Тыарасинская коррекционная школа Таттинский улус
- Тема: Использование элементов якутского танца в повышении уровня физической подготовленности детей с нарушениями интеллекта.
- Учитель физкультуры и ритмики Кашкина Анна Николаевна
Актуальность:
- В настоящее время вопросы физического воспитания категории детей с отклонениями в развитии на фоне модернизации российского образования приобретают более широкий и комплексный характер.
- Физическое воспитание по праву считается неотъемлемой частью всей системы учебно–воспитательной работы школы для детей с нарушениями интеллекта. Анализ современного состояния физического воспитания в условиях специальной школы показал, что недостаточно учитываются и используются все преимущества физической культуры в реабилитации таких детей, что коррекция их нарушений в развитии в процессе занятий физкультурой осуществляется неполно, так как методы и приемы физического воспитания во многих случаях применяются такие же, как и в массовой школе, без достаточного учета особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: - разработка и экспериментальное обоснование влияния якутских танцев на физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта .
- Объект исследования : - процесс физической подготовки детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
- Предмет исследования: - влияние элементов якутских танцев на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
- Гипотеза исследования – предполагается, что физическое подготовка детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта будет наиболее эффективным, если в качестве средства будут использованы элементы якутских национальных танцев.
Физическое развитие и двигательные нарушения детей с нарушениями интеллекта
- Поражения центральной нервной системы умственно отсталых детей накладывают серьезный отпечаток на их физическое развитие и моторику, создавая разнообразие нарушений.
- Наиболее интересна классификация нарушений физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательных школ, изложенная А.А. Дмитриевым:
- Нарушения физического развития : отставание в массе тела; ожирение; отставание в длине тела; нарушение осанки; нарушение в развитии грудной клетки; сниженная жизненная емкость легких; сниженная окружность грудной клетки; аномалия черепа; аномалия лицевого скелета; дисплазии.
Нарушения в развитии основных движений: неточность движений в пространстве ; неумение выполнять ритмичные движения; низкий уровень дифференцирования мышечных усилий; низкий уровень развития функции равновесия; дискоординация движений.
Нарушения при ходьбе: сутулость; дискоординация движений рук и ног; шарканье ногами; волочение ног по полу; неритмичность движений; постоянные отклонения от пути по прямой; неодинаковая длина шагов; неодинаковая амплитуда при взмахах руками.
Нарушения движений при беге : чрезмерный наклон туловища вперед; чрезмерное напряжение рук; мелкие шаги; неритмичность; чрезмерный наклон головы вперед; Сюда же относятся бег на почти прямых ногах и бег на полусогнутых ногах.
в Научно–методической литературе имеются разные сведения о состоянии здоровья, двигательных нарушений, психического и физического развития детей с умственной отсталостью.
- Нам учителям физической культуры в специальных (коррекционных) школах необходимы знания по организации и проведении занятий по физкультуре, лечебной физической культуре и ритмике для детей со значительными отклонениями в здоровье. Так, наиболее часто формируются две группы: дети с патологией опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, дефекты осанки и костные деформации) и дети с патологией сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Учитель обязан быть осведомленным в вопросах физиологического воздействия физических упражнений на организм детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных хроническим заболеванием, постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок.
Физическое воспитание учащихся с нарушениями интеллекта в условиях специальной школы
- В работах отечественных дефектологов Д.И. Азбукина, А.Н. Граборова, Г.М.Дульнева, И.Г.Еременко большое значение придается вопросам физического воспитания учащихся специальной школы. Они подчеркивают незаменимую роль средств физической культуры в коррекционно–воспитательной работе, в подготовке учащихся к общественно полезному труду.
- Особое значение для коррекции дефектов и развития личности ребенка с нарушениями интеллекта имеет правильная постановка физического воспитания в младших классах. На начальном этапе обучения закладывается фундамент для дальнейшего физического развития детей, выработки у них навыков основных движений и формирования осанки, воспитания интереса и привычки к занятиям физическими упражнениями.
