016 г.



Большинство текстовой информации, с которой работает человек в современном мире, хранится в цифровом формате - в формате электронного документа. Так же разработан целый спектр программных продуктов, позволяющих быстро и удобно получать доступ к их содержимому, но стремительное развитие технологии постоянно увеличивает количество информации, с которой оперирует человек и требует её чёткой организации.

Общепринятыми методами по улучшению восприятия текста человеком, являются методы его разделения на логические единицы и акцентирование в нем ключевой информации. Обобщённо, улучшенное и более удобное представление цифрового документа в таком виде можно назвать: электронное пособие (учебник).

Электронное пособие (учебник) – это компьютерная программа имеющая набор средств для удобной навигации и поиска по своему содержимому.

Эффективность применения электронных пособий обусловлена следующими положительными чертами:

  • возможность динамического отображения материала (при помощи видеороликов, или анимации) предоставляет излагаемый материал более наглядно и удобно для человеческого восприятия;

  • компактность и мобильность электронных средств обучения;

  • удобство и быстрота поиска желаемой информации;

  • возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя в изучаемой области, реализованная посредством тестирования с жестко предписанной системой оценивания.

Создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, представляет непростую технологическую и методическую задачу. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно–методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости.

В этой связи актуальным является разработка концепций построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных пособий, адекватных современным идеям развития образования (открытое образование, дистанционное образование и др.)

Применительно к традиционному учебному процессу можно выделить следующие методические цели при использовании электронных пособий:

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

  • осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

  • высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

  • визуализировать учебную информацию;

  • моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

  • развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

  • усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

  • формировать культуру познавательной деятельности и др.

Организация учебного процесса с помощью электронных пособий позволяет компактно представить большой объем учебной информации в четко структурированной и последовательно организованной форме, что дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.

В таком случае, электронное пособие представляет собой программу комплексного назначения, обеспечивающей непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющей теоретический материал, обеспечивающий тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно – поисковую функцию.

В учебном процессе при работе с электронным пособием можно выделить три уровня усвоения материала:

  1. 1-й уровень - иллюстративно-описательный,

  2. 2-й уровень - репродуктивный,

  3. 3-й уровень - творческий.

Обучающиеся не только получают знания, они получают и умения при конструировании и использовании элементов в электронном учебнике. Электронные пособия способствуют активизации познавательной деятельности.

Тесты, встроенные в электронные пособия позволяют контролировать усвоение обучающимися учебного материала, но и к тому же позволяют облегчить работу преподавателя.

Электронный учебник является инструментом обучения и познания, его структура и содержание зависят от целей его использования. Он должен выполнять функции репетитора, тренажера и самоучителя. Особую значимость он приобретает при использовании в телекоммуникационных системах.

Применение электронного учебника в учебном процессе может повлиять на:

  • повышение целенаправленности;

  • усиление мотивации;

  • повышение информативной емкости учебного содержания;

  • активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых;

  • ускорение темпа учебных действий.



Режимы работы электронного учебника.

Существуют  3 режима работы ЭУ:

  • обучение без проверки

  • обучение с проверкой, при этом  в конце каждой главы (параграфа) ученику предлагается ответить на несколько вопросов, которые  позволяют  определить степень усвоения материала

  • тестовый контроль, который  предназначен для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

Технология  проведения   уроков с использованием электронного учебника 

Вариант 1.         Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащиеся сначала опрашиваются  по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.

Вариант 2.         Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На таком уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя работают  с электронным  учебником .

Вариант  3.         На  уроках  комбинированного   типа   с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно- следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).

Вариант  4.        На  отдельных  уроках  возможно  самостоятельное  изучение  нового материала и составление  по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного  возраста.

Вариант 5.         ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда  электронный  учебник используется  с  целью  мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.

  1. Учитель  на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом дают возможность  учителю увидеть необходимость  организации повторения по той или иной структурной форме  для достижения максимального уровня обученности.

  2. Рассматривая результаты отдельных учащихся по структурным единицам, учитель   может  сделать выводы по продвижению  каждого  учащегося  и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы.

  3. Можно проследить динамику обучения ученика по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых учеников даёт учителю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.

