Просмотр содержимого документа
«Использование фольклора в развитии речи детей младшего возраста (презентация пед.опыта)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА СЫЧЕВКИ Использование фольклора в развитии речи детей младшего возраста
Автор : воспитатель
Кондрина
Елена Евгеньевна
АКТУАЛЬНОСТЬ
Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Таким образом, исследования психологов и практиков показывают что: устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей младшего возраста.
С их помощью можно развивать:
Фонемати-ческий слух
Граммати-ческий строй речи
Звуковую культуру речи
Обогащать словарь
Цель :
Способствовать развитию речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора
Задачи :
- Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях.
- Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
- Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
- Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам .
- Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Целевые группы:
1 целевая группа – дети: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя и ребенка (подгруппы детей, индивидуальная работа), самостоятельная детская деятельность.
2 целевая группа – педагоги: активная методическая работа .
3 целевая группа – родители: оказание консультативной помощи.
Принципы :
- Принцип от простого к сложному
- Принцип наглядности
- Принцип индивидуализации
- Принцип связь обучения с жизнью
Описание:
Этапы
1. Подготовительный
Мероприятия
- Изучение методической литературы по проблеме
- Анализ фольклорных жанров
- Анализ предметной среды группы.
- Разработка плана
Описание:
Мероприятия
- ЦГ-1:
- Организация диагностического исследования речи детей
- Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора
- Организация игрового взаимодействия
- Выставка книг с различными жанрами фольклора
- Рассматривание иллюстраций
- Инсценирование произведений фольклора
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений
- ЦГ-2:
- Выступление на педагогическом совете
- Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений
- Деятельность в соответствии с тематическим планированием
- ЦГ-3:
- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций
- Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи»
- Выпуск буклета для родителей « Народные дидактические игры - элемент современности»
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе
Этапы
2. Практический
Описание :
Этапы
Мероприятия
- Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы.
- Анализ, обобщение и распространение результатов работы.
3. Результативный
Формы работы с целевыми группами
ДЕТИ
- Внедрение фольклорных произведений во всех видах деятельности детей.
• Организация культурно-досуговой деятельности.
• Организация индивидуальной работы с детьми .
Формы работы с целевыми группами
ПЕДАГОГИ
• Подбор методов развития речи детей средствами фольклора согласно возрастных особенностям ребенка.
Формы работы с целевыми группами
РОДИТЕЛИ
- Беседы.
- Наглядная информация: буклеты, памятки.
- Привлечение родителей к пополнению развивающей среды группы
• Участие в праздника х, конкурсах
Фольклор помогает детям овладеть различными видами деятельности
- игровой
- коммуникативной
- познавательно-исследовательской
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание
- конструирование
- изобразительной
- музыкальной
- двигательной
Развитие речи и чтение художественной литературы
Режимные моменты
Продуктивная деятельность
Физическое развитие
Познавательно-исследовательская деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Инсценирование
Инсценирование
Культурно-досуговая деятельность
Работа с родителями
Результаты
- Количество детей с высоким уровнем развития речи увеличилось на 5%
- Словарь детей обогатился новыми словами, оборотами, выражениями
- Сформированы первичные навык и восприятия фонематической и лексической стороны речи
- Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе
- Дети овладели бе з конфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками
- Сформировалось положительное отношение к режимным моментам
- У родителей сформировалось понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
- У родителей повысился общий культурный уровень