смысл и значение понятия «моторный интеллект»
- В процессе двигательной активности человека на движения реагируют не только отдельные мышцы или внутренние органы, но и целостный живой организм, при этом каждая его система несет определенную нагрузку. Коррекционная работа, проводимая в процессе занятий физической культурой, способствует развитию не только двигательных качеств, но и познавательных возможностей, поскольку ребенок выполняет движения, заучивает их, мысленно оперирует действиями, узнает новые слова, движения, запоминает и воспроизводит их, то есть способствует взаимодействию двух сигнальных систем.
- Таким образом, несмотря на то, что умственная отсталость явление необратимое, постепенность и доступность двигательных задач может создавать предпосылки для взаимовлияния и компенсации мыслительной деятельности и моторного интеллекта.
задачи физического воспитания в сегодняшней школе для детей с нарушениями интеллекта являются:
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера;
- развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.);
- коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики;
- поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
- воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения, патриотизма .
Задачи исследования
- Изучить научно – методическую литературу с точки зрения исследуемой темы.
- Определить исходный уровень физической подготовленности умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
- Разработать элементы национальных танцев и экспериментально проверить эффективность их применения на занятиях детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
- Работа была проведена учащимся 2 – 5 классов. Участвовало 10 детей: 5 девочек, 5 мальчиков.
- метод исследования: 1. Анализ литературных источников. 2. Педагогическое наблюдение
1.Анализ литературных источников показал, что нами должны соблюдаться следующие педагогические условия: - учитель физкультуры обязан знать дефекты каждого ученика, располагать данными медицинских осмотров, постоянно консультироваться с врачом школы, учитывать состояние ребенка на каждом уроке, дифференцированно планировать физическую нагрузку, особенно это касается детей, вернувшихся после болезни; - постоянная консультация и наблюдение психолога, социального педагога, классного руководителя; - кроме уроков и работы по укреплению здоровья в режиме дня большое внимание следует уделять внеклассной и внешкольной работе, по возможности почти всех детей вовлекать в физкультурные секции и кружки.
- Желательно ежемесячно проводить дни здоровья, внутришкольные соревнования по различным видам спорта, спортивно – театрализованные праздники.
Педагогическое наблюдение
- Метод педагогического наблюдения позволил получить фактический материал об изучаемом процессе. Якутские танцы имеют ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой вид физкультурной деятельности. Они
большую роль играют в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта. Правильное определение количества упражнений должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и снижение простудных заболеваний.
- При правильной постановке обучения танец способствует развитию личностных качеств детей с нарушениями интеллекта произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.
Общее физическое развитие до исследования
- Для проведения педагогического эксперимента были использованы следующие тестовые упражнения:
- Бег 30 м с низкого старта (сек).
- Бег 10 м с низкого старта (сек).
- Прыжок в длину с места (см).
- Приседание (кол)
Организация занятий
Элементы якутских танцев как упражнения проводились систематически на:
- уроках физической культуры 2 раза в неделю;
- Уроках ритмики 1 раз в неделю
- кружковых занятиях «Дьиэрэнкэй» 1 раз в неделю.
- Поставлены танцы:
- «Дьиэрэнкэй»
- «Чохчоохой»
- «Хотугулуу»
- «Чумэчилээх»
- «Сайын»
- «Илинни дойдулар ункуулэрэ»
- «Дьеьегей»
- «Булчуттар»
Характеристика элементов якутского танца
- Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных мероприятиях, направленных на коррекцию их физиомоторной сферы.
- В якутских танцах многообразие различных упражнений, которые способствуют увеличению гибкости позвоночника, развитию мышечной и , дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма
- Разнообразие применяемых упражнений позволят эффективно осуществить процесс коррекции осанки.