  4. Методическим объединениям и кафедрам учителей могут быть  интересны результаты мониторинга по содержанию. Они получают полную информацию об усвоении каждой структурной единицы учениками всей параллели. На основе таких данных выявляется материал, который вызвал затруднения у учащихся, что позволяет на заседаниях кафедр и в рамках творческих групп разрабатывать методические рекомендации по преодолению этих трудностей.

  5. Администрации школы система педагогического мониторинга позволяет отслеживать уровень знаний учеников по предметам, видеть его динамику, активизировать методическую работу педагогов по конкретным проблемам содержания образования, контролировать оптимальность учебного плана и на основе данных педагогического мониторинга осуществлять его корректировку.

  6. Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше понять  характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. Поэтому  информационные  технологии  могут  не только оказать положительное влияние на понимание учениками  сущности объекта, но и на их интеллектуальное  развитие.

  7. Использование информационных технологий позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися. Это очень  важно в процессе обучения.

Прооблема темпа усвооения учащимися материала с помощью компьютера

В процессе  испоользования электронных учебников, происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый ученик усваивает материал в  своем темпе, по своему плану,  в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

В результате   учитель не сможет продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, при которой  ученики находятся  на одной стадии перед изучением нового материала.

Поэтому  электронные  учебники должны содержать несколько уровней сложности.

Тогда  ученик, который быстро усваивает предлагаемую ему информацию, может изучать  более сложные разделы данной темы,  поработать над закреплением изучаемого материала.

Слабый же ученик к этому времени  усвоит тот минимальный объем информации, который необходим для изучения последующего материала.

При таком подходе к решению проблемы у учителя есть возможность реализовать дифференцированное  и разноуровневое обучение в условиях традиционного школьного преподавания.

На этане введения знаний учащийся переходит от полного отсутствия знаний по изучаемой теме к овладению ими в первом приближении. Этот переход должен осуществляться таким образом, чтобы у учащегося сложился общий, не дифференцированный каркас требуемого знания, некоторое общее представление о теме. Основная форма усвоения — вербальная, часто в виде учебных правил, решение задач играет преимущественно вспомогательную иллюстративную роль. Этап проходит при максимальной помощи со стороны учителя.

На этапе тренировки, состоящем в решении задач, вербальное знание переходит в умение и навык, приобретает четкость, определенность. Решение задач  становится  главным  средством  обучения. Знания наполняются частными деталями. Этот этап, более   трудный  и   длительный , с  использованием электронного  учебника  осуществляется при минимальной помощи со сторoны учителя или даже при полном ее отсутствии.

Компьютерное обучение возмoжно  на oбоих этапах, но оно   более  целесообразно  на втором.

При этом, на  1-м этапе личность учителя играет при введении знания огромную стимулирующую роль.

На 2-м этапе- компьютерная  тренирoвка,   где преобладает самостоятельная работа учащихся, значимость этого фактора очень мала.

Компьютерная тренировка позволяет устранить недостаток школьного обучения, который   состоит  в том, что оно часто  остается  незавершенным, так  как  осуществляется в  основном,  на уровне этапа введения знания. Учебный процесс строится обычнo по принципу матрешки, т.е. усвоение последующей темы требует уверенного владения предыдущей, вплоть до умения решать задачи. Но школьных ресурсов на тренировку не хватает. Поэтoму  для многих учащихся обучение сводится к «прохoждению»  не пoлностью усвоенных тем.

Автоматизация тренировки позволяет гарантировать усвоение прочного  знания и исправление ошибок, которые возникли  на предыдущем этапе.

















Для чего это нужно?

  1. Лучше усвоение материала
    За счет разбивки текста интерактивными элементами, смысловые блоки стали разнообразнее, а необходимая справочная информация доступна мгновенно

  2. Не занимает места
    Особенно это важно для мобильных устройств. Например, можно повторить материал хоть в поездке, хоть на речке.

  3. Привычная, комфортная среда
    При всех современных технологиях, фундамент - печатный учебник. Вся методика прежняя.


ЭФУ издательства «Астрель»:

  • Максимально простой и понятный интерфейс.

  • Интерактивные задания оформлены в «игровом» стиле.

  • Быстрый переход к нужной странице.

  • Создание закладок и заметок.

  • Возможность адаптации шрифта.

  • Поиск по тексту.

ЭФУ – это будущее, которое уже наступило.