Л.Б.Швец
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС - ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Борьба за стройность – дело не простое!
Одной диетой горю не помочь!
В спортзал нужно идти за красотою,
Хандру и лень пытаясь превозмочь!
Любых проблем есть в фитнесе решенье,
Ответ на все вопросы под рукой!
Легко поднимет шейпинг настроенье,
А йога принесет душе покой!
Капитонова Лариса
В связи с кризисным состоянием проблемы снижения здоровья подрастающего поколения в физической культуре особую актуальность приобретает разработка здоровье сберегающих технологий для детей и подростков, предназначенных для формирования, сохранения и укрепления их здоровья. Здоровье сберегающие технологии в физической культуре входят в понятие «оздоровительные технологии», уже существовавшие ранее в оздоровительной физической культуре и предназначенные для жизнеобеспечения функциональных систем организма человека. Большая часть появляющихся на современном этапе оздоровительных технологий связана с развитием в ПМР фитнес-индустрии. Именно благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее популярных терминов в физической культуре – фитнес, который встречается и в методических разработках, и в образовательных программах. Рассматривая появление термина «фитнес» и его специфику, следует отметить, что данные технологии разработаны для решения задач фитнеса в соответствии с его принципами, особенностями мотивации занимающихся.
Фитнес-технологии – это, прежде всего технологии обеспечивающие результативность в занятиях фитнесом. Их можно определить как совокупность научных способов, шагов, приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса. Грамотное и целенаправленное внедрение фитнес-технологий в систему физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, является в настоящее время одной из основных и актуальных задач учебных программ. Внешним импульсом для создания фитнес-технологий является изменившийся социокультурный запрос – потребность современного общества в красивых и здоровых людях, появление инноваций в различных видах физической культуры. Они вместе с физической культурой под воздействием социокультурных факторов активно воспринимаются фитнес-индустрией и составляют основу фитнес-технологий.
Урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физического воспитания. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Содержание и форма его проведения в значительной степени обусловливают уровень физической подготовленности и спортивной увлеченности школьников. Очень важно, чтобы он имел инструктивную направленность и стимулировал учащихся к самостоятельным занятиям, как в школе, так и дома.
Педагогическая идея: создание нового подхода к занятию по физкультуры, базирующегося на идеи модернизации образовательного процесса с использованием новых направлений в сфере физической культуре.
Целью проекта стало: формирование положительной мотивации учащихся для осознанных самостоятельных занятий по физической культуре, формирование у учащихся теоретических знаний в области фитнеса, умений и навыков к способности направленного использования разнообразных средств фитнеса для сохранения и укрепления здоровья, а также содействие самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.
Основные задачи для проведения занятия:
воспитывать устойчивый интерес к занятиям;
формировать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья;
формировать адекватную самооценку состояния своего здоровья;
совершенствовать функциональные возможности основных систем организма; развивать двигательные способности;
содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.
воспитания, использование новых танцевальных направлений, разновидностей аэробики.
В ходе занятий под музыкальное сопровождение я увидела, что можно менять темп упражнений и повышать их интенсивность. Проделанная работа в килограммо - метрах значительно больше, когда выполнение упражнений сопровождается эмоциональной, положительно воздействующей музыкой. Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики находят отражение в той или иной направленности занятий по физической культуре: легкоатлетической, гимнастической, игровой и т.д., они способствуют разнообразию используемых средств в подготовительной, основной и заключительной частей занятия.
Применение фитнес – технологий в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должны отражать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей занимающихся. В подготовительной части с легкоатлетической направленностью включаются упражнения аэробики, приближённые к технике бега, прыжков, метаний. Упражнениям для подвижности суставов способствуют джаз-аэробика. Для решения задач основной части урока применяются специально разработанные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, классическая аэробика, степ-аэробика), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей. В заключительной части для снятия напряжённости, повышения эмоционального состояния применяются фитнес - технологии: стретчинг, йога-аэробика.
Также фитнес - технологии активно используются в различных видах физкультурно-оздоровительной работы. Внедрение фитнес - технологий в урок по физической культуре вызывает положительную мотивацию к занятию, большой интерес и желание заниматься у большинства из них. Привлекают школьников силовые упражнения под музыку.
Таким образом, можно сделать вывод, что фитнес - технологии содействуют изменению негативного отношения к занчтиям физической культуры; способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, являются средством повышения уровня физической активности.
Фитнес- технологии - это современные комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы физических упражнений. Фитнес является феноменом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для различных сфер общественной жизни. Это способствует его интеграции во все виды физической культуры и, в частности, в физкультурное образование детей. Таким образом, подводя итог, я могу сказать, что настало время не только активного внедрения в школьную практику оздоровительных программ, в которых важным направлением будет являться интеграция обучающих, воспитывающих и оздоровительных воздействий. Главное - необходимо более глубокое осмысление и более активное использование инновационных методик и форм организации занятий в общеобразовательных учреждениях с тем, чтобы накапливать опыт, делать выводы и отбирать то лучшее, которое может составить содержание последующих оздоровительных программ, обязательных для использования в школах.
Список литературы:
Аэробика. Теория и методика проведения занятий учебное пособие для студентов физической культуры / Под ред. Е. Б. Мякинченко и М. П. Шестакова. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002. - 304 с.
Борисова В. В. Педагогическая технология оздоровительной работы как фактор оптимизации режима учебного дня младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. В. Борисова. - М., 2002.
Крючек Е. С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий учеб.- метод. пос. / Е. С. Крючек. - М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2001. - 64 с.
Лисицкая Т. С., Сиднева, Л. В. Аэробика В 2 т. Т. II. Частные методики / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 216 с.
Л.Б. Швец, учитель физкультуры
Рыбницкая «РРМСОШ №9»
г. Рыбница, Приднестровье