- Элементы якутских танцев детям даются легко и запоминаются быстро. Замыслы всех танцев взяты из жизни. Многие танцы отличаются жизнерадостью, лёгкостью, озорностью. Игра рук, кистей, просто поворот головы, взгяд, внутренняя гармония, внутреннее спокойствие, чарующая музыка – всё это вызывает у детей с нарушениями интеллекта интерес и желание заниматься с удовольствием, без принуждения. У них раскрывается внутренняя радость и гордость.
- Постоянное использование элементов якутского танца улучшает уровень общего физического развития ребёнка, во время выполнения танцевальных упражнений тренируется работа сердца и дыхания.
-
Комплекс элементов якутского танца можно классифицировать следующими упражнениями:
- «Хаамыы ункуу» - медленный боковой шаг; «Осуохай»
- «осуохай» - быстрый боковой шаг; танец «Осуохай»
- «хайгатар» – вынос ноги на каблук; танец «Осуохай»
- «атах тэпсии» – удар стопой о стопу; танец «Осуохай»
- «тилэх тэпсии» – подскок с ударом ступней; танец «Осуохай»
- «кулун куллуруьуу» – кружение под рукой; танец «Осуохай»
- «бег оленя» – широкий сильный прыжок вперед на правую ногу, одновременно вытянуть левую руку; танец «Оленей»
- «прыжок» - «танец Оленей»
- «скачок назад» – руки подняты вверх, отскочить назад; «танец Оленей»
- Дьиэрэнкэй – подскоки, оттолкнуться от пола. Движение попеременно правой и левой ногой; «танец Дьиэрэнкэй»
- «кылыы» - танец « Узоры»
- «ыстана» – сильный прыжок вперёд; танец «Охотники».
- «чохчоохой» - прыжки в полном приседании; танец «Чохчоохой».
- «куобах» – прыжок зайца, танец «Охотники».
- шаг на высокие полупальцы» – одной ноге присесть, другую приподнять;
- выпад – большой шаг вперёд, опускаясь носка на пятку; «танец Оленей».
- вытягивание шеи – сыльным рывком резко вытянуть вперёд шею; «танец Оленей».
- приседание на одной ноге - «танец Оленей».
Положительные результаты применения элементов якутских танцев на общее физическое развитие обучающихся:
Применение элементов якутских национальных танцев на занятиях показало: положительный эффект -В результате исследования выявлена особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями.
-Отставание в физическом развитии и двигательной подготовленности у них составляет не 1-1,5, а 2-3 года. При этом в большей мере страдают координационные возможности, что проявляется в снижении показателей статического равновесия, динамической координации и дифференцированной сенсомоторной реакции.
-Это дало мне основание продлить педагогический процесс, направленный на коррекцию отстающих физических качеств.
- Включение разнообразных танцевальных упражнений благоприятно повлияло на общее физическое развитие, на состояние здоровья детей, их сердечно-сосудистой системы и снижение простудных заболеваний.
- Показатели физической подготовленности имеют существенные различия. В тесте приседания результаты улучшились с 18±5,4 до 22±6,4 (20, 4%). Прирост выше и составляет 33,9 %, с 19±4,1 до 25±3,9.
- Показатели прироста в беге на 10 м
- Показатель бега на 10 м, результаты улучшились с 5,40±1,1 до 5,00±0,8 (8,5%), прирост выше и составляет 12,8 %, с 5,79±0,6 до 5,05±0,5.
- Показатели прироста в беге на 30 м , результаты улучшились с 12,71±1,15до 12,15±1,3 (3,5 %) прирост выше и составляет 11,7 %, с 12,36±1,35 до 11,0±0,9.
- Показатель прироста в прыжок в длину с места, результаты улучшились с 1,15±0,2 до 1,17±0,3 (2,0 %) прирост выше и составляет 24,1 %, с 1,13±0,18 до 1,41±0,2.
- В значительной мере способствовало формированию и исправлению правильной осанки, двигательная память, координация, переключаемость движений.
- Сыграло большую роль развитию личностных качеств детей с нарушениями интеллекта произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности контролировать себя; развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.